1. Начало электрофикации Екатеринослава.
Бурное развитие производительных сил в России к концу XIX столетия, внедрение в промышленность новых технологий и видов источников энергии в первую очередь коснулось крупнейших промышленных центров, одним из которых в то время был Екатеринослав. Будучи одним из наиболее развитых населенных пунктов, в котором сосредоточились предприятия металлургической промышленности, машиностроения юга России, Екатеринослав представлял собой один из центральных, по численности населения, со сложной инфраструктурой, современный европейский город.
Внедрение в промышленное производство электропривода, пришедшего на смену паровым машинам, повлекло за собой строительство тепловых электростанций непосредственно на предприятиях и, в первую очередь, Брянском металлургическом заводе (ныне металлургический завод им. Петровского) Бельгийского акционерного общества.
Одновременно наступил период, когда коммунальное хозяйство города, а это прежде всего освещение улиц, внутригородской железнодорожный транспорт требовали применения новых видов энергии.
Екатеринославские улицы второй половины прошлого века, освещались весьма скудно. Только на Екатерининском проспекте (ныне проспект Карла Маркса) у перекрестков —фонари на невысоких черно-белых полосатых столбах, а по праздникам, в обязательном порядке, освещалось двумя свечами каждое окно торговых заведений на проспекте.
Впервые вопрос об организации в городе повсеместного электрического освещения, электрификации городского железнодорожного транспорта, внедрение электрической энергии в другие отрасли коммунального хозяйства был рассмотрен на заседании Городской Думы в 1896 году, путем сооружения тепловых электростанций и строительства электрических сетей. Финансирование строительств предполагалось осуществлять за деньги города и на концессионной основе путем привлечения инвесторов.
К тому времени в городскую управу обратились со своими предложениями об организации электрических станций семь предпринимателей наиболее крупных и известных акционерных обществ и частных фирм Москвы, Санкт-Петербурга, Варшавы. Преимущество было отдано Российскому электрическому обществу в Москве.
Осуществляло освещение города Екатеринослава отделение Центрального электрического общества (ЦЭО), акционерное общество, с основным капиталом 3 262 500 рублей {для сравнения, основной капитал общества “Электрический трамвай” в Екатеринославе был 750 000 руб.).
Датой основания ЦЭО в Екатеринославе стало 16 октября 1897 года (на основании данных справочника “Фабрично-заводские предприятия Российской Империи” за 1914 год).
В этом же, 1897 году, в Екатеринославе, на углу улиц Петербургская и Фабричная (ныне ул. Ленинградская и Столярова), строилась Центральная электрическая станция (ЦЭС).
Возводила электростанцию бельгийская фирма по договору с городской управой. Станция принадлежала акционерному обществу и “производила электрическую энергию для освещения, передачи силы и трамвая, ток постоянный, максимальная мощность 3,990 кВт”.
Директором станции с 1900 по 1917 год был инженер, французский гражданин Мариус Ипполитович Коттовоз.
7 марта 1902 года строительство станции было окончено, и город мог освещаться 200 дуговыми фонарями, постепенно увеличивая их число так, чтобы к 15 марта довести количество до нормы (450). Однако это было выполнено лишь в 1903 году, и в результате электрическое освещение города было повсеместным, за исключением Мандрыковки. Троицкой Слободы и Новых Кайдак, где улицы освещали 100 керосиновых ламп. Из 450 электрических фонарей 283 освещали город всю ночь, 167 — до часа ночи. Количество электрических фонарей постепенно увеличивались. Так, в 1910 году их количество составило 479, в 1911—492, 1914 году — 532. В это время все освещение города было заменено на электрическое.
За один час горения фонаря город оплачивал ЦЭС 4,75 коп.
Городское Управление следило за правильным использованием электрической энергии и наказывало нерадивых; Так, в 1912 году околоточный надзиратель Герцфельд за то, что во время дежурства в полицейском управлении в 3 часа 30 минут ночи не выключил электрическое освещение, был наказан семью внеочередными нарядами.
С 1910 года ЦЭС — единственное энергетическое предприятие города, монополист снабжения энергией всего Екатеринослава. Кроме улиц города, освещались парки, учебные заведения, больницы, а во время праздников иллюминировались Успенская церковь и Преображенский Собор. Станция давала энергию для двух городских трамваев. Энергия также использовалась частными предприятиями, электрическими кинематографами, частными домами, рекламой. Для них 'ЦЭС отпускало энергию значительно дороже -— 25,5 коп. за кВт.
В 1906 году в городе создана Первая Екатеринославская трудовая артель электромонтеров, открыта электротехническая контора и магазин “Электра”.
БP>С начала первой мировой войны в 1914 году мощность станции сначала возрастает, но постепенно из-за хозяйственного разрушения, недостатка угля, возрастающей инфляции снижается. Первого ноября 1917 года Городская Дума обсуждала вопрос об электрическом освещении города в связи с участившимися ограблениями, которые осуществлялись ночью. Дума принимает решение об обновлении ночного освещения 430 фонарями.В начале декабря ЦЭС была остановлена директором из-за убыточности предприятия. Поэтому прекращают работу трамваи, фабрики, заводы, не освещается город, заседания Городской Думы приходят при свечах.
В конце февраля 1918 года на Советскую Украину огромными силами обрушились австро-немецкие оккупанты. За годы иностранной интервенции и гражданской войны пострадали многие города и села нашей страны. Однако во всей Украине не было более разрушенного города, чем Екатеринослав.
Горэлектросеть начала свою деятельность сразу после освобождения города от деникинской армии в январе 1920 года.
2. Развитие электрификации города в период с 1923 по 1941 год
За период гражданской войны электростанция пришла в упадок и до 1922 года работала с большими перебоями. В 1923 году она была восстановлена и не только удовлетворяла потребности населения в электрической энергии для освещения и для технических надобностей, но могла даже увеличить нагрузку почти вдвое. Возродилась станция на Петроградской улице и была названа “Заря коммунизма”.
После долгого перерыва загорелись в сотнях домов электрические лампочки, ушли из быта коптилки и керосиновые лампы.
Сравнительная таблица фактической выработки электрической энергии за довоенный период и три послевоенных года
Годы |
Число машин |
Общая мощность, кВт |
Оптимальная | Фактическая | Нагрузки станции, % |
потенциальная выработка электро энергии, кВт-ч | выработка электро энергии, кВт-ч | ||||
1913 | 8 | 3890 | 34 076 400 | 10000000 | 30,0 |
1923/24 | 5 | 4740 | 41 522 400 | 6 184 886 | 15,0 |
1924/25 | 5 | 4740 | 41 522 400 | 9 247 861 | 22,0 |
1925/26 | 6 | 5360 | 46 428 000 | 12 231 261 | 26,0 |
С 1924 по 1927 год для электроснабжения отдельных участков города были построены трансформаторные киоски в количестве 109 единиц, с общей установленной мощностью 10373 кВ'А.
В 1929 году была проложена кабельная линия к заводу имени К. Либкнехта. До 1932 года завод получал электроэнергию от электростанции “Заря коммунизма”.
Знаменательным событием на Приднепровье стала весна 1932 года. Победой завершилось пятилетнее строительство гидроэлектростанции имени В. И. Ленина.
С момента строительства Днепрогэса начинается и история развития электрических сетей Приднепровья.
Первым источником снабжения электроэнергией Днепростроя была Временная Тепловая Станция (ВТС) мощностью 11000 кВ, построенная введенная в эксплуатацию в конце 1927 года.
От ее распредустройства начинается сооружение разветвленной электрической сети 6-22-35 кВ как на правом, так и на левом берегах Днепра.
Одновременно со строительством Днепрогэса осуществлялось и строительство электрических сетей 35 и 154 кВ “Западного кольца” в городе Днепропетровске. К моменту ввода в эксплуатацию первых агрегатов Днепрогэса практически было закончено строительство этих сетей.
С 11 июля 1932 года электроэнергия Днепрогэса пришла в Днепропетровск.
В семь часов утра приняла ее подстанция завода им. Петровского, а в десять — мостовой завод, в 12.50— коксохим. Вечером того же дня ярким светом вспыхнули уличные фонари, сотни тысяч лампочек в квартирах жителей Чечеловки, Пушкинского проспекта. Нагорного района города. Несколько дней спустя на Днепровскую энергию перешла вся промышленная и бытовая сеть Днепропетровска. С тех пор и до самой войны жители забыли о былых перебоях в электроснабжении.
В январе 1932 года было принято решение передать электростанцию “Заря коммунизма” системе “Днепроэнерго”.
Согласно акту от 16 мая 1932 года электростанция “Заря коммунизма” была передана созданной энергосистеме “Днепроэнерго”, райуправление которой размещалось в г. Днепропетровске. Электростанция была остановлена. Всю электрическую нагрузку приняла подстанция “Городская” (построенная в 1932 году) с питанием от Днепрогэса.
Возникло новое предприятие — горэлектросеть при Министерстве коммунального хозяйства. Предприятие электроэнергию не вырабатывало, а преобразовывало ее и распределяло. Сообразно функциям изменилась и структура. Образовалась диспетчерская служба, служба эксплуатации сетей, службы районов, служба релейной защиты.
Одновременно в городе монтировались подстанции и высоковольтные сети напряжением 6 кВ.
В 1934 году началось строительство понизительной подстанции 35/6 кВ “Нагорная” для обеспечения электроэнергией основных потребителей района.
С 1935 года проводится реконструкция электрических сетей переменного тока с переводом напряжения с 220/127 В на 380/220 В”.
Превосходно налаживалось коммунальное хозяйство: 210 трамвайных вагонов, 96 км путей, 4000 электрических фонарей, 519 км электроосветительной сети, 39 000 абонентов, 120 млн кВт "ч израсходованной за год электроэнергии.
В ночь с 9 на 10 июля 1941 года фашистские самолеты впервые бомбили город. Были разрушены десятки жилых домов, повреждены некоторые предприятия и учреждения. Налеты вражеских бомбардировщиков повторялись все чаще. Несмотря на это, на заводах, фабриках, в учреждениях продолжалась напряженная работа.
Городская электросеть работала до последних дней, снабжая электроэнергией водопровод, хлебозаводы, телеграф. Предприятие в последние минуты эвакуировало электрооборудование. 25 августа 1941 года была выведена из строя, готовая принять мощность, подстанция “Нагорная”.
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Управління Катеринославської залізниці, 1840-1920 гг. |