Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Как председатель Каменского райисполкома Лихоманов ксендза Томашевского спасал


Политические события 1917 года и Гражданской войны поначалу не очень затронули религиозную жизнь в Каменском. В самые бурные годы кровавых междоусобиц, когда Каменское переходило из рук в руки, местные церкви и дома молитвы продолжали свою деятельность. Однако гонения на «инакомыслящих» священников начались практически сразу после окончательного установления Советской власти.

С сентября 1919 года администратором и единственным священником Каменского приходского костёла Святого Николая становится ксёндз Константин Томашевский.

19 мая 1921 года он был арестован местной ЧК (по странности называемой Полит-Бюро) по обвинению в дискредитации Советской власти и Компартии. Факт дискредитации заключался в отказе администратора костёла обвенчать в храме местного жителя, проживавшего по Староверовской улице в доме №6, большевика Леопольда Блощака. Разумеется, большевик Блощак этого оставить не мог и подал заявление на священника с требованием заставить последнего совершить таинство бракосочетания над ним и его невестой гражданкой Вальнер. Чекисты начали дознание.

Протокол допроса
гр. Томашевского Константина Теофиловича, 38 лет, грамотен, ксёндз,
беспартийный — сочувствующий христианской
социал-демократической партии.

— Опрошенный в качестве обвиняемого, показываю: приблизительно 9 или 10 мая ко мне пришёл гр. Блощак Леопольд и попросил у меня принять его невесту в католичество, исповедать его и обвенчать. Я согласился с условием, если он даст официальное отречение от большевистско-коммунистической партии, как враждебной Богу и церкви. Он сначала соглашался, но когда пришёл последний день, он отказался, и на этом основании я его не венчал, так как он не католик.

Вопрос: Откуда Вы взяли, что коммунист не может быть верующим человеком?
Ответ: Потому, что коммунизм не признаёт никакой религии.
Вопрос: Раз Советская власть не от Бога, признаёте ли Вы её?
Ответ: В гражданских вещах подчиняюсь, а в религиозных нет. В гражданских — постольку, поскольку не противоречат Церкви.

После проведенного допроса у чекистов не осталось двух мнений относительно дальнейшей судьбы католического священника. Дискредитация Советской власти и коммунистической партии была налицо. Узнав об аресте своего настоятеля, местные католики решили, во что бы то ни стало, отстоять его. Написав коллективное письмо председателю исполкома А. Лихоманову, верующие направили к нему делегацию для вручения прошения об освобождении священника.

Председателю Райисполкома

Нижеподписавшиеся граждане г. Каменского римско-католического вероисповедания обращаются к Вам с просьбой оказать содействие к немедленному освобождению из-под ареста ксендза Томашевского. Арест его лишает массу католиков, живущих в Каменском, духовных треб и вызывает совершенно излишнее нервное настроение у населения. Не предрешая вопроса о виновности кс. Томашевского, нижеподписавшиеся просят о немедленном его освобождении, при чём согласны взять его на поруки со всеми вытекающими из этого последствиями.
Каменское, 19 мая 1921 года

Просьба возымела действие и председатель исполкома Андрей Лихоманов наложил на неё резолюцию с предложением Полит-Бюро освободить арестованного. Но помощник уполномоченного Секретно-Оперативного Отдела Каменской чрезвычайки оставался иного мнения, и следствие было продолжено.

Протокол допроса
гр. Москаля Бронислава Николаевича, 27 лет, грамотен, беспартийный, рабочий.

17 мая сего года я с гр. Блощаком пошли к ксёндзу Томашевскому для переговоров по поводу его венца. Тов. Блощак ему сказал: «почему Вы называете большевиков бандитами и разбойниками?» Он ответил: «потому, что они такие и есть. Пусть Блощака венчает Троцкий, а если Блощак хочет, чтобы я его венчал в костёле, пусть всем даст публичное отречение от всяких политических партий».
20 мая 1921

После таких изобличающих показаний в крамоле ксёндз Томашевский был вновь вызван на допрос.

Протокол допроса
гр. Томашевского К. Т.

Вопрос: Членов партии социал-демократов или эсеров Вы можете обвенчать без подписи?
Ответ: Не обвенчал бы.
Вопрос: Если Вам было приказано из исполкома обвенчать Блощака — обвенчали бы его?
Ответ: Нет, не обвенчал бы.
Вопрос: Не выразились ли Вы так: «пусть меня расстреляют, арестуют, я буду мучеником, но Блощака прокляну, и он не будет счастлив в этой жизни»?
Ответ: Я проклинать не имею права, эту фразу только без слов «Блощака прокляну», я говорил.
Вопрос: Не говорили ли Вы: «пусть Блощака венчает Троцкий»?
Ответ: Да, это я сказал.
Вопрос: Почему же именно Троцкий?
Ответ: Потому что о Троцком везде говорят, он управляет Россией.

Обойти резолюцию председателя исполкома на заявлении прихожан костёла чекисты всё же не могли, и инструктор-организатор Екатеринославской губернской чрезвычайной комиссии (ЕГЧК) направил Лихоманову письмо-внушение.

Председателю Каменского Райисполкома т. Лихоманову

На поданное Вам заявление от гр. римско-католического вероисповедания с просьбой освободить ксендза Томашевского, на котором имеется Ваша резолюция, как от исполкома, с предложением Политбюро освободить Томашевского. Такое явление с Вашей стороны не допустимо. Политбюро является вспомогательным органом Екатеринославского Губчека и работает под руководством последней и, подчиняясь непосредственно ей, то есть Губчека. Политбюро должно всеми мерами оказывать райисполкому и его отделам содействие для укрепления Соввласти. Но подчинено политбюро райисполкому быть не может. А посему впредь прошу не вмешиваться в оперативные дела Политбюро, а только просить последнее в оказании содействия. В данный момент Ваше предложение считаю неправильным.
Инструктор-организатор ЕГЧК

Однако Андрей Лихоманов предложение «не вмешиваться» посчитал личным оскорблением. Его взрывной непредсказуемый норов уже давно был притчей во языцех местных острословов. Это о нём сложили нехитрый стишок с явным намёком на дореволюционное прошлое председателя Каменского исполкома: «Специалист по выделке карманов — красный нарком Лихоманов». Лихоманов по существу своего характера был руководителем авантюрного склада, бравшего горлом и нахрапом. По сути, его мало интересовала судьба священника, но допустить, что кто-то ограничивает его власть, Лихоманов просто не мог. И после того, как он получил ультимативное письмо ЧК с требованием «не вмешиваться, а только просить», председатель исполкома лично пошёл освобождать католического священника. О чём чекистский замуполномоченного написал соответствующую докладную записку.

Завполитбюро
Докладная записка

Довожу до Вашего сведения о факте, имевшем место в Политбюро. 19 сего года мая согласно Вашего разрешения мною был арестован гр. Томашевский. Приблизительно часов в 7 вечера ко мне явилась делегация от католического населения Каменского в количестве шести человек с подпиской о том, что они берут на поруки кс. Томашевского в виду того, что он один ксёндз, и некому производить манипуляции, называемые богослужением. На этом заявлении была резолюция предисполкома Лихоманова, который «приказал» арестованного гр. Томашевского освободить. А в виду того, что дело было следствием не окончено, и я, как Уполномоченный, не имею права никого освобождать без санкции завполитбюро, я и отказал, написав об этом соответствующее отношение предисполкому.

Несмотря на то, что т. Лихоманову указано, что уездполитбюро подчиняется непосредственно уездмилиции, а затем Екгубчека, он не обратил на это внимания и приказал освободить гр. Томашевского. Дежурный по бюро т. Мурашко отказалась, и он сам написал начальнику арестного дома предписание об освобождении ксендза. Кроме того, он объявил всем сотрудникам, чтобы все исполняли его приказания «и точно, быстро и аккуратно». Затем он заявил о том, чтобы арестовали «фрукта», приехавшего из Губчека, отобрали у него мандат и выслали в 24 часа из Каменского. Находя эти распоряжения предисполкома в корне неправильными, так как он совершенно не понимает или, вернее, не хочет понимать того, что мы, как уездполитбюро, не подчиняемся райисполкому, нахожу, что т. Лихоманов действует анархическим путём, превышает власть. Прошу Вашего распоряжения о затребовании санкций об аресте предисполкома Лихоманова. Считаю не лишним добавить, что такое поведение т. Лихоманова действует возбуждающе на массы (около здания милиции собралась толпа католиков).

Замуполномоченного II группы
20 мая 1921

К счастью для администратора Каменского католического прихода ксендза Томашевского, демарш председателя исполкома Андрея Лихоманова возымел действие, и чекисты решили до поры до времени оставить священника в покое.

Александр Слоневский, краевед, г. Днепродзержинск

История города:

Центральний ринок (Озерка),
1960-е гг.
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте