Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вт, 12 ноября 2024
22:22

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Две жизни Каменского костела

Две жизни Каменского костела

16 ноября 2017 года Верховная Рада сделала 25 декабря выходным днем. Как известно, в этот день празднует Рождество римско-католическая церковь, которая существует и в Каменском.

120 лет назад, в 1897 году, в Каменском, по инициативе первого директора-распорядителя Днепровского завода И.Ясюковича, был построен костел Святого Николая. Храм видел окончание XIX-го столетия, пережил тяжелое XX-е и вошел в XXI-е. Шли войны, вспыхивали революции, менялся политический строй. На долгое время костел был закрыт как «контрреволюционное» заведение. Но он пережил враждебную к нему власть, в нем возобновились службы, и сегодня костел вновь является местом, куда за духовным очищением приходят люди. И даже если оставить в стороне вопросы веры, костел представляет собой великолепный памятник неоготической архитектуры и является одним из зданий-символов Каменского, подобно Прометею, дому со шпилем и т.д. О перипетиях жизненного пути католического храма и повествует данная публикация.

Почему Святой Николай?

И католический костел, и православный собор в нашем городе носят имя одного и того же христианского святого. Костел Святого Николая и православный Свято-Николаевский собор были наречены так в связи с событием, произошедшим не на территории современной Украины, и даже не на территории Российской империи. Событие произошло в далекой стране самураев, якудза и ниндзя.

В ноябре 1890 г. будущий Российский Император Николай II, которому на тот момент было 22 года, отправился в путешествие. Оно длилось десять месяцев, на протяжении которых царевич посетил ряд стран Европы и Азии. Тем не менее, на шестом месяце путешествия, в апреле 1891-го, произошла определенная неприятность. Она могла окончиться гораздо хуже, но смерть решила подождать. Николай прибыл в Японию. В городе Оцу, когда русский царевич ехал в коляске, ведомой рикшей, на него бросился человек, вооруженный саблей. Именно этому человеку – полицейскому по имени Цуда Сандзо – было поручено охранять улицу, по которой ехали Николай и два принца – японский и греческий. По какой причине Сандзо напал на царевича – неизвестно. Возможно, это было осложнением длительного внутреннего конфликта – Цуда, рожденный в самурайской семье, принимал участие в подавлении восстания самураев в 1877 г. Целясь в голову, Сандзо нанес Николаю удар саблей, но тот в данный момент развернулся и удар пришелся вскользь. Сандзо нанес еще один удар, но он также оказался скользящим, и царевич, выскочив из коляски, бросился бежать. Террорист помчался за ним, но его задержали.


Николай серьезно не пострадал, но потерял много крови. Покушение на царевича всколыхнуло всю Российскую Империю. Оно произошло накануне праздника Перенесения мощей святого Николая из современной Турции в итальянский город Бари, и сразу после покушения И.Ясюкович выступил с инициативой постройки в Каменском двух христианских храмов: православного и католического, соединив в них имя святого Николая (почитаемого как в православии, так и в католичестве) с именем царевича Николая. Таким образом, канун праздника и одинаковое имя у святого и царевича стали поводом для названия костела и церкви в честь Святого Николая.

Возведение храма

Решение построить костел и церковь было принято на собрании рабочих, мастеров и служащих Днепровского завода, и Ясюкович лично возглавил строительный комитет церкви и такой же комитет костела.

Церковь, рассчитанная на одновременное посещение 2 тысяч человек и с бюджетом строительства 190 тыс. рублей, была построена в 1894-м – через 5 лет после пуска предприятия. Спонсорами строительства стали работники завода плюс его собственники – Правление ЮРДМО (Южно-Русское Металлургическое Общество).

В 1898-м состоялась первая служба в построенном костеле. Его спонсорами выступили 600 работников завода, исповедовавших католицизм (перечисляли 1% зарплаты ежемесячно), при участии Правления ЮРДМО. Костел с бюджетом строительства 120 тыс. рублей был рассчитан на одновременное присутствие 500 человек.

Здание католического храма проектировал и наблюдал за его постройкой архитектор Станислав Харманский. С высоты птичьего полета костел представлял собой лежащий на земле латинский крест. Высота каждой из двух его башен составляла 33 метра. Внутри костела находилось большое деревянное распятие, иконы, статуи святых (включая Святого Николая), мраморная скульптура девы Марии, орган, дубовые скамьи для прихожан и т.д. По специальным водонагревательным каналам, проложенным в толще стен, храм обогревался в зимнее время теплым воздухом от печи, расположенной под костелом.

Строительство храма началось в 1895-м, через год после окончания строительства православной церкви. 17 сентября освятили первый краеугольный камень, и ровно через два года – в сентябре 1897-го, костел был построен. Тем не менее, его торжественное открытие состоялось лишь через 8 месяцев – 14 мая 1898-го.

Воинствующий атеизм

С развитием деятельности Днепровского завода росло, за счет приезжих, число жителей села Каменского. В 1913-м, Накануне Первой мировой войны, население Каменского насчитывало 40,4 тыс. человек. В их числе было 14,1 тысячи поляков, исповедующих католицизм. В том же году в Каменском с размахом отметили 25-летие деятельности Днепровского завода и деятельности его первого директора-распорядителя Игнатия Ясюковича. А через год началась Первая мировая война, и в этом же году умер Ясюкович. В январе 1918-го в Каменском была установлена Советская власть. Однако с апреля по ноябрь того же года Каменское оккупировали австро-венгерские войска. В 1919-м на территории Украины действовали шесть армий (украинская, большевистская, белая, Антанты, польская и анархистская). За год Каменское семь раз переходило из рук в руки.


Когда город заняли большевики, они, в числе прочих, приговорили к расстрелу и настоятеля католического костела ксендза Мицкевича. Но священнику во время этапирования удалось бежать. Власть в Каменском опять поменялась, но ненадолго – 1 января 1920-го она вновь перешла к красным. Помня, как они правили в прошлый раз, множество специалистов предпочли уехать. Число работников Днепровского завода сократилось на 10 тысяч по сравнению с 1917 годом. В 1921-м Каменское пережило голод и эпидемию тифа. Национальный и религиозный состав населения менялся в сторону уменьшения поляков и католиков, уезжавших в Польшу. Приход костела сократился, но храм продолжал функционировать. Костел потерял 90% прихожан, его обложили большим налогом, а позже – фактически объявили имущество костела принадлежащим Советам. И все же храм еще действовал. Пока. До 1929 года, когда для костела наступили печальные времена – Советская власть активно принялась за воплощение в жизнь политики воинствующего атеизма.

Кампания по закрытию религиозных заведений Каменского – костела, церкви, синагоги и кирхи – проходила с широким привлечением рабочих масс и СМИ. Беседы с рабочими на заводе, где собирали подписи о закрытии храмов, антирелигиозные собрания, охватившие 20 тысяч человек, антирелигиозные вечера́ и гуляния, антипасхальный карнавал, в котором участвовали 6 тысяч человек, – все эти мероприятия подготавливали почву к более радикальным шагам. «Церкви, костелы, синагоги и т.д. – это трибуны, откуда раздается контрреволюционная агитация, – писала рабочая газета «Дзержинец». – Пойдем и мы в культурный поход против агентов капитализма: попов, ксендзов, раввинов. Выгоним их из их последнего убежища, закроем церковь, костел, синагогу, кирху, превратим эти убежища в культурные очаги. Против религиозных организаций – тормозов социалистического строительства!»

Судьба храмов была решена. Сбор подписей относительно их закрытия дал следующие результаты: из 46 тысяч 451 жителя Каменского, 23 тысячи 871 из которых обладают правом голоса, было собрано 20 тысяч 560 подписей за закрытие храмов.

Вышло соответствующее постановление, и 10 декабря 1929 г. закрыли синагогу. 11 декабря – православный собор (естественно, наряду с вывозом всего церковного имущества). 12 декабря закрыт костел. 13 декабря – кирха.

Настоятелю костела, отцу Якову Розенбаху, как «участнику контрреволюционной организации», присудили 5 лет лагерей и отправили на Соловки. В его камере, размером 4×2 метра, сидело 23 ксендза, но и здесь они ежедневно умудрялись проводить богослужения, завесив окно плащами, чтобы не было видно со двора. Кто-то из ксендзов был римо-католиком, кто-то – греко-католиком, но в камере все противоречия двух различных церквей стерлись. Из лагеря Розенбах освободился в 1932-м, но через 5 лет вновь был арестован. Его объявили «агентом польской и немецкой разведок» и расстреляли в 1938-м.

В закрытом Каменском костеле устроили клуб танцев и скинули кресты с башен. Говорят, что человек, срезавший кресты, погиб через три дня на производстве. Случайность? У еще одного, ударившего ногой фигуру Христа, отнялись ноги.

Позже на месте крестов на башнях костела появились советские звезды, а в помещении показывали кино, была библиотека и любительский театр. Во время Второй Мировой в подвалы костела свозили со всего города детекторные приемники – власть не хотела, чтобы люди знали правду с линии фронта и поддавались панике. Сам же костел был превращен в призывной пункт военкомата, откуда защищать Родину отправлялись мужчины. Во время оккупации города фашисты устроили в костеле штаб понтонщиков с полевой кухней и лошадьми. Тем не менее, немцы разрешили католикам проводить богослужения, но не в костеле, а в частном доме по ул. Красноармейской. Право на совершение богослужений дали также православным и баптистам. Когда вернулись наши, в костеле вновь основался военкомат. Позже там поселился лекторий общества «Знание», потом – «университет марксизма-ленинизма». Позже были – склад фирмы «Мебель», мастерские художественного фонда, морская школа, планетарий, «ДОСААФ»…

Возрождение

В 1989 году, когда началась история восстановления костела, он представлял собой изуродованное здание, из стен которого росли деревья, кладка имела трещины шириной в руку, во дворе валялись кучи мусора, металлолом, автопокрышки. С левой стороны храма была сооружена металлическая эстакада, для заезда автомобилей в костел через окно. К центральному входу прилепилась пристройка с вывеской «Кооператив «Дизайн».

Именно в таком состоянии здание католического храма бросилось в глаза будущему городскому писателю Александру Слоневскому. В ту пору он работал оператором в сортопрокатном цехе ДМК и предложил написать статью о костеле в заводскую газету «Знамя Дзержинки». Редакция газеты приняла предложение, и статью Слоневского «Дорога к храму, или Хроника одного варварства» опубликовали. В газету звонило множество людей, благодарили за интересный материал, несмотря на его щекотливую для советских времен религиозную тематику.

Далее созданная инициативная группа по спасению костела, в которую вошли А.Слоневский, директор музея истории города Н.Цыганок, директор музея истории ДМК М.Васильев, завотделом культуры горисполкома Е.Фесун, начали делать первые шаги в направлении восстановлении костела.

Эти шаги со временем привели Слоневского в кабинет директора ДМК Юрия Борисова; Слоневский же в то время, продолжая работать оператором сортопрокатного цеха, был избран депутатом горсовета. Борисов взял в руки фотографии католического храма, покачал головой, но параллельно спросил: «А кто сказал, что я буду вкладывать деньги в восстановление костела?» Еще пара фраз, и Слоневский собрался уходить. «Подожди, – сказал Борисов, – я не сказал, что буду вкладывать деньги, но и того, что я не буду вкладывать, я тоже не сказал. Приходи в среду. Сходим вместе в костел».

Директор ДМК Юрий Борисов 1939-2016 гг.
Директор ДМК Юрий Борисов 1939-2016 гг.
Осмотрев в среду здание костела, Ю.Борисов признался, что он сам – немного строитель, определил на глаз план ремонта и пообещал помочь деньгами, но при условии – делать это он будет для костела. То есть, в храме не должно быть тех, кто опять намусорят, – ДОСААФ, вулканизаторщиков и т.д. И еще – у костела должен быть хозяин.

В 1991-м на сессии горсовета депутаты признали костел памятником истории и архитектуры местного значения. Вначале 1992-го в Днепродзержинск приехал польский священник Мартин Янкевич, ставший настоятелем костела. Начали проводиться первые службы для еще немногочисленной паствы. В том же 1992-м облисполком утвердил постановление «О регистрации в Днепродзержинске римско-католической общины и разрешении на передачу ей культового сооружения по ул. Коваленко, 3 (т.е. костела)». Так у католического храма появился его истинный хозяин – католическая община. Теперь можно было снова обращаться к Борисову.

В кабинет директора А.Слоневский пришел в сопровождении ксендза. В руках у них была бумага, в которой они просили выделить костелу 200 кг швеллера и 50 кг листового металла. Борисов рассмеялся: «50 килограмм? Да меня засмеют! Переписывайте. Швеллера проси́те – 10 тонн, стального листа – 3 тонны; труб – 2 тонны. Об остальном – поговорим позже. Ну и помолитесь за меня…» Так началась помощь ДМК католическому храму. Помощь – реальная и неоценимая. Предоставив вышеперечисленное, комбинат вывез из костела мусор, прислал батареи отопления, стальной уголок, прут, балку, лес, кирпич, доски, стекло, медь, заасфальтировал дорожки и выделил денежные средства.

Помогли средствами также горисполком, наряду с Заводским райисполкомом. Предоставили материалы «Метиз», «Днепровагонмаш», Мебельная фабрика, «Дзержинкстрой» и др. Деньгами помогали также зарубежные церковные фонды и городские бизнесмены – верующие и неверующие.

Юбилей

В конце концов из костела нехотя убрались ДОСААФ и кооперативы. А в 1997-м торжественно отмечали столетие храма. 6 декабря 1997-го, в день святого Николая по римско-католическому календарю на башнях костела развевались два флага – украинский и ватиканский. Между башнями висела огромная вывеска: «100 лет». На праздник, помимо уже разросшейся паствы, прибыли посол Польши, епископ, 15 ксендзов, монахи. Принес в подарок икону Святого Николая настоятель православного Свято-Николаевского собора отец Александр Свидунович. Приехали мэр города Василий Швец и различные руководители. На празднике присутствовали более 500 человек – в костеле, как говорится, негде было упасть яблоку.

Епископ освятил стены частично восстановленного храма, началась литургия, зазвучала музыка, хор запел «Ave Maria»…

Эта история закончилась хорошо. Вернее, не совсем закончилась – костел все еще нуждается в реставрации. И все же огромная работа была проделана: храм вернули верующим, здание привели в приемлемый порядок, руку помощи протянули многие неравнодушные люди.

P.S.

С момента начала восстановления храма прошла уже четверть века. Многих, кто принимал участие в его возрождении – как руководителей, так и простых смертных, отдававших себя работам в костеле, уже нет в живых. Другие – постарели, но немало из них до сих пор приходят в храм на воскресные мессы. Дети из соседних домов, которые в начале девяностых прибегали в полуразрушенный костел просто поглазеть, а затем – посидеть на службе, уже стали взрослыми; кое-кто из них сам поступил в духовную семинарию, а после – стал католическим священником. Жизнь идет. А по ее дорогам идут люди. Каждый из них оставляет свой след и, уходя, что-то забирает с собой. Хорошо, когда есть что забрать. Потому что забирают лишь то, что было отдано при жизни; то, что было сделано не для себя. В этом контексте, всех, кто 25 лет назад приложил руку к возрождению костела, можно считать по-настоящему особенными людьми. Людьми, которых, безусловно, вознаградит Тот, кому служат в восстановленном ими храме.

При написании статьи использована информация из книги А.Слоневского «Жизнь. Смерть. Воскресение».

Gorod.dp.ua на Facebook.

Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами
•  У Дніпрі виходять на лінію перші сім трамвайних вагонів з Лейпцига (28)

•  Перемога Трампа в США: чого очікувати Україні і Дніпру (опитування) (17)

•  Якщо уряд забере у Дніпра 3,3 млрд грн, місто втратить можливість відновлювати будинки і школи після обстрілів рф (10)

•  У Дніпрі від 7 листопада стартує другий етап ремонту трамвайного переїзду на перехресті просп. Лесі Українки та бульв. Батальйону Дніпро. Як ходитиме транспорт (9)

•  Колекціонують сміття та нападають на сусідів: у Дніпрі мати з сином тримають у страху весь під’їзд (9)

•  Чи всі мешканці забезпечені теплопостачанням? (7)

•  На житловому масиві Перемога демонтують відомий ринок «Кодак» (6)

•  У відкладах Каховського водосховища виявили небезпечні пестициди та канцерогени (5)

•  Сморід та купи непотребу поруч із баками: мешканці Дніпра скаржаться на проблеми зі сміттям (5)

•  У Кам’янському посадовиця коледжу брала по 1000 доларів зі вступників (5)


* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
54
долгожителя проживает в Днепропетровской области. 47 женщин и 7 мужчин, отметивших свое 100-летие.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте