|«« | «« | »» | »»| |
Многие дореволюционные здания нашего города украшают редкие и очень интересные башни. Об этом архитектурном элементе, ставшем настоящим украшением нашего города, — наш сегодняшний рассказ.
В прошлом году Городской сайт уже рассказывал об истории «стражей старого города» - водонапорных башнях, возвышающихся над городской застройкой — http://gorod.dp.ua/news/102790
Но только этими интереснейшими конструкциями перечень и многообразие городских башен не исчерпывается. Давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович Кавун с удовольствием расскажет об этом.
«С самых ранних времен, как только первобытный человек вышел из пещер и землянок, архитектура стремилась к небу, - рассказывает Максим Кавун. - Архитектурные объекты поднимали самосознание, формировали картину мира, использовались как фокус социальной энергии во многих государственных идеологиях. В разные века здания выполняли не только утилитарные, но и презентационные функции – они представляли и отражали вкусы частного владельца или государства.
Завершения зданий всегда играют особую роль в формировании образа и восприятии конкретного архитектурного объекта. Именно завершение зачастую является той частью здания, на которую больше всего обращают внимание.
Город на Днепре возник в рамках градостроительной традиции, где роль архитектурных доминант всецело, до начала XX века, принадлежала сакральным сооружениям – храмам. Колокольни и купола храмов всегда возвышались над окружающей застройкой, формировали матрицу панорамы города. Общественные и частные сооружения, пусть даже и украшенные башнями, не могли конкурировать с храмами по своей роли в архитектурном облике города.
В XX веке ситуация кардинально изменилась. Курс на борьбу с религией, взятый большевиками, привел к разрушению храмов, что сильно нивелировало их роль как архитектурных доминант. И тут на первый план в панораме города вышли башнеобразные завершения общественных зданий. Символом этого этапа в архитектуре являются «сталинские высотки», ставшие своего рода эталоном для архитекторов всего бывшего Советского Союза на несколько десятилетий.
В позднюю советскую эпоху, в 1970-е годы, когда город на Днепре стремительно превращался в мегаполис, началась эпоха небоскребов, когда само здание в целом играет роль башни, а отдельных башнеобразных завершений на фасаде уже нет.
Сейчас мы наблюдаем новый виток «эпохи небоскребов». Тем не менее, башнеобразные завершения как отдельный архитектурный элемент продолжают использоваться в архитектуре. Примеры тому – комплексы «Босфор», «Атриум» или небоскреб возле Монумента Славы, когда в общей структуре сооружения отдельно выделена башенка.
Давайте вместе совершим прогулку по «башенным» страницам архитектурной истории нашего города, вспомним о зарождении и развитии этих традиций в недавнем прошлом и узнаем о том, какие из подобных конструкций дореволюционного периода сохранились в наши дни.
Ранний Екатеринослав, как уже говорилось выше, был городом, где в архитектуре доминировали храмы. Первым общественным сооружением, которое выделялось своими башнями, стал… Тюремный замок. Так называлась губернская тюрьма, построенная в 1826 году, - кстати, 190 лет назад. Она находилась на месте зданий в начале нынешней улицы Савченко, к западу от пожарной части (в народе называемой «каланчой).
Это было трехэтажное прямоугольное здание, украшенное башнями по углам. Угрюмое и лишенное декора, оно действительно напоминало средневековый замок. Что и понятно, учитывая назначение здания. После революции 1917 г. тюрьма была разрушена как символ свержения царизма. Когда-то вся площадь вокруг Тюремного замка называлась Тюремной. Ныне она застроена, и здесь теперь находятся основные структуры власти – областная государственная администрация, областной совет, а также жилые дома и парк.
В провинциальных городах XIX века главным архитектурным символом, кроме колоколен храмов, была… пожарная каланча. Как правило, эти каланчи строили в стиле классицизм, и здания в результате имели весьма монументальный вид. С вершины этих объектов город был как на ладони, что облегчало борьбу с пожарами и иными стихийными бедствиями.
«Главная» каланча в Екатеринославе располагалась на месте будущего здания Городской Думы (ныне колледж культуры, просп. Яворницкого, 47). Прямоугольное здание в стиле «николаевского ампира» увенчивала трехэтажная башня. В этом здании размещались и органы управления городом, и полиция, и пожарная команда.
До наших дней в городе уцелела одна характерная пожарная каланча. Вернее, это здание второй пожарной части с двухэтажной каланчой (ул. Савченко, 2), построенное в 1891 г. по проекту архитектора Фердинанда фон Гагена. Эта каланча – архитектурный символ целой эпохи.
В конце XIX – начале XX веков, когда Екатеринослав переживал период «золотого века», центр города стремительно рос вверх. Вместо одно-двухэтажных домов стремительно возводились трех-четырехэтажные. Пятиэтажный дом в начале XX века уже считался небоскребом. В это время каждый владелец дома стремился всячески подчеркнуть свою роскошь, влияние, вкус. И очень часто выражением вкусов владельца служили башни разнообразной формы и отделки.
Самым распространенным типом завершений зданий были башни на угловых частях фасадов особняков или доходных домов. Хорошими примерами тут могут служить дома Андерегга, Зильбермана и Непокойчицкого.
Особняк Фердинанда Андерегга был построен в 1880–1890-х годах в стиле эклектики на углу улиц Полицейской (Шевченко) и Александровской (Сечевых Стрельцов). Это одно из самых красивых сооружений Екатеринослава, знаменитое своим уникальным декором. Здесь есть и кариатиды, и статуя музы, и Тритон, и сатиры. Была и еще одна «изюминка» – здание украшала трапециевидная башенка в угловой части. Над башенкой располагался еще и металлический шпиль. В целом, здание неплохо сохранилось и сейчас реконструируется. А вот башенка… исчезла еще в середине XX века. Хотелось бы, чтобы она тоже была восстановлена.
Дом Зильбермана – монументальный доходный дом 1890-х годов на углу Екатерининского проспекта (Яворницкого) и улицы Широкой (Княгини Ольги). Здание занимает едва ли не полквартала. Архитектурным акцентом здесь служит шатровая башенка со шпилем. В послевоенное время этот акцент был утерян. К счастью, здание было восстановлено в 2000-х годах в первозданном виде, и теперь башня снова радует глаз.
Особняк Непокойчицкого, построенный около 1913 г. на углу улиц Гоголя и Полицейской (Шевченко), – эталонный образец екатеринославского особняка в стиле модерн. Обычно обращают внимание на уникальные барельефы и лестницу, ведшую в сад. Но здание также украшает выразительная башенка в угловой части, которая сто лет назад была доминантой нескольких кварталов. Даже сейчас эта башня заметна в панораме улицы Шевченко.
Были в Екатеринославе несколько зданий в «неорусском» стиле, который напоминает шатровые храмы и дворцы XVII века и активно использует тему башен. Старое здание вокзала, построенное в 1884 г., и разрушенное во время войны, и здание Коммерческого клуба, построенное в 1911–1912 гг. (ул. Вернадского, 23) имели очень интересные башнеобразные завершения. Сейчас часть башен Коммерческого клуба восстановлена.
Ряд зданий в Екатеринославе имели завершения не в форме башен, а другие очень интересные архитектурные варианты. Прекрасная беседка-колоннада украшает доходный дом Андриевских (1911 г.), один из крупнейших в Екатеринославе (угол ул. Староказацкая и Фабра). Не сохранившееся ныне здание в стиле модерн на углу проспекта и ул. Московской (Мономаха) украшало уникальное завершение – стеклянный шар на бетонных подножиях. К сожалению, этот дом, фасады которого уцелели во время войны, был затем снесен. Сейчас на его месте… трамвайная линия при повороте от ЦУМа.
Большинству зданий Екатеринослава, украшенных башнями, не повезло: после революции и во время войны большинство башен были разрушены, а в послевоенный период многие дома были надстроены, и их облик сильно изменился. Как пример, можно привести доходные дома талантливого архитектора Дитриха Тиссена: дом Корецкого (ул. Воскресенская, 8) и дом Миренбурга (Воскресенская, 20, угол ул. Мечникова). В начале XX века их украшали массивные башни, напоминавшие архитектуру немецких городов. После войны оба здания были надстроены на один этаж, причем совершенно безликой формы. В результате облик этих домов потерял прежнюю выразительность и индивидуальность.
Знаменитый «Украинский дом» Хренникова, а ныне гранд-отель «Украина» – выдающийся памятник архитектуры стиля «украинский модерн». Это одно из самых крупных зданий Екатеринослава начала XX века. Пятиэтажный доходный дом построен в 1910-1913 годах по проекту П.П. Фетисова при консультации Д.И. Яворницкого. Первоначально угловой фасад украшала многоэтажная шатровая башня, мотивы которой были взяты из деревянного украинского зодчества.
Главную башню дома Хренникова украшал огромный металлический шпиль, равного которому не было в Екатеринославе. Он изображал композицию: казак и турок сошлись в смертельной схватке. В целом здание завершали пять башен сложной формы, напоминавшие купола церквей. Строительство этого здания в начале XX века считалось своеобразной архитектурной провокацией и одновременно памятником запорожскому казачеству.
Сегодня это великолепное здание дошло до нас в сильно измененном виде. В 1943 г. дом сгорел, от него остался лишь изуродованный остов. При восстановлении архитектор В.А. Зуев довольно бережно подошел к облику здания. Были в целом отреставрированы фасады. Но из пяти башен восстановлена только одна угловая, и в совсем других формах: вместо шатровой она стала прямоугольной.
Интересно, правда, что на этой башне появились часы, которых не было в первоначальном доме Хренникова. Время от времени возникают разговоры о возвращении «Украинскому дому» первоначального облика начала XX века. Но пока эта ситуация не изменилась.
Если дом Хренникова украшали пять башен, то здание Городской Думы – целых шесть. Это самое импозантное здание города, в начале XX века считалось его визиткой, часто изображалось на открытках и в справочных изданиях (проспект Яворницкого, 47, колледж культуры). Здание построено в 1901–1903 годах, архитектор Д.С. Скоробогатов – тогдашний главный архитектор города. Дмитрий Скоробогатов, предпочитавший работать в стилевом направлении академизма, спроектировал этот дом в очень пышном и вычурном стиле «венский ренессанс».
В результате получилось здание, внешне напоминающие ратуши средневековых городов Европы. Здесь и располагалась наша ратуша – Городская Дума и Управа, а официальное название дома было «Городской Дом», калька с английского «City Hall». Наша мэрия. Шесть трапециевидных башен, среди которых выделяется центральная, хорошо сохранились до нашего времени. Все башни украшены металлическими фигурными шпилями-флюгерами, некоторые из которых уже сильно пострадали от времени.
В советское время здесь по традиции до 1982 г. продолжали работать городские органы власти – городской совет. Центральную башню после войны украсили уникальные часы, показывавшие время во всех главных городах Земли. Часы уже давно не работают, а само здание неплохо сохранилось. Впрочем, фасадам не помешал бы ремонт с обновлением всех деталей декора, и башен в том числе», - завершает свой рассказ Максим Кавун.
Впоследствии мы расскажем о том, как традиции екатеринославского «башенного» зодчества были продолжены после революции и в нашу эпоху.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
При Союзе водонапорная башня на базе.
При перестройке отличный ресторан с баром "Старая Башня".
А в наше время отстой. Ответить | С цитатой