"Город-сад" - таким задумывали Екатеринослав ведущие архитекторы конца ХVIII столетия. В наши дни Днепропетровск - один из самых "зеленых" городов Украины. В апреле городской совет утвердил статус зеленых зон, скверов и парков города. Как создавались парки Днепропетровска? Что интересного они могут рассказать о городе и его жителях? Об этом - серия статей "Город-Сад" - продолжение цикла "Гений места".
Парк Шевченко может рассказать нам обо всех этапах городской истории. От стоянки древнего человека до сада запорожского казака Лазаря Глобы. Великолепный парк "во вкусе аглинском", созданный мастером из Британии Вильямом Гулдом. "Культурный центр" екатеринославской элиты. До революции вход сюда стоил 15 копеек. Когда-то тут стоял памятник Сталину. Сейчас здесь лежит бронзовый лев и веселятся возле него дети. Сегодня красотами лучшего парка Екатеринослава - Днепропетровска можно наслаждаться совершенно бесплатно.
СТОЯНКА ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА И ЛЮБОПЫТНЫЕ ЕКАТЕРИНОСЛАВЦЫ
Скалистый выступ в излучине Днепра. Другого такого нет на всем протяжении Днепра. Как считал известный ученый начала ХХ века, Антон Синявский, "нагорный возвышенный берег Днепра, с богатой растительностью, близость воды, изобилие камня и глины, все это делало эти места удобнейшими для поселения первобытного человека". Это подтвердили археологические находки. В 1901 г. "был найден "у выхода архиерейского оврага каменный молот, а затем - остатки древних сосудов". Сейчас на дне бывшего Архиерейского оврага - стадион между дворцом Потемкина и гостиницей "Рассвет". В то же самое время в Потемкинском саду нашли остатки амфоры, а в левой части сада (ниже нынешнего лектория) - черепки с орнаментом, характерным для неолита - нового каменного века. Весной 1902 г. на этом участке ученик реального училища, сын любителя древностей, Чайкин, нашел целый сосуд каменного века. Под руководством Антона Синявского здесь раскопали целую стоянку каменного века: "была найдена масса черепков, так называемых, кухонных остатков, с колотыми костями разных животных, а также рыб и каменных стрелок, ножиков и каменный молоток, хотя, правда, разбитый".
Со слов Синявского появилась заметка об этом событии в местной прессе, которая дала интересный результат. Сначала "на эту местность обратили внимание местные кладоискатели, чаявшие найти здесь что-либо более ценное для них, чем остатки той далекой древности, которая еще не знала ни золота ни серебра". Эти самовольные раскопки администрация сада поспешила прекратить. Но они, пишет Синявский, "принесли свою несомненную пользу". Почему? Кладоискатели вскрыли культурный пласт. Он оказался очень глубоким, и показал массу "остатков самых различных периодов жизни человечества: каменного и бронзового веков, а также следы скифского периода и античной культуры и даже остатки запорожского быта, в виде кафель от "груб" - печей и проч". А что же дальше? Еще одна цитата 1904 г.: "Остатков древней культуры было еще недавно так много, что обыкновенным зонтиком можно было накопать в течение получаса 20 - 30 черепков". Через некоторое время этого "культурного богатства" уже не было - екатеринославцы, совершавшие здесь ежедневные прогулки, растащили большую часть древностей по домам.
САД ЛАЗАРЯ ГЛОБЫ
Что было на месте парка в средние века - достоверно неизвестно. В 1743 г. казак Лазарь Глоба, происходивший из Ведмедовки около Чигирина, пришел в "пределы вольностей Запорожских", поселился возле Монастырского острова и основал здесь хозяйство: "каменных четыре мельницы на пользу общественную". Вообще, полулегендарная личность Лазаря Глобы вызывает споры и сейчас. Даже друг Глобы Никита Корж описывает его биографию по-другому: якобы Глоба был не женат и прибыл на берега Днепра из Нового Кодака, где у него было хозяйство и челядь до 15 человек портных. Со временем вокруг его "имения" обосновались еще несколько казаков - Игнатий Сидорович Каплун и Никита Леонтьевич Корж - с семьями и хозяйством. Около 1750 г. на берегу Днепра возникает и развивается слобода Половица.
Отставной есаул запорожского войска, Лазарь Остапович Глоба посвятил себя садоводству. Первый сад он основал вокруг своего жилища - сейчас это северо-восточная часть парка Шевченко. Сам Глоба пишет так (орфография XVIII в.): "…неусыпными моими трудами и коштом развел на том острову, тож при жилью своему и особо при слободе Половице не толко доволно лесу но и плодовыя деревья...". А второй сад - в нижней приднепровской части - тоже стал парком и носит его имя (бывший им. Чкалова). Лазарь Глоба был одним из местных "неформальных лидеров". Жители слободы Половицы неоднократно обращались к нему с просьбами исполнять почетные и ответственные общественные поручения. Например, в 1779 и 1780 гг. половичане обращались к новороссийскому губернатору за разрешением на строительство церкви - первые прошения подписал именно Лазарь Глоба.
Что представлял из себя сад Лазаря Глобы на месте современного парка - точно неизвестно. Скорее всего, это был обычный фруктовый сад - только очень большой.
РЕЗИДЕНЦИЯ КНЯЗЯ ПОТЕМКИНА
На рубеже 1770-1780-х годов спокойное течение жизни на днепровской горе оказалось нарушено. Согласно императорскому указу 1784 г. здесь должен был основаться новый город - Екатеринослав. Место на горе с садом Глобы предназначалось под резиденцию наместника края - Г.А. Потемкина. Казаку пришлось потесниться. Потемкин выкупил у него эту землю. Точная сумма сделки неизвестна - историки называют от 500 до 3000 рублей. Глоба, продав верхний сад, переселился ближе к Днепру, во второй сад (нынешний парк им. Глобы), где и скончался якобы в 1793 г., в возрасте более 100 лет.
В 1787 - 1789 гг. приглашенный из Петербурга любимый зодчий Потемкина - Иван Старов - построил здесь великолепный дворец в стиле классицизма - ныне Дворец культуры студентов ДНУ. Перед этим зодчий трудился над обустройством главной столичной резиденции Потемкина - Таврического дворца в Санкт-Петербурге. В 1789 г. он прибыл в Екатеринослав и на месте спроектировал великолепное здание. Дворец много повидал на своем веку, дважды подвергался сильным разрушениям и дважды реконструировался. Это старейшее каменное сооружение Днепропетровска.
ПОДЗЕМНЫЕ ХОДЫ - ЗАГАДКА, ОСТАВЛЕННАЯ "СВЕТЛЕЙШИМ"
О Потемкинском дворце можно говорить много. Повторяться не будем - литературы вполне достаточно. Но есть одна история, связанная с этим зданием, которая вот уже двести лет будоражит умы горожан. Речь идет о подземных ходах.
Предоставим слово очевидцам - екатеринославским старожилам середины XIX века и академику Дмитрию Яворницкому. Вспоминает жена регента архиерейского хора Александра Никитишна Молчанова: "В первые годы жизни моей в Екатеринославе мне не раз приходилось слышать, что из дворца Потемкина есть к Днепру подземный ход... В начале шестидесятых годов, когда новые обвалы провалья подошли близко к юго-восточному крылу дворца, тогда еще стоявшему в полуразрушенном виде, открылось отверстие подземного хода, выложенного из кирпича в виде арки; многие пробовали входить в него, но дальше 10 сажен не могли, потому свечи и фонари гасли и дышать было очень трудно. Когда я высказывала мнение, что это, должно быть, труба для отвода нечистот, то мне возражали, что такие трубы никогда не делались, что подобной трубе не нужно было бы давать изгибов, как здесь, и что она шла бы прямо из-под дворца, а этот ход шел сначала на юг, а потом поворачивал под прямым углом к Днепру.
До конца пятидесятых годов (XIX века - М.К.) не знали, что под средним корпусом дворца есть подвальный этаж, потому что со стороны сада земля возле дворца была высока и скрывала под собой двери; а когда одним летом жил во дворце предводитель дворянства г. Миклашевский, то эту землю приказано было срезать, чтобы возле дома развести цветник; и тогда были открыты двери в подвальный этаж, в одной из комнат которого, говорят, было найдено какое-то старое оружие и два скелета".
Академик Дмитрий Яворницкий в "Истории города Екатеринослава" (написана в 1937 г.) тоже упоминает о подземном ходе: "в 1914 году, во время прокладки канализационных труб в городе Екатеринославе, возле дворца Потемкина открыт был на глубине сажени подземный ход, в котором можно свободно двигаться человеку во весь рост. Свод сложен из кирпича типа XVIII века. Под ходом открыта была ниша, сложенная уже из дикого камня, в которой можно только сидеть или же стоять не во весь рост, а на коленях. Провал в подземный ход был обнаружен как раз против парадных дверей дворца. Он идет к западу, параллельно саду, и к востоку, где теряется в глубоком овраге. Как велик тот ход и что в нем находится, неизвестно. За неимением средств на основательное обследование того хода, был снят лишь небольшой план его, помещенный в местном историческом музее". План этот, судя по всему, не дошел до наших дней. Подвалы Дворца до сих пор не исследовались, и, как знать, может подземный ход, построенный по заказу "Светлейшего" (или хотя бы его часть), сохранился до наших дней?
САД АНГЛИЙСКОГО МАСТЕРА
Новое время диктовало новые приоритеты и в хозяйственном, и в эстетическом отношении. Фруктовый сад уступает место парку "в аглинском вкусе", - попросту говоря, пейзажному парку. Потемкин для устройства парка вызвал из Петербурга англичанина Вильяма Гулда (William Gould, 1735 - 1812). Этот незаурядный талантливый человек находился в России с 1781 по 1806 гг. Его можно назвать "личным садовником Потемкина". Много лет он исполнял заказы "Светлейшего" по разбивке "английских садов" в его имениях в Петербурге и на Юге, в Новороссии. И вот в 1789 - 1791г.г. под руководством Гулда на территории бывшего сада Глобы создается пейзажный парк, и устраиваются роскошные оранжереи.
4 октября 1789 года правитель Екатеринославского наместничества В. В. Коховский писал князю Потемкину донесение: "Во исполнение повеления вашей светлости аглинский сад в городе Екатеринославе господином Гульдом и отделывается и насаждается. Деревья из Кременчуцкого сада привезутся, о чем в покорности моей донести честь имею". Растительность для сада направлялась из трех мест. Из белорусского имения Потемкина Дубровны доставили на барках по Днепру обширную оранжерею вместе с 29 садовниками. Из Молдавии привезли большие фруктовые деревья и 12 фур виноградных лоз, плюс еще несколько человек болгар, искусных виноградарей. "Светлейший" князь выдал "ордер", которым приказал перевезти лошадьми в Екатеринослав казенный фруктовый сад из Кременчуга, то есть все яблони, вишни, груши, грецкие орехи, виноградные лозы. Велено было все это выкопать из земли, нагрузить на подводы и "без замедления" отправить в Екатеринослав. Повеления "Светлейшего" исполнялись без промедления.
Историк Константин Корольков, описывая это великолепие, замечает: "Вокруг дома находился обширный редкий сад, в котором было две оранжереи: одна ананасовая, другая же состояла из лавровых, померанцевых, лимонных, апельсинных, гранатных, финиковых и других иностранных деревьев; ветви некоторых деревьев простирались во все стороны на несколько десятков аршин". В 1797 году "в казенной ранжерее", которая имела с теплицами 15 саженей (больше 30 метров), насчитывалось 507 деревьев. Они таковы: "лавры, померанцы обыкновенные, померанцы дикие, померанцы аранские, апельсины, помаданы, лимоны, кателеры, фиги, миртусы, лаврусы, цынусы, розаны, гранаты, таксы, флюсы, пан-сонисы, ананасы, жасмины, цересы, цыпрезусы, пуртулаки, персики, абрикосы. При этом некоторых деревьев по одному экземпляру, а некоторых больше ста, как, например, диких померанцев 191 дерево". Глядя сегодня на этот список, и не поймешь сразу, что за диковинные растения украшали резиденцию генерал-губернатора Новороссии.
ВЕРХНИЙ ИЛИ НИЖНИЙ?
Внезапная смерть Потемкина в 1791 г. прервала завершение ансамбля его резиденции. Постепенно дворец и сад пришли в запустение. Развалины дворца в первой половине XIX века стояли без присмотра, и даже некоторое время служили постоялым двором. Оранжереи были проданы с аукциона в 1798 г. за 1039 рублей. "Лаврусы, цынусы, розаны, цыпрезусы" и другие - частью погибли, а часть их просто разошлась по домам местных любителей природы. А на месте английского сада уже шумел роскошный лес. Планы Потемкина быстро забылись. Да так, что горожане сами не знали, как именовать свои сады. Возникла забавная путаница. Жители Екатеринослава называли бывший сад при дворце Потемкина Верхним - потому что он находился на горе. А сад в приднепровской части - на западной границе города - Нижним (парк им. Глобы). В официальной же терминологии (в указах и на планах) - все считалось как раз наоборот - по течению Днепра. Верхним считался нынешний парк им. Глобы, а Нижним - парк Шевченко. С тех пор вот уже полторы сотни лет эта путаница гуляет по страницам книг и статей.
В 1805 г. по представлению герцога Ришелье император Александр І повелел "сад нижний" (т.е. парк Шевченко - М.К.) предоставить "для публичных гуляний", а "верхний" обратить "для развития систематического садоводства в плантациях фруктовых, редких деревьев и растений, дабы снабжать ими Новороссийский край".
Судя по всему, сад не был вполне приспособлен "для публичных гуляний". И после императорского указа несколько десятилетий "дворец князя Потемкина…, а равно и сад при нем, - который ничем не был огражден и никем не оберегался и не охранялся, - служил для многих лиц духовного ведомства бесплатным постоялым двором". (К востоку от дворца располагалась резиденция екатеринославских архиереев).
Еще одна история из начала XIX века. Ее рассказывал в 1887 г. старожил Николай Рындовский: "В саду этом, в конце 20-х или в начале 30-х годов несколько учеников семинарии или духовного училища нашли в дупле одного дерева несколько тысяч рублей денег - говорили, около 15000 рублей. Долго, более десятка лет, шли розыски хозяина к этим деньгам, но хозяина не нашлось, и деньги, - все или часть их - были выданы нашедшим их. Об этом дело должно быть в губернском правлении". Сейчас уже нет ни самого дела, ни губернского правления, поэтому история эта осталась красивой легендой.
ЦЕНТР ОТДЫХА ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ ЭЛИТЫ
В 1830-х гг. дворец и сад Потемкина передали екатеринославскому дворянству. В отреставрированном дворце разместилось Дворянское собрание.
А что же сад? Он становится рекреационным центром элиты Екатеринослава - местом прогулок дворян, духовенства и крупного чиновничества, которые и жили неподалеку - на улицах Потемкинской (Ворошилова), Новодворянской (Дзержинского) и других. Здесь и сейчас живет элита Днепропетровска.
За сто лет парк существенно преобразился. Часть, прилегающая к дворцу Потемкина, была благоустроена, в то же время приднепровский участок напоминал лес. По слухам, на рубеже XIX - XX веков здесь в зарослях собирались революционеры, проводились маевки, обсуждались планы свержения правительства.
9 (20) мая 1887 г. Потемкинский сад стал центром торжеств по случаю 100-летнего юбилея Екатеринослава. Вот как описывает эти события газета "Екатеринославский юбилейный листок": "С 2-х часов дня в саду Потемкина открылось бесплатное народное гулянье с одним оркестром музыки и окончилось около 9 час. вечера, когда сожжен был прекрасный фейерверк. Прекрасны и живописны были прибрежья Днепра у сада, наполненного несколькими тысячами народа. На зеленом фоне берега с необычайной рельефностью выделялись человеческия группы, одетыя в праздничные костюмы; а в протоке между садом и островом несколько десятков лодок бороздили спокойныя воды Днепра. Вечер спустился превосходный, тихий, теплый, благоухающий. На высоком бугре Острова вспыхнул фейерверк, подожженный уроженкою Екатеринослава девицею Е.Г. Гегелло".
Строительство линии трамвая в 1897 г. дало возможность отдыхать в саду большему числу горожан "из простых". В 1909 г. дворянство сдало часть сада в аренду на 20 лет за 2500 рублей в год и 10 % валового дохода. Эту часть сада "облагородили": устроили три террасы, разбили цветочные клумбы, соорудили ресторан и эстраду с музыкой. Ввели плату за посещение сада - днем 7 копеек, а вечером - 15 копеек. В прибрежной части организовали первый в Екатеринославе яхт-клуб. "В городском саду играет духовой оркестр" - это о Потемкинском саде начала ХХ века.
Эту идиллию нарушила революция и гражданская война. В начале 1920-х гг. парк, сменивший имя Г.А. Потемкина на Т.Г. Шевченко, стал местом отдыха "новой элиты" - рабочих и крестьян. Яхт-клуба уже не было, зато в восточной части парка появился Зеленый театр - в 1935 г. по проекту архитекторов Г.Л. Швецко-Винецкого и В.Ф. Ковалевича. Перед войной здесь проводились разные митинги и собрания. Потом театр был разрушен и больше не восстанавливался.
ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Закончилась война. Дом отдыха рабочих им. Ильича, бывший дворец Потемкина, стоял в развалинах. В центральной части здания остались лишь стены, зато уцелели галереи с боковыми пристройками. Уже осенью 1945 г. власти приняли решение восстанавливать центральный городской парк. Работа эта в целом была окончена к 1952 г. Что изменилось? Реконструированный дворец Потемкина превратили в Дворец культуры студентов. Парк существенно увеличил свою территорию - большой участок площади, когда-то Дворянской, а ныне Шевченко - отдали в ведение парка и засадили деревьями. Возвели красивую чугунную ограду и вход-колоннаду. Эта колоннада - прекрасно сохранившийся образец стиля, который так любили советские зодчие после войны, получившего негласное название "сталинский ампир". В Днепропетровске есть еще одна "сталинская" арка - у входа в парк им. Чкалова (теперь - Глобы), но то уже "пропилеи". В общем, дворец, когда-то выходивший на площадь протяженным фасадом, оказался внутри парка, и теперь лишь смутно просматривается за деревьями.
Сразу после окончания войны, в 1946 г. в парке появился новый памятник - бюст В.П. Каруны. Один из главных героев освобождения Днепропетровска, командир 152-й стрелковой дивизии генерал-майор Василий Петрович Каруна, погиб 2 октября 1943 г. в левобережной части города. Могила военачальника - неподалеку - на Октябрьской площади, а в парке Шевченко установлен бронзовый бюст. Этот памятник заметишь не сразу - он стоит "спиной" к ограде парка и спрятан среди разросшихся деревьев. Со временем возле бюста образовался "уголок по интересам" - здесь собираются заядлые шахматисты. Расставлены столики, - а за игрой обсуждаются разные события, в том числе и общественной жизни. Конечно, это не лондонский "Гайд-парк", но все же…
А еще после войны реконструировали центральную аллею парка. На ней установили декоративные колонны с массивным завершением - тоже "сталинские". В центре большой клумбы появилась скульптура "вождя народов" Иосифа Сталина. Памятник, впрочем, был далеко не оригинален - "каноническая" поза вождя - в длинном пальто и направленной к сердцу правой рукой. Такие статуи устанавливались в большом количестве в городах всего необъятного Советского Союза. После известного доклада Хрущева 1956 г., развенчавшего "культ личности", они простояли еще несколько лет и вдруг исчезли в 1961 г. - все сразу - говорят, были снесены за одну ночь по секретному решению руководства.
Тогда же, на рубеже 1940 - 1950-х гг., положено начало еще одной традиции. В центре парка, на высоком скалистом берегу Днепра, появился легкий, ажурный ресторан "Волна" с характерной башенкой. Его хорошо помнят старожилы Днепропетровска. Со временем обветшавшее здание было разобрано, но освободившееся место не стало пустовать. В 1979 г. здесь построили новый ресторан "Маяк" - тоже башенного типа. На сей раз массивное многоэтажное здание напоминает крепостную башню, эдакий "замок на скалах". В советское время это был один из самых фешенебельных ресторанов Днепропетровска. (Сейчас здесь ресторан "Наутилус" и ночной клуб "Магнит").
ДВА КОБЗАРЯ
Вряд-ли кто нибудь из горожан младшего и среднего поколения знает, что в парке Шевченко были последовательно поставлены два памятника Тарасу Шевченко. Существующий памятник на Монастырском острове - не первый. Идея соорудить в парке монумент великому поэту появилась в конце 1940-х гг. Скальные выходы, обильная растительность и великолепные панорамы с возвышенных днепровских склонов - как декорации к его произведениям.
Нужно пройти мимо скульптуры льва по бывшей центральной аллее, миновать клумбу и спуститься еще на один ярус - в углу бывшей смотровой площадки, у подножья ресторана "Маяк" - вы увидите постамент первого памятника Шевченко (открыт в апреле 1949 г., скульптор И.С. Зноба). Он сложен из гранитных валунов и казался частью настоящей скалы. Когда-то здесь стоял Тарас, его фигура была развернута к Днепру. Поэт, как и в нынешнем варианте, изображен в момент глубоких раздумий. Создавалось впечатление естественности. Нужно сказать, что этот первый памятник не был таким массивным, как второй, и для того времени очень удачно поставлен. Эта часть парка была полностью открыта к реке, не было густых зарослей, как сейчас. До постройки моста сообщение с островом осуществлялось из набережной, куда вела центральная аллея. В общем, характерная видовая точка.
Но вот уже в 1957 г. к парку присоединили и начали обустраивать остров Комсомольский. Его соединили с нагорной частью парка пешеходным мостом. На самой высокой точке острова в 1959 г. возвели новый памятник Шевченко (скульпторы И.С. Зноба и В.И. Зноба, архитектор Л.Р. Ветвицкий). Замысел имеет много общего с первым вариантом. Фигура поэта в глубокой задумчивости возвышается над Днепром - только памятник этот в несколько раз больше предыдущего. Его высота 9,5 метров, высота пьедестала - 10,5 метров, вес чугунной скульптуры - 55 тонн. А что же старый памятник, "отслуживший" свое? Долгое время считалось, что его просто разрушили, но его "переустановили". В 1961 г. памятник обрел новое место - в поселке Шевченко, на улице Новгородской, в присамарской части Днепропетровска. Он стоит там и сейчас, правда, нуждается в реставрации.
"ЛУЧШИЙ" ПАРК СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Наступала новая эпоха. В 1963 г. отменили входную плату за посещение парка. До этого вход сюда стоил 30 копеек. "Сталинские" колонны тоже исчезли, правда, уже позже, на рубеже семидесятых - восьмидесятых.
В 1967 г. возле Дворца студентов появился очень оригинальный памятник - "Скорбящая" - в память погибших в годы Великой Отечественной войны студентов. Гранитная скульптура девушки склонилась в задумчивости (авторы памятника - скульпторы В.И. Щедрова, К.И. Чеканев, А.В. Сытник, архитектор И.Н. Нескоромный). Сюда часто приходят пары молодоженов.
В 1971 г. начались работы по реконструкции парка. Его перепланировали и частично заменили растительность. Авторами проекта были известные днепропетровские архитекторы Л.Г. Халявский и Е.Б. Ящунский. Основной массив работ завершили в 1973г. А годом ранее парк имени Шевченко получил статус памятника садово-паркового искусства государственного значения и представлен на ВДНХ - Выставке достижений народного хозяйства. В 1974 г. в числе 63 парков Советского Союза парку дали звание "лучший" и диплом I степени.
В том же 1974 г. в парке появилась необычная скульптурная группа - "Олени" из сварной проволоки. Звери и сейчас на месте - только требуют реставрации: опорные части истлели, а две лапы "папы" - оленя - подпирают… металлические штыри. На рубеже 1970-1980-х гг. в парке появился металлический лев - он мирно возлежит возле Дворца студентов и стал "любимым объектом" детворы. Когда-то на нем "восседал" и автор этого очерка.
Последнее массивное сооружение советской эпохи в парке - лекторий, сооруженный в 1977 г. по проекту известного архитектора П.Р. Ниринберга. К слову, этот зодчий спроектировал и городской цирк, и горисполком, и другие известные здания. В 1982 г. на концерте в этом лектории Иосиф Кобзон впервые исполнил песню "Днепропетровск - мой дом родной!", ставшую неофициальным гимном Днепропетровска.
"Второй сад" Лазаря Глобы
Начало нынешнему парку, как и парку Шевченко, положил в конце XVIII века отставной запорожский есаул Лазарь Глоба. После того, как Потемкин выкупил "верхнее" имение Глобы на горе, последний перебрался в свое "нижнее" имение, где тоже рос фруктовый сад.
Около 1793 г. старый казак умер. Точное время и обстоятельства его смерти остались загадкой. По слухам, ему было больше ста лет. Известно точно, что в 1795 г. наследники Глобы продали участок суконной фабрике - крупнейшему предприятию нового Екатеринослава.
Могила Глобы со временем затерялась. Уже в середине XIX века якобы на месте его захоронения установили простой каменный обелиск с лаконичной надписью: "Запорожцу Глобе - Основателю Сада". С течением времени и этот скромный памятник исчез. Только в 1972 г. на вероятном месте захоронения поставили интересный памятник - старый запорожец сажает маленький дубок. Здесь же - кенотаф с памятной надписью. Над памятником раскинул свои ветви настоящий двухсотлетний дуб.
Возникновение Екатеринослава кардинально изменило характер и течение местной жизни. Фруктовый сад на короткое время пришел в запустение, чтобы затем превратиться в Екатеринославский Казенный ботанический сад.
"Ученый немец" Адам Гуммель
Имя Адама Гуммеля ничего не скажет жителю современного Днепропетровска. А ведь именно этот человек фактически создал в Екатеринославе Казенный ботанический сад и руководил им почти сорок лет. Авторы публикаций и называют его по-разному: Гуммель, Гумтель, Туммель, Тумиль...
Архивные документы приоткрывают завесу тайны над этой "полумифической" личностью. Адам Андреевич Гуммель (Hummel) родился в немецком городе Майнгейм на Рейне. Приехав в Екатеринослав, он стал главным садовником Екатеринославского казенного сада с 1807г. до середины 1840-х гг. Умер в 1848 г. от холеры, которая свирепствовала тогда в Екатеринославе.
Ученый - биолог И.А. Акинфиев дал Гуммелю такую характеристику: "Этот замечательный садовник, по словам лично знавших его, в продолжение более тридцатилетнего своего управления садом сделал из сада то, что он считался одним из лучших во всей Новороссии".
За свою деятельность Адам Гуммель неоднократно "удостаивался Высочайших пожалований" - награжден серебряною и золотою медалями и подарками - драгоценным перстнем и часами. В 1839 г. ему выдали 1000 рублей ассигнациями из казначейства.
О последних годах жизни и обстоятельствах смерти А. Гуммеля известно очень немного. Неизвестно и место его захоронения. Не удалось найти его портрет. И.А. Акинфиев приводил в 1889 г. такие данные: "По словам Анны Семеновны Гуммель, вдовы от младшего сына садовника А. Гуммель, последнему в начале жилось не хорошо в Екатеринославе, к концу же, т.е. в сороковых годах, он пользовался большими удобствами и почетом и неоднократно удостоен был Высочайших подарков: так еще и теперь сохранились у ея детей золотые часы - подарок Императора Александра І. В последние два три года он по старости не заведывал уже садом и умер 75 лет от холеры, бывшей в 1848 году".
Екатеринославский старожил Николай Рындовский в 1887 г. писал, что садовник Гуммель "представлял идеал прежнего типа немца по честности, трудолюбию, неутомимой заботливости о вверенном ему деле и отличному знанию своего дела".
Екатеринославский сад - "один из лучших во всей Новороссии"
В первой половине XIX века Казенный сад называли "капитальною достопримечательностью" Екатеринослава. Тогда сад занимал весь участок между нынешними проспектом Карла Маркса, улицами Комсомольской, Шмидта и Серова - всего около 40 десятин.
В 1795 г. нижнее имение Лазаря Глобы перешло в казну. Какое-то время им владела суконная фабрика, которая привела его в полное запустение. В 1805 г. император Александр І повелел обратить "принадлежащий Екатеринославской фабрике сад для разведения разсадника полезных дерев, дабы можно было снабдевать оными Новороссийский край". Бывший фруктовый сад Глобы отдали "для учреждения плантаций шелковичных, сладких и горьких каштанов, акаций, Итальянской осокори и некоторых Американских скоро растущих и тамошнему климату свойственных, равным образом и дерев фруктовых лучших родов". Император, к тому же, указал бесплатно раздавать отростки деревьев всем желающим.
В этот самый момент немец Гуммель энергично принялся за руководство Екатеринославским садом. Наверное, не без результата - в 1817 г. новый императорский указ учредил здесь еще и "училище садоводства с питомником фруктовых и лесных деревьев, кустарников, кормовых и растительных трав".
Сад при Гуммеле "был наполнен как дикими, так и отличными фруктовыми деревьями. Kpoме того, в нем были обширные огороды и парники. Был там и виноградник, и заведение для разведения и воспитания шелковичных червей. Было при нем и училище садоводства, в котором обучались преимущественно дети помещичьих крестьян. Оно для тогдашних помещиков приготовляло искусных и знающих садовников и огородников".
Главный судья немецких колонистов в Новороссии Контениус распорядился, чтобы всякий колонист приобрел из Екатеринославского сада по 5 деревьев для посадки их в своем имении. "Тогда, в одну весну к саду приехали десятки подвод из разных колоний Екатеринославской и Таврической губерний и целыми сотнями увозили из него саженцы; почему и теперь почти все немецкие колонии имеют у себя хорошие сады". В 1837 г. с учреждением в России Министерства государственных имуществ Екатеринославский казенный сад перешел в его ведение.
В 1837 г. в Екатеринославском казенном саду росло 945 родов "фруктовых и не фруктовых деревьев и иностранных кустарников". Ежегодно отпускалось в продажу от 15 до 20 т. штук саженцев. В 1842 г. из Полтавы сюда перевели училище садоводства и назвали его "Екатеринославским училищем садоводства второго разряда" (оно просуществовало до 1858 г.).
Деревья в подарок от американских сектантов
В 1887 г. на страницах газеты "Екатеринославский юбилейный листок было рассказано интересное предание. Будто бы в начале 1820-х гг. Россию посетили два американских квакера (квакеры - одна из протестантских сект, основанная в XVII веке). Сначала они прибыли в Петербург, где были приняты очень благосклонно и удостоились "милостивого приема" у Императора Александра Павловича. В кругах государственной элиты тогда преобладало религиозно-мистическое настроение, в особенности им отличались сам император и князь А.Н. Голицын - министр народного просвещения и обер-прокурор Святейшего Синода.
Американские гости затем отправились на юг России, в Таврическую губернию. Они хотели "познакомиться с учением сектантов - духоборцев и молокан, особенно первых, живших тогда богатыми поселениями в Мелитопольском уезде Таврической губернии". Местные власти особым распоряжением должны были "возможно любезнее" принимать гостей. Квакеры остановились в Екатеринославе на несколько дней. И тут местный губернатор оказался в затруднительном положении: чем занять дорогих гостей? Как метко заметил старожил, "Екатеринослав того времени представлял очень мало для этого ресурсов". Выход был найден - "губернатор повез гостей в сад, и там Гуммель умел так заинтересовать почтенных гостей всем, что им было показано и разссказано, что, прощаясь с Гуммелем, они просили его указать, чем они могут быть полезны ему или заведываемому им саду?". Гуммель не стал ссылаться на хроническую нехватку средств, а… попросил гостей прислать из Америки образцы заокеанских деревьев, которые он мечтал акклиматизировать в Екатеринославе.
Квакеры обещали исполнить просьбу садовника. Старожил пишет: "в тогдашнее время не было еще ни пароходов, ни железных дорог и что пути сообщения вообще, а в России в особенности, были весьма "несообщительны", то просьба Гуммеля, естественно, покажется смелою и рискованною, но она-то и указывает на то, что Гуммель душою и телом всецело был предан своему саду".
Прошел год… Все, кроме Гуммеля, забыли о необычной просьбе и обещании квакеров. И вдруг из Одессы пришло извещение - для Екатеринославского казенного сада из Америки прибыли деревья - и приглашение "явиться для получения их". Деревья эти удалось благополучно доставить в Екатеринослав. Гуммель выделил в саду особое отделение для американских деревьев и лично занялся их разведением. После смерти садовника это занятие пришло в упадок. Но еще в 1860-х гг. в саду видели несколько американских деревьев "с объяснением на некоторых, что это единственные экземпляры во всей южной России".
Покровитель Пушкина - любитель садоводства
В 1817 г. оба екатеринославских сада - Верхний и Нижний (нынешние парки им. Глобы и им. Шевченко) вывели из центрального подчинения. Для их управления император Александр I учредил особый Помологический Комитет. (Помология - наука о сортах плодовых и ягодных культур). Екатеринославский Помологический комитет действовал с 1817 по 1843 гг. Это было официальное учреждение, заведовавшее екатеринославскими садами, а впоследствии одним только Казенным, то есть нынешним парком Л. Глобы. В чем секрет такой благосклонности императора к екатеринославским садам? Вероятно, в личности руководителя Комитета.
С 1820 г. бессменным Председателем этого Комитета был И.Н. Инзов. Генерал-от-инфантерии Иван Никитич Инзов родился в 1768 г. Его происхождение окутано легендами. По слухам, он был незаконным сыном тогдашнего наследника престола великого князя Павла Петровича - в будущем - императора Павла І (таким образом, он мог приходиться сводным братом Александру I). С 1818 г. Инзов занимал пост Главного попечителя и Председателя Комитета о колонистах Южной России, а с 1820 г. - еще и наместника Бессарабской области. Штаб-квартира Попечительного комитета находилась в Екатеринославе, где в это время проживал и сам Инзов.
В истории России Инзов известен, прежде всего, гуманным отношением к А.С. Пушкину во время южной ссылки поэта. Дело в том, что Пушкин официально был направлен на Юг именно под начальство Инзова. Но старик-генерал, снисходительно воспринимавший действия молодого поэта, отпустил его в путешествие с генералом Раевским и его детьми на Кавказ и Крым. А затем оказывал поэту негласное покровительство. Он "понял свою задачу сохранить России вверенный его попечению драгоценный талант".
Благодаря влиянию и связям И.Н. Инзова, Екатеринославский казенный сад целые десятилетия обеспечивался "вниманием начальства" и довольно неплохим финансированием.
Конец "золотого века"
Дожив до глубокой старости, в 1845 г. генерал Инзов умер. Незадолго перед этим упразднили Помологический Комитет, вскоре ушел из жизни Адам Гуммель. Уже после смерти главного садовника, в 1848 г., насчитали, что в екатеринославском саду находилась 31 тысяча фруктовых и 193 тысячи лесных деревьев, 23 тысячи кустарников; 569 сортов цветочных и оранжерейных растений в количестве 5642 экземпляра; 71 сорт огородных растений и 27 сортов торговых, лекарственных, масличных и красильных растений.
Все это богатство уже вскоре после кончины Гуммеля быстро стало приходить в упадок (хотя училище садоводства просуществовало еще около десяти лет). Сухие строки деловой переписки сохранили еще одну коллизию: Гуммель-старший, вероятно предвидя незавидную судьбу своего детища, пытался в 1838 г. сделать своим официальным "наследником" Гуммеля-младшего - сына Лаврентия, определив его на должность "смотрителя сада". Эта попытка Адама Гуммеля не увенчалась успехом. Ему было отказано по той причине, что уставы государственной службы не предусматривали подобную преемственность в рамках семейства.
"Золотой век" Екатеринославского казенного сада подошел к концу. В 1858 г. училище садоводства упразднили. Его территория была разделена на две части - Городской и Технический сады. Впереди был новый "золотой век" - зеленого центра индустриального Екатеринослава.
Два сада - городской и технический
Вторая половина XIX века… Город вплотную подошел к Казенному саду и стал наступать на его территорию. Постепенно все участки сада, выходящие на городские улицы, перешли в частную собственность. В 1860 - 1870-х гг. на "отвоеванных" участках сада построили католический костел (просп. К. Маркса, 91) и лютеранскую кирху (просп. К. Маркса, 103). А затем весь ХХ век - Театр им. Горького, жилые и торговые здания, Дом союзов…
Еще в 1858 г. Казенный сад разделили на две части. Городская - открытая для публики. Техническая - сдавалась в аренду, здесь по-прежнему размещались опытные участки, оранжереи, снова возникла школа садоводства и огородничества. В начале XIX века Городской сад взял в аренду Английский клуб, в 1904 г. здесь построили летний театр.
Городской сад обычно посещала публика "из средних". Во время революции 1905г. обычно спокойный Городской сад превратился в место демонстраций и митингов. 19 октября 1905 г. тут прошли многотысячные собрания рабочих и солдат. Жандармский ротмистр Шульц писал в донесении департаменту полиции, что "…на происходящих многотысячных митингах открыто собирали пожертвования на динамит и гвозди на гроб Николаю (императору Николаю II - М.К.)".
Южнорусская выставка 1910г.
С 1 июля по 25 сентября 1910 г. в Екатеринославе проходила "Южно-Русская областная промышленная, сельскохозяйственная и кустарная выставка". Она размещалась в западной части Городского сада. Выставка эта стала апофеозом модернизации Юга России перед Первой Мировой войной и революционными потрясениями и наглядно отражала уровень развития сельского хозяйства и промышленных предприятий. Мероприятие охватывало целый экономический район: Екатеринославская, Полтавская, Таврическая, Харьковская, Херсонская губернии, области войска Донского и войска Кубанских казаков. Были экспонаты и из других губерний России, и из западноевропейских стран. В Городском саду Екатеринослава в 1910 г. экспонировались и "малороссийский хутор", и американская ферма. Выставка прошла с большим успехом. На ее проведение местные власти потратили 100 тысяч рублей. Весь парк застроили обширными павильонами - тематическими и отдельных фирм. (Последние уцелевшие павильоны ("Лето" и др.) разобрали уже в конце восьмидесятых годов ХХ века).
Смена эпох и названий. Улица над парком
После революции Городской и Технический сады снова соединили в один парк. В 1924 - 1930 гг. провели его капитальную реконструкцию, перепланировали и благоустроили территорию, а сам парк назвали "Парком культуры и отдыха". Устроили выходы на улицы Шмидта и Серова, лестницу с улицы Комсомольской. От проспекта Карла Маркса до Комсомольской улицы прошла улица Новая. Она рассекла пополам территорию парка, а фактически прошла над парком. Специальный мост был построен для этого через парковый пруд. Интересно, что "Новой" улица эта называлась восемьдесят лет, и только в 2003 г. стала называться улицей В.В. Щербицкого. На этой улице нет ни одного дома, и имеется всего два указателя - при входе со стороны Комсомольской.
В тридцатые годы парк сменил несколько названий - сначала "Сад физкультурников", потом "парк им. Хатаевича". Глава местных коммунистов Хатаевич вскоре был арестован и расстрелян как "враг народа", и в 1939 г. парк назвали именем погибшего великого летчика Валерия Чкалова.
Подарок детям от товарища Сталина
В тридцатые годы в рекордно короткие сроки была построена детская железная дорога - яркий памятник сталинской эпохи в Днепропетровске. В декабре 1935 г. газеты сообщили, что комсомольцы паровозоремонтного завода и пионеры подшефной школы совместно хотят построить в городе детскую железную дорогу. И вот 2 апреля 1936 г. приступили к строительству, а уже 6 июля открыли движение на малой железной дороге. Она охватила кольцом всю территорию парка, имела длину 2 километра, станции Октябрят (потом - "Пионерская") и Комсомольская и даже туннель "Пушкинский".
Это была первая детская железная дорога в Украине и вторая в СССР (первую построили в Тбилиси в 1934 г.). Днепропетровская детская железная дорога называлась "Малой Сталинской", по аналогии с "Большой" Сталинской" - бывшей "Екатерининской" (ныне - "Приднепровская"). Как писали тогда, дорога эта стала "местом культурного отдыха учащихся города". Во время Великой Отечественной войны немцы аккуратно демонтировали оборудование железной дороги и якобы готовили его к вывозу в Германию, дабы установить это чудо в одном из немецких городов. Готовились, да не успели… Полностью восстановлена дорога была в 1947 г. Здесь были свое депо, механические мастерские, учебные классы. Дорога была очень популярна. Ее использовали и для отдыха детей, и как наглядную рекламу профессии железнодорожника. Здесь школьники с 6 по 10 классы могли приобрести первые навыки профессий машиниста, проводника, связиста, диспетчера и др. Детская деловая игра советского времени…
Новые памятники
Сразу после освобождения города начались восстановительные работы и в парке. Появились новые объекты. Вход в парк со стороны проспекта - выполнен в стиле "сталинский ампир" (1949). Пропилеи обильно украшают символы советской эпохи и Победы - звезды, барельефы с фигурами, патриотические надписи. Завершалось торжественное сооружение арматурами с изображениями советского герба и знамен. Все это лепное богатство сохранялось до середины 1990-х годов. И только несколько лет назад, когда пропилеи привели в порядок, арматуры с гербами… уничтожили, видимо, посчитав, что сохранять их нецелесобразно и нерентабельно. Но и в таком виде старый вход в парк - интересный памятник архитектуры.
За последние полстолетия в парке появились памятники разным лицам - военному, революционеру, летчику, запорожскому казаку. В 1948 г. - бюст А.Ф. Федорова - дважды Героя Советского Союза, командира партизанского соединения. В 1968 г. - стела с текстом Приказа Верховного Главнокомандующего от 25 октября 1943 г., где объявлялась благодарность войскам, освободившим Днепропетровск. В 1970 г. - бюст революционера А.К. Войцеховича. В 1957 г. впервые поставили памятник великому летчику Валерию Чкалову - в 1981 г. он был заменен нынешним бронзовым. Довольно оригинальный памятник Лазарю Глобе 1972г. (о нем говорилось выше). А ведь были в старом парке еще и гипсовые рабочие и колхозницы, спортсмены и спортсменки, уже не дошедшие до наших дней. Герои реальные и даже мифические…
Днепропетровский "Самсон"
В зелени роскошных садов аристократии XVIII века можно было встретить статуи мифических богатырей - Самсона, Геракла и других. В Днепропетровске статую Самсона поставили уже в середине ХХ века, после войны. Восстанавливая центральный парк Днепропетровска и сооружая фонтан на озере, строители решили украсить его статуей Самсона.
Едва ли не самое известное изображение "Самсона, разрывающего пасть льву", украшает летнюю резиденцию российских императоров в Петергофе, основанную Петром Великим. Та статуя - центральный элемент грандиозного фонтанного ансамбля Большого Каскада. Как "Самсон" появился в нашем городе, сказать трудно. Возможно, сказалась любовь к копированию столичных образцов. Но результат получился удачным. Статуя возвышалась посреди озера на искусственном холме из камней.
Кто такой Самсон и какой аллегорический смысл имеет фигура со львом?
Самсон - известный мифический герой, о жизни и смерти которого рассказывается в Библии. Богатырь, наделенный необыкновенной физической силой. Однажды Самсон беззаботно гулял по виноградникам. Навстречу ему, рыча, бросился лев и преградил дорогу. Силач Самсон, ничуть не испугавшись, разодрал льва на куски и пошел дальше, никому не рассказывая о своем приключении. Позже Самсон затеял войну с враждебным народом - филистимлянами, в которой победа была на его стороне. Двадцать лет правил Самсон на своей земле.
Однако филистимляне жестоко отомстили Самсону. Сила Самсона таилась в его длинных волосах. Его влюбила в себя филистимлянка Далила. Она воспользовалась тем, что богатырь крепко спал, и остригла у него волосы. Потом она позвала филистимлянских воинов, которые схватили Самсона, ослепили его, ковали в цепи и посадили в подземелье, где он вынужден был крутить жернов. Но за время пребывания в плену волосы у Самсона снова отросли. Он почувствовал былую силу и освободился. Богатырь разрушил храм, где пировали филистимляне, но под его развалинами погиб и сам, вместе с тремя тысячами своих врагов.
В Новое время Самсон стал символом колоссальной физической энергии, которая ищет путь к освобождению, но не всегда может правильно реализовать себя. В то же время Самсон - герой, который предпочитает умереть, нежели жить в рабстве.
Скульптурная группа "Самсон" в Петергофе удачно выбрана в XVIII веке как центр грандиозного фонтана - центра Большого каскада. Из пасти льва выбрасывается сильнейшая струя воды. Мифологическая аллегория использована здесь как символ контроля человеком над силами природы, "укрощения" воды. Фонтан в Днепропетровске был устроен по этому же принципу, только рядом не было императорского дворца, да и сама скульптура не была покрыта золотой краской, как в Петергофе.
Статуя Самсона украшала парк Чкалова несколько десятилетий. Она стала чуть ли не главной достопримечательностью парка, обязательно изображалась на фотографиях 1950 - 1960-х гг. (одно из последних фото - в путеводителе по Днепропетровску 1974 г.). А потом… скульптура исчезла. Следы Самсона затерялись. В газетах высказывались разные версии: то ли Самсона перенесли в один из киевских парков; то ли "днепропетровский Самсон" встал на место своего образца в Петергофе (после реконструкции). Эти факты трудно подтвердить или опровергнуть без помощи старожилов города. Одно ясно точно - парк потерял одну из ярких достопримечательностей… Только несколько лет назад на месте "Самсона" в центре озера появились фонтан и скульптура "Маленький принц".
"Парк культуры и отдыха"
В путеводителях послевоенного времени парк называется "Центральный городской парк Культуры и отдыха имени В.П. Чкалова". Всю вторую половину ХХ века здесь постоянно проводились фестивали и выставки. "Выставочная" традиция возобновилась и больше уже не прекращается. С 1950-х гг. - "областные сельскохозяйственные выставки". С 1957 г. - "областные выставки кролиководства". Последнюю такую выставку в конце восьмидесятых застал и автор этой статьи. Очень приятное впечатление оставляли ежегодные Праздники цветов. В 1950 г. построили летний кинотеатр. В 1964 г. - закрытый павильон "Днепровские зори" - для выставок и танцев. В 1974г. - появилась эстрада. Ну и в 1978 г. на озере возвели оригинальный летний театр (на месте старого, с 1952 г.), который сильно изменил привычные очертания парка.
В 1992 г. парку присвоили имя запорожского казака Лазаря Глобы. В 1998г. парк приобрел новый статус - теперь он "Центральный детский", но по-прежнему служит развлечениям горожан всех возрастов. За полтора десятилетия заметны перемены: исчезло "чертово колесо", лодки на пруду сменили катамараны, а на месте гипсовых "рабочих и колхозниц" - дискотеки и ночные клубы.
Пыльная окраина Екатеринослава
Застройка этой территории началась только во второй половине XIX столетия. А ведь еще генеральным планом Вильяма Гесте 1817г. предполагалось разместить здесь площадь с церковью и основные административные здания Екатеринослава. Через пятьдесят лет об этих планах напоминал разве что Тюремный замок - обширное мрачное здание с четырьмя башнями по углам, построенное в 1820-х годах. Остальная территория к западу от нынешней улицы Серова была незастроенной. К северо-западу от этого участка вообще было болото - только к 1885г. на этом месте возник рынок "Озерка". К началу ХХ века город начал застраивать и этот участок - четкие очертания приняли улицы Садовая (Серова), Казачья (Комсомольская), Военная (проспект Пушкина). Судьбе было угодно, чтобы планы начала девятнадцатого века осуществились в начале века двадцатого.
Коммерческое училище
В начале ХХ столетия на свободной территории появилось массивное здание Коммерческого училища по проекту Дмитрия Скоробогатова. В Екатеринославе такое училище было открыто 17 сентября 1901г. А в 1904 - 1905гг. для училища было сооружено новое здание. Его архитектором был талантливый екатеринославский архитектор Дмитрий Скоробогатов. Трехэтажный импозантный дом в неоклассическом стиле современники отнесли к разряду лучших в России подобного типа. Парадный вход украшали портик и колонны коринфского ордера.
Зданию Коммерческого училища суждено было после революции стать средоточием советской власти на Приднепровье. С 1920-х годов здесь разместились новые органы управления - исполком и региональный комитет большевистской партии, которые меняли названия в зависимости от названия региона. "Губисполком", "окрисполком", "облисполком". "Губком", "окружком", "обком"…
В 1935г. после пожара сооружение капитально реконструировали: не менее талантливый архитектор Александр Красносельский надстроил еще два этажа. Здание "обкома" видело многих знаменитых руководителей: от Феликса Дзержинского, который выступал здесь в 1921 году, до небезызвестного Павла Ивановича Лазаренко. Сейчас здесь резиденция Днепропетровского областного совета.
Советская власть. На месте тюрьмы - парк
В годы гражданской войны Тюремный Замок взорвали. Остатки стен, глыбы сцементированного кирпича, щебня и строительного мусора несколько лет "определяли облик" территории. А между тем в освободившееся здание Коммерческого училища уже вселялась новая власть.
Встал вопрос - что делать с руинами в нескольких десятках метров от фешенебельного здания исполкома. И в 1925г. на бывшей Тюремной площади провели несколько субботников и разбили парк. Вот как об этом писала газета "Звезда" 1 мая 1925г.: "Еще недавно развалины царской тюрьмы на бывшей Тюремной площади мозолили глаза прохожих. Но по мере развития начатых в январе работ по разбивке нового сквера эта площадь все больше очищалась от тюремных развалин. А сейчас на этом месте, где была тюрьма, и на площади, прилегающей к ней, уже появились деревья, кусты. Наряду с посадками производились и работы по разбивке цветников, прокладке водопровода и покрытию дорожек щебнем. Все дальнейшие работы распределяются на две очереди. Еще в текущем году будут сооружены ограждения и отделаны дорожки. Архитектурная же обработка сквера - устройство входов и фонтанов-водопроводов - переносится на будущий год. Разбиваемый сквер занимает свыше 2 десятин (2,185 гектара - М.К.), т.е. около 30% всей бывшей Тюремной площади. Общее количество посадок на площади будет доведено до 10 тысяч. В центре свободной площади, предназначенной для манифестаций, разбивается большой цветник в виде звезды".
Так появился в городе большой новый зеленый уголок. Цветник в виде звезды действительно устроили - сейчас на его месте большой фонтан. Но площадь с того времени перестала использоваться для манифестаций. Работа местных "днепропетровских небожителей" требовала тишины.
Парк МОПРа. Что такое МОПР?
В 1920-е годы новый сквер получил название "парк МОПРа". Дело в том, что он размещался в начале Полевой улицы, которая называлась тогда улицей МОПРа (современный проспект Кирова).
Среди советских аббревиатур 1920 - 1930-х гг. МОПР - одна из самых "труднорасшифровываемых" для современного читателя. МОПР - Международная организация помощи борцам революции. Создана она была в 1922г. Истоки этой организации восходят к учению о "мировой пролетарской революции", согласно которому Октябрьская революция в России должна была зажечь "мировой революционный пожар". Большевистская партия в 1920 - 1930-х гг. осуществляла активные контакты с коммунистическими партиями других стран. МОПР - одна из форм поддержки революционных движений и влияния СССР на мировой арене. К 1932г. МОПР объединяла 70 национальных секций с общим членством 14 миллионов человек. В международном масштабе МОПР действовала до Второй Мировой войны. После войны приоритеты советской внешней политики изменились. МОПР прекратила свое существование, советская секция МОПР работала до 1947г.
"Победа коммунизма неизбежна…"?
После ликвидации МОПРа в жизни сквера мало что изменилось, кроме названия - он стал "просто" "сквером имени В.И. Ленина". Новая капитальная реконструкция пришла в начале семидесятых, исходя из потребностей власти. Раньше структура насаждений была развернута к зданию областного комитета компартии (бывшему Коммерческому училищу). Теперь власть отгородилась от основной части парка - в 1970 - 1971гг. напротив "старого" здания обкома построили новое - многоэтажное - типовой архитектуры. Закрыли сквозной проезд с улицы Комсомольской на проспект Пушкина. Здесь выполнили покрытие из железобетонных плит, разрядили посадку и обсадили аллею липами. Теперь визуально кажется, что проспект Кирова начинается от проспекта Пушкина. Но до сих пор оба здания числятся по проспекту Кирова (1 и 2 соответственно).
В результате реконструкции появились новые аллеи и дорожки, заменена часть деревьев, разбита детская площадка, а в центре сквера сооружен хитроумный фонтан. Вода из фонтана поступала (и поступает) для охлаждения системы кондиционирования воздуха в помещения обкома партии (ныне - облгосадминистрации). Поэтому этот фонтан сохранился до сих пор, в отличие от фонтанов в других городских парках.
Новое здание обкома с задней части отгородили от парка еще и высоким забором, полностью изменив линию восприятия. Теперь создается впечатление, что большая часть парка находится "на задворках" власти.
В это же время парк и город обогатились выдающимся в своем роде памятником. В 1972 году в конце аллеи, выходящей к проспекту Пушкина, установили стелу из красного полированного токовского гранита. На ней - барельеф В.И. Ленина и надпись "Победа коммунизма неизбежна…". В эпоху перестройки этот памятник, расположенный "у власти", трактовали как обобщенный символ "днепропетровской политической группировки", а в девяностые годы - как символ консерватизма и устойчивости "днепропетровского клана".
Напротив стелы, с противоположной стороны аллеи, 18 мая 1977г. открыли областную Доску почета. Два раза в год (к праздникам 1 мая и 7 ноября) на ней вывешивали портреты 72-х "передовиков производства" и заносили сюда наименования 48 "коллективов, объединений, предприятий, организаций, колхозов и совхозов, а также четырех городов и районов - победителей в областном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства".
Гениальное изобретение советской пропаганды - Доска почета - оказалась востребована и в независимой Украине. На месте советской символики повесили изображение герба Украины, изменили язык стендов, да и содержание материалов на них. Теперь здесь рассказывается о новых промышленных и архитектурных объектах, о жизни городов и районов области. Большой металлический трезубец с одной стороны аллеи соседствует с огромным профилем Ильича с другой, что не раз становилось предметом насмешек в местной прессе… "Победа коммунизма неизбежна…"?
Чернобыльский колокол и барельеф Щербицкого
С начала девяностых "сквер имени В.И. Ленина" (официальное название никто не отменял) продолжает пребывать в относительном порядке. Более того - появляются новые памятники. 26 апреля 2001г., к 15-летию Чернобыльской катастрофы, на участке, выходящем на проспект Пушкина, открыли мемориал жертвам этой трагедии. Замысел памятника интересен: гранитная арка в форме гриба с висящим посредине колоколом. Однако мало кто знает, что существующий памятник - лишь часть авторского замысла. Скульптор Александр Зобенко первоначально задумал арку в форме гриба из черного металла и бронзовую птицу с обгоревшим крылом, которая бы символизировала надежду на возрождение. Как часто это бывает, коррективы в авторский замысел внесла "производственная необходимость". Нехватка средств вынудила вместо металлической арки установить гранитную с колоколом. В таком виде памятник и открыли. А бронзовая птица? Ее обещали установить через год, но уже прошло четыре года, а она так и не появилась. Нет и надписи, сообщающей назначение памятника. В результате памятник лишился своего логического завершения.
А в феврале 2003г. на здании областного совета установили горельеф с портретом Владимира Щербицкого (1918-1990) в честь его 85-летия. Личность нашего земляка вызывала и вызывает немало противоречивых оценок. При всей неоднозначности этой личности, нужно признать, что Щербицкий отличался большим талантом администратора и хозяйственника. Вернувшись с войны, молодой человек начал свое восхождение на вершины политического Олимпа Советской Украины. Глава Днепродзержинского горкома, второй, первый секретарь Днепропетровского обкома партии. Секретарь ЦК КПУ, глава Совета Министров УССР. Короткая "опала" - снова глава Днепропетровского обкома. Потом опять "премьер" Советской Украины (1965 - 1972). И, наконец, с 1972 по 1989гг. Щербицкий возглавлял компартию Украины. Его тоже "помнят" стены бывшего Днепропетровского обкома партии. К 85-летнему юбилею в 2003 году разыскали даже несколько вещей (кажется, стол и лампу), которыми пользовался Щербицкий в этом здании, и которые потом экспонировались в историческом музее.
***
В книге "Днепропетровщина заповедная" (1980) сквер им. Ленина назван "показательным", о нем говорилось, что это "самый благоустроенный сквер Днепропетровска, образец садово-паркового искусства". На здании областного совета в сквере изображение В.В. Щербицкого соседствует с мемориальной доской деятелям украинского национального возрождения начала ХХ века и с надписью о том, что здесь выступал с пламенной речью "железный" Феликс Дзержинский. Сменилось несколько исторических эпох, несколько властей, а парк остается неплохой декорацией в этом политическом театре.
Парки-некрополи
"Некрополь" - по-гречески - "город мертвых". Градостроительная практика советской эпохи предусматривала обязательную ликвидацию мест захоронения, оказавшихся в пределах городской территории, в местах интенсивной застройки. Старые кладбища реконструируют и в западных странах, но только в Советском Союзе проводилась планомерная политика превращения бывших кладбищ в парки. В результате - имеем в центре Днепропетровска сразу несколько больших парков-некрополей, парков "живых и мертвых".
Парк "живых и мертвых"
Именно так поколение днепропетровцев 1940 - 1960-х годов называло и называет парк имени Калинина, расположенный на месте Чечелевского (Фабричного) кладбища. Сейчас это оживленный центр города, за что парк и удостоился такого названия.
Кладбище это возникло чуть ли не одновременно с главным городским кладбищем Екатеринослава, на месте которого позднее построили стадион "Металлург". Первые захоронения на Фабричном кладбище появились уже в конце XVIII века. В начале 1790-х гг. в Екатеринослав по приказу князя Потемкина перевели обширный комплекс фабрик, из которых на новом месте наладила работу казенная суконная мануфактура. Корпуса фабрики и слобода, где жили крепостные фабричные рабочие, находилась в районе проспекта Карла Маркса и железнодорожного вокзала. Сохранившийся корпус фабрики - хлебозавод № 1 (просп. К. Маркса, 106).
Крайне тяжелые условия труда работников фабрики приводили к высокой смертности. И хотя в 1837г. екатеринославскую мануфактуру закрыли как нерентабельную для казны, за четыре десятилетия к юго-западу от фабричного района выросло Фабричное кладбище.
А с 1860-х гг. в районе Фабричного кладбища возникает новая слобода - Чечелевка. Говорят, названа она по имени первого поселенца - отставного солдата Чечеля. А после 1887г., когда один за другим в этом районе открывались крупные металлургические заводы, район стал застраиваться очень быстро. Росло и кладбище, получившее название Чечелевского. Оно заняло территорию в 5 гектаров между улицами Сквозной (Щепкина), Керосинной (Леваневского) и Первой Чечелевской (проспект Калинина).
Имеется информация, что первоначально на кладбище была часовня, но уже в конце 1890-х гг. по проекту петербургского архитектора и инженера М.В. Султанова здесь соорудили Александро-Невскую церковь.
Постепенно Чечелевское кладбище с церковью оказались в плотном кольце застройки - с одной стороны домики девяти Чечелевских улиц, с другой - тоже слободка и за ней железная дорога. Однако вопрос реконструкции этой территории встал только накануне войны. Имеются сведения, что церковь закрыли в 1937 году и успели разместить здесь склад кинопленок областного отдела кинофикации, а осенью 1941 года, уже во время оккупации, она сгорела. Якобы дети игрались оставшимися внутри пленками, подожгли их и разрушили здание. Позднее на руинах церкви построили одноэтажное здание конторы парка (оно сохранилось - там сейчас магазин).
Воинские некрополи
В период Великой Отечественной войны Чечелевское гражданское кладбище стало еще и военным. Во время боевых действий, оккупации и после освобождения здесь образовались сразу два воинских некрополя.
В первом хоронили солдат противника - немцев и итальянцев. Среди рядов березовых крестов возвышалась фигура солдата. Захоронения были оформлены в виде единого мемориала.
Сразу после освобождения Днепропетровска возник второй некрополь. Первоначально в 26 братских могилах нашли вечный покой 427 солдат Красной Армии. Все они погибли при освобождении правобережной части Днепропетровска в октябре 1943г. или умерли от ран с октября 1943 по апрель 1944гг. в госпиталях города. Среди похороненных - два Героя Советского Союза - В.П. Горелов и И.Н. Шишкин. В 1976г. прах воинов был перенесен в 6 братских могил, и 9 мая 1976г. открыт единый "Мемориал Славы". Стена из красного кирпича, на которой 5 чугунных колоколов, рядом 12 бронзовых досок с именами захороненных (авторы - А.С. Левчук, Н.И. Ушаков).
Как сложилась судьба немецко-итальянских захоронений? Ведь сейчас в парке только один мемориал - советским воинам. Как пишет журналист Владимир Овдин "до начала 50-х горожане могли видеть памятник, установленный оккупантами своим погибшим. Имелся даже склеп с прахом итальянского генерала. В 1952-м все исчезло". Но захоронения сохранились в земле. В 1997г. в Днепропетровск приезжали представители Италии, которые привезли с собой подробную карту захоронений "своих" солдат. Они нашли 19 останков и увезли для перезахоронения в Италию. Посещали парк Калинина и представители Германии, с той же целью - обеспечить "вечный покой" останкам солдат, воевавших на чужой земле.
"Парк культуры и отдыха" имени Калинина
После войны гражданское кладбище ликвидировали, в 1946г. на его месте разбили парк имени М.И. Калинина, причем на 15 метров расширили соседнюю улицу Леваневского, благоустроили территорию.
Кроме военного мемориала, здесь в 1966г. появился памятник М.И. Калинину (1875 - 1946) - "всероссийскому старосте" и одному из партийных вождей сталинской эпохи, номинальному руководителю советского государства (с 1922 по 1946гг.). Бюст Калинина высотой 4 метра (скульпторы В. Щедрова, К. Чеканев) сохранился до наших дней, хотя пострадал от вандалов - видны следы краски, а с постамента сняты металлические буквы.
Кстати, "Калининиана" в Днепропетровске не исчерпывается парком, - рядом проспект, переулок и спуск Калинина. Есть памятник Калинину в парке ДИИТа (который тоже когда-то носил имя Калинина). А еще имя Калинина носил коксохимический завод.
Сегодня парк Калинина находится в довольно запущенном состоянии. Хотя с начала 2000-х годов он стал понемногу оживать. Отреставрирован военный мемориал. Совсем недавно, в июле 2005г., в парке Калинина проходил Фестиваль азербайджанской культуры, организованный Конгрессом азербайджанцев Украины. А 9 мая 2005г., в 60-летнюю годовщину Великой Победы, международная благотворительная организация "Пища жизни" бесплатно раздавала здесь пищу ветеранам Великой Отечественной войны. Возможно, эти акции помогут улучшить ауру этого печального места.
Два парка-некрополя на "развилке"
Все жители города прекрасно знают так называемую "Развилку" - место пересечения Запорожского шоссе и улицы Героев Сталинграда. Здесь две широкие магистрали расходятся на юг и юго-восток. Название района "Развилка" появилось в 1960-х гг., когда проходила реконструкция и расширение автодорог. Трудно представить, что в этом месте как раз тогда заканчивали ликвидацию двух обширных городских кладбищ.
Прямо на "Развилке", за автозаправкой, - парк "имени 40-летия освобождения Днепропетровска". Это бывшее Новое городское кладбище. Первые захоронения здесь совершались еще до Октябрьской революции 1917г., последние - в 60-х годах прошлого века. От огромного массива захоронений сегодня сохранился только обширный воинский некрополь - 2076 солдат Красной Армии, погибших в боях или умерших от ран в 1943 - 1946гг. Половина могил - безымянные.
Город постепенно наступает и на бывшие захоронения - в ближайшей к развилке части парка построены башня с часами, автозаправка, современный автосалон… В начале пятидесятых именно в этом месте был похоронен прадед автора этой статьи. Когда власти предложили возможность перезахоронения, прабабушка - человек очень набожный - сказала семье: "не православное это дело - тревожить прах". Могила осталась на прежнем месте. Родные оставили ориентир - какие-то зарубки на дереве, но потом не смогли разыскать его… История, вероятно, типичная для многих семей днепропетровцев…
Среди деревьев в этом парке можно найти единственную уцелевшую могилу - знаменитого днепропетровского архитектора Александра Леонтьевича Красносельского (1877 - 1944). Перечень "его" зданий много скажет днепропетровцу - ЦУМ, "Детский мир", театр Горького, второй корпус университета, корпус мединститута на Севастопольской улице, реконструированное здание областного совета, дворец Ильича на проспекте Калинина и многие другие. Красносельский работал в неоклассическом стиле и в стиле конструктивизм.
Уже на закрытом кладбище в 1982г. по требованию краеведов установили новый памятник на могиле архитектора, чтобы она не исчезла со временем. Это гранитная колонна, обвитая металлической лентой с надписью и портретом архитектора (авторы - архитектор Е.В. Амосов, скульптор В.И. Музыко).
Парк... С одной могилой
Многие днепропетровцы, переходящие с "Развилки" к универмагу "Славутич", на проспект Кирова, удивятся, узнав, что этот квартал зеленых насаждений официально называется "парк Писаржевского" (как и троллейбусная остановка, известная как "Развилка"). А широкая аллея проходит на месте роскошных надгробий Нового еврейского кладбища, основанного в начале ХХ века. Еврейская община Екатеринослава всегда играла заметную роль в жизни города. По воспоминаниям старожилов, еще после Великой Отечественной войны, в начале 1950-х годов, здесь сохранялись еще остатки мавзолеев над склепами, внушительных размеров памятники. Позже все это исчезло…
Почему же "парк Писаржевского"? В глубине парка чернеет большой обелиск, поставленный на могиле известного ученого, академика Льва Владимировича Писаржевского. Между прочим, автор этого надгробного памятника - скульптор М.Г. Манизер, один их "классиков" сталинской эпохи, автор памятников Т.Г. Шевченко на Тарасовой горе и в Киеве, возле Университета.
Лев Владимирович Писаржевский (1874 - 1938) - знаменитый ученый-химик. Приехав в Екатеринослав, сначала возглавил кафедру в Горном институте. Затем он был ректором Горного института, организовал Днепропетровский химико-технологический институт (ныне университет) и научно-исследовательский институт физической химии. А еще в 1916г. он организовал Курсы медсестер, которые потом преобразовали в Высшие женские курсы, а с 1918г. они положили начало Днепропетровскому Национальному университету.
Умер Писаржевский в 1938г. После войны, когда было решено снести Новое еврейское кладбище, прах академика не стали тревожить и оставили в новосозданном парке, который назвали его же именем. Есть свидетельства, что в этом же месте во время Великой Отечественной войны проводились расстрелы мирных жителей, в чем напоминает небольшая стела в парке. Местная пресса во время перестройки сообщала, что до этого тут расстреливали и жертв сталинских репрессий. Детальные исследования этого вопроса пока не публиковались. Но местные жители утверждают, что соседние с парком дома и гаражи по улице Героев Сталинграда тоже построены "на костях", и что во время строительных работ продолжают находить бывшие захоронения…
***
Такова история нескольких зеленых уголков Днепропетровска, созданных на месте кладбищ и метко прозванных в народе парками "живых и мертвых". Не будем судить прошлые поколения, которые из разных побуждений ликвидировали места захоронений, оказавшиеся в окружении застройки стремительно растущего города. Создавая "мемориальные" парки, нужно было позаботиться, чтобы такой статус исключал надругательство над "бывшими" могилами - в том числе новую застройку и места активных развлечений…
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
В аеропорту, 1952 |