Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Днепровские пороги (очерк)


Днепровские пороги

План расположения Запорожских сечей

Кодакский порог на Днепре

На острове Каменоватом

Кодакский порог

Крепость Кодак

Река Днепр. Вход в Кайдакский канал
Сейчас мало кто вспоминает про существование порогов на Днепре, а если помнит, то в связи с историей Запорожья.
После постройки Днепрогэса сохранились лишь остатки последнего из порогов- Вольного. А когда-то многочисленные пороги надёжно перекрывали путь от Чёрного моря в глубь Украины.

Чуть ниже Днепропетровска, от Лоцманской Каменки и до самого города Запорожья Днепр на 90 километров перекрывали гранитные скалы Украинской кристаллической линии. Река здесь резко сужается до 300-800, а ниже последнего порога, возле пос. Кичкаса и до 175 м. Насчитывалось 9 больших и до 60 мелких (забор) глыб, делавших Днепр труднопроходимым.
Что они из себя представляли, можно судить по сделанным уже во времена Запорожья записям. Переправлявшийся через пороги в октябре 1647 г. польский шляхтич Богуслав Маскевич описывал их так:

"Ці всі пороги стоять упоперек Дніпра на кшалт якогось порогу, через що й називаються порогами, але швидше на кшалт греблі, хоч і не можна по ним ходить: найгіршим є Ненаситець, котрий іде як сім гребель, а коли козаки тягли сушею свої човни, то завжди чи туди, чи сюди йдучи, то з них принаймні один, якщо не більше мусив затонути, через це й називають поріг Ненаситець:"
// взято з: Мицик Ю.А. Козачий край. Нариси з історії Дніпропетровщини 15-18 століть, Дніпропетровськ, 1997, с. 171).

Без сомнения, здесь находили гибель не только козачьи чайки: Первое упоминание о порогах находим у "отца истории" Геродота. Посетив в 5 веке до н. э. греческую колонию Ольвию, он записывал, что там, где Борисфен перестаёт быть судоходным от моря, находится местность Герра, где скифы хоронят своих царей. Археологические находки, сделанные в курганах скифской эпохи на Никопольщине, дают право утверждать, что легендарная Герра находится ныне в пределах Днепропетровской области.

Почти через тысячу лет, на рубеже 2-3 вв, возле порогов возникло славянское укрепление (с. Башмачки), уникальное уже потому, что принадлежит к т.н. Черняховской культуре, на территории которой укреплений не известно. Причина постройки единственного городища объясняется его местоположением - поставленное в самом начале порогов, оно контролировало самый тяжёлый участок днепровского торгового пути.
Античный автор К. Птолемей, писавший свою "Европейскую Сарматию" в конце 2 в., в числе прочих днепровских городов, как самый северный называет Азагарий. Этот город довольно точно соответствует славянскому городищу. Крепость несколько раз горела, а в 4 веке на месте сожженной деревянной была поставлена новая - со стенами из камня, сложенная по римским строительным канонам. В центре располагался дижон (боевая и сторожевая башня).
По предположению Б.А. Рыбакова, эта крепость была построена победителями славян- готами для контроля над местом временной разгрузки торговых караванов. Хозяин крепости становился хозяином всей днепровской магистрали. Скандинавские саги помнят у готов некий "Днепровский город", вполне может быть, именно крепость у Башмачки.

В следующий раз пороги стали важным местом во времена Киевской Руси, как перевалочный пункт пути "из варяг в греки". Как труден был этот путь указывали тысячу лет спустя хозяева нашего края, - запорожцы. Гетьман Самийло Кишка писал в августе 1600 г. канцлеру Речи Посполитой Яну Замойскому:
"Пройшовши до порогів, ми тягнули через скелі берегом морські човни, по двісті, по триста чоловік, взявшись за канати, і чи не кожному спадав кривавий піт з чола".

В десятом веке византийский император Константин Багрянородный в составленном для поучения сыну сочинении "Об управлении империей" (948-952 гг.) впервые подробно описал пороги, переведя соответствующие названия "по-росски" и "по-славянски", уделив внимание способу их преодоления. Без сомнения, император пользовался свидетельствами очевидцев, может быть даже своей крёстной дочери, княгини Ольги.
Интересно, что некоторые из порогов сохранили свои имена и до наших дней, так, самый большой из них, возле Никополя, во времена Киевской Руси носил имя Несытый, запорожцам и нам он известен как Ненасытець. Возможно, собранные Константином сведения подсказали способ убрать с пути Византии слишком предприимчивого и смелого князя Святослава- когда он возвращался после неудачного болгарского похода, у порогов его уже ждали печенеги. В битве возле Ненасытся князь погиб зимою 972 г. Через 1000 лет на месте предполагаемой гибели князя был установлен обелиск.

В Киевский период пороги были самым удобным местом переправы через Днепр. Как торгово-перевознические посёлки возникают поселения в районе современных городов Днепропетровска и Запорожья. При этом здесь отсутствуют укрепления, что указывает на мирное соседство кочевников и русичей. Этому не мешали ни регулярные набеги степовиков на Русь, ни ответные походы князей против "поганых". Так, от порогов начался несчастливый поход русско-половецкого войска к Калке в 1223 г.:
Татаро-монгольское нашествие прервало освоение порогов. Погиб, не успев стать городом, посёлок на берегу Самары (Игрень). Его участь разделили другие. Край опустел.

Новый этап начинается с козацкой колонизацией Запорожья. Уже после победы литовского князя Витовта над татарами в битве при Синих Водах в 1362 г., начинается заселение устья реки Самары. Речные пороги не страшили козаков, но были непреодолимой преградой для турецких судов. Напуганные резкой активизацией запорожцев на Черном море в начале 17 века, власти Порты начали давить на власти Речи Посполитой, номинальной хозяйки Запорожья в это время. Это совпало с желанием самой Польши укрепить здесь свою власть и предотвратить новые восстания запорожцев, подобные подавленному в 1631 г. движению гетьмана Федора Трясило.
Для этого в 1635 г., по решению короля Владислава Ваза и сейма, напротив первого днепровского порога - Кодацкого была построена одноименная крепость, положив тем самым начало заселению территории современного Днепропетровска. (больше о Кодаке, см. здесь)

Этот порог, единственный из всех, носит не славянское имя. Константин Багрянородный знал его как Эссупи - "по-росски", или "не спи"- "по-славянски". Современное название, по мнению днепропетровского краеведа Ивана Савельева, порог получил от тюркских слов: "кой"- поселение и "даг"- гора//Савельєв . Кодак і Січеслав//Вільна думка,1992,№7, с.3.
При крепости позднее возникло первое, еще не екатерининское поселение днепровских лоцманов.

В 1709 г. местность в очередной раз подверглась опустошению, теперь уже по приказу российского царя Петра Алексеевича и вновь стала запорожской после возвращения козаков в 1733 г. В 1770-х. годах весь Днепр оказался в пределах Российской Империи и сразу же начались попытки устранить, ставшей ненужной и даже мешающей, речную крепость.
Первую идею улучшения судоходства по Днепру подал всё тот же неиссякаемый на прожекты князь Потёмкин уже в 1775 году. Первые работы под руководством полковника Фалеева начались в 1785 году, а в 1795 де Волан предоставил свой проект улучшения сплавного судоходства через пороги. Работы с перерывами тянулись с 1799 по 1807 гг. и результатов не имели. Наконец, в 1826 г. была подробно исследована местность у порогов и составлен план работ, принятый к действию - предполагалось пробить через пороги судоходный канал.
В 1833 г. в виде опыта было сделано углубление в первом, Старокодацком пороге, а в течении 1843-1854 гг. на всех порогах были прокопаны каналы вдоль левого берега и взорваны самые опасные скалы. Но улучшения судоходства это не вызвало - каналы получились узкими и мелкими и суда и дальше предпочитали "старый", козачий проход, лавируя среди скал правого берега. Пароходы пройти пороги не могли. Пассажирам, желающим путешествовать по Днепру, приходилось в Екатеринославе пересаживаться в дилижансы и степью огибать изгиб реки. Лишь весельные и гребные суда преодолевали пороги, да и то лишь в половодье. В обычное время удавалось сплавлять лишь плоты, но только по течению. Крепость осталась непобедимой. Поэтому особое значение имели днепровские лоцманы, знавшие пороги как свои пять пальцев.

С 1770 г. к Старому Кодаку, по распоряжению Запорожского коша была переселена часть лоцманов из Ненасытинской "веслувальної флот_л_ї". С 1785 г. была организована группа лоцманов, которые проводили через пороги казённые суда с лесом. В 1787 г. они провели через пороги 80 судов флотилии Екатерины. По приказу Потемкина для переправы через пороги постоянно содержались 121 человек, освобождённые от налогов и рекрутства. Со временем число лоцманов увеличилось до 673-х, живших в селах Старые Кодаки и Каменки. Образованные по воле Екатерины в 1787 г., лоцманы были самоуправляемой единицей приписанной к Министерству Путей Сообщения России, пока в 1879 г. их не передали в подчинение местным учреждениям на общественных началах.

Экономическое развитие России начала 20-го века поставило вопрос о новом способе радикального решения днепровской проблемы - шлюзовании. Проблема эта приобрела государственное значение, высокопоставленные чиновники видели в этом особую цель- ни много, ни мало - "установить прямое соединение Балтийского и Черного морей"! Первые проекты появились в 1905 г., но они в первую очередь рассматривали проблему шлюзов, лишь попутно упоминая о энергетике. Лишь в январе 1914 г. МПС передало в Государственную Думу предложение об ассигновании средств для строительства шлюзов по проекту инженера И.А. Розова, на общую сумму в 37 млн. рублей.
В то же время появился проект Б.А. Бахметьева, в то время профессора Петроградского политехнического института (впоследствии посол Временного правительства в США), удачнее сочетавшего энергетический и шлюзовой аспекты. В итоге проекты предполагалось объединить, однако оба они зависли в коридорах власти. В 1914 г. Дума выделила лишь 2 млн. на окончательное составление проекта и 3 млн. в 1915 г. "на приступ к работам". Как и полагается, деньги полностью не пришли, хотя база для работ была в Екатеринославе заложена.
В 1918 г. проектом шлюзов занималась Украинская Академия наук, где присутствовал Розов. Из Екатеринослава перед захватом города армией Махно материалы были отправлены в Новороссийск, откуда, вероятно, были вывезены за границу, во всяком случае, в основу благополучно завершённого проекта ГОЭРЛО был принят план И.Г. Александрова (3 апреля 1920 г).

Днепрогэс: Самая большая стройка ГОЭРЛО. Комиссию по строительству возглавил проигравший партию Сталину Лев Давидович Троцкий и именно он стоял во главе начального выполнения проекта. Плотина высотой 37 м, построенная вручную, должна была поднять уровень Днепра на всём протяжении порогов.
В последний раз перед затоплением, пороги видели, во всей их древней красе, члены организованной Д.И. Яворницким в последнее лето экспедиции "походу на дубах за сторовинним звичаєм :". Д.И. Яворницкий тяжело переживал будущую победу над природой - исчезал целый мир, и сколько тайн осталось нераскрытыми? Но главное - сказкой становились деяния легендарных запорожцев.
Григорий Омельченко, организатор музея лоцманства в пос. Лоцманская Каменка (теперь район Днепропетровска), вспоминал, как в 1930-е годы старый профессор говорил его отцу, тоже лоцману:
"Не почуємо більше, як шумлять пороги, Микито, не вернеться минула слава".

В 1932 г. пороги перестали быть препятствием для судов - они были залиты водами нового Днепровского водохранилища.

 (c) Юрий Пахоменков 2000

История города:

Старий річковий вокзал,
1920-1940 гг.
Ретроград
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте