В начале ХХ века Екатеринослав процветает вместе со всей Россией. Промышленники и купцы получают миллионные прибыли и вкладывают их в расширение своих предприятий и строительство, свято веря в то, что недвижимость всегда была и будет надежным средством сохранения и приумножения капитала.
В первые годы ХХ века в Екатеринославе одно за другим появляются крупные строения, но только одному из них выпала честь быть признанным самым красивым сооружением города - дому, построенному купцом Хренниковым.
Владимир Николаевич по своему происхождению и роду занятий принадлежал к местному богатому купеческому роду (его отец владел двумя усадьбами под Екатеринославом и являлся почётным гражданином города), а по образованию и устремлениям - к украинской интеллигенции.
Он учился в Петербургском технологическом институте, по окончанию которого получил диплом инженера-технолога и "личное" дворянство. После института Владимир Хренников поездил по миру - исколесил Европу, побывал в Америке, впитывая в себя прогрессивные художественные идеи. Возвращаясь домой после длительного путешествия, посетил Галичину и жившего там Ивана Франко.
Когда в 1906 году в Екатеринославе возникло товарищество "Просвіта", Хренников вместе с историком Дмитрием Яворницким вошёл в его первый состав.
В том же году Владимир Николаевич предпринял попытку издавать газету "Запорожжє", редактировать которую должен был всё тот же Яворницкий. Однако имперское правительство не настроено было терпеть распространение "украинофильских" идей, и газета была закрыта после первого же номера, который, кстати сказать, весь был конфискован полицией.
Тогда Хренников решил пропагандировать украинскую культуру в камне и в 1910-м приобрёл участок на углу Проспекта и Первозвановской улицы (нынешней Короленко), где задумал выстроить дом в украинском стиле. Конечно же, популяризация украинских идей была не единственной и, надо думать, не главной целью Хренникова: к тому моменту он уже владел в Екатеринославе несколькими зданиями, которые сдавал в аренду, и вложить прибыль от них в строительство ещё одного доходного дома было разумным расчётом дельного человека.
Тут пригодились и полученные в институте знания - Владимир Николаевич лично составил чертежи здания; правда, проектирование фасада поручил другому специалисту - Петру Фетисову.
То было время, когда в архитектуре, живописи, декоративном искусстве утверждался стиль модерн, "любящий" струящиеся формы, плавно изогнутые линии, всевозможные украшательства. Фетисов выполнил проект фасада в стиле, который позднее назовут украинским модерном: шатровые надстройки он сделал похожими на купола старых запорожских церквей, по обоим бокам центральной башни разместил деревянные лоджии, оконным проёмам придал своеобразную конфигурацию, а над ними нанёс разноцветную глазурь - украинские народные орнаменты. Ценные советы по украинским и запорожским мотивам архитекторам давал исследователь казачества Яворницкий.
В день закладки дома Владимир Николаевич Хренников собственноручно опустил в фундамент серебряную пластинку с надписью: "Года божьего от Рождества Христова 1910 30 октября во время III Государственной Думы заложен этот дом". На обратной стороне пластины по углам были нанесены имена наследников, по центру - план строительства с указанием: "Угол Проспекта - 25 саженей. Первозвановская улица - 18 саженей" (сажень - 2,1336 м).
Когда в 1914-м дом Хренникова распахнул свои двери, его тут же окрестили сенсацией, самым красивым сооружением Екатеринослава, и местные жители ходили на него любоваться, словно на чудо.
Екатеринославским предпринимателям и горожанам было предложено арендовать в нём помещения и квартиры. Несколько дельцов незамедлительно воспользовались этим предложением: скоро в доме открылся ряд магазинов.
Один из них - магазин-мастерская Анцилевича, где можно было приобрести водопроводно-металлические изделия, заказать изготовление аквариума, душа, ванны, электрического звонка. Анцилевич на страницах календаря-справочника "Весь Екатеринослав" заверял потенциальных клиентов, что все работы его мастерская выполняет добросовестно и аккуратно, в подтверждение чего от многих лиц им получены благодарности.
В доме Хренникова также работал оружейный склад и магазин Дядикова, торгующий ружьями и револьверами всех существующих систем лучших заграничных и русских фабрик, а также специальными ружьями для лесничих и сторожей. Кроме того, Дядиков предлагал большой выбор разнообразных охотничьих, рыболовных и хозяйственных принадлежностей, принадлежностей для спортивных игр (лаун-тенниса, футбола и др.), электрических звонков, фотографических аппаратов, граммофонов и пластинок.
В левом крыле здания, выходившем на Первозвановскую, был оборудован театр "Палас", у входа в который по вечерам зажигались электрические шары. Екатеринославцы собирались в просторном, отделанном дубом зале, чтобы смотреть спектакли и эстрадные программы гастролирующих артистов. Афиши на круглых тумбах и объявления в газетах зазывали в "Палас" на варьете, оперу-буфф, цыганские песни и кино: "В театре "Палас" - "Дети капитана Гранта". Разыграно всё на природе. Новая победа кинематографа! Подобного шедевра ещё не было! Фирме обошлась постановка этой грандиозной картины в 600 тысяч франков", и ниже, шрифтом помельче: "Ввиду колоссальных затрат на приобретение этой колоссальной картины театр "Палас" незначительно повысил цены на билеты".
После осени 1917 года в "Паласе" стали давать совсем другие представления.
До 1921-го Владимир Николаевич Хренников с семьёй всё ещё оставался в Екатеринославе, но во время нэпа он перебрался в Крым, где проектировал и строил мельницу. Позже переселился в Баку, где он, потомок богатого купеческого рода и дворянин, устроился инженером на нефтедобывающем предприятии.
А в это время в его бывшем доме, который ещё долго по привычке называли по имени владельца, активно обустраивались граждане молодой державы. После Октябрьской революции здание на пересечении Проспекта и Первозвановской улицы был объявлен народным достоянием, здесь устраивались большевистские митинги; в нескольких комнатах четвёртого этажа в конце зимы 1919 года работу развернула редакция газеты "Звезда".
После окончания гражданской войны в доме Хренникова разместили Художественный музей, а на сцене театра "Палас" члены клуба "Молодой ленинец" ставили агитационные спектакли. В 30-х годах тут образовался Днепропетровский театр юного зрителя.
В годы Великой Отечественной войны в помещении ТЮЗа немцы устроили свой кинотеатр - "Виктория", посещать который имели право только немцы, и кабаре, над входом в которое висела табличка: "Вход солдатам и цивильным запрещён".
Отступая в 1943-м, оккупанты в числе прочих подожгли и дом Хренникова. Только в 50-х годах здание было восстановлено, после реконструкции в нём разместилась гостиница "Украина". Архитектурный облик бывшего дома Хренникова стал немного скромнее, однако, это не мешает ему по-прежнему оставаться одной из главных достопримечательностей нашего города.
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Вчительський Інститут на розі Палацової вулиці та Архієрейського провулка, 1840-1920 гг. |