Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Гений места. Прогулка по проспекту Кирова


угол ул. Свердлова и пр. Кирова

Угол пр. Кирова и пр. Пушкина

Начало пр. Кирова

На пр. Кирова

На пр. Кирова

На пр. Кирова

Универмаг Славутич

Просп. Кирова, универмаг Славутич
Эта магистраль длиной четыре километра пересекает Днепропетровск с северо-востока на юго-запад – от улицы Комсомольской до улицы Титова. Длинней проспекта Кирова только Набережная, улица Героев Сталинграда и центральный проспект Карла Маркса. А еще сто лет назад внизу проспекта Кирова стояли несколько кварталов улицы Полевой с глинобитными домиками. Приглашаю пройти по проспекту от улицы Титова (с вершины холма) до того места, где когда-то заканчивался старый Екатеринослав, и где теперь «цитадель власти».

Панорамы проспекта

Проспект Кирова имеет длину около 4 километров, ширина его от 30 до 50 метров. В верхней части он застроился в шестидесятых – семидесятых годах ХХ века. Кварталы выше улицы Титова – бывший поселок «Верхний» автозавода – нынешнего «Южмаша» (о заводе и его поселках рассказ впереди). Застройка проспекта Кирова на всем протяжении – достаточно типична – это пятиэтажные «хрущевки» и многоэтажки брежневской эпохи. В пятидесятые годы улицу застраивали двух-, трехэтажными домами. А в шестидесятые годы застроился Кировский жилой массив – ряды «хрущевок» до самой улицы Титова. И уже в семидесятые – восьмидесятые стали появляться 12-ти и 14-ти этажные дома. Когда в Днепропетровске начали строить метро (начало восьмидесятых), то планировалось пустить под проспектом Кирова одну из линий. Судя по темпам нынешнего строительства метро, об этих планах давно забыли.

В начале восьмидесятых годов газеты высказывались «за переустройство проспекта, который в нынешнем своем виде уже не обеспечивает ритмичную работу городского пассажирского транспорта, и, как одна из центральных городских магистралей, не отвечает современным техническим и эстетическим требованиям» («Днепр Вечерний». – 1984. – 5 апреля).

С апреля по ноябрь 1984 г. проспект Кирова от улицы Титова до улицы Ушакова был капитально реконструирован. Проезжую часть проспекта расширили до 22,5 метров. Движение стало трехполосным в каждом направлении. Ширина тротуаров осталась без изменений, а вот бульвар сузился до 25 метров. Посредине бульвара проложили пешеходную дорожку. Газета «Днепр Вечерний» торжественно отрапортовала 3 ноября 1984г. о завершении реконструкции: «Перед глазами собравшихся открылась красивая, широкая панорама поднимающегося вверх, к голубому небу, проспекта».

Панорама проспекта Кирова в верхней части (до проспекта Ильича) напоминает проспект Гагарина, проходящий по параллельному городскому холму. И неспроста – оба они застраивались по аналогичным проектам. Верхний участок проспекта Гагарина – Вузовский жилой массив, верхняя часть проспекта Кирова – Кировский жилой массив. Сейчас почти все первые этажи «хрущевок» из бывших квартир превращены в модные салоны и бутики, строительные магазины. Через два квартала ниже улицы Титова выходим к первой большой достопримечательности района – универмагу «Славутич».

Лучший универмаг «эпохи» застоя

20 августа 1971 г. в верхней части проспекта Кирова торжественно открылся универмаг «Славутич». Газета «Днепр Вечерний» рассказала жителям, что проспект украсился «еще одной новостройкой из бетона и стекла… Магазин оборудован по последнему слову торговой техники… Это второй в республике магазин, где будут продавать товары по комплексам: все для дома, для детей, для женщин. Рекламное оформление залов подчинено единой цели: показать покупателям товары, выделить их, чтобы сразу бросались в глаза. Магазин имеет демонстрационный зал, где будут показывать модели швейных изделий и устраивать конференции покупателей. Потолок первого этажа сделан из перфорированной плитки, которая украшает торговый зал и поглощает шум… Торговые залы занимают больше пяти тысяч квадратных метров». Директор универмага не без гордости сообщала, что «думаем достичь 34 миллионов рублей товарооборота за год». И еще – возле «Славутича» под проспектом Кирова проложили один из первых в нашем городе подземный переход.

Эта заметка служит неплохим источником по «правилам устройства первых супермаркетов» в СССР. Многие вещи в ней теперь воспринимаются с иронией, например, восторг по поводу перфорированной плитки на потолке. В сентябре 1974 года газеты снова зашумели по поводу «Славутича» – универмаг «взял» первое место «в социалистическом соревновании среди торговых предприятий» всего Советского Союза! Коллектив получил переходящее Красное знамя Министерства торговли СССР.

Как бы там ни было, в Днепропетровске «эпохи» застоя универмаг «Славутич» стал одной из главных и любимых торговых точек. Сегодня, после реконструкции, – это уже известный супермаркет «Славутич» компании «Rainford».

Улица Школьная, она же Гавриленко

Ниже «Славутича» – оживленный район проспекта без особых достопримечательностей, который пересекают улицы Гавриленко и Вакуленчука. 14 июня 1978 г. улица Школьная в Кировском районе была переименована в улицу Гавриленко. Старожилы и сейчас называют ее Школьной. Но человек, имя которого носит улица, действительно много сделал для Днепропетровска. Николай Евстафьевич Гавриленко с 1944 г. почти пятнадцать лет возглавлял Днепропетровский горисполком – по современному – был «мэром города». Ему пришлось восстанавливать Днепропетровск из руин, отстраивать город и налаживать инфраструктуру. Он руководил расчисткой улиц и площадей от завалов, постоянно выезжал почти на все «объекты».

В город возвращались тысячи жителей и тысячи приезжали заново. Нужно было обеспечить их жильем. Восстанавливались водопровод, телефонная связь, электроснабжение и трамвайные пути. Заработали первые школы и больницы. Под руководством Н.Е. Гавриленко восстановлен проспект Карла Маркса. Немногие знают, что именно он стал инициатором появления на месте руин двух кварталов новой центральной площади Днепропетровска – имени Ленина. Она была еще на генеральном плане Екатеринослава 1817 г., но реально появилась только в пятидесятых годах ХХ века. Н.Е. Гавриленко поддержал идею строительства грандиозной днепровской Набережной. Память об этом человеке и сохранили в названии улицы.

Проспект… длиной в три квартала Судьба «Большого кольца»

Постепенно продвигаемся в нижнюю часть проспекта Кирова. Слева остается магазин «Юность» – еще одно «знаковое» торговое место советского Днепропетровска. Справа проезжаем Днепропетровский автотранспортный техникум, перед которым поставлен «на вечную стоянку» ветеран – автомобиль ЗИС – 5 В, который прошел Великую Отечественную войну и работал в послевоенное время на восстановлении многих объектов. Дальше с правой стороны видим комбинат игрушек, салон «Мебельный квартал» и автозаправку, и оказываемся на углу двух проспектов – Кирова и Ильича. Проспект Ильича, наверное, самый оригинальный проспект Днепропетровска – он занимает всего три квартала. От улицы Артема через улицу Героев Сталинграда и проспект Кирова до улицы Нахимова, не доходя до Рыбальской балки. На самом деле, это только часть грандиозного строительного проекта советской эпохи, который не смог реализоваться.

К концу шестидесятых годов Днепропетровску стало нужно большое объездное кольцо. Четыре балки – Красноповстанческая, Рыбальская, Аптекарская и Сухой яр – приносили много неудобств. Транспорт мог объехать их с юга только по улице Титова и через Подстанцию, а с севера – по проспекту Пушкина. Переправы через балки не было (как нет ее и до сих пор). Поэтому родился проект объездной магистрали – проспекта Ильича. Газета «Зоря» в июне 1968 г. в статье с интересным названием «Проспект его имени» описывала будущий проспект «имени великого вождя»: «В генеральном плане развития города архитекторы предусмотрели создать большой проспект, который приблизительно посередине между проспектами Пушкина и Титова пройдет через город и соединит основные магистрали, тянущиеся с севера на юг.

Эта новая магистраль пройдет через все балки на мощных эстакадах. Проезжая часть в местах пересечения с проспектом Кирова, Чичеринской, Рабочей и Днепропетровской [Героев Сталинграда – М.К.] улицами будет опускаться в туннели, и, таким образом, транспорт будет двигаться без задержек». Проспект Ильича (длиной 8 километров и шириной 60 метров) должен был стать частью большого общегородского кольца, чтобы от Набережной в районе Мандрыковки можно было добраться до проспекта Петровского. А дальше через жилмассив Западный и туннель под железной дорогой – выйти на Набережную и на будущий Кайдакский мост (построен в 1982г.). Перейти на левый берег и, двигаясь по Донецкому шоссе, перебраться на Новомосковское шоссе возле поселка Юбилейный (там, где сейчас строится коттеджный поселок «Золотые ключи»).

Из всего этого проекта построили только три квартала в районе проспекта Кирова. Здесь нет ни туннелей, ни эстакад, но иронизировать по этому поводу не стоит. Если бы проект «большого кольца» реализовался, многие проблемы сообщения между разными частями Днепропетровска были бы решены еще тридцать пять лет назад.

Склон холма и кварталы бывшей Полевой улицы

После проспекта Ильича рельеф резко изменяется, застройка уходит вниз, зато открываются красивые панорамы «нижнего города» и левобережья. Хорошо виден многострадальный «Парус». Теперь он выкрашен в разные цвета и смотрится наряднее, а раньше возвышался серой громадой над Днепром. В этом месте проспект застроен многоэтажками 1970 – 1980-х годов. А еще ниже – несколько кварталов старой Полевой улицы, которую старожилы до сих пор вспоминают еще и как «улицу МОПРа». Вот тут-то самое время вспомнить далекую историю и сравнить изменения в облике района за прошедшие сто с лишним лет.

Первые кварталы улицы Полевой начали формироваться в Екатеринославе в пятидесятых – шестидесятых годах XIX века. Прокладывалась она по широкому полю – отсюда название. Застройка улицы Полевой – одноэтажные глинобитные домики на границе со степью. Сохранились фотографии многих улиц Екатеринослава рубежа XIX – XX веков, но фото Полевой среди них нет. В начале ХХ века на Полевой ни административных учреждений, ни учебных заведений не было. Только несколько мелких предприятий, где изготовляли масло и халву.

В тридцатые годы Полевая по-прежнему уводила в поле, только стала длиннее на несколько кварталов. Последний дом был сороковым – за ним начиналась степь. Прямо в центре Полевой был пустырь, возле кузницы, где стояли цыганские кибитки. Потом на месте старой кузницы и пустыря вырос первый большой дом из красного кирпича, дом № 14 (Днепровская правда. – 1965. – 14 апреля).

Новое время – новые атрибуты, новые аббревиатуры. В тридцатые же годы улицу Полевую и расположенный рядом парк назвали именем МОПРа. МОПР – Международная организация помощи борцам революции (о ней и об истории парка читайте статью «Парк власти» в № 31 от 10 августа 2005 г. или на сайте realnest.com.ua). В пятидесятых годах ХХ века название улицы «имени МОПРа» устарело (МОПР распустили в 1947 г.), оно звучало довольно странно даже на фоне других советских аббревиатур. В 1960 г. улицу МОПРа переименовали в «проспект Кирова».

Полет авиатора. Уточкин. Начало ХХ века.

И, тем не менее, в жизни дореволюционной Полевой улицы было событие, которое хорошо запомнил весь Екатеринослав. 17 – 27 июля 1910 г. в Екатеринославе побывал известный русский авиатор Сергей Исаевич Уточкин (1876 – 1916). В нашем городе он совершил одни из первых показательных полетов на аэроплане. Первый полет 17 июля на импровизированном аэродроме во дворе 2-го реального училища (военный госпиталь по ул. Комсомольской) закончился неудачей. Уточкин не рассчитал силу мотора и аэроплан упал на деревья. Местом для второго полета выбрали пустырь на окраине улицы Полевой. Здесь Уточкин 22 июля 1910г. при стечении массы народа совершил свой второй показательный полет на аэроплане, продержавшись в воздухе «целых» шесть минут. Для того времени это было настоящей сенсацией. После полета Уточкина в городском саду, где тогда проводилась Южнорусская выставка, показывали картину «То, что увидел авиатор Уточкин с высоты 100 метров». Хотелось бы узнать, что же было нарисовано на этой картине?

Цитадель власти

В самой нижней части проспекта Кирова среди современных многоэтажек встречаются вкрапления домов начала ХХ века. А первый квартал проспекта – между проспектом Пушкина и улицей Комсомольской можно назвать «треугольником власти». Образуют его три здания – облсовет, облгосадминистрация и, напротив, дом политпросвещения (сейчас, деловой центр). (Об истории этого уголка см. статью в № 31 нашей газеты от 10 августа 2005 г.). Стела с барельефом В.И. Ленина с надписью «Победа коммунизма неизбежна…», а напротив – памятник С.М. Кирову, одному из лидеров большевистской партии, главы ленинградского комитета, убитого в 1934 г. в «Смольном».

После трагической смерти Кирова его именем называли тысячи объектов по всему Советскому Союзу. В Днепропетровске имя Кирова носили улица (теперь – Гончара), проспект, парк, район города и завод. Первый памятник С.М. Кирову установили на углу проспекта и проспекта Пушкина в 1949 г. Он был сделан из стеклопласта. В ноябре 1968 г. на его месте соорудили новый памятник – из мрамора. С того времени жизнь сильно изменилась, но памятник этот сохранился. Вместо цветов вокруг памятника Кирову сейчас можно увидеть разноцветные рекламные щиты и растяжки.

***

История проспекта Кирова наглядно показывает, какими стремительными темпами развивался Днепропетровск после Великой Отечественной войны. Из нескольких кварталов улицы Полевой – МОПРа вырос проспект длиной в четыре километра – одна из самых оживленных «артерий» мегаполиса.

Максим КАВУН

История города:

Троїцький ринок (Зараз пл. Леніна),
1920-1940 гг.
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте