Провинциальные истории. Архитектурный капитал
Несколько лет назад одно из днепропетровских издательств выпустило книгу Михаила Арошенко "Энциклопедия капиталов" - довольно интересный труд. Так вот, там встречается и такое понятие, как "архитектурный капитал". Автор характеризует его как очень сложный по своему происхождению и дальнейшему влиянию и определяет как символ вложений денег, таланта, власти, государственной мощи в завтрашний день во имя дня сегодняшнего.
Многие здания в Екатеринославе действительно воздвигались как символ власти, богатства и мощи определённого среза общества. Показательный пример - Коммерческое собрание на Новодворянской улице.
Улица эта начиналась у Дворянской площади (нынешней площади Шевченко), получившей название от располагавшегося на ней Дворянского собрания, заседавшего в бывшем Потёмкинском дворце (Дворец студентов ДНУ).
А в пяти минутах ходьбы от собрания екатеринославских дворян по Новодворянской улице (нынешней Дзержинского) в 1911 году свой клуб воздвигли и местные купцы. Ранее они собирались в нескольких комнатах дома Мизко на пересечении Полицейской и Казанской (улиц Шевченко и К. Либкнехта), а потом, по-видимому, решили, что негоже почтенному купечеству арендовать помещение в чужом доме и пора обзавестись собственным.
Проект здания составил губернский архитектор С.Ф. Булацель: двухэтажное, с фигурными окнами, увенчанными шатрами и башнями; лишённое изящества, но по-купечески основательное и богатое - этот стиль называли неорусским.
Для здешнего купечества клуб был местом деловых встреч и заключения сделок, отдыха и развлечений - для всего имелись соответствующие помещения: кабинеты, бильярдные, комната для игры в карты, буфет и зимний сад.
Коммерческое собрание не было закрытым заведением, здесь бывали не только купцы, но - по определённым дням - и прочие желающие, внёсшие требуемую сумму в кассу клуба. Народ съезжался в коммерческий клуб во случаю устраиваемых там балов, маскарадов и театральных постановок.
Миниатюрный театр внутри здания был его изюминкой - он представлял собой точную уменьшенную копию екатеринославского Зимнего театра (на его месте сегодня - театр имени Горького). Его проектировал тот же архитектор Булацель; работая над планом Коммерческого собрания, он, видно, решил не ломать себе долго голову и ещё раз использовал уже апробированную идею.
В дни спектаклей, точнее - в вечера, в купеческий театр съезжались купеческие, дворянские семьи и прочая почтенная публика, которую ожидало превосходное представление местных или гастролирующих артистов на современный или классический сюжет. Но восторг от культпохода несколько меркнул, когда публика после спектакля высыпала на улицу - тут начиналась давка, не последней причиной которой была квасная будка, установленная на углу Новодворянской и Крутогорной улиц (нынешней Рогалёва).
Её владелец, местный делец по фамилии Чухно, всего имел 15 квасных рундуков. Он расставлял их по всему городу без разрешения городских властей, а иногда и вопреки их запретам. Горожане и члены Городской управы вели беспрестанную, отчаянную и почти тщетную борьбу с чухновскими будками, загораживавшими то свет в окне, то проход.
Вот, для примера, одно из заявлений жильцов дома по углу Мостовой и Петербургской (Ленинградской) улиц: "Против нашего дома поставлена квасная будка настолько близко, что невозможно свободно проходить между будкой и домом, чтобы открывать окна… Около будки собирается толпа из простонародья, которая ругается и сквернословит. Городская Управа, без сомнения, согласится, что для интеллигентной семьи всё представляется крайне неудобным. Толпа собирается вследствие того, что в будке производится продажа разного рода сухих закусок, отбросы от которых валяются вокруг будки и под самыми окнами, что и в санитарном отношении также не может быть допустимо. На основании изложенного имеем честь просить Городскую Управу о перемещении упомянутой квасной будки в другой пункт".
К слову, эта просьба осталась без удовлетворения - оказалось, что будка мешает не столько отворять окна, сколько торговать подателям прошения: они имели в своём доме столовую и потому видели в Чухно с его рундуком конкурента. Но этот случай был исключением из правил. А как правило, Екатеринославская городская управа была строга с Чухно.
В апреле 1913 года совет старейшин Коммерческого собрания подал в Городскую Управу "ходатайство" о переносе будки, стоявшей на углу Новодворянской и Крутогорной.
"Будка эта сама собою, - писали старейшины, - заготовкою вод и порожней посудой, занимает почти весь угол тротуара, чем стесняет свободный проход публике, посещающей Коммерческое собрание и театр при нём. Особенно является крайнее неудобство по окончании спектаклей в театре, в виду того, что у будки, на самом тротуаре, собирается праздная публика потребителей вод, обходить которую вышедшим из театра без риска попасть под экипаж извозчика нет возможности, так как в это время бывает усиленный подъезд экипажей. Кроме того, стеснение означенного прохода может привлечь карманных воров".
Городская Управа, ознакомившись с прошением, как и положено в таких случаях, отрядила пристава взглянуть на будку и самолично убедиться в том, что она является помехой для прохожих. Когда пристав подтвердил это, Управа распорядилась будку убрать.
В следующем году началась первая мировая война, которая, однако, вопреки общеизвестному "Когда пушки стреляют - музы молчат", не вытеснила театр из жизни екатеринославцев - в Коммерческом собрании, как и в других городских театрах, продолжали давать спектакли.
В 1915-м в купеческом клубе побывала с выступлением и первая звезда русского кинематографа Вера Холодная, которая ездили по российским городам и весям, призывая жителей империи жертвовать средства в пользу инвалидов войны. В антракте она лично ходила между креслами в партере и собирала пожертвования.
Вера Холодная побывала в Екатеринославе с выступлением ещё раз - в 1918-м, вместе с партнёром по картине "Последнее танго" Осипом Руничем.
После уничтожения царской власти здание Коммерческого собрания, естественно, отобрали у купцов, которые как класс - и не только - вскоре тоже перестали существовать. Однако бывший коммерческий клуб не утратил своей культурно-рекреационной функции: в 30-е годы здесь разместился аэроклуб; позже часть его переделали под кинотеатр и дали ему имя Максима Горького, а в другой части поместили клуб строителей.
После войны здесь снова - аэроклуб, кинотеатр и новый поселенец - спортивное товарищество "Спартак".
В 1950-е это здание отдали под областную филармонию. С 1960-го его делили Дом научно-технической пропаганды, Центральное бюро научно-технической информации и пропаганды Минчермета Украины и прочие учреждения, имеющее касательство к металлургии. В 1970-е в здании устроили музей металлургов Украины.
Ныне комнаты бывшего Коммерческого собрания по нынешней Дзержинского, 23, занимает отделение первого украинского международного банка. Почти сто лет назад купцы и дельцы в этом доме приятно отдыхали, сегодня они делают здесь деньги.
Естественно, здание давно утратило свой прежний - пышный - облик: реконструкция упростила его и лишила оригинальности.
Наталья Рекуненко