Математик стал модным архитектором, а при Сталине возглавил еврейскую общину
Перипетии жизни Александра Марковича Гинзбурга могут служить фабулой авантюрного романа. Родился он в 1876 г. в городе Славянске на Слобожанщине. Его отец был городским санитарным врачом и по совместительству местным богачом. Не стесненный материально молодой Гинзбург несколько лет путешествовал по Европе, изучая передовой архитектурный опыт. Затем он окончил физико-математический факультет Харьковского университета, и уже после этого инженерный факультет Технологического института. Талантливый архитектор, Гинзбург успешно совместил творчество с бизнесом. Он открыл частное проектное бюро, где проектировал доходные дома и элегантные особняки для денежных мешков Харькова. Любимым стилем Гинзбурга стал модерн. Зодчий широко экспериментировал с новейшими технологиями, например, внедрял железобетонные конструкции. Гинзбург оставил богатое наследство – около ста двадцати проектов зданий. Большая часть из них реализована в Харькове. Зодчий проектировал также для Харьковской губернии, Москвы, Сум, Ялты, Екатеринослава.
После революции 1917 г. Гинзбург лишился обширного состояния, бежал в Ростов-на-Дону, откуда неожиданно вернулся в Харьков. Советская власть помиловала «буржуйского» архитектора. Ему разрешили преподавать в вузах, он продолжал проектировать, стал профессором. Кроме архитектуры, Гинзбург занимался теорией стереоскопического кино, оптикой, кристаллографией, геометрией и даже теорией архитектурной колористики. Убеленный сединами зодчий пережил войну в Тбилиси, а после ее окончания занялся восстановлением харьковской еврейской общины. Он стал главой общины, добился от властей выделения помещения и даже написал обращение с поддержкой образования государства Израиль. Однако в 1949 г. курс власти резко изменился. Гинзбург попал под маховик «борьбы с космополитами» и в том же году скончался, не выдержав давления сверху.
Железобетонный «небоскреб» Екатеринослава
В нашем городе Гинзбург спроектировал только одно здание. Однако клуб Общественного собрания, построенный в 1912 г. и открытый в 1913 г., стал архитектурной диковинкой. Его облик не похож на другие постройки зодчего. Во-первых, здание поражало своими размерами, ведь четыре этажа в Екатеринославе начала прошлого века — это практически небоскреб, как его и называли в прессе. Во-вторых, здание совмещало функции театра и клуба, имело великолепный зал на 1400 мест. В-третьих, и это главное — Общественное собрание выполнено в совершенно новаторском стиле. Историки архитектуры называют Гинзбурга предвестником нового стиля — конструктивизма, расцвет которого пришелся уже на 1920-е годы.
Асимметричные формы здания стали вызовом архитектурной традиции. Здесь синтезированы прямые и кривые линии, плоские и выпуклые элементы. Вместо широких окон — оставлены вертикальные узкие проемы. Фасады специально лишены всякого декора. Особенно впечатляло современников использование железобетона. Гинзбург создал первое в Российской империи здание, имевшее плоскую железобетонную крышу, и при этом не имевшее карниза. После открытия на крыше предполагали устроить каток, но эта идея не была реализована.
В 1917 г. первым хозяевам здания было уже не до катка и не до стихов Игоря Северянина, которые знаменитый поэт читал здесь в 1913 г. Клуб закрыли, и архитектурный «гигант» десять лет простоял пустым. В 1927 г. в здании обосновался Клуб железнодорожников, а в дальнейшем здесь сменился ряд театральных учреждений — театр русской драмы имени М. Горького, театр юного зрителя (до 1997 г.). На рубеже XX–XXI веков изрядно обветшавшее здание вновь пустовало. Наконец, в 2001 г. сюда переехала областная филармония.
Историческое здание театра-клуба Общественного Собрания охраняется как памятник архитектуры национального значения. Екатеринославский «небоскреб»-ветеран стал одним из первых в мире зданий в стиле конструктивизма.
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Блаватська Олена Петрівна, 1840-1920 гг. |