С 1 сентября младшие школьники начали заниматься по новым учебным программам. Нововведения преследовали амбициозную цель: вызвать у детей интерес к учебе и убрать лишнюю нагрузку — которая была слишком объемной, сложной и непонятной для их возраста. Этот момент искренне порадовал большинство родителей и слегка ошарашил некоторых учителей, не разделивших новшества.
Реформа работает почти месяц, и журналисты "Сегодня.ua" узнали, удалось ли воплотить разгрузку в жизнь, а также с чем еще предстоит поработать всем участникам процесса.
"У нас учитель проходит по классу в конце урока, делает исправления или просто подчеркивает ошибки/некрасивые буквы, — рассказывает мама киевского первоклассника Олега Ирина Симонова. — Дети могут сразу вытереть ошибку с помощью ластика, и написать правильно. Часто красиво удается переписать не с первого раза, в результате ребенок переусердствует, и протирает лист до дыр. Поэтому я не уверена, что карандаш — хороший способ дать возможность исправить свои ошибки. По опыту ребенок не видит ошибок вообще, и будет тереть до тех пор, пока буква "танцует" на строке".
О том, когда же ребенок перейдет на шариковую ручку, четкого ответа в "разгруженной" программе нет: учитель рекомендует это по своему усмотрению, в зависимости от того, как чисто пишет ребенок. "Мы пошли в школу и уже умели писать, поэтому дочь уже перешла на шариковую ручку, — радуется мама другой первоклашки Наташи Инна Бахмет. — Но мы в классе чуть ли не единственные".
Учителя исправляют, учитывая характер ребенка и его впечатлительность.ОТМЕТКИ И ПОМАРКИ. Большинство родителей отмечают, что многие учителя перестали использовать красную пасту для отметок. "Первоклассникам чаще правки делают карандашом, чтобы в тетради было чисто, и ребенок радовался опрятности. А второклашкам и старше — любой ручкой, иногда и той же красной, — утверждает мама первоклассника Сергея и второклассника Игоря Светлана Стрельцова. — Учитель нам объяснила, что смена красной ручки — только рекомендация, чтобы сломать стереотип". При этом учителя добавляют: МОН рекомендовало исправлять ошибки, применяя индивидуальный подход к ребенку.
"Мы можем использовать красную ручку, зная, что ребенок невпечатлительный и не станет капризничать и бояться, — объясняет учитель младших классов Дарья Струк. — Но также можем использовать другую пасту.
Свой подход — и в самих поправках: одному ребенку лучше подчеркнуть слово, в котором ошибка, другому — исправить так, как нужно, а третьему — просто поставить палочку на полях. Это мы и используем. Да, стало сложнее. У меня были беседы с детьми со словами "Как тебе больше нравится, чтобы я показывала ошибку?". Некоторые родители отмечают большие перемены в исправлении по написанному.
"У нас во втором классе тетради красные были — учитель исправляла прямо в тексте и следила, чтобы ребенок все начисто без единой ошибки переписал, — пишет на форуме мама Ирина Данилюк. — В этом году ее как подменили: неправильный ответ перечеркивает и сверху пишет правильно. Но за тем, что ребенок запомнил, следит — иногда спрашивает слово по буквам".
ЧТЕНИЕ. Радуются родители и тому, что учеба стала более применима к современности. "Нас учили писать письма и подписывать конверты, а моему ребенку от этого пользы нет, — считает мама Инна Бахмет. — А учителя отмечают, что в "Читанке" появилось много современных авторов, которые пишут о жизни, интересах и досуге современных детей, а не о мальчишках и девчонках 30-летней давности".
СЧИТАТЬ. По поводу заучивания таблиц умножения, сложения и вычитания родители пока сказать ничего не могут. "Пока учителя объясняют суть процесса, но без зазубривания", — говорят мамы. При этом практически все родители стараются постепенно все же учить с детьми таблицу умножения.
НА ИНОСТРАННОМ НЕ ПИШУТ. Уже очевидно и упрощение по иностранным языкам. "В первом семестре мы не пишем на иностранном, а только говорим, — подчеркивает мама школьника из Мариуполя Евгения Паржина. — Это нас вполне устраивает, так как сын даже на родном языке пока почти не пишет".
"Мы выдохнули с облегчением, когда сняли требование относительно отступа 2 строк/4 клеток после работы и отступа в начале строки для написания числа/месяца и слов "классная" и "домашняя работа", — перечисляет учитель младших классов Ирина Нечипорук. — С этим счетом всегда были неполадки: то забыл, то недосчитал... В работе учитель должен был отметить, что оформление "хромает", а это дополнительное исправление. Теперь все проще: главное — писать в тетради и на строчках ровно.
Но все же, чтобы был порядок, мы в классе договорились не отступать от полей, не заходить за поля и отступать между классной работой и домашним заданием сколько угодно строчек/клеточек". Этому рады и родители: "Были случаи, когда в целях воспитания приходилось вырывать лист, чтобы не снизили оценку, — вспоминает мама ученика 4-го класса Ольга Биленюк. — Естественно, была война, так как работу на этой странице приходилось переписать в точности, как на вырванном листе, а в нашем случае заставить записать одно лишнее слово — это целая эпопея".
ДОМАШНЯЯ РАБОТА. Многие родители все еще недовольны тем, что детям много задают на дом. Но, по словам учителей, нынешние нормы вполне выполнимы. Просто родитель должен усадить свое чадо и проконтролировать, чтобы ребенок не отвлекался, иначе выполнение может растянуться и на весь вечер. "Лимит таков: ученики 1-го класса вообще не получают задания на дом, — говорит учитель младших классов Марина Пролетаева (г. Харьков). — Второклассникам задания могут задаваться (кроме выходных и каникул), но на их выполнение должно уходить не более 45 минут. У третьеклассника — не больше 1 часа 10 минут, а у четвероклассника — 1 часа 30 минут. При этом задания должны быть под силу ученикам, а не их родителям, и только из учебников (не из доппособий и т. д.)".
Автор: Юлия Полехина
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |