В десятом веке византийский император Константин Багрянородный
в составленном для поучения сыну сочинении "Об управлении
империей" (948-952 гг.) впервые подробно описал пороги,
переведя соответствующие названия "по-росски" и "по-славянски",
уделив внимание способу их преодоления. Без сомнения,
император пользовался свидетельствами очевидцев, может
быть даже своей крёстной дочери, княгини Ольги.
Интересно, что некоторые из порогов сохранили свои имена
и до наших дней, так, самый большой из них, возле Никополя,
во времена Киевской Руси носил имя Несытый, запорожцам
и нам он известен как Ненасытець. Возможно, собранные
Константином сведения подсказали способ убрать с пути
Византии слишком предприимчивого и смелого князя Святослава-
когда он возвращался после неудачного болгарского похода,
у порогов его уже ждали печенеги. В битве возле Ненасытся
князь погиб зимою 972 г. Через 1000 лет на месте предполагаемой
гибели князя был установлен обелиск.
В Киевский период пороги были самым удобным местом переправы
через Днепр. Как торгово-перевознические посёлки возникают
поселения в районе современных городов Днепропетровска
и Запорожья. При этом здесь отсутствуют укрепления,
что указывает на мирное соседство кочевников и русичей.
Этому не мешали ни регулярные набеги степовиков на Русь,
ни ответные походы князей против "поганых". Так, от
порогов начался несчастливый поход русско-половецкого
войска к Калке в 1223 г.:
Татаро-монгольское нашествие прервало освоение порогов.
Погиб, не успев стать городом, посёлок на берегу Самары
(Игрень). Его участь разделили другие. Край опустел.
Новый этап начинается с козацкой колонизацией Запорожья.
Уже после победы литовского князя Витовта над татарами
в битве при Синих Водах в 1362 г., начинается заселение
устья реки Самары. Речные пороги не страшили козаков,
но были непреодолимой преградой для турецких судов.
Напуганные резкой активизацией запорожцев на Черном
море в начале 17 века, власти Порты начали давить на
власти Речи Посполитой, номинальной хозяйки Запорожья
в это время. Это совпало с желанием самой Польши укрепить
здесь свою власть и предотвратить новые восстания запорожцев,
подобные подавленному в 1631 г. движению гетьмана Федора
Трясило.
Для этого в 1635 г., по решению короля Владислава
Ваза и сейма, напротив первого днепровского порога -
Кодацкого была построена одноименная крепость, положив
тем самым начало заселению территории современного Днепропетровска.
(больше о Кодаке, см. здесь)
Этот порог, единственный из всех, носит не славянское
имя. Константин Багрянородный знал его как Эссупи -
"по-росски", или "не спи"- "по-славянски". Современное
название, по мнению днепропетровского краеведа Ивана
Савельева, порог получил от тюркских слов: "кой"- поселение
и "даг"- гора//Савельєв . Кодак і Січеслав//Вільна
думка,1992,№7, с.3.
При крепости позднее возникло первое, еще не екатерининское
поселение днепровских лоцманов.
В 1709 г. местность в очередной раз подверглась опустошению,
теперь уже по приказу российского царя Петра Алексеевича
и вновь стала запорожской после возвращения козаков
в 1733 г. В 1770-х. годах весь Днепр оказался в пределах
Российской Империи и сразу же начались попытки устранить,
ставшей ненужной и даже мешающей, речную крепость.
Первую идею улучшения судоходства по Днепру подал всё
тот же неиссякаемый на прожекты князь Потёмкин уже в
1775 году. Первые работы под руководством полковника
Фалеева начались в 1785 году, а в 1795 де Волан предоставил
свой проект улучшения сплавного судоходства через пороги.
Работы с перерывами тянулись с 1799 по 1807 гг. и результатов
не имели. Наконец, в 1826 г. была подробно исследована
местность у порогов и составлен план работ, принятый
к действию - предполагалось пробить через пороги судоходный
канал.
В 1833 г. в виде опыта было сделано углубление в первом,
Старокодацком пороге, а в течении 1843-1854 гг. на всех
порогах были прокопаны каналы вдоль левого берега и
взорваны самые опасные скалы. Но улучшения судоходства
это не вызвало - каналы получились узкими и мелкими
и суда и дальше предпочитали "старый", козачий проход,
лавируя среди скал правого берега. Пароходы пройти пороги
не могли. Пассажирам, желающим путешествовать по Днепру,
приходилось в Екатеринославе пересаживаться в дилижансы
и степью огибать изгиб реки. Лишь весельные и гребные
суда преодолевали пороги, да и то лишь в половодье.
В обычное время удавалось сплавлять лишь плоты, но только
по течению. Крепость осталась непобедимой. Поэтому особое
значение имели днепровские лоцманы, знавшие пороги как
свои пять пальцев.
С 1770 г. к Старому Кодаку, по распоряжению
Запорожского коша была переселена часть лоцманов из
Ненасытинской "веслувальної флот_л_ї". С 1785 г. была
организована группа лоцманов, которые проводили через
пороги казённые суда с лесом. В 1787 г. они провели
через пороги 80 судов флотилии Екатерины. По приказу
Потемкина для переправы через пороги постоянно содержались
121 человек, освобождённые от налогов и рекрутства.
Со временем число лоцманов увеличилось до 673-х, живших
в селах Старые Кодаки и Каменки. Образованные по воле
Екатерины в 1787 г., лоцманы были самоуправляемой единицей
приписанной к Министерству Путей Сообщения России, пока
в 1879 г. их не передали в подчинение местным учреждениям
на общественных началах.
Экономическое развитие России начала 20-го века поставило
вопрос о новом способе радикального решения днепровской
проблемы - шлюзовании. Проблема эта приобрела государственное
значение, высокопоставленные чиновники видели в этом
особую цель- ни много, ни мало - "установить прямое
соединение Балтийского и Черного морей"! Первые проекты
появились в 1905 г., но они в первую очередь рассматривали
проблему шлюзов, лишь попутно упоминая о энергетике.
Лишь в январе 1914 г. МПС передало в Государственную
Думу предложение об ассигновании средств для строительства
шлюзов по проекту инженера И.А. Розова, на общую сумму
в 37 млн. рублей.
В то же время появился проект Б.А. Бахметьева, в то
время профессора Петроградского политехнического института
(впоследствии посол Временного правительства в США),
удачнее сочетавшего энергетический и шлюзовой аспекты.
В итоге проекты предполагалось объединить, однако оба
они зависли в коридорах власти. В 1914 г. Дума выделила
лишь 2 млн. на окончательное составление проекта и 3
млн. в 1915 г. "на приступ к работам". Как и полагается,
деньги полностью не пришли, хотя база для работ была
в Екатеринославе заложена.
В 1918 г. проектом шлюзов занималась Украинская
Академия наук, где присутствовал Розов. Из Екатеринослава
перед захватом города армией Махно материалы были отправлены
в Новороссийск, откуда, вероятно, были вывезены за границу,
во всяком случае, в основу благополучно завершённого
проекта ГОЭРЛО был принят план И.Г. Александрова (3
апреля 1920 г).
Днепрогэс: Самая большая стройка ГОЭРЛО. Комиссию
по строительству возглавил проигравший партию Сталину
Лев Давидович Троцкий и именно он стоял во главе начального
выполнения проекта. Плотина высотой 37 м, построенная
вручную, должна была поднять уровень Днепра на всём
протяжении порогов.
В последний раз перед затоплением, пороги видели, во
всей их древней красе, члены организованной Д.И. Яворницким
в последнее лето экспедиции "походу на дубах за сторовинним
звичаєм :". Д.И. Яворницкий тяжело переживал будущую
победу над природой - исчезал целый мир, и сколько тайн
осталось нераскрытыми? Но главное - сказкой становились
деяния легендарных запорожцев.
Григорий Омельченко, организатор музея лоцманства в
пос. Лоцманская Каменка (теперь район Днепропетровска),
вспоминал, как в 1930-е годы старый профессор говорил
его отцу, тоже лоцману:
"Не почуємо більше, як шумлять пороги, Микито, не вернеться
минула слава".
В 1932 г. пороги перестали быть препятствием
для судов - они были залиты водами нового Днепровского
водохранилища.
(c) Юрий Пахоменков 2000
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Старий річковий вокзал, 1920-1940 гг. Ретроград |