...У Александра Куприна есть рассказ «В цирке», написанный в 1901 году. Кстати, писатель до 1901 года с перерывами жил в Украине (в Киеве), здесь активно печатался, и, возможно, рассказ «В цирке» также был написан в Украине. Любопытным является тот факт, что позднее Куприн выступал с чтением своих рассказов… в киевском цирке.
Произведение Куприна прекрасно передает цирковую атмосферу начала XX века. В центре повествования — русский профессиональный борец Никита Арбузов. Врач запрещает ему из-за болезни выходить на решительный поединок с американским борцом Джоном Робером. Но обстоятельства вынуждают его все же выйти на ринг.
Кстати, Куприным вскользь упоминается борец по имени Абс. Его упоминает в рассказе акробат Антонио Батисто в разговоре с Арбузовым. Сам же Арбузов хотел было по состоянию здоровья перенести свою встречу с американским чемпионом, но этого ему не позволил директор цирка.
Любимец публики Арбузов выходит на арену. Но этот бой оказывается для него последним... Стоит перечитать рассказ Куприна, чтобы окунуться в жестокий мир цирка. События происходят на Масляницу, когда директору гарантированы самые большие доходы от представления.
В популярном петербургском цирке Чинизелли французская борьба была впервые разрешена в 1894 году. До этого, как утверждают книги по истории цирка, отдельные схватки изредка устраивались на эстрадах летних садов, где они носили скорее зрелищный, чем спортивный характер. Борьба оставалась на почве чистого спорта (цирк — искусство). Участники вербовались преимущественно среди любителей. Со временем борьба укрепилась в русских стационарных цирках на правах программного номера. Но борцы все время стремились обособиться в расширенной форме международных чемпионатов.
Успех борьбы в русских цирках, пишет известный исследователь Евгений Кузнецов, начался еще в конце 1890-х годов. Но своего апогея он достиг в годы, предшествовавшие Первой мировой войне. Впервые в России Международный чемпионат по французской борьбе был объявлен петербургским цирком Чинизелли в 1904 году, спустя каких-нибудь два-три года успех таких чемпионатов возрос с чудовищной силой.
Лихорадочный интерес к борцам проявляли тысячные толпы фанатов. К десяти часам вечера публика заполняла цирки — в это время куцая программа оканчивалась и начинался чемпионат. Такие чемпионаты растягивались от трех недель до трех месяцев. Участники борцовских турниров переезжали из города в город, чемпионаты выделяли любимцев публики, обеспечивали им громадные гонорары и повышенное внимание со стороны прессы. Цирк без весеннего чемпионата стал одинаково немыслим и в столице, и в провинции.
Любопытно, что борцовские чемпионаты в Западной Европе никогда не привлекали столь пристального внимания, как в России начала XX века. Революция пятого года была разгромлена, страной управлял департамент полиции, столыпинский галстук все туже стягивал горло — в том застойном знойном воздухе все живое тлело на корню, возможно, поэтому могучие мускулистые торсы, по-медвежьи схватывавшиеся на цирковых аренах, давали сладкую подсознательную иллюзию борьбы.
«Петербург осатанел от международных чемпионатов французской борьбы, — писал в 1911 году обозреватель «Синего журнала». — Именно осатанел, не подберу другого слова. Если не все бывают на борьбе, то все следят за отчетами. Все — санитары, гвардейцы, доктора, студенты, чиновники казенных канцелярий, приказчики и хулиганы».
Расцвет цирковой борьбы в России коснулся и провинции. Выступления Поддубного и Збышко-Цыганевича, Луриха и Гакеншмидта пользовались колоссальным успехом. В июне 1914 года, в самый канун Первой мировой войны такой чемпионат проводился в провинциальном селе Каменском, которое по населению (свыше 40 тысяч человек) могло соперничать с иными городами. И далеко не каждый город мог похвастаться тем, что в нем живет настоящий чемпион мира. А Каменское могло! Конечно, Джон Поль Абс не жил в Каменском постоянно — приходилось разъезжать по чемпионатам, — но «порт приписки» был здесь!
Неоднократный призер мировых чемпионатов по французской борьбе Иоганн Поль родился в 1867 году в городе Ратиборе (теперешний Ратцебург) в Германии, если точнее — в прусской провинции Силезии. Вскоре семья Поля переезжает в Гамбург, где юный Иоганн начинает заниматься борьбой. После многочисленных побед, одержанных в Гамбурге, он переезжает в Берлин, где начинает тренироваться под руководством Карла Абса. После смерти последнего в 1895 году Иоганн стал выступать под именем Джон Поль Абс ІІ.
