Нынешняя станция Нижнеднепровск была открыта в 1873 г. и была конечной станцией Синельниковской ветки Лозово-Севастопольской железной дороги. Знакомого всем "Старого" моста через Днепр тогда еще не было, он появился в 1884 г. Поэтому на момент открытия станцию решили назвать "Екатеринослав", как ближайшую к губернскому городу. В том же 1873 г. от этой станции провели еще одну ветку к лесной пристани на Днепре, где тогда же появилась станция Нижнеднепровск-Пристань. Когда в 1884 г. появилась новая Криворожская ветка железной дороги и мост через Днепр, старая станция была названа Нижнеднепровск, а новая - на правом берегу - Екатеринослав.
Забегая вперед, скажем, что развитие железной дороги определяло темпы формирования
левобережного района и в ХХ веке. В 1930-х гг. здесь появилась крупная станция
Нижнеднепровск - Узел. В связи с небывалым промышленным развитием очевидной была
необходимость сооружения узловой сортировочной станции. В 1929 г. правительство
приняло решение построить такой узел на левом берегу Днепра между Самарой и станцией
Нижнеднепровск (были еще проекты построить его рядом со станцией "Екатеринослав"
на правобережье, но они были отвергнуты из-за того, что свободных территорий здесь
было очень мало). Станция Нижнеднепровск-Узел была построена в 1930-1932 гг. Имела
она 52 колеи и уже в 1941 г. стала крупнейшей в стране. Сейчас станция сохраняет
значение крупнейшего железнодорожного узла.
II. ЗАВОДЫ И РАБОЧИЕ ПОСЕЛКИ.
Итак, вокруг железной дороги растут промышленные предприятия и застраиваются рабочие
поселки. При станции Нижнеднепровск в 1896 г. были основаны главные вагонные мастерские
Екатерининской железной дороги (ныне вагоноремонтный завод им. Кирова). Уже в
1913 г. здесь ежегодно ремонтировали до 10000 вагонов. В 1895 г. был пущен сталелитейный,
сталепрокатный и трубопрокатный завод Ланге (владелец - бельгийский инженер).
В 1899 году на Амуре появился второй завод Бельгийского акционерного общества
русских трубопрокатных заводов или Шодуар "Б" (с 1920-х гг. - оба предприятия
образовали завод имени Коминтерна, сейчас называется "Коминмет"). В
1896 г. возникает машиностроительный завод "Сириус" (позднее Днепропетровский
чугуновальцеделательный завод). В 1895 году французскими капиталистами был основан
вагонный завод, именовавшийся "Франко-русскими мастерскими". К 1909
г. он был капитально реконструирован в "Гвоздильный и проволочный завод Гантке
под именем Русской железной промышленности" (ныне Нижнеднепровский трубопрокатный
завод, долгое время носивший имя Карла Либкнехта).
В советское время любили цитировать фразу из книги В.И. Ленина "Развитие капитализма в России", где он обращает внимание на быстрый рост городского населения Екатеринославской губернии в конце XIX в. Это высказывание как раз уместно привести здесь: "В местечке Кривой Рог население возросло с 1887 по 1896 г. с 6000 до 17000 душ; на каменском заводе Днепровского общества (нынешний Днепродзержинск - М.К.) с 2000 душ до 18000…, в Нижне-Днепровске, под Екатеринославом, на пустынной, песчаной местности, где ныне ряд заводов, образовалось новое поселение в 6000 душ".
Поселок Амур возник в 1875 г. К 1900-м годам "Амур превратился в большой поселок, с населением в 20000 человек, церковью, несколькими школами, 150 лавками, аптекой, 4 лесными пристанями… Увеличиваясь из года в год, Амур захватил огромную территорию, примыкающую к заводам и делится теперь на две части. Одна ближе к берегу расположена на песчаной почве и называется Пески. Другая-же менее густо населенная - называется Черноземом. Это наиболее правильно распланированная часть Амура. Здесь много усадьб с вишневыми садочками. Сообщение между Екатеринославом и Амуром поддерживается пароходиками и лодками, а зимой санями". Так живописно представлена жизнь Амура в справочной книге "Весь Екатеринослав" на 1913 г. Примерно в тех же тонах описано и развитие Нижнеднепровска: "Недавно ничтожная деревушка Нижнеднепровск теперь большой поселок (15000 нас.) расположен на частновладельческой земле. В нем 2 аптеки, земский приемный покой, 1 церковь, более 50 торгово-промышленных предприятий. Население Нижнеднепровска растет с каждым годом".
Большая часть территории днепровского левобережья имеет равнинный характер,
довольно высокий уровень подпочвенных вод, а до строительства Днепрогэса она еще
и затапливалась частыми паводками Днепра. Раньше в прибрежной полосе почти безраздельно
господствовали пески, и лишь в советское время стали проводить планомерные озеленительные
работы (так появился парк им. Кирова). Точные границы между разными поселками
определить довольно сложно, т.к. они не были устоявшимися. Поселок Амур занимал
территорию между современным жилмассивом Фрунзенский и улицей Железнодорожной
(теперь Каруны). В зависимости от грунта, отдельные части поселка назывались Амур-Пески
и Амур-Чернозем. Восточнее основного ядра Амура возникает поселок Бараф (район
современных улиц Лаврова, Кочкина, Трамвайной и др.). Еще один эпицентр застройки
- Нижнеднепровск - растет к югу от одноименной станции и постепенно поглощает
кварталы старой Мануйловки. Главные улицы "старого" Нижнеднепровска
- Каруны, Бажова, Коминтерна. Восточнее этого района уже с 1930-х гг. возник район
Нижнеднепровск-Узел, сначала развивавшийся как поселок железнодорожников у сортировочной
станции и моста через Днепр Мерефо-Херсонской железной дороги. Этому способствовало
расширение старых и строительство новых промышленных предприятий - Нижнеднепровского
трубопрокатного им. К. Либкнехта, им. Артема, стрелочного, мясокомбината и других.
III. ПОЧЕМУ "АМУР"?
Очень необычное для рабочего поселка название вызывает различные догадки и споры.
Приведем несколько версий из местной прессы, каждая из которых является, по-сути,
преданием, сказкой. По одной версии, после постройки тупиковой железнодорожной
станции на левобережье место это считалось своеобразным "концом света".
Первыми появились здесь полтора десятка халуп для жилья. "Ишь куда забрались,
- сказал кто-то из местных острословов, - на самый Амур". И это странное
название утвердилось в планах землемеров.
Другая версия говорит, что название дали несколько семей, действительно перебравшихся с Дальнего Востока - откуда и появились "Амур" и "Сахалин".
И, наконец, третья версия - "лирическая". Якобы в ранние времена истории города, екатеринославская знать, чиновники, облюбовали левобережье Днепра для веселых пикников. Не обходилось и без любовных развлечений, "на крыльях Амура", как тогда говорили. Именно от этого "Амура" будто бы произошло название целого района (Днепровская панорама. - 1991. - 13 июня).
Вряд ли эти версии можно подтвердить историческими источниками. Какая из них
правильная, и можно ли им доверять вообще - пусть решает сам читатель.
IV. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ "УЗЕЛ".
Революции 1905 и 1917 гг., естественно, не только не обошли стороной рабочие поселки
Амур и Нижнеднепровск, но всегда находили здесь питательную базу для пролетарского
движения. С 8 декабря 1905 г. проходила всеобщая забастовка на Екатерининской
железной дороге, которая затем была жестоко подавлена. Помощник военного прокурора
Одесского военного окружного суда в обвинительном акте указывал: "Беспорядки,
которые произошли в связи с забастовкой, были особенно сильны на станциях, в депо
и мастерских Екатеринослава, Нижнеднепровска, Долгинцево, Никополя… На многих
из этих станций действовали боевые дружины, созданные революционными организациями
для активной борьбы с правительством". В 1912 г. в вагонных мастерских была
организована первая большевистская ячейка. Уже позже, в годы Первой мировой войны,
в Нижнеднепровске появилась подпольная типография для выпуска газеты "Пролетариат".
После Февральской революции 1917 г. весь район Заднепровья перешел под власть
рабочих. Уже в сентябре 1917 г. образовался Заднепровский райком партии. В годы
гражданской войны район служил прочным оплотом большевиков.
V. НОВЫЙ РАЙОН ЕКАТЕРИНОСЛАВА - ДНЕПРОПЕТРОВСКА.
В марте 1920 г. советская власть завершила национализацию трубопрокатных и машиностроительных
заводов в Екатеринославе и Нижнеднепровске.
В 1925 г. Левобережье, в промышленном и транспортном отношении уже составлявшее единое целое с правобережным Екатеринославом, вошло наконец в состав Екатеринослава, который через год стал именоваться Днепропетровском. Районный совет решили разместить в Нижнеднепровске. Для этого построили специальное здание - в неоклассическом стиле, с протяженным фасадом, украшенное полукруглым фронтоном (позднее здесь разместился институт минеральных ресурсов). Это одна из последних работ "главного архитектора" Екатеринослава рубежа XIX - XX вв., Дмитрия Скоробогатова. Самые известные его постройки - Городская Дума (училище культуры, просп. К. Маркса, 47; Коммерческое училище - Областной Совет, просп. Кирова, 2 - перестроен в 1930-х гг.; 3-я женская гимназия им. Нестелей, ул. Московская, 6).
В том же 1925 г. среди промышленных пейзажей и одно-двухэтажных кварталов появился своеобразный оазис - был разбит обширный парк с озером. В августе 1925 г. коммунальная секция тогда еще Екатеринославского горсовета приняла решение назвать новый парк в Амур-Нижнеднепровском районе - парк имени Международного женского дня 8 Марта. Свое современное название парк получил в честь С.М. Кирова - видного деятеля большевистской партии, трагически погибшего в 1934 г.
Административное объединение право- и левобережья дало, наконец, возможность приступить к решению острой проблемы транспортного сообщения. В 1935 - 1937 гг. были проложены две трамвайные ветки (современные линии маршрутов № 6 и № 9). Первую очередь, длиной 3 километра, сдали в эксплуатацию в 1935 г. Так открылось трамвайное движение через железнодорожный мост. В 1937 г. трамвайная линия соединила правый берег со станцией Нижнеднепровск-Узел и заводом имени Артема.
Еще одной проблемой в жизни района стала борьба со стихийными бедствиями, в первую очередь, наводнениями. Всего за год до завершения строительства Днепрогэса, в 1931 г., Днепропетровск стал жертвой мощного наводнения. Пик прибытия воды пришелся на 7-10 мая 1931 г. Часть правого берега от улицы Широкой (Горького) до парка Шевченко вплоть до проспекта Карла Маркса была залита водой. На левом же берегу наиболее пострадал Амур. На низинном левобережье энергично принялись строить дамбы. На Амуре работали на обустройстве дамбы около 2000 человек. Но и эти дамбы не смогли надежно защитить от воды. Днепр прорвал их, причинив серьезный ущерб.
В ноябре 1933 г. в левобережной части Днепропетровска был сдан в эксплуатацию
новый речной порт, на то время - один из наибольших на Днепре, с длиной причальной
стенки 3 километра.
VI. ВОЙНА. ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ.
Во второй половине августа 1941 г. на подступах к Днепропетровску уже разгорались
большие бои. Они продолжались до 25 августа 1941 г. После этого советские войска
вынуждены были отступить и заняли линию обороны на левом берегу Днепра. Прибрежная
территория стала эпицентром самых ожесточенных боев. В Нижнеднепровске бои проходили
до конца сентября, где немцы сосредоточили 3 танковые и 2 пехотные дивизии. В
дни обороны города отличились курсанты Днепропетровского артиллерийского училища,
созданного только в конце июля 1941 г. Укомплектовано оно было в основном студентами
днепропетровских вузов. 2 августа 1941 г. училище заняло позиции на южных окраинах
города, позднее курсанты перешли на левый берег, где обороняли Нижнеднепровск
и прилегающие к нему поселки. За мужество при обороне Днепропетровска 16 воспитанников
училища получили звание Героя Советского Союза. Освобожден Нижнеднепровск 27 сентября
1943 г.
В Нижнеднепровске находится интересный памятник Великой Отечественной войны - паровоз, поставленный на вечную стоянку. Осенью 1943 г. рабочие и железнодорожники на станции Чаплино решили собрать средства на постройку паровоза, взамен разбитого немецким самолетом. По специальному правительственному заданию такой паровоз СО-17-1613 был построен на Красноярском заводе и был передан на Приднепровскую железную дорогу. Машинист А.Г. Смирнов, занимаясь военными перевозками в прифронтовой полосе, дошел с ним до Берлина. В 1975 г., к 30-летнему юбилею Победы, этот паровоз был поставлен как памятник железнодорожникам Великой Отечественной войны.
Несколько слов о названии улицы Каруны. Бывшая улица Железнодорожная после
Великой Отечественной войны названа именем командира 152-й стрелковой дивизии
генерал-майора Василия Петровича Каруны, который погиб здесь, освобождая Днепропетровск,
2 октября 1943 г. На Зеленом острове, разрабатывая план форсирования Днепра, он
был смертельно ранен и через два часа скончался. Похоронен В.П. Каруна на мемориальном
кладбище на Октябрьской площади, а в парке Шевченко установлен бронзовый бюст
военачальника.
VII. КРИМИНАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ ЭПОХИ "РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА".
В начале 1980-х гг. Амур получил буквально "всесоюзную" известность,
после того, как в журнале "Крокодил" была опубликована скандальная статья
"Амурские волны", положив начало разоблачению организованной преступной
группировки "Матроса", "работавшей" здесь с начала 1970-х
годов. "Группа Матроса" безнаказанно действовала (в основном занималась
рэкетом) почти на протяжении 10 лет, что было своеобразным рекордом для Советского
Союза" (http://www.1k.com.ua). Против Александра Мильченко (1948 - 1997,
уголовная кличка Матрос) 12 раз возбуждали уголовные дела и 11 раз - прекращали.
Однако во времена "андроповских чисток" он был осужден и провел в заключении
12 с половиной лет. После освобождения "Матрос" продолжать занимать
видное место среди днепропетровского криминалитета. 22 ноября 1997 г. умер при
невыясненных обстоятельствах в городе Берегово Закарпатской области. Похоронен
в Днепропетровске, на Ново-Клочковском кладбище.
***
Внешние черты этой части Левобережья практически не менялись до 1960 - 1970-х
гг., когда было заасфальтировано большинство улиц и проведен автобусный транспорт.
Современный Амур-Нижнеднепровск не имеет ярко выраженного целостного образа. Грузовой
порт. Заводы (Коминтерна и др.). Улицы с одно-двухэтажной застройкой и вкрапления
многоэтажек. Медленно умирающий парк Кирова, о котором пресса в конце 1990-х гг.
писала: "парк-призрак, парк-беспризорник". Типичные противоречивые черты
промышленного мегаполиса. Однако район Амур-Нижнеднепровска, как и в 1950-х гг.,
по-прежнему занимает ведущее место по объему "транспортных, железнодорожных
и водных операций" в структуре Днепропетровска.
Максим Кавун
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Катериненський проспект, 1840-1920 гг. |