Передо мной — любопытная заметка из киевского еженедельника «Засів», датированная сентябрем 1911 года:
«Известная кинематографическая фирма братьев Пате хочет выпустить картину «Нападение татар на Запорожскую Сечь». Чтобы эта картина имела настоящий вид, фирма хочет устроить показательный бой на берегу Днепра, на месте бывшей Сечи. С этой целью агенты фирмы исследовали Днепр на всем протяжении между Александровском (сейчас Запорожье — Н. Ч.) и Екатеринославом и остановились на Лоцманской Каменке, как наиболее подходящем месте. На берегу Днепра на скорую руку строятся курень, хаты и тому подобное. Почти половина крестьян села приглашены для участия «в бою». Для всех, принявших участие «в бою», фирма сшила соответствующие костюмы. Бой этот должен был состояться 14 сентября».
Заинтригованный этой информацией, я стал искать другие источники по истории кино на Приднепровье. И оказалось, что первое в Украине кинопредприятие было создано именно в Екатеринославе. Называлось оно «Южно-русское синематографическое акционерное сообщество «Сахненко, Щетинин и К°». А началось все сто лет назад, когда в 1906 году в Екатеринослав прибыл кинобизнесмен Э. Зайлер и сразу же принялся строить «биограф», по-нашему – кинотеатр. Среди рабочих-строителей его внимание привлек физически развитый парень, которого все называли Данько — сокращенная форма имени Даниил. И вот биограф построен, начались сеансы. Зайлер, понятное дело, хотел сохранить тайну работы парижского «чудо-аппарата», поэтому работал на нем сам. Однако сеанс за сеансом крутить ручку кинопроектора было ему не под силу. Тогда Зайлер, вспомнив о сообразительном пареньке по имени Данько, взял его в кинобудку, чтобы тот хотя бы частично выполнял эту нелегкую работу. Очень быстро обучившись равномерно крутить ручку загадочного аппарата, Даниил Сахненко делал это по два сеанса подряд, и лишь во время третьего, чтобы парень немного отдохнул, хозяин становился крутить ручку сам. Иной раз Даниилу приходилось работать без отдыха по пять-шесть сеансов. А через полгода Зайлер назначил Сахненко киномехаником, ибо тот научился перезаряжать аппарат вдвое быстрее, чем это получалось у хозяина. К тому же Данько всегда содержал кинопроектор в чистоте и образцовом порядке, внимательно изучая работу каждой его детали.
Однажды во время работы Зайлера произошло ЧП: аппарат поломался и перестал работать. Конфуз был невероятный — из зала доносились топот ног и крики: «Возвращай деньги!». Зайлер помчался в кассу, где работала его жена, чтобы помочь ей вернуть зрителям деньги за билеты. Тогда Сахненко отважился на смелый шаг — попытался отремонтировать кинопроектор. Возвратившись в кинобудку, опечаленный Зайлер не поверил своим глазам: парень разобрал аппарат до последнего винтика. Не обращая внимания на хозяина, он старательно выпиливал новую деталь вместо сломанной. Готовую деталь Сахненко вставил на место и завинтил все как было. Аппарат заработал, и, пожалуй, даже лучше, чем до этого досадного события. Случилось невероятное: доставленный из Парижа чудо-аппарат поломался, а простой украинский парень, недавний разнорабочий, отремонтировал его... Вскоре об этом говорил уже весь город. Зрители хотели хотя бы издалека посмотреть на молодого человека, разгадавшего секрет «живой фотографии». Оценил его заслуги и Зайлер, переведя парня в высший ранг и сделав старшим механиком. Теперь Сахненко уже не крутил сам ручку, а присматривал за аппаратом и ремонтировал его в случае каких-то неполадок.
К тому времени в городе было уже около десятка кинотеатров, только назывались они «иллюзионами» и «синематографами». Хозяева этих культурных заведений потянулись к прославленному механику – сначала за советами, а затем и чинить свои кинопроекторы, которые выходили из строя. Сахненко из-за недостатка времени отказывался, а хозяева поломанных киноаппаратов, боясь понести большие убытки, умоляли Зайлера повлиять на своего механика. Теперь уже и сам Зайлер становился героем дня. К нему, говорят, ходили даже на дом с подарками, лишь бы только подступиться к Даниилу Сахненко.
Тогда же несколько акционеров решили создать в Екатеринославе «Синематографическое акционерное общество». Один из них вложил в это дело десять тысяч рублей, другой — такую же сумму за свою усадьбу, а Сахненко внес в товарищество свой аппарат для съемки, на котором умел работать. Откуда же у простого механика появился такой аппарат? Ветеран украинского кино Арнольд Кордюм рассказывал, что в то время в Париже процветало большое кинопредприятие «Братья Пате и К°». Увеличению его популярности немало способствовал регулярный выпуск киножурнала под девизом: «Пате-журнал все видит, все знает!». А для того чтобы киножурнал действительно «все видел и все знал», он нуждался в большой армии кинокорреспондентов. И такая «армия» у фирмы была, к тому же люди работали... даром. Вот как это происходило. Представитель «Пате» разъезжал по всей Российской империи, занимаясь вербовкой способных, надежных людей. Агентами фирмы были хозяева «иллюзионов» и «синематографов», получавшие от нее прокатные фильмы и журналы. В Екатеринославе представитель фирмы, заведя с киномехаником Сахненко разговор, изумленно рассматривал шестеренку, которую парень выточил напильником, — ее тяжело было отличить от фабричной с фирменным знаком «Пате». И молодой украинский парень получил в подарок от французской фирмы съемочный аппарат и несколько коробок кинопленки. К тому же француз в течение трех дней давал Даниилу практические инструкции, как и что снимать, и оставил негатив, который должен был служить эталоном. Освоив технические принципы работы аппарата, новоиспеченный кинокорреспондент принялся снимать. Заканчивалась уже первая коробка кинопленки, а эталон оставался недосягаемым. В упорных экспериментальных съемках прошла зима. Дальнейшие эксперименты прервал весенний паводок на Днепре, затопивший много сел. По воспоминаниям старожилов, тогда плыли по Днепру крыши хат, сараев, на многих из которых испуганно жались собаки, кошки и куры, а на одной даже спасались люди. На окраине города вода ворвалась во двор большого металлургического завода. Все это было старательно отснято неутомимым Сахненко, ведь фирму «Братья Пате и К°» более всего интересовали всяческие сенсации — катастрофы, пожары, стихийные бедствия. Как потом оказалось, присланная Даниилом пленка была очень близка к эталону. Свидетельством успешной работы екатеринославского корреспондента французской фирмы может служить полученное им извещение, в котором говорилось: «Стоимость присланного за прошлый год материала покрывает стоимость киноаппарата, так что отныне аппарат переходит в собственность корреспондента». Вот этот самый аппарат и стал взносом Сахненко в дело акционерного общества.
Свою производственную деятельность акционеры начали постановкой фильма «Запорожская Сечь». Сценариев в нынешнем понимании в ту пору еще не было. Существовал лишь список отдельных, главных эпизодов, напоминавший либретто. Вот описание одного из эпизодов: «Тихое украинское село. Мирно трудятся люди. Внезапно нападают татары, поджигают хаты, убивают всех, кто пытается обороняться, грабят, опустошают село. Предводитель разбойников — турецкий паша — привязал к плетню коня и побежал к хате, где спрятались девчата. Парень прыгнул с сарая, отвязал коня, вскочил на него и помчался на Сечь — сообщить о татарском нападении. За парнем бросились вдогонку татары. Неистовая погоня, вот-вот настигнет парня татарская конница, но он внезапно повернул в лес и исчез... Татары рассыпались по лесу, но парня нет, словно он сквозь землю провалился. Преследователи возвращаются в село за добычей...» Роль именно этого парня и исполнил А. Кордюм в фильме, о котором писал киевский «Засів» в 1911 году. «Рядом с усадьбой акционерного общества жил мой отчим, художник-самоучка Елисей Шаплык, — вспоминал Арнольд Владимирович Кордюм, — его по-соседски пригласил Сахненко строить и рисовать декорации. Как-то отчим похвастался, что к нему приехал сын, умеющий на лошади «всякие фокусы» выделывать. После этого я и попал на съемки первого фильма украинского производства — нужен был всадник-парень, убегающий от татарской конницы».
Акционеры, истратившие на съемки фильма последние средства, были вынуждены искать еще одного компаньона. Им стал М. Шейнин — владелец кафе-столовой на проспекте рядом с отделением Волжско-Камского банка, сотрудники которого питались в этой столовой. Кормился здесь и Сахненко – еще с тех времен, как стал киномехаником, только теперь он был вынужден есть в долг. День и ночь Даниил печатал и проявлял материалы съемок, а хозяин столовой с сыном готовили рекламу "фильмы" (до революции это слово было женского рода). После того как были напечатаны тиражные копии картины, начались хлопоты по ее прокату. Акционеры и главные участники съемок фильма поделили между собой его копии и отправились в продолжительное путешествие по просторам Российской империи – предлагать в прокат «Запорожскую Сечь». С хозяином «иллюзиона» они подписывали коротенький договор о прокате картины, указав в нем подлежавший отчислению определенный процент от сбора. Основная часть прибыли сдавалась в соответствующее отделение Волжско-Камского банка, а часть шла на дальнейшее путешествие.
Кстати, о владельце кафе-столовой М. Шейнине. Тот свою долю в деле общества намного увеличил, засчитав в стоимость питание главного акционера Сахненко, который, однако, всегда производил впечатление полуголодного человека. А жил он на квартире того акционера, который вложил в дело деньги за свою усадьбу. Здесь, в длинном одноэтажном здании, находилась и кинолаборатория, а декорации строили на огороде. Там, где до сих пор росли картофель и капуста, соорудили специальную площадку. Чтобы декорации освещались в течение всего дня, площадка поворачивалась за солнцем, которое было здесь единственным осветителем. Бывало, наплывет на декорацию тень, и артисты единодушно берутся за длинные дышла, поворачивая площадку к солнцу, и только после этого продолжают работу над фильмом. Как только заканчивалась съемка, деревянный аппарат «Пате» немедленно переносили в лабораторию. Разрядив его, негатив передавали проявлять, а Д. Сахненко вставлял в аппарат электрическую лампочку и начинал печатать позитив. Ведь аппарат был одновременно и съемочным, и копировальным. Однажды А. Кордюм зашел к Сахненко, чтобы занести ему штатив. Комната «акционера», похожая, скорее, на мастерскую, поразила его своей убогостью, к тому же была завалена разнообразными слесарными приспособлениями и инструментом. О том, что это жилая комната, напоминала только кровать с дырявым соломенным матрацем. Как оказалось, хозяева «иллюзионов» за ремонт аппаратов расплачивались с главным акционером пропусками на сеансы...
Но давайте попробуем определить, где же в современном Днепропетровске находится «электробиоскоп Зайлера», в котором начинал свою карьеру Сахненко? Как свидетельствует путеводитель и каталог Южнорусской областной выставки в Екатеринославе (1910 г.), это заведение находилось на углу Проспекта (ныне проспект К. Маркса) и Фабричной улицы (сейчас – улица Столярова). Необходимо отметить, что большую помощь в подготовке фильмов Сахненко получил от директора местного Исторического музея Дмитрия Ивановича Яворницкого. Он охотно поделился с режиссером и оператором образцами старинной одежды, утвари, оружия, которые воссоздавали колорит эпохи, помог своими советами и консультациями. Д. Сахненко также снял в нашем городе фильмы «Наймичка» по И. Карпенко-Карому, «Богдан Хмельницкий» по М. Старицкому и «Наталка-Полтавка» по И. Котляревскому. Исполнителями главных ролей в этих фильмах стали корифеи украинского театра Миколы Садовского — сам Садовский, Мария Заньковецкая, Иван Марьяненко и другие артисты. Внимание Сахненко привлекла и русская классика, посвященная украинской истории. Так он создает фильмы «Любовь Андрея» по мотивам повести «Тарас Бульба» Гоголя, «Полтаву» по поэме Пушкина и другие. Как же сложилась дальнейшая судьба пионера украинского кино? В конце 1927 года молодой кинорежиссер А. Кордюм привез в Харьков в лабораторию Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) рабочий материал своего законченного фильма «Непобежденные». К этому времени центральная кинолаборатория начала печатать тиражные копии фильмов. Арнольд Владимирович обратился к начальнику производственного отдела с тем, чтобы для общественного просмотра своего фильма получить приличную копию. Начальник взял бумажку и написал: «Товарищ Сахненко! Для общественного просмотра выдайте лучшую копию фильма «Непобежденные».
— А кто этот Сахненко? - спросил режиссер у начальника.
— Бывший капиталист! Поймали мы его на бирже труда.
— А что он умеет делать?
— О, это знаменитый спец! Чертова душа, паразит, поездил когда-то на спине рабочего класса, пусть теперь на революцию поработает! Сейчас мы его назначили начальником кинолаборатории. Работает он, хоть и капиталист, хорошо, а это главное!
Оказавшись в лаборатории, А. Кордюм по каким-то тесным проходам попал в копировальную. Отворил дверь в комнату, куда сквозь открытые окна лились солнечные лучи. Какой-то седой человек стоял спиной к двери, наклонившись над разобранным стареньким копировальным аппаратом. Мужчина закрутил последний винт, размотал проволоку, которой был стянут низ корпуса аппарата, протянул проволоку стоявшему вблизи помощнику.
— Хватит ремонтировать проволокой — утиль! — седой человек вздохнул.
— Ничего, скоро у нас будут свои, а этот — в музей! Пусть посмотрят, с чего мы начинали с тобой.
Мужчина повернулся к двери, и режиссер, который в 1911 году играл роль парня-всадника, тотчас узнал в седом похудевшем «капиталисте» Даниила Сахненко.
— Где же твои компаньоны?
— Вот мой компаньон, — Сахненко положил руку на плечо помощника и показал пальцем на открытую дверь, за которой был виден ряд барабанов сушилки. Крутясь, они весело блестели высохшей кинолентой. – Вот это все мы отшлепали с моим нынешним компаньоном Таравердовым, — и он обнял своего помощника (позднее Таравердов стал начальником производства киностудии им. А. Довженко). Помощник не без гордости добавил:
— Мы за сутки по пятнадцать тысяч метров пленки обрабатываем!
Настоящие, дореволюционные компаньоны Сахненко оказались в белой эмиграции, а он, организатор первого в Украине акционерного общества по киносъемке, остался на родной земле. В 1925 году совместно с М. Лидером Сахненко снял фильм «Убийство селькора». В 1920-е же годы сделал несколько хроникальных лент в Харькове и Ростове-на-Дону. В середине 1990-х в «Киевских ведомостях» промелькнула информация о том, что дореволюционные картины нашего земляка найдены в Москве. Я обратился в Российский государственный архив кинофотодокументов и получил ответ, подписанный директором Л. П. Запрягаевой. Она сообщила‚ что их архив хранит только документальные киноленты и что у них есть фильмы Даниила Сахненко. Мне рассказали и содержание этих лент.
Один из сюжетов называется «Похороны обер-гофмейстера двора Его Величества Г. П. Алексеева в Екатеринославе». О чем он? Восемнадцатое февраля 1914 года. От церкви отъезжает катафалк, за ним движется похоронная процессия. Учащиеся гимназий несут подушечки с орденами покойного‚ венки и ленты. Вынос тела бывшего губернского предводителя дворянства Г. П. Алексеева из Покровской церкви‚ выходят участники похорон и духовенство. Зять покойного губернский предводитель дворянства князь Н. П. Урусов‚ губернатор В. А. Колобов и другие несут гроб с телом покойного в Кресто-Воздвиженскую церковь. Оттуда выходит духовенство во главе с Преосвященным Агапитом. Дом, в котором жил и скончался Г. П. Алексеев. Вид Кресто-Воздвиженской церкви и склепа в ней, в котором похоронен Г. П. Алексеев. (Напомним читателям, что вскоре тело Г. П. Алексеева было перезахоронено в его имении Котовка).
Другой фильм под названием «Хроника г. Екатеринослава« состоит из нескольких сюжетов.
Часть І. Прибытие императора Николая ІІ в Екатеринослав 31 января 1915 года и посещение им госпиталя. Воинский эшелон на железнодорожных путях‚ военные лагеря под Екатеринославом. Карнавальное шествие и демонстрация по случаю победы русской армии у Перемышля. Молебен. Кладбище, похороны убитых.
Часть ІІ. Екатеринослав. Демонстрации, проводимые гражданским населением и солдатами на улицах города в февральские дни 1917 года. Перестрелка, взрывы, солдаты в траншеях, стрельба из орудия. Портреты министров Временного правительства А. И. Гучкова, Н. В. Некрасова, А. Ф. Керенского‚ В. Н. Львова‚ П. Н. Милюкова‚ Г. Е. Львова и других.
Часть ІІІ. Река Днепр, Днепровские пороги, село на берегу, лодка у берега, лодка с людьми на реке, группа морских офицеров на берегу, перевозка лошадьми земли и камней, сходка казаков (в глубине усадьбы — деревянная церковь). Эти кадры предваряют титры: «Победа на Днепре — победа генеральной Ленинской партии». Значит, съемка уже советского периода.
Организация в городе кинофестиваля имени Д. Сахненко с показом его пионерских лент может стать важным ежегодным событием, которое привлечет в наш город большое количество туристов. Так мы смогли бы возродить память о нашем земляке, который, несомненно, этого заслуживает.
Николай Чабан,
заслуженный журналист Украины
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Просп. Карла Маркса до будівництва пам'ятника Слави, Май 1967 Автор: Єсієва Зоя |