|«« | «« | »» | »»| |
К теме находящихся под угрозой демонтажа памятников мы еще вернемся. Сегодня вместе с давним другом Городского сайта, заведующим отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого, кандидатом исторических наук Максимом Эдуардовичем Кавуном поговорим о менее заметных символах. О декоре, расположенном на зданиях в Днепропетровске.
Согласно упомянутому закону, такие декоративные элементы, связанные с эпохой коммунистического строительства, тоже подлежат демонтажу. И вот против такой перспективы возражают многие историки, краеведы, архитекторы. Вопрос даже не столько в том, что эти элементы не просто не бросаются в глаза, косвенно «пропагандируя» идеи марксизма-ленинизма (в отличие от тех же памятников, заметных каждому прохожему), а чаще всего они малозаметны.
Кстати, автор строк провел небольшой эксперимент. Стоя у входа в технологический колледж по пр. Карла Маркса, 76 (на его фасаде – полный набор советской символики!) я спрашивал прохожих, знают ли они, замечают ли, чем это здание связано с запретной символикой. Ни один (!) из почти трех десятков опрошенных не только не смог ответить на вопрос, но даже не сумел найти на фасаде бросающийся в глаза «узор». В общем, «пропагандистская» роль таких декоративных элементов – очень сомнительная.
Важнее с точки зрения сохранности целостного архитектурного ансамбля зданий то, что демонтаж таких украшений исказит, а то и откровенно изуродует облик зданий. Но об этом сейчас, похоже, не принято задумываться…
Предоставим слово Максиму Кавуну.
«Советская архитектура была одним из тех направлений мировой архитектуры, которые были максимально заряжены идейно-концептуальной составляющей, - рассказывает Максим Эдуардович. - Согласно парадигме развития советского общества, архитектура трактовалась как выражение в материальных формах основных идей, которые пронизывали сверху донизу советское общество. Именно поэтому здания советского периода могут служить своеобразной энциклопедией символов.
Использование декоративных элементов, и, прежде всего, официальных символов, в советской архитектуре 1920-1980-х годов прошло длительную эволюцию. Безусловно, наиболее насыщенным с точки зрения декора и символики является советский или «сталинский» ампир 1940-1950-х годов.
Конструктивизм 1920-х – первой половины 1930-х годов основное внимание уделял геометрической форме, намного меньшее значение придавая собственно декоративным элементам. Использование барельефов и других форм было, скорее, инерцией дореволюционных архитектурных течений. Днепропетровск стал одним из признанных центров конструктивизма, и обладает уникальными памятниками этого стиля: строительный институт (1930 г., арх. Г. Швецко-Винецкий); институт инженеров транспорта (старый корпус и общежития, 1931-1935 гг., арх. М. Барщ, М. Соколов, К. Щукин и др.), Дом политкаторжан (1930 г., арх. В. Самодрыга), Дворец труда (1926 г., арх. А. Красносельский) и многие другие. Но искать буйство декора на фасадах этих зданий - занятие бесполезное.
Однако есть и исключения. Например, жилой дом работников железнодорожной отрасли (около 1925 г., ул. Куйбышева, 5). Здание, где угадываются черты уходящего неоклассицизма и зарождающегося конструктивизма, украшено несколькими барельефами, раскрывающими тему проектной и путейской работы железнодорожников. Символическая тема раскрывается двумя композициями, в которых присутствуют по два факела и одна пятиконечная звезда. Они помещены на завершении здания.
Приход советского неоклассицизма в 1930-х годах и его перерастание в «сталинский ампир» (1940-е – середина 1950-х годов) ознаменовались широким использованием декоративных элементов. Этот период в развитии архитектуры в хрущевскую эпоху принято было критиковать за «излишества», хотя, думаю, сейчас время расставило все по своим местам.
В период сталинского ампира использование мотивов серпа и молота, пятиконечных звезд в различных, часто причудливых сочетаниях, стало практически негласной архитектурной традицией. Рассмотрим самые характерные примеры употребления советской символики в архитектуре.
Государственные гербы СССР и УССР. Размещение государственных символов стало одним из основных правил. По традиции, гербы размещались прежде всего в массивных картушах на завершающих частях зданий. Нередко герб с обеих сторон окаймлялся характерной композицией из знамен, арматуры и других элементов. Важно отметить, что в советской архитектуре именно окаймление герба многое говорило о назначении здания. Например, на здании Дома совхозов (1950-е гг., арх. В. Самодрыга, А. Юхилевич и др., ул. Комсомольская, 52), серп и молот окаймлены выдающейся композицией из «даров полей», аналогичная ситуация наблюдается на здании сельскохозяйственного института (ныне агроуниверситет, здание реконструировано в 1950-х гг., ул. Ворошилова, 25).
А самый выдающийся образец герба СССР в Днепропетровске пока еще можно увидеть на монументальном главном здании Днепропетровского университета инженеров транспорта (1954-1955 гг., арх. В. Масленников, П. Рождественский, при консультации И. Жолтовского, ул. Лазаряна, 2). Здесь огромный герб помещен во фронтоне восьмиколонного портика главного фасада ДИИТа. Масштаб герба вполне соответствовал масштабу самого здания – здесь еще и самые большие в городе колонны портика главного фасада. Характерно, что при реставрации главного фасада в конце 1990-х гг. была оставлена надпись «Институт инженеров транспорта», но убрано «имени М.И. Калинина», а еще раньше ликвидировали «имени Л.М. Кагановича». При реставрации конца 1990-х советский герб решено было оставить. Сейчас лучшим решением, на мой взгляд, будет не сбивать герб, а закрыть его специальной конструкцией, разместив на ней малый герб Украины – трезубец.
Второй по величине советский герб, только Украинской ССР, помещен на здании Техникума электрификации сельского хозяйства (1950-е годы, просп. Гагарина, 95).
Огромный советский герб украшал также здание института «Днепрогипрошахт» (1952-1953 гг., ул. Миронова, 15). Но его убрали… вместе с картушами еще в 1992 году. Да так, что до сих пор зияет огромная дыра на фасаде.
В архитектуре 1950-х годов большую популярность получило размещение как декоративного элемента серпа и молота – не как герба СССР и УССР, а отдельной хорошо узнаваемой эмблемы. В нашем городе можно найти не один десяток подобных зданий.
Огромный серп и молот в картуше с цифрой «1958» (дата сооружения здания) долгие годы размещался на здании главного заводоуправления ЮМЗ имени А.М. Макарова (1958 г., арх. О. Петров). Но в конце октября прошлого 2014 г., в преддверии визита Президента П.А. Порошенко, серп и молот быстро убрали, причем сделали это не аккуратно, следы эмблемы видны до сих пор. Этот факт открыл новую волну демонтажа советских символов, которая стала набирать обороты уже весной 2015 г. Второй по очереди стала «ликвидация» серпа и молота с фасада здания театра русской драмы имени М. Горького (здание 1906 г. постройки, реконструировалось в 1941 и 1956 гг.), проведенная 16 апреля 2015 г. Здесь серп и молот был изображен на фоне театрального занавеса, что крайне редко встречалось вообще во всем бывшем СССР.
Характерным примером изображения серпа и молота могут быть здание 1950-х гг. на углу проспекта Пушкина и ул. Юрия Савченко и два похожих здания на углу ул. Титова и ул. Новокрымской. Здесь серп и молот заключены в декоративные картуши и поставлены симметрично на углы здания на уровне второго этажа. Рядом указаны даты сооружения зданий, что также отражало устойчивую архитектурную традицию 1950-х годов. Очень хотелось бы, чтобы в наше время вместе с серпом и молотом не убрали бы и картуш, и дату сооружения. Примером миниатюрных, но много раз повторяющихся изображений серпа и молота, может быть… знаменитый ЦУМ (1938 г., арх. А. Красносельский, просп. К.Маркса, 52). Если вы не обращали внимание, поднимите голову и посмотрите на оформление последнего этажа. Здесь между окнами помещены вертикальные композиции с серпом и молотом и растительным орнаментом.
Ну и, конечно, излюбленный элемент архитектуры 1940-50-х годов – пятиконечные звезды. Они буквально повсюду – в оформлении капителей колонн, оконных проемов, карнизов, фризов, и в завершениях зданий. На самом деле одиночно изображенная звезда не является символом коммунизма. А в послевоенный период изображение звезды служило, прежде всего, символическим напоминанием о Победе в недавно окончившейся войне. Поэтому здания первого послевоенного десятилетия буквально усыпаны звездами.
Естественно, помещали звезды и на завершения зданий. Хотя в Днепропетровске эта тенденция не получила особого развития - например, в сравнении с Москвой, Киевом или даже Запорожьем. Самые внушительные звезды украшают две башни в ансамбле площади перед главной конторой ЮМЗ в конце улицы Рабочей (1950-е годы, арх. О. Петров). Чуть поменьше звезда на стройной башне здания на углу проспекта Карла Маркса и улицы Ворошилова. Маленькая звезда украшает даже башню… особняка Непокойчицкого 1913 г. постройки на ул. Шевченко, 33. А самая высокая звезда украшала… элеватор – здание фабрики «Дніпромлин», и только лет десять назад она была заменена… крестом. Это тоже крайности – крест на элеваторе выглядит не очень органично, ведь это не православный храм.
Но есть в Днепропетровске два здания, где можно увидеть сразу все главные советские символы, причем в весьма необычных сочетаниях.
Здание, называемое в просторечии «мукомольный техникум» на проспекте К.Маркса, 76. Само здание не очень интересно с архитектурной точки зрения. Но над главным входом здесь помещена впечатляющая композиция, где серп, молот и звезда представлены в комплексе с символами сельскохозяйственной промышленности. Здесь есть и шестерня, и комбайн.
Как и было положено, обильно украшено советскими символами здание Министерства черной металлургии УССР, окаймляющее главную площадь города. Здание задумывалось как Дом Советов, и в проекте напоминало московские «сталинские высотки». А получилось… то, что получилось. Главный корпус выстроили уже в 1960-е гг., когда избавились от «архитектурных излишеств».
А боковые корпуса, где располагались проектные институты, успели построить еще в 1950-е годы (арх. О. Петров). Здесь, на уровне выше второго этажа, помещены в картушах: серп и молот, звезда, а также еще одна интересная композиция: звезда, линейка и циркуль. В последнее время в СМИ эту композицию окрестили «масонской» и ищут здесь признаки тайных обществ. А на самом деле было вполне в духе традиции дополнять советскую символику на зданиях символами профессиональной принадлежности, и эти символы – всего лишь обозначение проектных институтов, работавших в боковых корпусах (сейчас часть их ликвидирована, и помещения сдаются в аренду).
С приходом «хрущевок» и начала широкого массового типового строительства (1960-е годы) время широкого использования декоративных элементов и символики в архитектуре быстро сошло на нет. Шестидесятые-семидесятые годы XX века по сравнению с предыдущей эпохой очень бедны на символы. Горельефные и барельефные изображения заменили на мозаичные панно на торцевых стенах «хрущевок». В большом количестве они сохранились и теперь, особенно на стенах школ и других общественных учреждений. Часто здесь вместе с изображением рабочих, крестьян, ученых и студентов, можно увидеть изображение серпа и молота, пятиконечных звезд, иногда изображение В.И. Ленина. В восьмидесятые годы XX века, на изломе эпохи СССР, изображения советских символов в архитектуре были уже крайне редки.
Безусловно, подавляющее количество советской символики в архитектуре относится к эпохе «сталинского ампира» 1940-1950-х гг., эпохе послевоенного восстановления Днепропетровска. Принимая закон о декоммунизации, законодатель не оставил возможности сохранить эти символы там, где они являются частью ансамбля и имеют историко-архитектурную ценность. Поэтому остается надеяться, что очередная волна избавления от «архитектурных излишеств» не уподобится опыту шестидесятых годов, а процесс этот будет проведен максимально бережно и уважительно по отношению к памятникам архитектуры. Хотя, глядя на то, как развивается в нашем городе «топонимическая эпопея», надежд на преобладание спокойного, взвешенного подхода, честно говоря, остается все меньше», - резюмирует Максим Кавун.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Историю нужно не искоренять, а изучать. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Не стоит будить лихо, пока оно тихо. Ответить | С цитатой
военком, комиссар - это откуда? В каких странах есть военкоматы Ответить | С цитатой