|«« | «« | »» | »»| |
31 октября отмечает свой полувековой юбилей главный памятник нашего города – Монумент Вечной Славы. Его величественный силуэт над Днепром знаком, без преувеличения, всем жителям и многим гостям нашего города.
Оказывается, памятник, торжественно открытый в 1967 году, имеет очень интересную историю. Впервые идея такого Монумента была высказана еще в 1945 году.
Почему от идеи монумента до реализации прошло больше 20 лет? Как менялись названия памятника? Какие варианты мест предлагались для памятника за 20 лет? Почему все-таки остановились на нынешнем месте над Днепром? Как открывали Монумент в 1967 году, и какие известные деятели участвовали в церемонии?
Эти и другие загадки нам откроет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Монумент Вечной Славы – самый знаковый памятник города на Днепре, посвященный теме войны и Победы, который стал символом коллективной памяти жителей об этом трагическом периоде нашей истории, - рассказывает Максим Кавун. - Каждый год 9 мая сюда направляются тысячи горожан, а церемония возложения цветов к Монументу Славы уже почти полвека является главным элементом празднования Дня Победы в нашем городе.
Мы привыкли видеть знакомый силуэт памятника - высокий обелиск с фигурой Родины-Матери над Днепром и Вечный огонь у его постамента. Официальная дата открытия монумента – 31 октября 1967 года. Однако памятник имеет и свою предысторию, полную загадок и перипетий, которая практически неизвестна на сегодняшний день. Самый известный военный памятник в городе изначально планировался совсем в другом виде и на других точках городского пространства. И только время расставило все на свои места.
История сооружения Монумента Вечной Славы полна «белых пятен»: почему от идеи до реализации прошло почти четверть века (с 1944 по 1967 годы) и почему идея памятника перемещалась в городском пространстве? Ведь он построен, наконец, на третьем по счету месте.
Начнем с того, что исторически менялось само название памятника. Изучая подробно этот вопрос, мне удалось выяснить, что впервые была высказана идея «Обелиска» в память освобождения Днепропетровска, потом планировалось построить «Колонну Победы», и только впоследствии был сооружен «Монумент Вечной Славы». И все эти памятники планировались в разных точках города.
В рамках послевоенного проекта восстановления центральной части Днепропетровска сразу было запланировано и сооружение памятного величественного монумента в форме обелиска. Место это, наверное, удивит сегодняшних горожан - недалеко от железнодорожного вокзала и рынка «Озерка».
В декабре 1945 года газета «Днепровская правда» сообщила, что архитекторы Б.И. Белозерский (главный архитектор города) и Т.И. Чуянов
«разработали обелиск 28-метровой высоты, который будет поставлен на пересечении осей проспекта К. Маркса и улицы Шмидта. Он будет вертикальным ориентиром встречать приезжающих в город. На фасаде обелиска размещена чугунная доска с приказом товарища Сталина. Этот приказ будет освещаться скрытым от глаз источником света. По бокам обелиска – скульптурные барельефы, а с тыльной стороны помещены слова из гимна: «Да здравствует созданный волей народов единый, могучий Советский Союз».
Имелся в виду приказ за подписью И.В. Сталина об освобождении городов Днепропетровска и Днепродзержинска в 1943 г. Обелиск этот, в конце концов, так и не появился, а отдельная доска с текстом приказа была установлена только в 1967 г. у входа в парк Чкалова (ныне Глобы) со стороны улицы Столярова.
Однако, как мне удалось установить, практически тогда же, в 1945 году, был озвучен и другой вариант размещения памятного сооружения - на самой высокой точке бывшей Соборной горы, на бульваре проспекта Карла Маркса, напротив «старого» корпуса исторического музея.
Еще в январе 1945 года городской совет Днепропетровска принял решение о программе на составление проекта реконструкции проспекта К. Маркса. Программа была предложена уже упоминавшимся главным архитектором города Б.И. Белозерским, где было четко определено «размещение мощного архитектурного скульптурного акцента, венчающего проспект Карла Маркса...».
Чуть позднее, в 1948 году, этот тезис лег в основу идеи «Колонны Победы». Историк архитектуры Олег Швидковский в книге «Днепропетровск» (1960) озвучил информацию, что
«предложение по планированию и застройке этой площади было сделано во время одного из конкурсов на архитектурно-планировочное решение проспекта Карла Маркса (1948) архитектором А. Малышенко (киевский «Гипроград»). Он предложил вместо сквера с высокой зеленью разбить посередине новой площади зеленый партер, установив в центре его памятную колонну Победы. Эта колонна, благодаря своему расположению на вершине холма и по оси проспекта, не только просматривалась бы в течение нескольких километров при движении вдоль главной улицы, но была бы хорошо видна и с Днепра».
Здесь стоит отметить, что идея устройства вертикальных доминант (величественных памятных обелисков или колонн) в честь Победы в центре крупных городов, была типична для послевоенных городов всего Советского Союза. Такие обелиски до сих пор украшают площади Санкт-Петербурга, Киева, Минска и других крупных городов.
Несмотря на декларацию аналогичной идеи в Днепропетровске, по непонятным причинам от реализации этой идеи позже отказались. Почему это было сделано? Этот вопрос еще ждет своего исследователя.
И только в середине 1960-х годов, накануне 20-летия Победы, идея сооружения военного монумента вновь всплыла на поверхность. Правда, немного изменила свое место. Тут необходимо учитывать исторический контекст эпохи.
Это было время бурного преобразования Днепропетровска в мегаполис, когда город начал разрастаться в размерах. На горизонте замаячила грандиозная застройка побережья Днепра к востоку от холма. Здесь зарождались «Мандрыковский» и «Лоцманский» массивы - будущий жилой массив «Победа».
Необходимо было предложить грамотное решение по оформлению нового отрезка главного проспекта, выходящего непосредственно к Днепру. Интересно, что до революции этот отрезок, от Лагерной улицы (нынешний проспект Гагарина), до Днепра, именовался «2-й Мандрыковский спуск». Екатерининский проспект (Яворницкого) в Екатеринославе начинался там, где сейчас находится танк. То есть, проспект сто лет назад был примерно на километр короче нынешнего!
И вот в 1960-е годы, руководствуясь уже двумя основными факторами (идея памятника и необходимость оформления нижнего участка проспекта), архитекторы вновь извлекли на свет Божий идею военного памятника. Только название он получил новое – вместо «Колонны Победы» - «Монумент Вечной Славы». По сравнению с вариантом 1940-х годов, колонна превратилась в обелиск, который «спустился» с вершины холма на два квартала ниже. И в результате гордо вознесся над Днепром.
На мой взгляд, изменение места расположения памятника совсем не выглядит как градостроительный проигрыш. Наоборот, получилось совершенно новое воплощение, грамотно увязанное с ландшафтом и существующей средой, ориентированное, прежде всего, на панорамное восприятие. Терраса вокруг Монумента стала одной из лучших смотровых площадок в городе: здесь видно акваторию Днепра и левый берег на добрый десяток-другой километров.
31 октября 1967 года состоялось торжественное открытие Монумента Вечной Славы. Авторы памятника – скульпторы Василий Иванович Агибалов и Михаил Федорович Овсянкин, архитекторы – Анатолий Александрович Максименко и Эрик Юрьевич Черкасов с участием инженеров института «Укргорстройпроект».
Перед сооружением Монумента был проведен соответствующий архитектурный конкурс. История эта обросла легендами. В архитектурных кругах города до сих пор как исторический анекдот рассказывают историю о том, что победителя якобы определил досадный случай: в зал, где были выставлены немало проектов, зашел «всесильный» тогда первый секретарь Днепропетровского обкома партии Алексей Федосеевич Ватченко и, увидев один проект, который не был прикрыт простыней, безапелляционно ткнул пальцем в него. Это и был позже реализованный проект харьковских художников.
Соответствует ли действительности указанный эпизод, судить не берусь. Скорей всего, это типичная история из прессы горбачевской перестройки (1985-1991 годов), когда все советское подвергалось осмеянию. Ватченко, при всех противоречиях своей личности, был неплохим руководителем, и вопросы, что говорится, с кондачка, не решал. А тем более, такой важный идеологический вопрос, как строительство главного городского монумента, украшения «кузницы кадров» при Брежневе. Кстати, Алексей Ватченко лично открывал Монумент, и даже… зажег Вечный огонь, подняв специальный факел.
С архитектурной точки зрения Монумент Вечной Славы унаследовал идеи и обелиска и колонны. Памятник представляет собой 25-метровый четырехгранный пилон, установленный на широкой основе и облицованый плитами розового гранита. На вершине пилона возвышается выполненная из титанового сплава фигура Родины-Матери. Она держит в правой руке факел как символ свободы, в левой – пальмовую ветвь как символ памяти. В нижней части пилона - горельефная группа из трех гранитных скульптур воинов, партизан и подпольщиков. Общая высота Монумента – 29,5 метров.
Памятник представляет собой не только отдельное вертикальное сооружение, а комплекс мемориальных элементов. В композицию входят также две горизонтальные стелы из блоков красного гранита, содержащие накладной текст из нержавеющей стали:
«Воинам, партизанам, подпольщикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. от благодарных днепропетровцев»,
и слова из реквиема Роберта Рождественского:
«Люди! Покуда сердца стучатся – помните, какою ценой завоевано счастье… Помните!».
Монумент Вечной Славы за полвека практически не претерпел каких-либо изменений. Единственное исключение – в 2017 году, в рамках кампании «декоммунизации», с боковой части постамента было снято изображением серпа и молота.
Статуя Родины-матери, венчающая Монумент Вечной Славы – не просто абстрактное изображение. Оказывается, лицо статуи имеет своего прототипа. Это медицинская сестра, почетный донор СССР (!) Валентина Аксентьевна Азарова.
Причем «героиней» монумента девушка стала случайно. Вот как об этом рассказывала газета «Днепр Вечерний» в мае 1989 года:
«Валя только приехала из Золотоноши – и сразу к маме. Мама работала в трамвайном депо № 3. Только его только недавно открыли, и в просторном ангаре группа скульпторов оборудовала мастерскую. Когда Василий Иванович Агибалов увидел Валентину, он будто даже с обидой сказал: «Где же это вы пропадали столько времени. Мы целый месяц носимся по городу и ни одной дивчины с косами найти не можем! А вот посмотрите, пожалуйста! И Валя увидела на столе гипсовую фигурку девушки, и ей показалось, что чем-то неуловимым эта девушка похожа на нее…
Она позировала три месяца. В самом начале сколько пришлось переплетать косы, пока они легли, «как надо». Очень уставала рука, поднятая вверх. И тогда ее просто подвязывали. Сорочку украинскую, в которую по замыслу скульпторов она должны быть одета, брали «напрокат» в театре им. Шевченко».
Валентина Аксентьевна стала медицинской сестрой, почетным донором. Вырастила двух сыновей, стала бабушкой трех внучек и внука.
«Когда ее мальчики, ее сыновья, в дни своих свадеб садились с невестами в машину, оба шутили «Едем к маме». И машина, украшенная цветами и лентами, отправлялась к Вечному огню у Монумента Вечной Славы».
Перед постаментом Монумента устроен Вечный огонь. Интересно, что в день открытия Монумента, 31 октября 1967 года даже церемония зажжения Вечного Огня была продумана до мельчайших деталей в соответствии с тогдашней идеологией. Огонь был доставлен сюда
«как священная часть Вечного огня Революции, что негасимо горит возле центральной проходной старейшего промышленного предприятия - завода имени И. Петровского» (из брошюры В. Пименова 1983 г.).
У проходной «Петровки» сначала состоялся специальный митинг, возглавил который известный деятель, тогдашний руководитель города, председатель исполкома городского совета Е.В. Качаловский (позднее он руководил всей Днепропетровской областью). Герой Советского Союза генерал-лейтенант запаса И.Ф. Дремов зажег факел и затем доставил его на бронетранспортере в сопровождении почетного эскорта мотоциклистов к Монументу Славы.
А здесь состоялся торжественный митинг по случаю открытия Монумента. В нем приняли участие, кроме уже упомянутого руководителя области А.Ф. Ватченко, первый секретарь горкома партии А.А. Уланов, старший прокатчик завода им. К. Либкнехта, Герой Социалистического Труда Е.А. Быков, генерал запаса И.Ф. Литвиненко, Герой Социалистического Труда С.И. Переяславский, известная подпольщица, будущая почетная гражданка города Н.А. Сарана, студентка ДГУ Елена Патока. После открытия была введена в действие аудиоустановка, диктор читал «Реквием» (слова Р. Рождественского, музыка Д. Кабалевского), звучали торжественные мелодии. Кстати, использование аудиоустановки здесь во время массовых мероприятий стало традицией и продолжается и сейчас.
Сразу после возведения Монумента Славы в городе сформировалась традиция торжественного шествия тысяч жителей и возложение цветов сюда каждый год 9 мая. Начиная с 1967 году, с утра 9 Мая обязательно происходило торжественное возложение цветов к Вечному огню. Его возглавляли руководители города и области, ветеранских организаций. Затем до самого вечера к памятнику шли тысячи горожан и несли цветы. Эта традиция пережила «лихие девяностые» сохраняется до сих пор.
- Для меня и моей семьи наш Монумент имеет особое значение – рассказывает Максим Кавун. - Мой дед, начальник штаба полка, Федор Кавун, пропал без вести под Харьковом в июле 1942 года. Он погиб в мясорубке на Барвенковском выступе. Целые десятилетия наша семья искала какие-либо сведения, но безуспешно. У моего деда нет могилы. Поэтому такой условной могилой стал Монумент Славы. И каждый год, 9 мая, мы с отцом возлагали букет цветов к памятнику, а сейчас, после ухода отца из жизни, сюда обязательно прихожу я. Думаю, эта история общая для многих жителей нашего города.
Нужно отметить, что с каждым годом, несмотря на все перипетии, тысячи людей по-прежнему идут с цветами к Монументу, чтобы отдать дань памяти. На мой взгляд, как бы ни менялись оценки того времени, как бы ни называли ту войну, вопрос не в политике и идеологии, а в уважении к памяти наших предков, человеческом отношении к памяти погибших.
Следует также отметить, что практически сразу после открытия Монумент Вечной Славы стал одним из любимых символов на сувенирной продукции города. Уже с конца 1960-х годов его стали часто изображать на гравюрах, в путеводителях, на открытках. Изображение Монумента Славы помещали на почтовых конвертах, значках, сувенирной продукции.
- На мой взгляд, ни один объект в Днепропетровске не был так широко представлен в сувенирной продукции, как Монумент Славы – говорит Максим Эдуардович. - В моей коллекции «собралось» около двух десятков предметов, где был бы изображен этот памятник. И это не предел. Каждый год обнаруживаются еще несколько предметов.
Изображение Монумента Славы, например, можно увидеть на перекидном металлическом календаре конца 1960-х годов. Такие календари были тогда необычайно популярны, а сейчас считаются редкостью. Да что там календарь! В 1970-е годы были изготовлены сувенирные шахматы, на крышке которых изображен этот памятник, и, даже… открывалка для крышек с силуэтом памятника.
Особенно широко представлен Монумент Славы был на сувенирах к 200-летию Днепропетровска, который отмечали в 1976 году. Здесь и почтовый конверт со спецгашением, и несколько значков, и специальная бронзовая медаль в память городского юбилея, где центральным элементом изображения снова выступает Монумент. Существуют несколько памятных медалей и значков к годовщинам освобождения города 1970-1990-х годов, где центральным элементом изображен силуэт Монумента Славы. В 1995 году изображение Монумента украсило эмблему днепропетровского метро.
***
Возведенный над Днепром полвека назад Монумент Вечной Славы и сегодня является наиболее уважаемым военным памятником среди жителей города. Несмотря на весь прошлый идеологический пафос, Монумент Славы действительно стал для горожан одним из выдающихся символов второй половины XX века и сегодня продолжает сохранять свое значение в сакральном и культурном пространстве города на Днепре», - завершает Максим Кавун.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Мастеры советского производства выбрали лучшие гранитные плиты, которые превращаются в идеально гладкую поверхность при намокании. Гениально! Ответить | С цитатой
Очень много ошибок в тексте, к сожалению. Ответить | С цитатой