В 1921 г. Султановка получает новое название - Клочко - в честь известного революционера. Расскажем кратко его биографию. Владимир Юрьевич Клочко - участник гражданской войны на Украине, считается одним из организаторов Красной гвардии в Екатеринославе. Отец Клочко - рабочий Екатерининской железной дороги - вместе с семьей поселился на Султановке в 1905 г. Молодой Владимир Клочко принимал участие в создании нелегальных большевистских кружков в Нижнеднепровске. В его доме был оборудован тайник для хранения брошюр и газет подпольной партийной библиотеки. В декабре 1917 г. Клочко организовывал военно-революционные штабы и вооруженные отряды на Екатерининской железной дороге. Клочко погиб в декабре 1918 г., в разгар гражданской войны. После участия в одном из подпольных совещаний, на старом мосту он был схвачен петлюровцами и расстрелян. В районе Нового Клочко в советский период появился и памятник В.Ю. Клочко - он был торжественно открыт в мае 1976 г. на улице Калиновой. Бронзовый бюст на гранитном постаменте - работы скульптора А.И. Жирадкова и архитектора А.Г. Крикина.
После установления Советской власти началось благоустройство рабочего поселка. В 1924 г. здесь появилось электричество. В газете "Звезда" от 14 августа 1924 г. читаем такие строки: "С большой радостью встретило население Клочковки ночь, когда впервые засиял электрический свет… Некоторые жители вынесли книжки и читали их тут же под фонарями".
Поселок Клочко был сильно разрушен во время Великой Отечественной войны. До
конца 1960-х гг. внешний вид поселка оставался неизменным - одноэтажная индивидуальная
застройка, проблемы с транспортом, неразвитость инфраструктуры. С начала 1970-х
гг. эта территория активно вовлекается в интенсивное строительство - многоэтажные
дома по проспекту "Правды", в этом районе построен крупнейший универмаг
- "Дом торговли". Тогда же было заасфальтировано большинство улиц. Сейчас
территория Старого Клочко представляет собой контрастную картину соседства многоэтажных
домов (9-12 этажей) с основным массивом одно-двухэтажной частной застройки. О
старинной жизни поселка Клочко теперь напоминает небольшая Трехсвятительская церковь
- памятник архитектуры начала ХХ века в самом сердце района - на ул. Юридической.
НОВОЕ КЛОЧКО И КЛОЧКО-6
К северу и северо-западу от поселка Старое Клочко после Великой Отечественной
войны развернулось интенсивное жилищное строительство. Территория эта застраивалась
1-2-3 этажными домами. С 1946 г. развивался поселок Новое Клочко (северная часть
района с улицами Байкальской, Холодильной, Воронежской, Софьи Ковалевской и др.)
с индивидуальной застройкой. В 1975 г. начал застраиваться массив Клочко-6 (северо-западная
оконечность территории в конце ул. Янтарная), полностью охваченный многоэтажной
застройкой.
В 1981 г. была проложена троллейбусная линия от центра города по ул. Калиновой до Клочко-6. Несмотря на это, транспортная проблема вплоть до 1990-х гг. являлась одной из основных, сейчас её решают многочисленные маршрутки.
Пожалуй, главной магистралью района можно с полным правом назвать улицу Калиновую. К середине 1970-х гг. район улицы Калиновой считался уже вполне обжитым. Газета "Днепровская правда" в 1976 г. писала, что "из года в год он растет и хорошеет. Улица Калиновая скорее напоминает широкий проспект, вдоль которого стоят светлые многоэтажные корпуса современных зданий". В середине 1980-х гг. произошла интересная коллизия с переименованием улицы Калиновой в улицу Ватченко. В 1985 г. умер председатель Президиума Верховного Совета УССР А.Ф. Ватченко (о нем мы писали в предыдущем очерке), жизнь которого была связана с Днепропетровском. Власти решили присвоить его имя улице Калиновой. Но она носила его недолго, поскольку сразу началась кампания протестов среди горожан - довольно необычное тогда явление. Связано это было и с самой противоречивой фигурой Ватченко, так и с тем что название улицы устоялось, не несло политической нагрузки и было любимо жителями. Через некоторое время старое название улицы возвратили.
Пожалуй, единственной значимой достопримечательностью района является старое воинское кладбище на территории гражданского кладбища между Клочко и Березинским массивом. Здесь похоронены курсанты артучилища и солдаты стрелковых дивизий, погибшие в августе-сентябре 1941 г. и сентябре-октябре 1943 гг. (всего 345 чел.). На этом местном пантеоне также покоятся несколько милиционеров, погибших при исполнении долга, и воины, погибшие в Афганистане. В центре кладбища установлен памятник - скульптура скорбящей матери (скульптор В.И. Щедрова, архитектор В.С. Положий).
ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ И БЕРЕЗИНСКИЙ
В северной части Днепропетровска в конце 1970-х гг. развернулось строительство
еще одного грандиозного "спального района" - под общим названием Левобережный.
Сейчас массив разделяется на Левобережный-1 (Березинский), Левобережный-2 (оба
массива восточнее Донецкого шоссе), Левобережный-3 (западнее Донецкого шоссе вдоль
ул. Березинской и проспекта Мира).
Одной из самых насущных проблем района со времени возникновения являлась транспортная - типичная для отдаленных от центра города жилмассивов. Линию скоростного трамвая от центра города проложили сюда только в 1996 г. Троллейбусная линия до проспекта Мира появилась только с начала 1990-х гг.
В сущности, здесь пока нет особых достопримечательностей. Многоэтажная 5-16-ти этажная застройка соседствует с кварталами частных домов с западной и юго-западной стороны. Особенно массивно на этом фоне смотрятся башни Левобережного-3. Интересный природный объект - озеро Куриное (Куряче). Оно протянулось вдоль всей застройки жилмассива Левобережный-3 и частично Левобережный-2. Озеро это является своеобразным оазисом посреди многоэтажных каменных джунглей. Однако зажатое посреди мегаполиса озеро создает и массу проблем жителям района - частному сектору жилмассива Левобережный-2. Проблема подтопления здесь существует с середины минувшего столетия. После дождей уровень воды в озере поднимается, и несколько тысяч жилых домов оказываются затопленными. Не спасает положение и работа насосной станции. Сейчас в этом районе должно завершиться строительство коллектора, который поможет снизить уровень воды в озере на полтора метра (сайт gorod.dp.ua).
Под названием "Березинский" сейчас понимается жилмассив "Левобережный-1",
а иногда и часть "Левобережного-2". На самом деле, застройка этого района
- части левобережья между Донецким шоссе и улицей Янтарной - началась еще до Великой
Отечественной войны. А название свое он получил от улицы Березовой, ныне Богомаза
(в честь Героя Советского Союза Алексея Богомаза, который жил здесь до войны).
Улица Березинская находится севернее, проходит от Донецкого шоссе вдоль жилмассива
Левобережный-3.
ПРОСПЕКТ "ПРАВДЫ" И УЛИЦА КОСИОРА
Новомосковское шоссе существует еще с XIX века и названо так потому, что связывало губернский центр Екатеринослав с уездным, а затем и районным центром Новомосковском. До Великой Отечественной войны в северной части нынешнего проспекта "Правды" располагались песчаные "кучугуры", с юго-запада примыкали дома поселка Клочковки (ныне Старое Клочко). Интенсивная застройка всего района начинается с конца 1950-х гг. Он получил условное наименование Новомосковский, по названию шоссе. Обычно в этот архитектурно-планировочный район включают несколько микрорайонов: Клочко, Новое Клочко, Красный Металлист, проспект Правды.
Несколько первых "сталинок" появились на углу современных проспекта "Правды" и улицы Калиновой. Перед фасадом одного из домов 9 мая 1949 г. был установлен бронзовый бюст прославленного летчика, дважды Героя Советского Союза, Анатолия Брандыса. Рядовой летчик, а затем и командир эскадрильи, А.Я. Брандыс за период пребывания на фронтах Великой Отечественной войны совершил 227 боевых вылетов, уничтожил 30 танков, 35 артиллерийских и зенитных батарей, 24 самолета, 4 паровоза, 70 вагонов, более 700 солдат и офицеров противника.
В конце 1940 - начале 1950-х гг. район нынешнего проспекта между ул. Богдана Хмельницкого и Калиновой носил название Красный Металлист. Здесь стояли рядами одно-двухэтажные бараки и дом культуры.
В 1950-е гг. Новомосковское шоссе постепенно застраивается уже пяти-шестиэтажными жилыми домами. В это же время, на песчаных "кучугурах" несколько восточнее вырастает улица Бульварная, переименованная в 1964 г. в ул. Косиора. В 1957 г. было открыто троллейбусное движение по Новомосковскому шоссе. С 1960-х гг. проходит строительство 9-ти этажных домов по проспекту Правды (район ул. Кожемяки и Богдана Хмельницкого), в 1970-х гг. застраивается улица Калиновая. Район угла "Правда" - Калиновая - Косиора постепенно приобретает значение центрального для левобережья.
Несколько слов о названии главного проспекта левобережья. 30 апреля 1962 г. Новомосковское шоссе переименовали в "проспект имени газеты "Правда" - в честь 50-летнего юбилея газеты. Главная газета большевистской партии и Советского Союза - "Правда" - начала печататься с 22 апреля (5 мая) 1912 г. Этот день отмечали в бывшем Союзе как День Печати. В начале 1980-х гг. ее тираж составлял около 11 млн. экземпляров. Газета "Правда" являлась официальным партийным органом, статьи (и особенно передовицы), помещенные в ней, оказывали кардинальное влияние на формирование общественного мнения огромной страны. С течением времени, особенно за последние двадцать лет, первичная смысловая нагрузка названия стала размываться. Проспект и район в обиходе стали называться - "Правда". Доходит до того, что часть новых указателей на проспекте сообщает просто - "Проспект Правды".
Особых достопримечательностей, район, как относительно недавно застроенный,
не имеет. Можно назвать кинотеатр имени газеты "Правда", открытый в
январе 1964 г., и уже много лет находящийся на реконструкции; внушительный дворец
культуры "Металлург" Нижнеднепровского трубопрокатного завода на улице
Косиора; детский городок за ним; и, наконец, приметы нашей эпохи - обширный торговый
комплекс "Grand Bazaar" на углу Калиновой и Косиора. Еще один объект
- уникальный фонтан в виде белых журавлей - на углу проспекта "Правды"
и улицы Богдана Хмельницкого (напротив бывшей 69 школы), поставленный в 1964 г.,
давно запущенный и нуждающийся в срочной реставрации.
СТОЛИЦА РАЙОНА - ЮБИЛЕЙНЫЙ И ПАРК "ДРУЖБА"
Поселок городского типа Юбилейный основан в 1987 г. и сначала назывался Подгороднее-1.
Его население в 1999 г. составляло 13,4 тысячи жителей. Юбилейный - центр Днепропетровского
сельского района Днепропетровской области, место пребывания районной администрации.
Особенность поселка в том, что он прилегает к северной границе Днепропетровска,
фактически являясь его частью. Основные улицы поселка - ул. Совхозная, Тепличная,
8 Марта. Юбилейный с запада и востока ограничен Донецким шоссе и проспектом имени
газеты "Правда". Проспект имени газеты "Правда" здесь превращается
в Новомосковское шоссе. В архитектуре Юбилейного преобладают многоэтажные жилые
дома, сохранились участки с одно-трехэтажной индивидуальной застройкой.
С северо-восточной части к поселку Юбилейный примыкает парк "Дружба"
- огромный зеленый массив площадью более ста гектаров. Парк этот был заложен в
1957 г. в честь Московского международного фестиваля молодежи и студентов как
парк Дружбы народов. Разбили его силами студентов и учащихся. Некоторые старожилы
называют парк Фестивальным. В центре поставили гипсовую статую - "взявшихся
за руки китайца, негра и белого" (Событие. - 1999. - 17 мар.). С течением
времени парк превратился в лесопарковую зону, памятника давно уже нет.
АРХИТЕКТУРНОЕ ЛИЦО РАЙОНА - СТАРОЕ И НОВОЕ
Рассматриваемый нами район днепропетровского Левобережья интересен еще и тем,
что здесь наглядно представлены характерные типологические особенности градостроительства
поздней советской эпохи. Этот район - самый "насыщенный" громадами жилмассивов
(пожалуй, конкуренцию ему может составить только узел Победа - Тополь - Сокол).
Градостроители советского времени предпочитали застраивать окраины промышленных
мегаполисов обширными жилыми массивами, получившими у жителей название "спальных
районов". Массовое строительство таких жилых комплексов позволило в сжатые
сроки решить жилищную проблему для сотен тысяч горожан. Новое время диктует новые
эстетические и функциональные требования к организации жилых районов. И тем интереснее
отметить, что как раз на Левобережье реализуется совершенно отличная от советской,
модель организации территории и жилого пространства. Появился оригинальный проект
застройки - жилой район "Золотые ключи". В отличие от старой модели
многоэтажных комплексов здесь реализуется идея коттеджного микрорайона с развитой
инфраструктурой и удобным транспортным сообщением с центром города. За несколько
лет с 2004 по 2009 год планируется соорудить на площади 260 га (между Донецким
шоссе и проспектом "Правды") около 1000 индивидуальных жилых домов,
порядка 100 объектов социальной, инженерной и коммерческой инфраструктуры. Большая
часть домов коттеджного типа строятся по индивидуальным проектам и размещаются
на приусадебных участках площадью от 0,06 до 0,15 гектаров. Общая длина мощеных
брусчаткой внутренних улиц должна составить 23 километра.
Фактически к северу от поселка Юбилейный образуется новый городской район,
который обозначит вектор дальнейшей застройки именно в этом направлении с перспективой
соединения Днепропетровска с городом Подгородное. Общемировая тенденция: работа
в городе, жизнь - за городом активно внедряется и в Украину. Реализация новой
модели именно в "районе жилмассивов" не только должна стать перспективным
коммерческим проектом - реакцией на "вызов рыночной эпохи", но, возможно
станет катализатором активного развития всей левобережной части нашего города
и новой вехой в современной истории.
Максим Кавун
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Готель Європейський, 1902 serega_82 |