Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

С возведением храма оживет старый сквер


Мемориальный комплекс в парке Калинина

Церковь Чечелевского (Фабричного) кладбища

Александро-Невская церковь

Парк Калинина

Чечелевская церковь
...На этом месте еще семьдесят лет назад величественно возвышалась часовня и Свято-Александро-Невский храм. На самом кладбище в годы Великой Отечественной войны хоронили погибших советских воинов, а также немецких и итальянских оккупантов. Интернациональный характер захоронений стал причиной того, что кладбище вместе с храмовыми зданиями уничтожили, а в 1946 году на его месте разбили парк им. Калинина. От могильных мемориальных изваяний и склепов, которые раньше украшали кладбище, в нынешнем парке осталась одна-единственная братская могила советских воинов - мемориальная стела из красного камня с пятью чугунными колоколами, возведенная в 1976 году по проекту архитектора А.С. Евтушенко.

Каким же этот парк помнят старожилы, и каким он может стать в ближайшее время?

В народе парк им. Калинина называют - «Парк живых и мертвых». Среди жителей областного центра, которым сейчас меньше 50 лет, мало кто знает, что на этом месте отдыха когда-то было Чечелевское кладбище. Его история уходит своими корнями в конец XVIII столетия и неразрывно связана с суконной фабрикой и слободой, построенной по инициативе князя Г. Потемкина недалеко от современного центрального железнодорожного вокзала. Сама фабрика просуществовала недолго - с 1793 по 1837 годы.

Условия работы на этом предприятии были весьма трудными, что обусловливало высокую смертность среди ее работников. Погребали умерших на фабричном кладбище, которое находилось на южной стороне от фабрики. В начале ХІX века здесь была построена небольшая часовня.

В этот период Екатеринослав начал быстро развиваться. В его западной части строились новые крупные металлургические заводы (Брянский, Шодуар и др.), что вызвало прирост населения. Вскоре здесь возникло большое рабочее поселение, названное по имени первого жителя - отставного солдата Чечеля - Чечелевка. Фабричное кладбище с того времени получает название «Чечелевское», а на нем хоронят умерших жителей нового поселения и работников близлежащих заводов. Часовня, которая находилась на территории кладбища, стала тесной и уже не могла вместить всех верующих.

В связи с этим здесь возвели небольшой храм...

Свято-Александро-Невский храм был построен в 1896-1900 годах по проекту инженера и архитектора М.В.Султанова. Здание было небольшого размера с довольно стандартной архитектурой того времени. Его венчал один купол и колокольня, построенные в «русском стиле».

Богослужения в храме совершались вплоть до 1937 года, пока решением советских органов власти он не был закрыт. До войны в Александро-Невском храме располагался склад кинолент областного отдела кинофикации. Осенью 1941 года, во время оккупации города немцами, здание храма при невыясненных обстоятельствах сгорело. По одной из версий, пожар совершили дети, которые забавлялись поджиганием остатков кинематографической пленки.

Сгоревшую церковь после освобождения города уже не восстанавливали, ее уцелевшие стены были разобраны на стройматериалы. Часовню, в которой на непродолжительное время возродилось богослужение, в 1948 году тоже закрыли и разрушили. На ее месте было построено одноэтажное продолговатое здание, в котором разместилась контора «Зеленстроя».

До недавнего времени на этом месте находился отдел коммунального хозяйства...

Постановлением сессии горсовета, место, на котором находилось древнее культовое сооружение, возвращено Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви. Решение было принято единогласно: всем уже порядком надоело запустение, в котором находится парк. В городском бюджете на его благоустройство средств не хватает. Кроме того, по словам чиновников, в Европе уже давно содержанием и устроением захоронений занимается Церковь.

Председатель комитета коммунальной собственности Днепропетровского горсовета Владимир Федоренко по этому поводу сказал: «Инициатива была такой, чтобы возобновить использование здания по культовому назначению, и в то же время - содержать в достойном состоянии всю территорию захоронений - весь парк». Таким образом, территория парка как была, так и останется в ведении коммунальных городских служб, но православная община выступила с инициативой - содержать в надлежащем состоянии территорию парка на свои средства.

Но на этом радостное известие не заканчивается В Днепропетровске уже нашелся энтузиаст, который добровольно взял на себя обязательства построить на месте парковой зоны храмовый комплекс. Это Олег Николаевич Катичев, бабушка и прабабушка которого были прихожанками разрушенного Александро-Невского храма. Родные много рассказывали ему о святыне. Видимо, эти рассказы были наполнены большой любовью, раз столько лет спустя Олег Николаевич решил принять участие в возрождении храма.

«Каждый человек, - говорит Олег Катичев, - в своей жизни подходит к той черте, когда задумывается о том, что он успел сделать, и что еще нужно сделать. И сейчас я, с Божьей помощью, собираюсь выстроить храм».

По воспоминаниям Олега Николаевича, мама, по его просьбе, почти перед самой смертью, оставила рисунок с месторасположением храма. Немало усилий ушло на то, чтобы собрать документы, подтверждающие существование святыни. Он, как и другие старожилы, сожалеет об упадке, в котором сейчас находится весь парк Калинина, и с ностальгией вспоминает, каким он был ранее.

«Парк был очень красивым. Вокруг него росла сирень - персидская с большими и махровыми цветками. Все аллеи были посыпаны ракушками. Очень было красиво», - вспоминает Олег Катичев.

Чтобы довести дело до конца, Олег Николаевич собирается сотрудничать с Александро-Невской общиной, которую, по благословению правящего архиерея митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, возглавил священник Игорь Кучерявенко.

...В настоящее время на месте, где раньше величественно возвышался храм, да и по всему парку - горы мусора. Но горожане верят, что с передачей этой территории православной общине - ситуация изменится в лучшую сторону.

Диакон Георгий Скубак, 2007

Источник: Православие в Украине

История города:

вул. Казанська,
1920-1940 гг.
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте