Чего только не предпринимают производители, чтобы максимально быстро и выгодно продать свой товар! Когда реклама, яркая упаковка и «удобное» место на полке не дают желаемого результата, остается делать ставку на время — ведь чем дольше срок годности, тем больше шансов реализовать продукт. Особенно важным фактором это является для скоропортящейся молочной продукции.
Сегодня «Зоря» расскажет, как закон облегчает жизнь предпринимателям, и что должны знать покупатели, выбирая продукты из молока.
По словам начальника отдела стандартизации и метрологии ГП «Днепростандартметрология» Екатерины Рудько, на сегодняшний день основным документом, который регулирует правила маркировки пищевых продуктов, является «Технический регламент относительно правил маркировки пищевых продуктов». Он введен в действие соответствующим распоряжением Кабинета Министров и обязателен к применению.
— «Технический регламент» предусматривает два варианта указания информации о временных характеристиках годности пищевых продуктов: производители могут указывать дату производства и срок годности либо только конечную дату употребления, — отметила Екатерина Рудько.
Проще говоря, производители имеют полное законное право не писать на упаковке дату производства, указав лишь, до какого дня будет годен продукт.
А дату производства легко можно вычислить по сроку годности: отсчитав от конечной даты употребления количество дней, указанных в сроке годности, получим дату «рождения» продукта. Но как быть, если на этикетке нет и этой информации?
Оказывается, «Технический регламент» допускает и такой вариант. В пункте 23 сказано, что «в пищевых продуктах, которые с точки зрения микробиологии являются скоропортящимися, минимальный срок годности заменяется конечной датой употребления». Таким образом, на этикетке мы получаем только одну комбинацию цифр — конечную дату употребления.
На вопрос, как же нам, простым потребителям, узнать, когда было произведено молоко, Инспекция по вопросам защиты прав потребителей в Днепропетровской области (Госпотребинспекция) официально ответила: «Госпотребинспекция имеет право проверять только субъекты хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства. Полномочий проверять деятельность производителей молочной продукции действующим законодательством не предоставлено». При этом в инспекции сообщили, что к ним не обращались потребители с жалобами на отсутствие срока годности на молочной продукции.
Указывают только конечную дату употребления «Употребить до»
«Своя лінія» (п/пак.)
«Злагода» (п/пак.)
«Щоденний збір» (п/пак.)
«Галичина» (бут.)
«Ферма» (бут.)
«Белая линия» (бут.)
Указывают дату производства и срок годности:
«Простоквашино» (бут.)
«Яготинське» (тетрапак)
«Волошкове поле» (тетрапак)
При этом, такие производители, как «Ферма», «Галичина» и «Белая линия», не указывают на этикетке срок годности продукта. (фото).
Этим производителям «Зоря» отправила официальный запрос, в котором поинтересовалась, почему на их молоке нет срока годности. Получили ответ от компании «ТРРА ФУД», которой принадлежат торговые марки «Белая линия» и «Ферма». В ответе сказано, что «маркировка потребительской упаковки готовой продукции производится в соответствии с требованиями законодательства Украины, государственных нормативных документов и нормативно-технической документации». В свою очередь представители компании «Галичина» в телефонном разговоре ответили, что предприятие находится в стадии банкротства.
Никто не ставит под сомнение качество продукции этих компаний. Мы лишь хотим обратить внимание всех потребителей на норму в законе, которая разрешает производителям не указывать срок годности продукции.
— Конечно, добросовестный производитель увеличивает срок годности за счет современного оборудования и качественного сырья. Но не стоит забывать о консервантах, информация о которых не всегда указана на упаковке, — считает Ольга Яценко.
Но есть еще один нюанс, отмечает эксперт. Процесс производства молочной продукции она сравнивает с домашней консервацией: если в грязную банку залить полусырое варенье, то долго такая консервация не проживет. Поэтому, идеальная санитария на производстве так же важна, как и оборудование.
Что касается упаковки, то лучший вариант, по мнению Ольги, — это стекло. Но такая тара тяжелая, легко бьется и пропускает солнечный свет, что вредно для молочных продуктов. Поэтому ее идеальный заменитель бутылка, изготовленная из полиэтилена высокого давления (ПВД). Пленка тоже обеспечивает достаточно хорошую защиту.
Она также напомнила, что молочные и мясные гастрономические продукты должны храниться в специальных охлаждающихся витринах при температуре от +2 до + 4 градусов. «Молочка» не должна лежать рядом с полуфабрикатами, ведь для них нужна более низкая температура.
В темуВыбирая молочные продукты, помните:
- Качественное масло хорошо намазывается на бутерброд, а если оно крошится, значит, в нем слишком много воды.
- Кефир обязательно должен хорошо пахнуть (без кислого аромата) и быть однородным. Не путайте кефир и «кефирный продукт».
- Сметана должна быть бело-кремового цвета без отдельных плотных сгустков. Если вы обнаружили в сметане воду, значит, ее неправильно хранили либо в ней есть примесь растительных жиров, например, пальмового масла.
- Цвет свежего творога белый, с легким кремовым оттенком. Идеально белый цвет говорит о том, что продукт обезжирен. «Правильный» творожный вкус — нейтральный, с еле заметной кислинкой. Если она ярко выражена или если чувствуется горечь — творог успел подпортиться.
- Более полезными являются чистые йогурты, без фруктовых добавок, так как фрукты плохо сочетаются с «живой» кисломолочной средой. Зачастую вместо настоящих фруктов добавляют красители и ароматизаторы.
Если вы нашли в магазине «просрочку», помните, именно на продавце лежит обязанность следить за сроками годности товара и выставлять на продажу лишь тот товар, срок годности которого не просто не истек, а достаточен для того, чтобы потребитель успел товар использовать до истечения этого срока.
Также в Законе Украины «О защите прав потребителей» сказано, что продавцу запрещается изменять срок годности, который указан на этикетке, упаковке или в сопроводительных документах на товар, а также вводить в обращение товары, срок годности которых истек.
— Это никого не останавливает. Можно «перебить» этикетку сверху старой или заново перепаковать продукт. Проще всего продать сыр, его нарезают и опять пускают в продажу. В лучшем случае на залежавшийся товар повесят значок «акция» и продадут со скидкой. Если и это не поможет — в супермаркетах работает кулинария.
— Это далеко не секрет, но люди продолжают брать «просрочку», — говорит продавец-консультант одного из сетевых супермаркетов Днепропетровска Ирина. Она уже несколько лет работает в супермаркете и из личного опыта пришла к выводу, что основными покупателями кисломолочной продукции являются женщины среднего возраста (до 50 лет). Мужчины приходят за молоком реже, но именно они чаще берут просроченную продукцию.
Инспекция по делам защиты прав потребителей в Днепропетровской области: пл. Шевченко, 7. Тел.: (056) 744-09-46, 744-08-62. Сайт: http://www.izps.dp.ua/
Днепропетровское областное управление по защите прав потребителей: ул. Баррикадная, 23. Тел.: (056) 744-09-45, 744-08-87.
Общественная организация «Служба защиты прав потребителей Украины»: тел. (050) 3400330.
Наказ Держспоживстандарту України
28.10.2010 №487
Зареєстровано в Міністерстві юстиції України
11 лютого 2011 р. за №183/18921
ТЕХНІЧНИЙ РЕГЛАМЕНТ
щодо правил маркування харчових продуктів
ВИТЯГ
6. Вимоги до маркування харчових продуктів повинні забезпечувати надання споживачу необхідної, доступної, достовірної та своєчасної інформації про харчовий продукт.
У маркуванні, оформленні, рекламуванні харчових продуктів забороняється використання будь-якої інформації, яка вводить в оману споживача або містить інформацію щодо властивостей харчового продукту, яких у нього немає.
Маркування харчових продуктів повинно містити таку обов’язкову інформацію:
1) назву харчового продукту;
2) склад харчового продукту; (Підпункт 2 пункту 6 в редакції Наказу Міністерства економічного розвитку і торгівлі №639 (z0979-12 ) від 28.05.2012);
3) кількість окремих інгредієнтів (класу інгредієнтів) для випадків, що визначені в пункті 18 цього Технічного регламенту; (Пункт 6 доповнено новим підпунктом 3 згідно з Наказом Міністерства економічного розвитку і торгівлі №639 (z0979-12) від 28.05.2012);
4) кількість харчового продукту у встановлених одиницях виміру;
5) часові характеристики придатності харчового продукту;
6) умови зберігання, якщо харчовий продукт потребує особливих умов зберігання и т. д.
23. Інформацію про часові характеристики придатності харчового продукту в його маркуванні зазначають одним із таких способів:
- кінцева дата споживання;
- дата виробництва та строк придатності.
Строк придатності харчового продукту позначають словами «строк придатності (годин, діб, місяців або років)» або «придатний (годин, діб, місяців або років)».
У харчових продуктах, що з погляду мікробіології є швидкопсувними, мінімальний строк придатності заміняється кінцевою датою споживання.
Автор: Юлия КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ, Идея Сергея ЧЕРНЯВСКОГО
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |