Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вт, 26 ноября 2024
01:01

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Авиакатастрофа, о которой никто не знал. 45 лет назад на Днепропетровщине упал самолет с 37 пассажирами

Авиакатастрофа, о которой никто не знал. 45 лет назад на Днепропетровщине упал самолет с 37 пассажирами
Многие слышали об авиакатастрофе 11 августа 1979 года в районе Днепродзержинска. Тогда на высоте 8400 метров столкнулись два Ту-134А компании «Аэрофлот», в результате чего погибли все находившиеся на них 178 человек. Среди погибших оказались и 17 членов узбекского футбольного клуба «Пахтакор», из-за чего событие получило особый резонанс. Но, как оказалось, это не единственная авиакатастрофа, произошедшая в небе нашей области.

Редакции «Зори» стало известно, что 2 сентября 1970 года в Верхнеднепровском районе, вблизи села Ивашково разбился самолет Ту-124, выполнявший рейс Минеральные Воды — Ростов-на-Дону — Вильнюс. Результатом авиакатастрофы стала гибель 37 человек. Она не имела широкой огласки. Да и созданная комиссия так и не установила причины катастрофы. Поэтому все, кто знает об этом событии, говорят о его загадочности. Корреспонденту «Зори», отправившемуся на место, спустя 45 лет удалось разыскать очевидцев и узнать подробности той трагедии. Им слово...

Самолет упал на кукурузное поле

Виктор Кривко, председатель Днепровокаменского сельсовета:

— В 1970 году я учился на первом курсе Эрастовского сельхозтехникума. На выходные возвращался домой и в автобусе услышал разговор об авиакатастрофе. Мой отец Константин Васильевич работал бригадиром тракторной бригады. Он рассказывал, что сразу же место аварии было оцеплено военными. Приехали руководители Днепропетровского аэропорта.

На поле, где упал самолет, росла кукуруза, кстати, как и в этом году. Отец рассказывал, что самолет над территорией расположенного над Днепром села Мишурин Рог развернулся, сделал круг и пошел на разворот в направлении села Ивашково. Он вроде бы намеревался сесть на Ивашковский лес за селом. Но не дотянул буквально двести метров. Первыми на месте аварии оказались медики, собиравшие останки людей. От Днепровокаменки это километров 8, от Ивашково — до двух километров. А до Заполичек Анновского сельсовета — километра четыре. Там неподалеку — остатки старого села Ивашково. Новое Ивашково выросло над трассой Днепропетровск — Кременчуг, а от старого села только остатки домов остались.

На месте аварии установили часть фюзеляжа самолета и сделали ограждение. Внутри стоял камень с фотографиями летчиков. А еще посадили три тополя. Сейчас стоит один. Установили камень родственники погибших где-то в 1972-73 годах. До 1991 года они регулярно приезжали на место трагедии. Потом не помню, чтобы кто-то приезжал.

На месте авиакатастрофы росла кукуруза, а военные машины, конечно, травмировали ее. Поэтому военные компенсировали тогдашнему колхозу «Россия» причиненный вред.

Зрелище было страшное

Владимир Евменович Богун, 75 лет, житель села Днепровокаменка:

— В 1970 году я работал трактористом колхоза «Россия». Начало сентября — самый сезон посевной. Мы сеяли озимую пшеницу у горы Лысой. Но комья земли до того пересохли, что сеять было невозможно. Поэтому ждали указания, что делать дальше — сеять либо надеяться на дождь. Ожидая агронома, мы сидели на прицепе и играли в карты. Рассказываю, как было. На поле нас тогда находилось два тракториста, два засыпальщика и другие — всего человек шесть. Когда видим, в небе появился самолет со стороны Лиховки. Мы удивились: низко летит, а звука не слышно! Летел будто без работы мотора в направлении Ивашковой балки. И уже там как рвануло! Всё это мы видели собственными глазами.

Моим напарником в качестве тракториста был Леонид Иванович Яшник. У него был мотоцикл, мы с ним сразу же сели на мотоцикл и отправились на место аварии. По существу мы первыми появились там. По кукурузе шли к месту взрыва. Зрелище было страшное — фрагменты тел детей и взрослых. Место самой катастрофы — огромная яма с обломками самолета.

Через полчаса, а, может, и раньше, из Верховцево прибыли военные, оцепили место аварии. И потом туда никого уже не пускали. Привозили экскаватор, который работал, пока не нашли черный ящик. После этого сняли охрану и освободили поле от военных. Фактически я здесь один остался из тех шести, которые оказались свидетелями аварии.

Родители обоих летчиков тоже были летчики. Они приезжали в село из Москвы. Два или три года отмечали годовщину гибели детей здесь. В Ивашково жил главный инженер колхоза «Россия» Михаил Иосифович Колесник — они у него и останавливались. Родители погибших хотели установить среди поля памятник, но им не разрешили. Покойный тракторист Григорий Юмина посадил на месте гибели тополь, по собственной инициативе, его за это благодарили родители. Дерево до сих пор обозначает печальное место посреди поля.

Вера Степановна Недилько, 69 лет, пенсионерка, бывшая доярка, жительница села Ивашково:

— Хорошо помню аварию самолета на горе за селом. Я в тот момент красила пол в новом доме, где мы с покойным мужем как раз поселились в 1970 году. Услышала взрыв, выскочила во двор, увидела клубы дыма метров на двадцать в высоту. Люди бросились к месту взрыва и на машинах, и на мотоциклах. Но таких рядовых, как мы, туда не допускали. Я не стала ехать именно поэтому. Многие люди вернулись ни с чем, потому что так ничего и не увидели.

Рассказывали, что сначала собирали останки людей, затем обломки самолета.

Родственники погибших ежегодно приезжали в Ивашково

Евгения Гавриловна Криворотенко, 74 года, жительница с. Ивашково:

— Как сегодня, помню падение самолета. Видела, но издали. И вдоль посадки побежала. На месте аварии увидела кошмар — большая воронка и разбросано все. И сейчас жутко вспомнить. Но нас и не очень туда пускали. Первой приехала скорая помощь из Днепровокаменки, когда еще никого не было. Я развернулась и пошла, не смогла смотреть на этот ужас.

Мой муж Михаил Леонтьевич, как только раздался взрыв, сразу с кем-то уехал на мотоцикле к месту аварии. Бросился сразу, думая, что, возможно, какая-то помощь будет нужна. Но там уже некого было спасать.

Ежегодно после аварии к нашим соседям Колесникам приезжали белорусы — отец и мать кого-то из погибших пассажиров. Но уже, наверное, их нет в живых. А еще приезжали из Кабардино-Балкарии родители погибшей здесь девушки. Варвара Колесник списывалась с родственниками погибших, и они побывали на месте гибели самолета Ту-124.

Я в 1970-м работала дояркой, потом заведовала фермой. Об этой авиакатастрофе не очень-то и говорить можно было в те времена. Как-то едем в автобусе и разговорились о погибшем самолете. Один человек и переспрашивает: «А вы точно видели, что он упал?» — «Да, видели...» — «Так вот, видели и не болтайте!» Выходит, нельзя было даже упоминать этот факт.

В селе Ивашково мы разыскали и Галину Петровну Колесник. Ее покойный свекор и свекровь переписывались с родственниками погибших. Вот что она говорит:

— Свекровь Варвара Владимировна и свекор Михаил Иосифович Колесники принимали гостей из Белоруссии — родителей одного из пассажиров. Они здесь были и в 1986 году. Но мне с ними тогда не довелось встретиться, потому что жила в Днепродзержинске. Они переписывались, обменивались посылками — установились дружеские отношения. Об этом напоминают две фотографии из нашего архива — белорусы сфотографировались с моей свекровью и моим мужем Александром. А вот фото женщин на месте трагедии. Это все, что мне известно.


На месте катастрофы посажен тополь

К месту аварии идем долгих шестьсот метров сквозь заросли высокой кукурузы. Если бы не приметное дерево, посаженное в поле Григорием Юминой, места это не нашли бы. Посреди поля — прямоугольник земли примерно в сорок квадратных метров, не усеянный кукурузой. Это и есть место катастрофы. Сюда нас привел Виктор Константинович Кривко. По его словам, когда-то здесь сажали три дерева, уцелело только одно. На дереве замечаем остатки веночка, кем-то повешенного на ветку. По соседству с деревом — металлическая ограда. Но куст бузины, разросшийся возле нее, уже частично вырвал ее из земли. Оградка обозначила приблизительное место гибели экипажа и пассажиров. Воронка была значительно больших размеров, в настоящее время здесь ровная земля. Вокруг, как и в 1970-м, — поле спелой кукурузы.

— Когда-то здесь стоял камень с фотографиями пилотов, — вспоминает Виктор Кривко. — И алюминиевые обломки самолета, куски фюзеляжа. Сейчас этого не осталось. Сорок пять лет — время немалое.

Вот и все, что напоминает сейчас о далеком от нас событии.


Выезд на место внес коррективы в статью Википедии: там указано, что самолет врезался в кукурузное поле между селами Лиховка и Заполички Верхнеднепровского района. Точнее, это было между селами Ивашково и Заполички. На топографической карте области (2009 года издания) нанесено несуществующее село Ивашково (старое) наряду с новым Ивашково. Так вот, район старого села Ивашково и является приблизительным ориентиром места трагедии.

Хронология трагедии

В среду, 2 сентября 1970 года, в Днепропетровской области разбился Ту-124 компании «Аэрофлот», выполнявший рейс 3630 (Минеральные Воды — Ростов-на-Дону — Вильнюс), в результате чего погибли 37 человек.

Самолёт

Ту-124 с бортовым номером 45012 (заводской — 1350402, серийный — 04-02) был выпущен Харьковским авиазаводом 30 сентября 1961 года, а 15 ноября передан Главному управлению гражданского воздушного флота. Авиалайнер был направлен во Внуковский лётный отряд Московского УГА. 12 декабря 1965 года борт 45012 был передан в Вильнюсский авиаотряд Литовского УГА. На момент катастрофы авиалайнер имел 7504 часа налёта и 6996 посадок.

Катастрофа

Самолёт пилотировал экипаж из 277-го лётного отряда, состоящий из командира Стефана Макаревича, второго пилота Александра Заблоцкого, бортмеханика Василия Кувшинова и штурмана Александра Пономарёва. В салоне работала стюардесса Евгения Лапицкая.

В 14.55 Ту-124 вылетел из Ростова-на-Дону, после промежуточной остановки и после подъёма занял эшелон 8400 метров. Всего на борту самолёта находилось 32 пассажира.

В 15.14 экипаж доложил о пролёте Донецка на эшелоне 8400 метров, на что авиадиспетчер дал им команду поскорее занять эшелон 9000 метров, так как на высоте 8400 был встречный самолёт.

В 15.16 экипаж подтвердил получение команды и доложил о подъёме до высоты 9000 метров.

В 15.31 рейс 3630 связался с юго-западным сектором Харьковского РДП и доложил, что пролетел Днепропетровск и намерен осуществить пролёт Кременчуга в 15.41. Путевая скорость самолёта относительно земли составляла 852 км/ч, сам экипаж при данных переговорах говорил спокойно и чётко.

В 15.37 неожиданно в Харьковском диспетчерском центре услышали с данного самолёта передачу, состоящую всего из одной фразы: «Сорок пять… (длительная пауза) ноль… (почти с выкриком) двенадцать». После этого связь с экипажем прервалась, и на вызовы он не отвечал, так и не успев ничего доложить центру.

По данным комиссии, находящийся на высоте 9000 метров авиалайнер перешёл в крутое пикирование с левым разворотом. Он развернулся на 266°, когда на скорости 950 км/ч под углом около 70—75° и с левым креном врезался в кукурузное поле между сёлами Лиховка и Заполички Верхнеднепровского района Днепропетровской области на расстоянии 9 километров левее трассы и взорвался. На месте падения сформировалась глубокая воронка, а располагалось оно в 70 километрах от Днепропетровска и в 57 километрах от Кременчуга. Все 37 человек (5 членов экипажа и 32 пассажира) на борту самолёта погибли.

Расследование

Комиссия исследовала множество вариантов, в том числе:

поражение в результате стрельбы или запуска беспилотных летательных аппаратов военными,

разрушение в воздухе,

столкновение в воздухе с каким-либо объектом, включая метеозонды.

Однако ни один из них не был подтвержден. Погодные условия на маршруте также не могли привести к катастрофе. Сильное обгорание правого двигателя, а также на элементах его системы кондиционирования поначалу привели к мысли о пожаре на борту. Однако исследование погибших показало, что отравления дымом не было, а повреждения огнём были нанесены пожаром, возникшим в результате падения самолёта.

Комиссией лишь был сделан вывод, что максимальное отклонение триммеров руля направления и на левом элероне при пикировании значительно осложнило пилотирование самолёта на высокой скорости и значительно усугубило ситуацию. Однако сама причина катастрофы установлена так и не была.

Другие роковые рейсы ТУ­124

Ту­124 — ближнемагистральный самолет, рассчитанный на перевозку 56 человек на расстояние до 2000 км с крейсерской скоростью около 900 км/ч.

Строился с 1960 по 1966 год на Харьковском авиационном заводе (всего 165 бортов), в эксплуатацию «Аэрофлотом» поступил со 2 октября 1962 года. Первый в мире пассажирский самолет, оснащенный двухконтурными турбореактивными двигателями, более экономичными при той же мощности, что и просто турбореактивные. Эксплуатировался, кроме «Аэрофлота», также несколькими зарубежными авиакомпаниями.

На территории бывшего СССР с самолетами этого типа произошло  еще 13 авиационных происшествий и катастроф:

21.08.1963 г. — Ленинград — посадка из­за поломки шасси на воду Невы. Выжили все;

08.03.1965 г. — Куйбышев — выход из строя авиагоризонта при наборе высоты, упал в поле. Погибли 30 из 39 человек, находившихся на борту;

10.11.1965 г. — Мурманск — при заходе на посадку не выдержал глиссаду и упал на лед озера Килпъярв. Погибли 32 из 64 человек, находившихся на борту;

27.07.1966 г. — около Запорожья — подхвачен восходящим потоком воздуха, но экипаж сумел выровнять машину. Скончался от сердечного приступа один пассажир из 90 человек (явный перегруз!), находившихся на борту;

07.03.1968 г. — Волгоград — при взлете случайно были выпущены интерцепторы, экипаж сумел выровнять машину. Из­за пиковой кратковременной перегрузки от сердечного приступа скончался один пассажир из 49 человек, находившихся на борту;

29.01.1970 г. — Мурманск — при заходе на посадку самолет задел сопку. Погибли 11 человек из 38 находившихся на борту;

12.12.1970 г. — Стригино (Нижний Новгород) — пожар, возникший в электропроводке во время запуска двигателей. Выжили все;

09.07.1973 г. — Куйбышев — разрушение правого двигателя, самолет сел на одном. Погибли 2 человека (убиты осколками мотора) из 61 находившегося на борту;

20.10.1973 г. — Казань — при посадке выкатился за пределы ВПП. Выжили все;

16.12.1973 г. — Московская область — триммер руля высоты самопроизвольно перешел в положение пикирования, самолет разбился. Погибли все 51 человек, находившиеся на борту;

23.12.1973 г. — Львов — в полете загорелся левый двигатель, что привело к выводу из строя тяг управления самолетом. Погибли все 17 человек, находившихся на его борту;

03.01.1976 г. — деревня Санино Московской области — отказ авиагоризонта, самолет упал на деревню. Погиб 61 человек, находившийся на борту, и один человек на земле;

29.08.1979 г. — около города Кирсанова Тамбовской области — на эшелоне по неизвестной причине выпустились закрылки, самолет сорвался в штопор и развалился в воздухе от перегрузок. Погибли все 63 человека, находившиеся на борту.

После этой катастрофы эксплуатация самолетов на пассажирских авиалиниях этого типа была полностью запрещена.

Всего в катастрофах и авиационных происшествиях с самолетами Ту­124, принадлежавших «Аэрофлоту», потеряно 14 бортов, погибли 307 человек, выжили 412 человек.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Старый  (30.09.15 19:43): Лия, а какое отношения гибель "Пахтакора", о которой Вы упоминаете в своей ссылке, имеет к данной авиакатастрофе? Или Вы даже не удосужились прочитать статью до конца? Ответить | С цитатой
Старый  (30.09.15 18:20): Слышал об этой катастрофе мельком.
Кстати, высокий тополь в поле, о котором поминается в статья, уже обозначен на более поздних топографических картах ("километровка" 1990 года), как "отдельно стоящее дерево имеющее значение ориентира".
И на Гуглоснимках, при внимательном рассмотрении, его хорошо видно.
Так что, если кто-то захочет поехать на место этой авиакатастрофы, то ловите координаты N 48°43.203' E34°02.107'.
Обратите внимание, координаты даны в формате "градусы, минуты".
Спасибо автору статьи за проведенное расследование и подробный рассказ.
Ответить | С цитатой
Лекарь  (30.09.15 16:34): Интересная информация.
Аварийность самолётов в совке поражает !
Срыв в штопор на эшелоне-обычное дело. Подумаешь !
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 3
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
65
лет со дня первой местной телевизионной передачи в Днепре

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте