В прежнем виде колокольню знаменитого Свято-Троицкого собора в Новомосковске можно уже и не увидеть. Во время реконструкции ее разбирают до основания.
Об этом сообщил известный любитель истории, искатель, житель Днепра Александр Домбровский, разгадывающий загадки древности и знакомящий с ними на своем сайте.
Как уточнили Городскому сайту в Днепропетровской епархии УПЦ, колокольня собора разбирается в ходе проводимой в соборе не первый год реконструкции. Ее изношенные и прогнившие элементы будут заменены на новые, после чего колокольня будет восстановлена в прежнем облике. Работы на колокольне планируют завершить в 2018 году.
Александр Домбровский напоминает историю этого шедевра деревянного зодчества, построенного без единого гвоздя:
«Запорожские рыцари начали строить его еще в 1773 году, за два года до разрушения Екатериной II их Сечи, а завершили через пять лет. Хорошо знал историю Дмитрий Яворницкий, образ которого ввел в свой роман Олесь Гончар.
Задумав строительство, казаки собрались на совет и заслушали замечательного мастера из Новой Водолаги Акима Погребняка. Некоторые исследователи безосновательно называют его самоучкой, хотя это был опытный архитектор, прекрасно знал и классическое, и народное зодчество. До появления в Новоселице, как тогда еще назывался Новомосковск, мастер возвел не один деревянный храм на родной Слобожанщине, в частности, в Мерефе, где родился кошевой атаман Иван Сирко. Погребняк предложил участникам совета несколько проектов, но сечевикам всего пришелся по душе величественный собор с девятью верхами, увенчанными куполами с крестами. Возводили храм не по чертежам, а по макету высотой аршин с четвертью, который народный умелец изготовил из кураги.
Сооружали собор из вековых дубов, которыми тогда было богато побережья Самары. Строганные четырехгранные балки скрепляли дубовыми нагелями, а не железными гвоздями. И не потому, что «неправильно в храме Спасителя, распятого на кресте и прибитого к нему гвоздями, крепить дерево железом», а потому, что оно быстро ржавеет, а через это конструкции слабеют. Вырастая, собор все больше поражал грандиозной монументальностью, изысканной стремительностью и легкостью форм.
Всевозможных тайн и загадок собор таит в себе немало. Особое удивление вызывают у всех девять четырехярусных башен. Они поставлены по три в линию, вместе образуя треугольник. Средние башни в рядах выше боковые, а главная из них еще выше. Зодчий так уравновесил их, что они сами служат опорой друг другу».
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |