Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
чт, 28 марта 2024
20:20

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Тайны Днепра: Канатной дороге – ровно полвека!

|«« «« »» »»|

В мае полувековой юбилей отметила подвесная канатная дорога Днепра. Этот уникальный городской объект был очень популярен на протяжении нескольких десятилетий. Воспоминания о «канатке» стали частью жизни не одного поколения жителей нашего города. Но уже больше десяти лет канатная дорога, к сожалению, остановлена и тихо умирает…

Сегодня Городской сайт представляет первый в своем роде материал по истории легендарной «канатки».

Когда и почему возникла идея подвесной канатной дороги над Днепром? Кто из архитекторов и конструкторов работал над проектом? Как проходило строительство дороги? Каковы параметры канатной дороги? В чем её архитектурная и историческая ценность?

Об этом расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович Кавун.

Канатная дорога – изюминка городской зоны отдыха

«Идея строительства подвесной канатной дороги была выдвинута в середине 1960-х годов, - рассказывает Максим Кавун. - Эта идея стала органическим продолжением тенденции по развитию рекреационных зон Днепропетровска, и, в первую очередь, парка Шевченко с Комсомольским (Монастырским) островом. Городской сайт уже подробно расска зывал о традициях летнего отдыха в Днепропетровске.

Еще в начале XX века остров стал излюбленным местом отдыха екатеринославцев. В советский период, начиная с 1920-х годов, появились пляжи на острове, которые летом посещали тысячи людей. Однако постоянного сообщения острова с парком не было. Даже после войны была популярна лодочная переправа на острова.

И только в 1957-1958 годах был построен стационарный пешеходный мост на остров. Это стало новым этапом в развитии главной городской зоны отдыха. Территория острова была присоединена к парку имени Шевченко. Юго-западнее Мерефо-Херсонского моста было намыто продолжение песчаной косы длиной около 700 метров. Эта коса, собственно, и стала главным городским пляжем. Работы производились путем гидронамыва в 1956-1958 годах.

В конце 1950-х годов, как видим, была сформирована главная городская зона отдыха на Комсомольском острове. Вслед за этим остро встала проблема транспортного сообщения и оптимизации перемещения отдыхающих. Решить эту проблему не совсем обычным путем и была призвана подвесная канатная дорога. С помощью канатной дороги поток отдыхающих с пляжей направлялся не через территорию парка, а воздушным путем сразу в нагорную часть города.

Проект чудо-дороги: за 10 минут на пляж и обратно

Как писала газета «Днепровская правда», в 1966 году

«Родился интересный проект создания в нашем городе пассажирской канатной дороги, которая свяжет правый берег Днепра с зоной отдыха на Комсомольском острове. Автор проекта – молодой архитектор Эдуард Чубаров».

В августе 1966 года газета «Днепровская правда» поместила статью-анонс «В кабине над Днепром» о проекте строительства канатной дороги. С гордостью газета сообщала:

«Недавно проектанты выдали первую часть рабочих чертежей будущего сооружения. Сюрприз, приготовленный днепропетровцам, называется: пассажирская канатная дорога. Благодаря ей отдыхающие попадут на пляж за 10-11 минут…

На высоком правом берегу Днепра вырастут изящные, легкие современные постройки… Одна из них – машинный зал. Здесь же будет расположен пульт управления дорогой, служебные помещения, кассы и посадочный перрон. Вторая постройка – легкий павильон ожидания.

Для того, чтобы сооружения отвечали всем требованиям современной архитектуры, немало пришлось поработать молодому конструктору Анатолию Бобровникову. Постройки будут выполнены из сборного железобетона. Крыши павильона и машинного зала в виде волнистых навесов. Впервые в нашем городе для их изготовления будет применен железобетон в виде оболочки толщиною всего… в 6 сантиметров. Однако их форма будет обеспечивать жесткость и прочность всей конструкции покрытия.

Станция новой дороги – не типовой, а индивидуальный проект. Архитекторы учли особенности окружающего ландшафта. Все сооружения дороги впишутся в него, станут как бы органической частью окружающего ансамбля зданий».

Статья заканчивалась так:

«Покачиваясь на десятиметровой высоте, вагончики понесут отдыхающих над Днепром на расстояние около семисот метров. И уже не нужно будет людям преодолевать бесчисленное количество ступенек, поднимаясь в гору. …Пройдет немного времени, и днепропетровцы получат хороший подарок от строителей города».

Архитектор канатной дороги – Эдуард Петрович Чубаров

Специально для Городского сайта эксклюзивный комментарий по истории строительства канатной дороги согласился дать её архитектор – Эдуард Петрович Чубаров.

Эдуард Петрович – мэтр днепровского зодчества, заслуженный архитектор Украины. О жизни архитектора и его работах Городской сайт уже подробно рассказывал.

- Как возникла идея строительства канатной дороги? Эта идея принадлежала вам?

- Нет, я подключился где-то в середине процесса. Идея я даже не знаю доподлинно, чья, вероятнее всего, она принадлежала городскому руководству. Тогда руководителем города, председателем горисполкома в 1964–1967 годах был Борис Иванович Кармазин.

Идея шла от городского руководства. Работал над этой идеей вначале институт «Днепрогипрошахт», потому что он проектировал канатные дороги для шахт. Но опыта создания пассажирских дорог у них не было. Наша дорога была уже задумана как комплекс, то есть была выбрана трасса, запроектированы верхняя и нижняя станции, опоры и другие сооружения.

Верхнюю станцию дороги нужно было оформить оригинальным образом. Я работал в «Днепрогражданпроекте» и как молодой архитектор был приглашен участвовать в разработке проекта канатной дороги.

- А как родился архитектурный образ станции «канатки»? Это ведь не был типовой проект?

- Нет, все разрабатывалось индивидуально и с нуля, никаких наработок не было! Нужно было придумать яркий архитектурный образ. Такой образ родился, был выполнен макет. Крупное сооружение на холме, напоминающее своими очертаниями взлетающее фантастическое существо с крыльями. Под одним «крылом» размещалась машинная станция, второе было предусмотрено для размещения точки общепита. Б.И. Кармазин приехал в институт, в мастерскую, где осмотрел макет: «Хорошо, это то, что надо! Давай вперед! Но не забывай о сроках».

Наша бригада, работавшая над канатной дорогой, была сформирована практически из трех человек: я и два конструктора – Анатолий Бобровников и его жена Лариса. Мы создали проект очень быстро. Все конструктивные элементы несли одновременно и образную функцию и создавались в тесном контакте с конструктором Толей Бобровниковым.

… Как вспоминает Эдуард Петрович, сроки строительства вовсю поджимали. Архитектор и конструкторы еще дорабатывали детали проекта, а в это время уже шло сооружение опор, помещения под машинную часть. Из-за такой спешки не обошлось без ЧП: обрушилась плохо закрепленная опалубка, пострадал один рабочий, получивший перелом.

- Были ли какие-то награды за канатную дорогу?

- Нет, этого не было. Канатная дорога воспринималась как важный объект, который находился на контроле, обсуждался на оперативках. Не рядовой объект… Но никаких специальных наград за проектирование дороги мы не получили. Вопрос так не стоял.

- Функционально канатная дорога сильно упростила отдых на острове?

- Конечно, особенно когда отдыхающие шли с пляжа обратно, уставшие, разморенные… Со строительством канатной дороги в этом отношении сильно сократился путь наверх. Кроме функциональной стороны, хочу отметить, что это еще был и увлекательный городской аттракцион!

- Были ли еще памятные моменты, связанные с канатной дорогой?

- Были и другие моменты… В период моего увлечения парусным спортом, когда мы шли по Днепру на яхте под канатной дорогой, то нужно было попасть, «проскочить» между двигающимися люльками. Это была задача не из легких.

- Вы считаете, канатную дорогу можно восстановить?

- Да, можно. Конечно, все металлические части, пришедшие в негодность, нужно менять однозначно. Сама станция может и должна остаться. Опоры тоже могут стоять. Но «начинку» придется менять. Она и морально, и физически уже устарела. Но, конечно, необходимо предварительное детальное обследование прежде всего прочностных характеристик несущих конструкций.

… Как признает Эдуард Чубаров, при воспоминании о простаивающей который год «канатке» его сердце щемит. Пару лет назад к нему обращались, когда в городе пошли разговоры о необходимости восстановить канатную дорогу. Побывав на ней спустя много лет, он ужаснулся тому, в каком печальном состоянии она находится. К сожалению, средств и желания восстановить объект тогда не нашлось. А в последнее время не заходит даже и разговоров о «реанимации» канатной дороги…

- В западной Европе благополучно работают антикварные канатные дороги, поезда, которым по сто лет и больше, - с грустью резюмирует Эдуард Чубаров. – В нашей же реальности многое упирается в рентабельность. Если в реставрацию канатки вложить десятки миллионов, то резонно ставить вопрос о высокой цене за проезд для ее окупаемости. Но будут ли горожане массово пользоваться ею при высокой цене на проезд – тот еще вопрос…

Чудо техники строили два года

Строительство уникального сооружения заняло два года. В мае 1968 года канатная дорога длиной 717 метров была завершена строительством и пущена в эксплуатацию. Интересно, что газета «Днепровская правда» посвятила пуску «канатки» специальную статью, которая озаглавлена точно так же, как и очерк о проектировании дороги – «В кабине над Днепром».

Чудо техники пресса описывала так:

«И вот проект осуществлен. Чтобы это увидеть, не нужно далеко ходить: вторым или четвертым троллейбусом – до конечной остановки в районе парка Шевченко, потом по улице имени Фучика, и перед вашими глазами предстанет сооружение канатной дороги.

Изящные, современных форм постройки занимают площадь около одного квадратного километра. Основная среди них – машинный зал. Здесь же пульт управления, служебные помещения, кассы и посадочный перрон.

Вы на правобережной станции. Привлекает взор навес над площадкой возле машинного зала. 14 волнистых необычных оболочек опираются на 18 колонн и создают отличное впечатление. Никогда не скажешь, что каждая секция оболочки весит около 14 тонн. Все они созданы на заводе железобетонных конструкций «Мостостроя»…

Красивые, нарядные постройки. Взять, к примеру, колонны. Их украшают около 50 тысяч мозаичных плиточек. А на перекрытиях – эпоксидная смола: отличная защита от непогоды и красивый молочно-белый цвет».

Открытие канатной дороги приурочили к Первомаю

Открыли канатную дорогу в мае 1968 года. Вот видео с открытия дороги:

Как это было принято, приурочили пуск к празднику. Пресса писала об этом:

«В дни празднования Первомая сделан пробный пуск дороги. Не все еще в городе знают о ее существовании, а только за праздничные дни услугами нового, очень удобного вида транспорта, воспользовались более трех тысяч человек. Строительство канатной дороги закончено. Она действует. Это замечательный подарок горожанам. Потому что к их услугам семьсот семнадцать метров пути на десятиметровой высоте в семидесятидвух элегантных, удобных кабинках. Если механизм, приводящий в движение всю систему, будет работать на второй скорости, время воздушного путешествия займет всего семь минут. Пропускная способность дороги (в обе стороны) 1.200 человек в час. А летний день долог!».

Смотровая площадка – стрела

Одной из главных изюминок объекта стала и смотровая площадка, задуманная Эдуардом Чубаровым. Пресса отмечала:

«Тех, кто придет к посадочной площадке, ожидает еще один сюрприз. С нагорной части города наблюдателю открывается великолепная панорама: строящаяся набережная, водные станции, левобережье города, удивительно красивое место слияния Самары и Днепра.

Чтобы полюбоваться городом и заречьем, архитекторы запроектировали, а строители возвели рядом с павильоном станции 32-метровую стрелу из монолитного железобетона. Она напоминает в плане самолет. А консольная часть, которая взметнулась над землей на восемь метров, имеет обзорную площадку. Здесь одновременно могут расположиться более 10 человек».

Автор статьи явно перестарался. Настоящая высота смотровой площадки меньше в 2 раза – около 16 метров.

Канатную дорогу строили всем миром

В строительстве канатной дороги, как это было принято в советское время, участвовали многие предприятия и организации Днепропетровска – Южмаш, ДЗМО, завод имени Бабушкина и другие.

Об этом тоже вдохновенно писала «Днепровская правда»:

«Дорога работает. Наверняка, многие днепропетровцы, придя сюда, смогут сказать: и мой труд здесь вложен. Это верно не только в применении к строителям и монтажникам. Постарались работники ДЗМО – они изготовили привод. Кабинки заботливыми руками строили южмашевцы, несущие опоры – умельцы завода имени Бабушкина, сложной конструкции ролики изготовили специалисты электровозостроительного, футеровку делали шинники. Всего не перечтешь».

Отделочные работы выполнило СУ-6 треста № 17.

В целом, полвека назад город на Днепре получил уникальный штучный объект, не только с технологической и функциональной сторон, но и с имиджевой точки зрения. Изображения канатной дороги, кабинок, парящих над Днепром, обязательно помещались на открытках, в фотоальбомах, в путеводителях по Днепропетровску.

Канатную дорогу любили взрослые и дети

Посещение канатной дороги было приятным событием в жизни большинства отдыхающих, особенно детей.

- Я застал канатную дорогу в 1980-е годы – вспоминает Максим Кавун. - Путь к ней начинался от Октябрьской площади (Соборная), где стоял большой металлический кораблик, с надписью «На подвесную дорогу». Этот кораблик исчез (был спилен) еще в начале двухтысячных годов. Вот такой своеобразный предвестник закрытия всей дороги…

Для посадки на «канатку» нужно было пройти вниз три квартала. Затем немалых трудов для многих стоило залезть в саму кабинку, при этом всегда раздавался сильный грохот. Зато потом волнение заменяло удовольствие от созерцания днепровских панорам. 

Когда кабинки проплывали над заливом, некоторые смельчаки совершали прыжки в воду. После этого поступал сигнал тревоги, и частенько дорогу останавливали на несколько минут. При прибытии на острове также многим стоило немалых трудов выйти из кабинки, и снова с жутким грохотом…

История канатной дороги не обходилась и без происшествий, своеобразных курьезов. Довольно часто по техническим причинам дорога замирала на какое-то время. Особое волнение испытывали те, кто зависал над проливом.  А однажды пассажиры висели на дороге несколько часов. По рассказам старожилов, в механизме верхней станции сломалась какая-то уникальная деталь, вроде бы шестерня. И ее пришлось срочно изготавливать на одном из днепропетровских заводов. Пока процесс не был завершен, пассажиры несколько часов висели в воздухе.   Не могу утверждать, что эта история правдива на сто процентов, но даже на моей памяти мы с родителями в 1980-е и 1990-е годы висели на дороге и по десять минут, а один раз даже целый час, - вспоминает Максим Кавун.

Канатная дорога или попросту, «канатка», как ее называли многие, была очень популярна, и, главное, удобна. Особенно на обратном пути, когда разомлевшие отдыхающие сталкивались со сложной задачей – преодолеть два километра до выхода из парка. Тогда этот процесс был намного упрощен.

Канатная дорога умирает уже больше десяти лет

Канатная дорога была любима несколькими поколениями горожан. Она пережила девяностые годы и продолжила работать в двухтысячных. Однако уже тогда объект погрузился в кризис. Сказывались изношенность материалов и нежелание инвестировать в дорогу, обновлять мощности.

Тем не менее, канатная дорога продолжала пользоваться популярностью и в новую, рыночную эпоху. Некоторые надежды на развитие объекта связывались с планами ряда бизнесменов по развитию платной зоны отдыха на острове. В 2004-2006 годах работал платный благоустроенный пляж на прилегающей прямо к дороге части острова. Однако этот проект себя не оправдал и был свернут.

В 2007 году закрылась и канатная дорога. Больше десяти лет оборудование ржавеет. Кабинки раскачиваются на ветру. Нижняя станция дороги, на острове, стала местом для фотосессий в стиле городского постиндустриального пейзажа.

За прошедшее десятилетие несколько раз в прессе озвучивались проекты восстановления канатной дороги. Свой проект развития подвесного транспорта озвучивал известный в городе конструктор и путешественник Юрий Ершов (15 мая нынешнего года он, к сожалению, ушел из жизни). В последнее время и в горсовете Днепра все активней говорят о необходимости связать острова на Днепре с материковой частью несколькими канатными дорогами. Но дальше разговоров дело пока не идет…

***

Открытая ровно полвека назад канатная дорога стала одним из символов Днепропетровска второй половины XX века. Хочется верить, что когда-нибудь город вернется к этой теме, и заброшенная «канатка» наконец оживет. А отдыхающие с пляжей, снова, как и 50 лет назад, смогут добираться домой не пешком через парк, а по воздуху», - завершает Максим Кавун.

Редакция Городского сайта благодарит Эдуарда Чубарова за предоставленную информацию и фотографии о строительстве канатной дороги в Днепропетровске.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Жоржетта  (07.06.18 16:57): Так поезжайте в Одессу, там все работает, там покатаетесь, там нет никакой тайны. Ответить | С цитатой
Фил  (06.06.18 00:39): Подскажите пожалуйста точный адрес, как найти канатную дорогу? Пусть не работает, хотя бы так причастится. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
Элка  (05.06.18 14:14): К сожалению, это недешёвое удовольствие. По цене себестоимости мало кто ездить будет.
Правда в отличии от метро дотаций из бюджета нужно будет раз в 100 меньше, а если конфисковать украденное, например, за мусоровозы, то легко можно восстановить.
Ответить | С цитатой
житель мегаполиса  (04.06.18 14:11): ми с женой тоже хотели там прокатиться, году в 2007-2008. тогда уже все было остановлено. в детстве с родителями катались, никакого особенного грохота там нет. на пляже отрада в одессе есть подобная канатка, ездили на ней. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
ага  (01.06.18 22:24): я помню тот случай с остановкой надолго, я был малым ещё, было начало 80-х, мы как раз на машине ехали с дачи в воскресенье вечером, проезжали под ней, а она стояла и люди там висели, потом в Днепре вечернем читали, что людей снимали до самой ночи с помощью пожарных, поили кофе и чаем с пирожками и на такси бесплатно развозили по домам! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Розовый Слон  (01.06.18 15:24): В 80-х проезд стоил 5 копеек.
ЧП было, о нём писали местные газеты в конце 70-х, начале 80-х, пассажиров снимали с помощью пожарной машины с лесницей, смельчаки прыгали в воду, кому повезло и оказался близко к опоре, того эвакуировали через опору. Вся операция затянулась до поздней ночи. Это-то что я помню, мама мне читала эту статью, скорее всего Днепр Вечерний, но может и не он. Максиму Кавуну и Константину Шруб огромное спасибо.
Ответить | С цитатой
Наблюдательный  (01.06.18 11:42): Очередное спасибо Константину Шрубу и Максиму Кавуну. Пусть напомнит история некоторым пустым болтунам, о том, что нужно хранить прошлое и его приумножать! Ответить | С цитатой
neva  (01.06.18 09:46): Согласен платить гривен 20-25... Вспомните отжатый Крым, Ялту -- канатка по 80 грн. и очередь! Ответить | С цитатой
Serenik  (01.06.18 01:01): Все думал - ну как через 25 лет после освобождения города и катастрофических разрушений была полностью восстановлена и продолжала активно развиваться инфраструктура! Почему же за 20 лет МИРНОЙ "незалежности" не смогли не то что воплотить новое, а сохранить созданное?
Вот и с канаткой можно подвести "новую идеологию": объект был построен преступной коммунистической властью и посему неминуемо попал под декоммунизацию! Долой все, построенное коммуняками! Слава дивизии галичина и новоявленным "патриотам"!
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
прохожий  (31.05.18 23:29): Помню: время проезда составляло 7-9 минут. Билет стоил 10 коп. (20?). Можно было купить кабинку на одного, но на это смотрели косо. В выходные очередь занимала около 40 мин. Для мужиков рядом с посадкой была шашлычная, где врозлив продавалось "Столовое", "Славянское"и конечно, она, любимая. ДетЯм - пирожные. Мороженое у мороженщиц заканчивалось за 15 минут. На обзорную площадку заходили все, оставив дежурного по очереди папу, маму или друга. Особым кайфом было поплевать из кабины на тир ДГИ. Защитная сетка над троллейбусными проводами всегда была замусорена бутылками из-под пива. Обязательно по пути надо было сорвать листок с тополя, проплывающего мимо. Гребцы со спортбазы очень нервно реагировали, если на них сверху что-то падало - бросались камнями Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1 2
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
16,9
млрд грн - бюджет Днепра на 2024 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте