Результаты школ Днепра по сдаче Внешнего независимого оценивания (как самых успешных, так и аутсайдеров) и низкий рейтинг области (13 место) изрядно взволновали родителей, бывших и будущих выпускников, да и в целом общественность нашего города.
Поэтому мы решили поговорить с чиновниками из сферы образования города и области, представителями учебных заведений и узнать о причинах таких результатов. И заодно узнать о проблемах в системе образования города и области, и о том какие изменения стоит ждать, а какие следовало бы внедрить, чтобы Днепропетровщина не упала в рейтинге сдачи ВНО еще ниже.
Виктор Сыченко, глава постоянной комиссии областного совета по вопросам образования, науки, семьи и молодежи:
«Некоторые школы в Днепре и Днепропетровской области действительно значительно снизили уровень подготовки. Поэтому необходимо провести переаттестацию кадрового состава некоторых школ. Например, того состава, что учит школьников иностранному языку. Ведь не секрет, что сегодня у минимального количества преподавателей иностранных языков есть соответствующие сертификаты. Например, даже на уровне В2 (четвертый уровень английского языка в Общеевропейской системе CEFR) – то что сейчас требуется для минимального владения у преподавателей ВУЗов. Это первый момент.
Безусловно, обобщать нельзя. Каждая школа имеет свой имидж, реноме, и сфера образования характеризуется тем, что все-таки есть некая конкуренция за то, чтобы попасть в ту или иную школу с определенным профилем. В этом году были более сложные тесты по украинскому языку. Это сейчас многие отмечают. Потому и более низкие баллы были в ряде школ. Считаю, что нашему Всеукраинскому Центру оценивания качества образования не стоит каждый год гнаться за усложнением тестов. Иногда они вызывают нарекания в экспертном сообществе. Тесты должны быть более простые и понятные, чтобы человек не имел несколько вариантов ответа на один вопрос как это бывает»
Также готовя рейтинг и антирейтинг днепровских школ, мы обратили внимание что в довольно большом количестве учебных заведений количество одиннадцатиклассников не превышало 15-20 человек. По этому факту Виктор Сыченко отметил следующее:
«В некоторых городских школах сейчас вообще нет 11 классов. Если говорить о сельских районах, то у нас идет процесс создания «опорных» школ. И если у нас в 11 класс переходит 2-3 ученика, то такие мелкие школы становятся филиалами под одну опорную школу и тогда процесс оптимизации идет логическим путем, высвобождается больше средств. А значит и качество образования может стать лучше. В городе этого пока нет. Финансирование школ — это приоритетный вопрос органов местного самоуправления. И если орган местного самоуправления обладает достаточными финансами содержать школу, где в 11 классе есть 15 человек, то пусть содержит. Но вопрос оптимизации — это частное решение, а не общий рецепт.
Дополнительно скажу о кадрах. Рекомендации по переаттестации или приеме на работу при наличии сертификатов об уровне знаний (например, по сдаче теста TOEFL на знание английского) может давать только министерство. Инициатива области тут бы была чрезмерной. Но повышать квалификацию конечно нужно, заниматься самообразованием. Тем более что в целом кадровый вопрос в образовании очень сложный. Более 20% учителей — это пенсионеры. Люди, которые навряд ли будут учиться и повышать квалификацию по современным методикам. То есть надо создавать условия и для молодых педагогов. И если у города Днепр есть средства финансировать 175 школ, то, наверное, должны быть и средства реализовать специальные программы для поддержки молодых учителей.
Одно скажу точно – сегодня крайне необходимо провести работу над ошибками, проанализировать итоги ВНО-2017, 2016, 2015 годов, и если в некоторых школах существует тенденция к ухудшению качества образования, то тогда надо принимать кадровые решения».
Сергей Григорьев, кандидат физико-математических наук, директор лицея информационных технологий при ДНУ им. О. Гончара:
«У нас в городском совете есть группа, связанная с информационными технологиями, в состав которой входит Яника Мерило. К этой группе я подал предложения, на которые никак не отреагировали. И подал предложения в городское управление образование о том, что нужно сделать, чтобы образование города стало более качественным и оздоровилась сфера в целом. Но там проблема в том, что за год сменилось уже несколько руководителей, и только начинаешь доносить идеи одному, как сразу приходит другой, третий и т.д.
Суть предложений проста. Во-первых, серьезным шагом по решению проблем образования должна стать независимость учебных заведений. Самое первое — это должно быть освобождение школы от диктата управленцев. В условиях децентрализации оно не стало меньше, а стало больше. Все районные отделы образования ликвидировали, и это правильно. Но вместо этого собрали огромнейшее управление, и даже вопреки приказу министерства, по одному из основных видов деятельности — о воспитательской деятельности требуют отчеты.
Благодаря нашей позиции мы добились в городе того, что нами командуют, но при этом и разрешают делать так, как мы считаем нужным. В основном учебным заведениям это недоступно.
Также одна из главных проблем – централизованная система управления образованием. Есть государственные институты — министерства, академия педагогических наук и их институты, на которые тратятся огромные деньги. И вот они фактически нами руководят. И поверьте – это страшно разрушающая вещь. Они каждый год меняют стандарты обучения, программы. Они якобы выполняют научную работу, а на деле проводят эксперименты над сферой образования, из-за чего ее лихорадит. Единственное пока от них спасение – «держать лицо» и выбивать на местном уровне себе одобрение на некую самостоятельную учебную деятельность.
Далее — большим подспорьем в нашей работе являются наши родители. С ними тоже нужно строить систему взаимодействия. Подспорьем являются наши курсы, которые дают возможность быть более финансово самостоятельными, а значит, можем и предоставлять более качественное образование. Причем на курсах учится больше людей, чем учащихся в самом лицее. То есть востребованность огромная. Это обычные платные услуги, которые во многих школах почему-то не оказываются. А мы делаем.
Также мы построили огромную систему подготовки – начиная с 5-6 класса, дети готовятся поступать к нам. У нас есть специальные программы, чтобы их готовить, заинтересовать теми предметами, что у нас преподаются, заинтересовать поступать к нам. Этот опыт тоже стоит рассмотреть для подготовки профильных специалистов.
Следующее – электронный документооборот учебных заведений. У нас в городе есть три учебных заведения, которые имеют свои электронные адреса в собственной корпоративной системе. Сейчас должен осуществиться переход от электронной почты к работе на сайте электронного документооборота. Но чтобы внедрить это по всему городу… я бьюсь, бьюсь, но нас не хотят услышать. А налаживание правильного документооборота сделает более простой работу с отчетностью учебных заведений, сделает их работу более прозрачной и понятной. И меньше времени руководство школ будет тратить на бюрократию, больше на учебный процесс.
Кадры. Это страшно больная тема в любой части сферы образования. И то, чем наша сфера образования будет скоро уже убита напрочь. Сейчас введен стандарт, в соответствии с которым высшее учебное заведение, например, наш университет, не имеет права готовить профильных педагогов. То есть физики не имеют право готовить физиков для преподавания. Физиков, химиков, биологов будет готовить педагог, не имеющий опыта научной или прикладной работы в отдельной сфере. И второй стандарт – объединение всех предметов – то есть физика, химия, биология к примеру, будут объединены в некое «природоведение». Но это одна сторона. Этими же стандартами введены правила, в соответствии с которым если ты не имеешь педагогического образования по данному предмету, то ты вообще не можешь преподавать. Например – студент заканчивает магистратуру на отлично, поступает в аспирантуру, и если он придет ко мне, то я не смогу взять его на работу. То есть директорам школ надо дать свободу самим выбирать преподавателей на работу в свою школу. И при этом — минуя городское управление образования. Сейчас чиновники за нас решают, кто может, а кто не может быть учителем. Кого принимать, а кого не принимать. Это бред. Не хватает хороших информатиков – их педвузы почти не выпускают. А те, что выпускают – нам такие работники не нужны. И вот такая система попросту убивает не только такие лицеи, как наш, но и обычные школы. По этому вопросу я тоже внес свои предложения к властям.
По школам, в которых высвобождаются помещения из-за нехватки учеников (как в этом году, когда в некоторых школах было мало учеников в 11 классах). Эти помещения можно использовать под аренду для проведения подготовительных или специальных курсов. И это позволит части учителей заработать дополнительные деньги и одновременно повысить уровень образованности. Но этим школа сама заниматься не может. Вопрос аренды помещений в полном управлении города.
Наконец, вопрос мотивации преподавателей. В вопросе оказания качественных образовательных услуг нет почти никакой мотивации в виде дополнительной оплаты. У меня есть несколько ключевых преподавателей, которые обеспечивают высочайший уровень обучения. Но я при этом не имею права дать им двойную оплату. Есть ставки, по которым они должны получать «как все». Такая вот у нас ситуация. А из-за всех этих проблем и получаем соответствующие результаты».
Алексей Полторацкий, директор департамента образования и науки Днепропетровской областной государственной администрации:
«Не могу комментировать действия городского управления образования Днепра, и мы еще не анализировали результаты ВНО по Днепру. Если по-простому – надо учиться хорошо, и учителям работать лучше, а главное, выпускникам осознавать то, что в конце 11 класса им предстоит сдавать очень важное ВНО. По области, я считаю, надо объединять учебные заведения и укрупнять старшие классы. Это один из шагов повышения качества образования и один из шагов оптимального управления образовательной субвенцией. Чтобы дети в 11 классах, когда их мало, не смотрели друг на друга в непонимании, а была бы здоровая конкуренция детей одного возраста – это, кстати, тоже приведет к улучшению качества образования. Чем меньше детей в школе, тем дороже обходится школа местным советам. Высвобождается ресурс – имеем возможность к лучшему подбору и обучению кадров в образовании. А сейчас финансирование школ на 100% не выполняется никакими местными советами. Оттого и такие результаты в этом году.
По мотивации кадров – новым законом «Об образовании» будет предусмотрена добровольная аккредитация учителей, которая будет влиять на внеплановый рост зарплаты. Если учитель чувствует себя уверенным в том, что он знает лучше материал, чем другие, то проходит конкурсную процедуру и зарабатывает 20% надбавки к зарплате. Это предлагается министерством, но пока не проголосовано в Верховном Совете.
В сфере образования слово «подчиняется» губительно для автономности учителя и преподавателя, для их научной мобильности. Многие годы учитель был подведомственным ресурсом административной системы. Надо уходить к стандартам саморазвития, поощрения самообразования, качества преподавания. Довлеть административно — это прошлый век.
Рецепт для органов местного самоуправления простой:
«Создайте свободные условия для работы педагогического коллектива, школы как юридического лица. Создайте условия для преподавания и больше не вмешивайтесь».
Мы обратились за комментариями к начальнику управления образования Днепровского городского совета Светлане Баляй. Однако она, сославшись на загруженность в работе и потребность подготовиться к обсуждению столь важной темы, перенесла интервью на 28 августа. Тогда же мы и поговорим о результатах ВНО 2016/2017, о проблемах образования в Днепре и о том, с чем наш город подходит к новому учебному году. Следите за обновлениями на сайте.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Заниматься можно онлайн или офлайн в небольшой группе. Преподаватель, носитель языка, а первый пробный урок - бесплатно. Ответить | С цитатой