|«« | «« | »» | »»| |
«Здание Екатеринославской почтово-телеграфной конторы, или, попросту говоря, новое здание Почтамта – ценнейший образец архитектуры нашего города начала XX века, - рассказывает Максим Кавун. - Здание имеет статус памятника архитектуры национального значения. Новое здание Почтамта явилось фактически пристройкой (хотя и в несколько раз большей по размерам) к старому зданию Почтамта первой трети XIX века (первоначально особняку Щекутина), которое сохранилось до наших дней. Таким образом, здание Почтамта, которое большинство горожан принимают за один объект, фактически – редкий комплекс зданий почтово-телеграфного назначения, имеющих большую историческую и архитектурную ценность.
История почтовой станции в Екатеринославе началась в конце XVIII столетия, задолго до сооружения нового здания Почтамта. В 1787 г. уже упоминается первая почтовая станция в только что заложенном Екатеринославе на правом берегу Днепра. Почтовые станции сдавались государством состоятельным купцам. В 1793 г. в городской Думе Екатеринослава обсуждался вопрос о том, что «с начала заведения здешнего губернского города от казенной стороны не было учреждено надлежащей почтовой станции и обязанность эту отправляло здешнее купечество с чрезвычайной для себя тягостью». В 1797 г. вышел указ о том, чтобы содержание почтовых станций отнести на средства населения, а не казны. 1 октября 1797 г. содержание почтовой станции с четырьмя лошадьми взял на себя купец Михаил Власов за 300 рублей в год.
В первой трети XIX века почтовая станция находилась на Стародворянской улице (ныне место по ул. Плеханова, 12). Одноэтажное здание почтовой станции было построено в начале XIX в., затем реконструировано с надстройкой мезонина, и представляло значительную ценность не только своей архитектурой «провинциального классицизма», но и количеством известных людей, которые в нем побывали в силу его назначения: А.С. Пушкин, Т.Г Шевченко, Н.И. Пирогов и многие другие. Если бы это здание сохранилось до наших дней, оно входило бы в десятку самых старых и знаменитых зданий Екатеринослава. Но не судьба… В 1963 г. «вольная почтовая станция» была снесена «из-за значительной ветхости стен и перекрытий».
В 1839 г. почтовая станция заняла здание дома Щекутина на Екатерининском проспекте, площадью около 145 квадратных саженей (сажень – 1, 234 метра), которое было приобретено для этой цели в казну (западная часть современного здания Главпочтамта). Это ценный памятник архитектуры первой трети XIX века. Точная дата его сооружения неизвестна. Двухэтажный дом в стиле «провинциального классицизма» отличается очень строгим декором – только рустовка первого этажа и наличие замковых камней над окнами. Центральная часть главного фасада акцентирована большим мезонином с полуциркульным окном.
Старое здание Почтамта было свидетелем многих знаменательных событий в истории почтово-телеграфной связи. В декабре 1857 г., сюда, как и в другие города, поступили первые почтовые марки, введенные в обращение в Российской империи. 8 (20) октября 1859 г. во флигеле этого здания открылась первая в Екатеринославе почтово-телеграфная станция. 24 ноября (6 декабря) 1897 г. здесь же начала работать первая телефонная станция. Думается, эти события, первые в нашем городе, заслуживают быть занесены на специальную мемориальную доску на фасаде.
Создателем здания почтамта были петербургский архитектор В.В. Бочаров и группа екатеринославских зодчих, курировавших строительство на месте – С.Ю. Харманский, Л.А. Бродницкий, Г.И. Панафутин и особенно А.И. Миклашевский.
В.В. Бочаров выполнил проект здания Екатеринославской почтово-телеграфной конторы, который был утвержден 21 января (3 февраля) 1903 г. Он занимал должность младшего архитектора главного управления почт и телеграфов Российской империи, имел титул надворного советника. К сожалению, информации об этом человеке практически не сохранилось. В Санкт-Петербурге до сих пор сохранился комплекс из 4-х зданий 148-го пехотного Каспийского полка (полковая канцелярия, офицерское собрание и казармы), спроектированных В.В. Бочаровым.
Смета на сооружение здания Екатеринославской почтово-телеграфной конторы была утверждена в размере 179360 рублей, а архитектор Бочаров получил вознаграждение в размере 1450 рублей.
Интересно, что при строительстве нового здания почтамта обнаружились непредвиденные трудности, в частности, плывуны. Поэтому было срочно созвано заседание строительной комиссии по вопросу «о возможности вымывания грунта под фундаментом и о способах его укрепления». Архитекторы Г.И. Панафутин и А.И. Миклашевский были приглашены в Санкт-Петербург. Удалось найти решение проблемы: на дно котлована была уложена песочная подушка вперемешку со щебнем и бутовым камнем.
В.В. Бочаров выполнил основной проект. Строительство здания велось под руководством известного местного инженера и подрядчика И.М. Майданского. А.И. Миклашевский осуществлял общий надзор за строительством, внося некоторые коррективы, а также выполнил проект интерьера операционного зала.
К весне 1905 г. строительство было в основном завершено. Старший архитектор Главного управления почт и телеграфов Никонов, посетивший Екатеринослав, в сентябре 1905 г., докладывал в Санкт-Петербург: «Судя по наружному осмотру, работы произведены хорошо, прочно и из хороших материалов. Помещения конторы будут вполне удобны, просторные и светлые. Все работы почти закончены и переход конторы в новое здание предлагается в конце декабря 1905 года».
25 декабря 1905 г. (7 января 1906 г. по новому стилю) новое здание Почтамта было открыто. Начальник Екатеринославского почтово-телеграфного округа Иванов 2 (15) января 1906 г. отослал в Санкт-Петербург телеграмму следующего содержания: «Постройка закончена. Почта и телеграф переведены в декабре 1905 года в новое помещение. Приступлено к переустройству старых зданий».
Интересно, что вводить в эксплуатацию новое здание Почтамта пришлось в самый разгар революционного противостояния 1905 г. в Екатеринославе. Именно октябрь-декабрь 1905 г. в городе ознаменовались баррикадными боями, приведшими к жертвам, а в декабре 1905 г. существовала даже рабочая «Чечелевская республика».
В архитектурном отношении новое здание Почтамта представляет собой интересный образец смешения двух стилей: исторического направления в зодчестве того времени, которое тяготело к архитектуре средневековой Европы и модерна. Причем фасадная часть решена в соединении элементов неороманского стиля (башня) и модерна, а интерьерная – в стиле модерн.
Здание почтамта выделялось импозантной архитектурой, а своим обликом напоминало здания Центральной Европы. Двухэтажный основной объем акцентирован сильно выступающей частью с восьмиугольной островерхой башней.
В целом новое здание Почтамта делится на три части. Ближайшая к проспекту часть содержала в себе, с одной стороны – помещение для приема телеграмм и телеграфной экспедиции, с другой стороны – кабинет почтмейстера и канцелярия. Центральная часть здания – операционный зал. В задней части здания, удаленной от Проспекта, располагалась почтовая экспедиция и телефонная станция. Старое здание (особняк Щекутина) после открытия нового было использовано под квартиру начальника конторы и его помощника (ныне здесь служебные помещения).
Прекрасно сохранившиеся интерьеры нового здания Почтамта – ценнейший памятник екатеринославского модерна. Интерьеры эти уникальны в своем роде, учитывая то, что от той эпохи нам в основном достались только фасады, а интерьеры можно в буквальном смысле слова перечесть по пальцам.
Интерьер двусветного операционного зала почтамта, с огромным сводом, украшен сочным декором в стиле модерн, состоящим из растительных элементов, причудливо переплетенных в затейливые композиции. Конкуренцию операционному залу Почтамта может составить только зал заседаний Городской Думы (ныне колледж культуры и искусств, просп. К. Маркса, 47).
Несколько слов об авторе интерьеров почтамта, забытом архитекторе начала XX века. А.И. Миклашевский создал не много зданий, но все они выделяются несомненными архитектурными достоинствами. Четверть века он трудился на местной архитектурной ниве. Сегодня сохранилось два объекта, к которым имел отношение зодчий – городской почтамт и реконструированный дом Тайцлина (жилой комплекс «Первозвановский»). Главное творение Миклашевского – Вознесенская или Казанская церковь – безжалостно уничтожено в тридцатые годы XX века.
Неизвестны точные даты рождения и смерти зодчего. Доподлинно неизвестно даже его имя, - в разных источниках его называют Александром или Алексеем. Возможно, архитектор принадлежал к знаменитому роду, давшему Екатеринославу одного губернатора и нескольких предводителей дворянства. Гражданский инженер Александр (?) Иванович Миклашевский работал «младшим архитектором» в строительном отделе Екатеринославского Губернского правления, с конца 1890-х до середины 1910-х годов. Ценные воспоминания о нем оставил архитектор А. М. Юхилевич: «А. И. Миклашевский по душевному складу тихий, вежливый, являл собой тип старого русского интеллигента, что дополнялось и его внешним видом: невысокий, чеховская бородка, пенсне на шнурке, чесучовый пиджак и соломенная шляпа. В таком, примерно, виде я однажды узрел его согбенную фигуру с кельмой (инструмент строителя) в руке возле входной двери в наш почтамт. Он чинил цементом что-то, начавшее деформироваться. Для меня это было неожиданно, но, зная его характер, я не удивился. В его большой квартире, в доме, построенном по его собственному проекту на пересечении улиц Комсомольской и Короленко… значительное место занимали «музейные» стеллажи с образчиками редких минералов. С большой увлеченностью он рассказывал мне о своей коллекции, собранной за многие годы. Это говорило о разносторонних интересах А. И. Миклашевского». Несмотря на «тихий» характер, зодчему удалось найти свое место в насыщенной архитектурно-строительной жизни Екатеринослава начала XX века.
Самая выдающаяся постройка А. И. Миклашевского – церковь Вознесения Господня (больше известная как Казанская), храм в неовизантийском стиле, построенный в 1907–1913 годах и взорванный в 1936 г. На его месте теперь… транспортная развязка с тупиками трамваев 4, 12 и 16 маршрутов. Один жилой объект, связанный с именем Миклашевского – дом Тайцлина, построенный в 1908 г. на углу улиц Первозвановской (Короленко) и Казачьей (ныне – ул. Комсомольская, 25). Часть первого этажа занимала Казенная палата, размещались несколько аптек. По воспоминаниям А. М. Юхилевича, здесь жил и сам Миклашевский (в 1998 г. здание реконструировано в жилой комплекс «Первозвановский»).
Одной из самых крупных работ А.И. Миклашевского стал интерьер городского почтамта. Возможно, А.И. Миклашевский спроектировал и интерьер лестницы и холла почтамта, выполненной в одном стиле с залом. Здесь также сохранилась богатая внутренняя отделка. Особое внимание обращают на себя символы почтового ведомства, помещенные в специальных в картушах – скрещенные молнии и рожки.
Еще одной «изюминкой» интерьеров почтамта является напольное покрытие холла – это сохранившаяся плитка начала XX века. Она шестиугольной формы. Качество этой плитки может определить всякий – она украшает пол в холле почтамта уже 110 лет. На одной из плиток сохранилось специальное клеймо: «Бергенгеймъ. Харьковъ». Интересно отметить, что при всех архитектурных достоинствах новое здание Почтамта в то же время - образец прагматизма в архитектуре, который объективно был распространен в эпоху «индустриального бума» рубежа XIX – XX веков. Если приглядеться повнимательнее, особенно на панорамных снимках, то можно увидеть, что здание представляет собой фактически комплекс из двух объемов – выходящего на Екатерининский проспект (Карла Маркса) в неороманском стиле и прямоугольного, поставленного в глубине участка, вмещающего операционный зал и другие службы. Последний объем совершенно лишен декора, и напоминает в фасадной части, скорее, типовое промышленного сооружение начала XX века.
Здание Почтамта знаменито не только своей архитектурой, а и перипетиями своей истории. В крайне сложный революционный период 1917–1920 годов здание неоднократно становилось объектом притязаний различных сил, боровшихся за власть в Екатеринославе.
Пожалуй, самый драматический эпизод в истории здания Почтамта пришелся на конец декабря 1917 г. Именно на этом квартале Екатерининского проспекта разыгралось вооруженное противоборство конца декабря 1917 г., которое окончилось установлением Советской власти в городе (в первый раз). Здание Почтамта стало последним оплотом гайдамаков – войск Центральной Рады в ходе боев за город с красногвардейскими отрядами большевиков. 26 декабря гайдамаки укрепились в здании Почтамта. Здание напротив – Дом губернатора (ранее особняк Щербакова, Английский клуб) стало оплотом большевиков и получило прозвище «Екатеринославский Смольный». 29 декабря здание Почтамта было взято.
В советское время, в 1953 г. на здании Почтамта, прямо над входом была установлена памятная доска в память о событиях декабря 1917 г. В 1976 г. здесь установлена новая доска – горельеф. Она выполнена из розового туфа, и изображает рабочего и крестьянина, убивающих змея – «гидру контрреволюции». Надпись внизу гласит: «Здесь в ночь с 28 на 29 декабря 1917 года екатеринославскими красногвардейцами был разбит последний очаг контрреволюции». Авторы доски – скульптор Ю.П. Павлов и архитектор А.А. Пироговский. Судьба этой доски пока остается под вопросом. Согласно Закону о декоммунизации, она должна быть демонтирована, но, поскольку никаких решений насчет демонтажа в городе пока не принималось, доска остается на своем месте.
В целом же зданию Почтамта явно повезло на фоне судеб многих ярких архитектурных памятников Екатеринослава–Днепропетровска. Это один из очень немногих архитектурных объектов, который за 110 лет не претерпел практически никаких изменений в фасадной части. В 1930-е годы была произведена реконструкция здания, окончившаяся в 1939 г. Во время Великой Отечественной войны здание было превращено немецкими оккупантами в солдатскую казарму, но уцелело. В первой половине 2000-х годов здание было капитально отреставрировано – и фасадная часть, и интерьеры, в том числе операционный зал.
В память о непростой истории Почтамта в операционном зале, по обе стороны от входа, размещены две памятные доски с официальными названиями организации за XX век и списком выдающихся личностей, посещавших здание, от Николая II до Нестора Махно.
Здание Почтамта – не только интереснейший архитектурный объект, но и своего рода символ истории нашего города XX века», - завершает свой рассказ Максим Кавун.
Фото из архива Максима Кавуна и Городского сайта.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |