4 августа во Львове пациент психбольницы взял в заложники целое отделение и ранил пятнадцать человек. А в Киеве пациент психдиспансера убил всю свою семью — четверых человек. Один из них лечился в больнице общего режима, другой вообще амбулаторно. Мы только не поняли — трагедии случились в рамках демократизации системы принудительного лечения или массовые убийства и гуманизм Минздрава не связаны между собой. Просто случайное совпадение. Точки над «і» расставила врач-психиатр Юлия Чинчик, которая работает с такими пациентами 9 лет.
Случай во Львовской психиатрической больнице вызывает удивление. Почему человек, совершивший жестокое убийство, проходил принудительное лечение в больнице с обычным наблюдением? Ведь согласно ст.94 УК Украины, лица, совершившие общественно опасные деяния, связанные с посягательством на жизнь других людей, и которые по своему психическому состоянию и характеру общественно опасного деяния представляют особую опасность для окружающих, должны судами направляться в психиатрическую больницу со строгим наблюдением. Это единственное учреждение в Украине, которое предназначено для лечения и реабилитации такого контингента больных, где созданы условия, обеспечивающие безопасность пациентов, персонала и общества в целом.
Также возникает ряд вопросов: на каком основании был отпущен этот пациент – решением суда прекращены принудительные меры медицинского характера или изменены на амбулаторное лечение в принудительном порядке; правильно ли было оценено состояние пациента с точки зрения стабильности, если уже через месяц – опять рецидив; принимал ли этот больной лечение после выписки и почему это не смогли проконтролировать?
Случившееся говорит о неэффективности таких мер в лечении этой категории психически больных. О неэффективности амбулаторного звена и социальных служб также говорит случай, произошедший в эти же дни в Киеве, когда мужчина, состоящий на диспансерном учете по психическому заболеванию, убил всю свою семью, из 4-х человек, и в Мариуполе инвалид детства по психическому заболеванию убил мать и сестру, продолжая жить в квартире с трупами, пока соседи не заподозрили неладное…
Реформирование нужно начинать с увеличения финансирования на лечение, организацию амбулаторной помощи и службы социальной помощи, разработки программ реабилитации для таких пациентов, которых нет до сих пор, а не с закрытия единственной в Украине больницы, уже выполняющей эти функции в части лечения и реабилитации, в т.ч. социальной. К слову, о цинизме псевдореформаторов, которые, ссылаются на выводы мониторингов правозащитников, кричат о «чрезмерной седации» особо опасных пациентов, использовании «страшных препаратов – галоперидола и аминазина». Так вот приказом МЗ Украины для закупок за бюджетные средства оставлены всего 3 антипсихотических препарата – те самые галоперидол и аминазин, а еще клозапин, использующийся в последнюю очередь, когда ничего не помогает.
О перспективах реформирования: в проекте приказа Минздрава об утверждении нового порядка применения принудительных мер медицинского характера написано, что эту функцию должны выполнять специальные учреждения по месту проживания больных. Т.е. надо построить в каждой области по больнице, которая бы отвечала всем требованиям безопасности, прописанным в этом приказе: трехметровый забор по периметру, покрытые противоударными пленками окна и двери, система сигнализации и видеонаблюдения, металлоискатели и др. дорогостоящие «радости жизни». О какой экономической целесообразности можно говорить, выделяя деньги на создание новых 10-15 спецбольниц, закрывая при этом одну, в которой уже организована система безопасности, обучен персонал, разработаны своими силами программы реабилитации? Представляется, что финансирования, как всегда, выделят «на 30%» в лучшем случае, а значит и безопасность граждан будет обеспечена на таком же уровне. Кроме того, проектом нового приказа предлагается отпускать таких пациентов – кого в спортзал, кого на работу, кого на богослужения, кого на поминки, дни рождения т.п. По замыслу реформаторов это легко осуществимо, т.к. их – каждого – будет сопровождать отдельно взятый сотрудник (вопрос: во сколько же раз нужно увеличить штат такого учреждения и финансовые затраты на это?! ). Или не будет сопровождать (это зависит от этапа принудительных мер медицинского характера). Предполагается таких пациентов снабжать отслеживающими браслетами (вопрос: существуют ли они в таком количестве или будет использоваться честное слово пациента?).
Готово ли общество к Таким реформам?
Кстати, обычно потерпевших от рук наших пациентов нет в живых… редко, кому удается выжить…
Юлия Чинчик, врач-психиатр
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
А если серьезно, то считаю такого рода лечение обязательным. Ведь это не пьяница (которого тоже, кстати, надо лечить), который проспится. Ответить | С цитатой
Возникает вопрос - почему реформы в медицине именно с этого начали? В больницах нет противоядий и лекарств от опасных инфекций, нет прививок для детей. И как с адекватностью у самих реформаторов? Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1