Символ имперской мощиАрхиепископ Феодосии, а за ним и М. М. Владимиров сообщают, что около 1700 г. «вся эта величественная возвышенная местность принадлежала монастырю на святом днепровском острове, составляла хутор его с экономическими и хозяйственными заведениями». По другим сведениям держателем Горы был Самарский Пустынно-Николаевский монастырь. После ликвидации Сечи Гора, по праву «займанщины», стала владением жителей основанной около 1750 г. слободы Половица Новокайдацкой городовой округи.
После издания Екатериной II указа от 22 января 1784 г. («Губернскому городу под названием Екатеринослав быть по лучшей удобности на правой стороне реки Днепра у Кайдака») определено значение Горы как будущего центра столицы Екатеринославского наместничества Российской империи. Официальной санкцией на начало проектных работ в Екатеринославе стал указ Екатерины II князю Г. А. Потемкину от 13 августа 1785 г.: «Утверждая место, назначаемое вами на Днепре для Губернскаго Города Екатеринославскаго Наместничества, соизволяем, чтоб вы приказали зделать план строениям того города и оный Нам представили».
Сегодня выявлено три варианта планировки города, разработка которых приписывается Михаилу Казакову Кременчугской архитекторской комиссии и Клоду Геруа. Не существует определенного общего мнения ни об авторстве, ни о дате создания этих проектов, за исключением того, что план, утвержденный Екатериной ІІ 13 октября 1786 г., выполнен академиком Французской академии Клодом Геруа.
В сравнении с предшествующими проектами Екатеринослава и планами, разработанными для других городов наместничества, проект Геруа удивительно прост. Город, занимающий только вершину холма, представляет собой четкую прямоугольную сетку кварталов, в которую вписана единственная площадь. Площадь настолько большая, что весь остальной город выглядит просто ее придатком.
Согласно данному плану площадь имела прямоугольную форму, размером приблизительно 530x235 м. Перечень окружающих ее зданий определил лично екатеринославский генерал-губернатор Г. А. Потемкин в документе «Начертание города Екатеринослава»: «Храм великолепный в подражание Святаго Павла, что вне Рима. [...] Судилище наподобие древних базилик. [...] Лавки полукружием наподобие пропилеи иль преддверия Афинскаго с биржею и театром посредине. Палаты Государския, где жить и генерал губернатору во вкусе Греческих и Римских зданий, имея посредине великолепную и пространную сень. Архиепископия при соборной церкви Преображения с дикастериею и духовной схолой, [...] в призрение заслуженным престарелым воинам дом инвалидной, [...] Дом Губернаторской, вице-губернаторской, дом дворянской и аптека [...]».
Проект, с его обращениями к «преображению» страны и античным образам, нес в себе сложную смысловую нагрузку. Ансамбль должен был стать символом имперской мощи в присоединенных землях Запорожья и Крыма, памятником Екатерине II на землях, где, как писал императрице Г. А. Потемкин, «слава твоя оригинальная, и где ты не делишься ею с твоими предшественниками: тут ты не следуешь по стезе другого». Вместе с тем, проект отражал и стремление Российской империи к продвижению на юг — к Греции и «второму Риму» Константинополю. В «Греческом проекте» достаточно ясно декларировалась идея переноса столицы в Екатеринослав, город, который князем Потемкиным неоднократно именуется «Новыми Афинами».
По «Начертанию» Г. А. Потемкина главным зданием площади должен был стать Преображенский собор. Планом Геруа собор включен в группу крупных зданий («Архиепископия с дикастериею» и «Семинария»), формирующих северо-восточный фасад площади. Единственное здание ансамбля, чертежи которого сохранились, было спроектировано автором всего ансамбля Клодом Геруа. Следуя предписанному для храма образцу (храму «св. Павла, что вне Рима», построенному в V в.), Геруа создал мощную пятинефную базилику с гигантским пологим куполом, смещенным к алтарю. Фасады здания должны были быть отделаны камнем и украшены барельефами. На входах предполагалось устроить широкие площадки с гигантскими портиками коринфского ордера. Противопоставленное собору здание «Судилища», вероятно, должно было получить портик, аналогичный портику Собора, что придало бы круглому в плане зданию значительное сходство с римским Пантеоном. В центре площади между собором и судом планировалась установка памятника Екатерине II. О решении остальных зданий ансамбля невозможно сказать ничего определенного.
Первым сооружением на Площади стала миля, построенная к приезду Екатерины II как точка отсчета на дороге от Екатеринослава до Херсона. При подготовке к визиту императрицы было также устроено место закладки Преображенского собора и построен временный банкетный комплекс.
Собор (позднее стали считать, что и город тоже) был торжественно заложен 9 (22) мая 1787 г. Первые (ок. 4 м) выведены стены здания. Существуют также сведения, что к западу от собора (в районе современной ул. Куйбышева) был вырыт ров под фундамент дворца наместника.
Около 1789 г. все строительные работы по проекту К. Геруа были заморожены. Это было связано как со сложностью финансирования грандиозного комплекса в военное время, так и с пересмотром программы строительства города. Новым проектировщиком города был назначен ведущий русский зодчий Иван Старов. Уже в 1790 г. он создает совершенно новый проект планировки холма и главной площади города.
По замыслу Старова площадь заметно увеличивается в размерах (320x600 м), а окружающие ее здания так же заметно уменьшаются. Сокращается и сама программа строительства: исчезают семинария, театр и биржа; дворец наместника, памятник и инвалидный дом переносятся к Потемкинскому саду. Вместо единственного римского форума в городе создается сложная система площадей различного уровня и значения. Ориентация на античные образы лишается археологичности и сводится к использованию выработанных норм русского классицизма. Изменение концепции особенно заметно сказалось на судьбе Преображенского собора. Громадная стройка была не просто временно остановлена — строящееся здание оказалось за пределами нового комплекса площади и должно было быть полностью разобрано на стройматериалы.
Источники свидетельствуют, что Старовым были составлены не только план города и проект Потемкинского дворца, но и проекты собора, а также чертежи зданий на площади. Эти документы до сих пор не обнаружены. Вполне возможно, что И. Старов воспользовался некоторыми из своих более ранних работ. Во всяком случае, размеры и план собора практически совпадают с ранее построенным по его проекту собором Александро-Невской лавры в Петербурге.
Строительство Верхнего города по новому плану было начато в 1790-х гг., но, в отличие от плана Геруа, велось уже не от центра (площади), а от периферии (склонов холма). В результате, ни один из проектов Старова на главной площади так и не был начат.
В начале XIX в. Гора действительно стала чем-то походить на Рим, правда не античный, а средневековый. Среди «остатков многих начинаний» паслись коровы, а сами «остатки» постепенно разбирались для нужд Нижнего города. В планах города тех лет предложения по застройке Горы сохраняются, но отношение к Верхнему городу и его главной площади постепенно меняется. В плане, утвержденном Александром I 20 марта 1806 г., проект И. Старова еще сохраняется без изменений. Но уже в середине 1810-х гг. разрабатывается совершенно новая планировка. Собор предлагается разместить на фундаментах собора Геруа. Площадь, соответственно, смещается к западу и при этом становится намного проще и меньше. Детальный проект застройки не разрабатывается, указываются только «кварталы для казенных домов» («Н») и квартал «красных рядов» («Е»). Вильям Гесте, переработавший этот план в 1817 г., вернул Собор на одну ось с Потемкинским дворцом, но полностью лишил площадь статуса главной. Вместо учреждений он предложил построить здесь четыре корпуса гостиных дворов.
10 августа 1829 г. на «Докладе о выборе места для строительства собора» Николай I собственноручно поставил резолюцию: «Я считаю лучшим местом то, на коем была закладка покойной Императрицы. Собор не есть здание ежедневнаго посещения, потому временное отдаление его от жилой части города не есть препятствие». 26 августа 1829 г. последовал указ Святейшего Синода о строительстве собора в Екатеринославе под именем Преображенского на первоначально избранном для этого в 1787 г. месте.
Решение императора кардинально изменило судьбу площади. Возвращение собора на прежнее место вынудило перепланировать Нагорную часть и в очередной раз сдвинуть площадь. Кроме того, новым планом, утвержденным 9 июня 1834 г., площади полностью возвращалось значение центра города. Здесь размещаются два крупных комплекса — богоугодных заведений и присутственных мест; дома губернатора и вице-губернатора, два гостиных двора.
Первым зданием комплекса стал Преображенский собор. Его вторичная закладка произошла в 1830 г., а в 1835 г. здание было полностью построено и освящено. Собор возводился по проекту академика Адриана Захарова, первоначально утвержденному еще в 1806 г. и несколько раз корректировавшемуся (это делалось как для уменьшения стоимости, так и в целях упрощения слишком сложного для провинциальных строителей здания). Сооружение Преображенского собора стоило, по подсчетам Гавриила Розанова, не менее 300 000 руб. ассигнациями, вместо отпущенных из казны 178 246 руб. 50 коп. По сведениям того же Розанова, недостающую часть взяли «из щедрот граждан города Екатеринослава».
Собор огородили построенной на остатках фундамента первого храма деревянной оградой на каменных столбах, с четырьмя воротами и двумя встроенными служебными корпуса ми. Вокруг собора был посажен сад из плодовых и декоративных деревьев.
Архиепископ Гавриил (Розанов) позаботился и о мемориальных объектах при Преображенском соборе. В 1834 г. была отремонтирована Екатерининская миля, вокруг нее создана каменная площадка и поставлена железная ограда. А в ограде против алтаря собора, в память о его «долго-трудном» строительстве, была установлена одна из трех колонн, привезенных из Херсонеса Таврического.
Уже в 1834 г. архитектором С. П. Грязновым был разработан проект комплекса богоугодных заведений приказа общественного призрения. Строительство комплекса было начато в 1837 г., но из-за недобросовестности подрядчика уже в следующем году остановлено. Возобновили его только в 1842 г., и уже к 1845 г. все основные здания — трехэтажный главный корпус, двухэтажные корпуса аптеки и квартир, одноэтажный смирительный дом — были закончены, хотя и в значительно более скромном виде, чем предусматривалось изначально.В 1846 г. на площади торжественно открывается памятник Екатерине П. Бронзовая статуя была отлита в Берлине в 1788 г., и, по-видимому, являлась той самой статуей, которую заказал еще Потемкин под проект Геруа.Покупку статуи, а также все работы по ее доставке из Петербурга и установке оплатило екатеринославское дворянство. Несколько позже, при губернаторе А. Я. Фабре, вокруг памятника был создан сквер с четырьмя небольшими аллеями. С установкой памятника за Соборной окончательно закрепился статус главной площади города и места проведения официальных торжеств, военных парадов, торжественных встреч высоких гостей. Однако самой площади еще не было. Только с востока она была огорожена кварталом богоугодных заведений, вокруг которых была пустота. С севера площадь доходила до Потемкинского сада, а с запада - до редких домов будущих Гимназической и Потемкинской улиц. На юге же она вообще не имела границ.
Только в 1858 г. началось строительство вдоль западной границы площади, напротив богоугодных заведений. Еще в 1843 г. Николай I, утверждая проект классической гимназии, указал строить ее на месте предусмотренных планом 1834 г. присутственных мест. Правда, этот проект оказался слишком дорогим для города, и в течение следующих лет он несколько раз корректировался, Окончательный проект, разработанный И. Н. Скотниковым и утвержденный в 1855 г., значительно подешевел — с 120 908 руб. 60 коп. серебром до 52 406 руб. 92 % коп. Но и в этом, урезанном, варианте строительство отложили до конца Крымской войны. Завершенное в 1861 г. здание, несмотря на значительные для Екатеринослава середины XIX в. размеры, совершенно терялось в пространстве Соборной и не соответствовало той роли, которая была отведена ему в ансамбле главной площади города.
Автор приносит благодарность М. Э. Кавуну за разрешение использовать его материалы.
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Хоральна Синагога, 1840-1920 гг. |