Примерно с того же 1895 года борец жил в России, выступая на цирковой арене. Это не значит, что он не ездил заграницу, — Абс выступал и в Европе, и даже в Южной Америке. На чемпионате мира 1899 года в Петербурге силач становится обладателем второго приза. На чемпионате мира 1902 года в Риге он стал обладателем четвертого приза. Говорят, в 1905-м на всемирных состязаниях в Гамбурге ему досталась высшая атлетическая награда — «золотой пояс» и звание чемпиона мира. В 1910 году он становится обладателем второго приза на двух чемпионатах мира — в Париже и в Берлине.
О нем говорили: боролся со всеми, кто считался признанным мастером борьбы. Большэю часть жизни он провел в России, где показал себя как грозный соперник и где еще больше упрочил свою славу.
Каменские ребята той поры, как, впрочем, и их ровесники из Екатеринослава или Петербурга, хорошо ориентировались в особенностях профессиональной борьбы. Прежде всего, в ней не было деления борцов на весовые категории. Профессиональная борьба отбрасывала ничьи. Она признавала лишь победы и поражения. Первый бой ограничивался (если победа не наступала ранее) двадцатью минутами, второй — сорока минутами. А третий, так называемый «бессрочный бой» продолжался до окончательного результата.
Победитель должен был не только вынудить своего противника коснуться лопатками ковра, но и удержать его в таком положении в течение 3-4-х секунд. Перекат соперника через лопатки победой не считался. Были разрешены некоторые приемы, запрещенные в борьбе любительской. Среди них — двойной «нельсон» и «макароны», то есть удары по шее и по спине соперника ладонями. Как в любительской, так и в профессиональной французской борьбе запрещались захваты ниже пояса, удары головой, выламывание, задушивание, подножки.
И все же не это являлось главным секретом профессиональной борьбы. Главное в профессиональной борьбе начала ХХ века состояло вот в чем. Ни один атлет не мог изо дня в день вести борьбу. Да еще с сильными соперниками. Да еще в течение двадцати и более минут! Поэтому случалось, что борцы-профессионалы заранее договаривались о результатах встречи и даже о том, какие приемы они будут применять. Это давало возможность им работать смело, свободно, не опасаясь поражения.
Борьба с заранее определенным результатом называлась на профессиональном языке «шике» — ей противопоставлялась борьба «бур», то есть настоящая спортивная борьба. А впрочем, не надо думать, что борьба «шике» — это всегда мошенничество. На тренировках борцы узнавали силу друг друга и понимали, кому в конце концов принадлежала законная победа. Выступая перед публикой, они показывали, так сказать, модель настоящей борьбы, но модель, украшенную всякими эффектами.
В любом случае борец должен был быть человеком сильным, смелым, хорошо владеющим техникой борьбы. Возможны были вызовы из публики — эту форму состязаний особенно любили у нас на Приднепровье. Причем от вызовов нельзя было отказываться. В азарте боя двух профессионалов соперник мог перейти от шике к буру, начать «бурить», как говорили профессионалы... Но для того, чтобы ежедневно проводить шике, тоже необходимы были недюжинные сила, ловкость и мастерство.
Выступления дореволюционных кумиров — Поддубного, 3аикина, Шемякина, Крылова и других борцов начала ХХ столетия сыграли заметную роль в развитии спорта в Российской империи. Там, где они выступали, возникали спортивные союзы, общества, а выходя из чемпионатов, борцы частенько становились тренерами. В России именно борцы вели наглядную агитацию за физическое развитие человека, за физическую красоту.
Итак, летом 1914-го в Каменское приехал цирк А. М. Андро. Чемпионат по французской борьбе организовал «профессор атлетики и арбитр» А. В. Алеев. На третий день чемпионата Джон Поль Абс встречался с сибиряком Коршуном (видимо, псевдоним). Уже на седьмой минуте «играючись», как писала местная газета «Отклики жизни», Абс положил своего соперника на лопатки. На следующий день, 21 июня 1914 года Абс выиграл у чемпиона Петербурга Матющенко, 22 июня ему была засчитана победа над чемпионом Европы Петерсоном. (Последний во время схватки злоупотреблял недозволенными приемами, и жюри после трехкратного замечания прекратило борьбу, засчитав Петерсону поражение).
Вскоре Абс опять встречался с Петерсоном. «Борьба этой пары была вольно-американская по вызову Петерсона, — сообщал местный репортер. — В этой схватке наш односельчанин чемпион мира Джон Поль Абс Второй блеснул знанием не только французской, но и вольно-американской борьбы. И если бы не несчастный случай, то, возможно, результат был бы виден, но схватка не окончилась, ибо Абс как-то сорвался с приема и расшиб ногу. Премия, поставленная в 75 рублей Петерсоном, осталась у жюри до следующей его схватки с Абсом».
1 июля 1914 года произошел «решительный бой» между Джоном Полем Абсом и учредителем Санкт-Петербургского атлетического общества, любителем, скрывшимся под инициалами «А. Ш.» Вот что писали по этому поводу местные «Отклики жизни»:
«Противники боролись на премию и в сегодняшний вечер встретились уже в четвертый раз, так как первые три схватки результата не дали. Цирк был переполнен. Публика сильно волновалась. Поднимались споры, многие стояли за победу над Абсом. Но ни желание публики, ни желание самого А. Ш. не оправдались. Победителем в этой схватке вышел маститый борец, чемпион мира Джон Поль Абс, который... прижал своего противника, грузного А. Ш., к ковру лопатками на 11 минуте».
Публика, не ожидавшая такого быстрого исхода борьбы, устроила победителю Полю Абсу шумную овацию и забросала его цветами. А. Ш. запротестовал, ссылаясь на то, что Абс боролся без фуфайки и что победа была случайная, и потребовал реванша. Публика долго вызывала героя этого вечера Джона Поля Абса.
На следующий день Абс встречался с чемпионом мира Макдональдом, шотландцем, который успел в ходе чемпионата завоевать благосклонность местной публики. Их пара в тот вечер выступала четвертой. Абс с быстротой молнии покончил с Макдональдом, «дожав рычагом в партере. Жюри показало время 29 секунд». Продолжал требовать реванша петербургский спортсмен А. Ш. Но схватка вновь закончилась поражением великана-любителя, который на 36-й минуте был поражен Абсом. Так каменчанин подтвердил свой чемпионский титул в глазах земляков.
То, что Абс Второй покорял и столицу Российской империи, выступая на чемпионатах в Санкт-Петербурге, подтверждается сообщениями печати того времени.
Мы не знаем точной даты, когда Абс связал свою судьбу с Каменским на Приднепровье, но, следует полагать, это произошло не позже 1909 года (сохранилась его открытка к супруге, датированная этим годом). Зная, что я интересуюсь этой темой, мне посоветовали в Днепродзержинске обратиться к далекому родственнику жены силача — Виктору Михайловичу Матвиенко. Супруга Абса София была сестрой его бабушки. Она умерла в начале 1960-х годов в Днепродзержинске, но успела поведать и о себе, и о муже.
Из этих семейных преданий следует, якобы немец Абс жил поначалу в Мюнхене, где у него была супруга и двое детей. Один сын был скрипачом, а другой пошел по пути отца и стал борцом. Говорят, один из днепродзержинцев разыскал несколько лет назад в Германии почти столетнего живого сына Абса — того, что был музыкантом. Но контакт с ним опять был утрачен — он переехал в Австрию...
История знакомства Софии и Абса по семейным рассказам выглядит так. Жившая в Каменском София лет восемнадцати вышла замуж за значительно старшего инженера по фамилии Верховец. Вот он и повез как-то молодую супругу из Каменского в Екатеринослав на цирковое представление. Во время выступления борца Абса она бросила ему на арену букет цветов. А он успел разглядеть ее. Так началась эта романтическая история. Абс прислал к ней своего человека. Конечно, ее муж Верховец возражал против развода. Но София без его согласия и ведома уехала с Абсом, который продолжил свои выступления в других городах.
В 1914 году упоминавшийся мною петербургский журнал «Геркулес» писал о том, что в саду «Аркадия» в Петербурге продолжается всемирный чемпионат, хотя его состав поредел в связи с войной. Все немецкие борцы давно уже убыли в свой «фатерлянд», кроме Поля Абса, заявившего, что считает своей Родиной Россию, где борется и живет почти 19 лет, и поэтому он подал прошение о переходе в российское подданство.
На основании этой заметки можно было высчитать, что Джон Поль Абс ІІ примерно с 1895 года жил и выступал в России. Абс, по воспоминаниям его далеких родственников, выигрывал чемпионаты мира, имел пояс чемпиона — довольно тяжелый, пропавший в гражданскую войну. Вместе с мужем София объездила чуть ли не весь свет — были в тех поездках и вся Россия, и Турция, и Южная Америка.
В семейном архиве в свое время сохранялась открытка от известного украинского борца Ивана Поддубного, свидетельствовавшая об их приятельских отношениях с Абсом. Родственники утверждают, что во время Первой мировой Абс все-таки оказался в Германии, а его супруга была здесь. И вот Поддубный якобы был связным между ними. Было и фото Поддубного.
А кто еще из знаменитых борцов входил в круг Абса, с кем он дружил, боролся? Виктор Матвиенко называет имена, в свое время гремевшие в России: Мартынов, эстонец Георг Лурих, поляк Станислав Збышко-Цыганевич, Иван Заикин. Среди его знакомых был также организатор и конферансье на борцовских турнирах — Иван Лебедев, легендарный «дядя Ваня», ведший школу атлетов в Петербурге. Это он появляется в послевоенном фильме о Поддубном «Борец и клоун».
Джон Поль Абс, по семейным рассказам, был человеком недюжинной силы. Под ним обламывались обыкновенные стулья — это свидетельствовало больше не о силе, а о весе. Мне, правда, пришлось увидеть уцелевшие стулья из того гарнитура. Если в Днепродзержинске решат устроить мемориальный музей Абса (существует же такой музей Поддубного в Ейске на Кубани) — то это готовые экспонаты. После того, как под ним сломался очередной стул, супруга заказала Абсу специальный массивный табурет, который бы выдерживал его солидную массу.
Как-то борец с супругой при параде шли по Каменскому. Смотрят: лошадь упала в копанку (маленький колодезь или прудик), мужики тужатся — не могут лошади помочь. Абс снял с себя праздничный костюм и легко вытянул лошадь. Подобных историй множество. В хроническом каменском бездорожье он легко вытягивал брички из грязи — иной раз прямо с поклажей. Брал и переставлял колеса в новую колею. В чистенькой ухоженной Германии, надо думать, ему этим заниматься не приходилось... А здесь — какое раздолье для силача!
Виктор Михайлович также рассказал мне, что на чердаке этого дома долгие годы валялся огромный фотопортрет борца, сделанный в Кишиневе. Размеры портрета — больше половины дверей. Ныне этот портрет, дорожный чемодан, карманные часы, а также металлический лавровый венок чемпиона и металлическое паспарту борца перекочевали к коллекционерам старины.
Отчего Абс после революции возвратился из Германии в Каменское? Вот что рассказывала внуку сестра Софии. Якобы у Абса были переломаны два ребра. Правда это или нет, но сестра утверждала, что ему взамен поставили деревянные ребра (!) и врачи запретили ему выступать в Германии. Вот он и приехал вновь сюда, в Каменское, к супруге Софии. Здесь и скончался Абс в 1918-м. Было ему едва больше пятидесяти. Здесь, в украинской земле, его и похоронили на городском кладбище. Проводили его в последний путь по Проводной улице, в одном из домов которой и жил силач. Могила его находилась в нынешнем парке за горсоветом.
После смерти Абса как католика отпевали в местном костеле (костел, к счастью, в отличие от могилы, сохранился поныне). На похороны знаменитого чемпиона, по семейным рассказам, приезжали Иван Поддубный и другие известные борцы, с которыми он был в приятельских отношениях.
София, покорившая сердце немецкого атлета, прожила долгую жизнь и скончалась в Днепродзержинске между 1960 и 1964 годами. По последнему мужу она носила фамилию Абрамович. Своих детей у Софии не было.
Перед смертью София передала архив Джона Поля Абса внучатому племяннику Виктору Матвиенко, тогда еще подростку. Он и поведал мне о грустной судьбе этого архива. Собрание было богатейшее: архив весил килограммов 80 и занимал целый угол в комнате. Среди его раритетов — программки борцовских чемпионатов, переписка с известными борцами Поддубным, Мартыновым и другими, а также номера дореволюционного журнала «Геркулес», много писавшего о борцах.
В начале 1960-х решено было построить музей спорта в Лужниках (Москва). Через газету «Советский спорт» организаторы просили читателей со всей страны передать ценные экспонаты для создаваемого музея. Юный Витя решил с помощью своего физрука передать архив Абса в Москву. Ныне же выглядит так, что архив спортсмена в Москву так и не попал, а погиб, если верить физруку, у него дома во время пожара. Так это было или нет, но уникальный архив знаменитого каменчанина безвозвратно утерян. Можно только пожалеть о такой утрате.
Уцелела лишь дюжина фотографий из архива Абса. Я приношу благодарность днепродзержинцам Андрею Ивановичу Яловому и Владимиру Николаевичу Полончуку, которые предоставили мне эти фотографии для публикации в книге по истории Каменского-Днепродзержинска (2004). Поиск материалов о звезде спорта начала XX века, конечно, стоит продолжить.
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Дитячий парк ім. Войцеховича (зараз на цьому місці театр Опери та Балету), 1960-е гг. |