С начала года в стране реформируют дорожную отрасль. В итоге ямочный ремонт отменят.
1 января в Украине децентрализовали дороги и заработал Дорожный фонд. "Укравтодор" передал большую часть автомобильных путей облгосадминистрациям. Раньше правительство выделяло на дороги остатки госбюджета, теперь работает отдельный фонд, из которого будет финансироваться строительство и ремонт дорог. Сколько украинцам осталось ездить по ямам, узнавал сайт "Сегодня".
"Укравтодор" не отвечает за ремонт всех путей. 250 тыс. км – это улицы и дороги населенных пунктов. Их должны ремонтировать местные власти. И если автомобиль получит повреждение из-за ямы в населенном пункте – можно идти в суд и требовать компенсацию.
Еще 170 тыс. км – дороги общего пользования. Это трассы, которые соединяют населенные пункты. Дороги общего пользования в Украине делятся на международные, национальные и местные.
"Укравтодор" передал местные дороги регионам. Это 123 тыс. км, и теперь за них отвечают облгосадминистрации. Ведомство отвечает только за остальные 46,9 тыс. км.
Дорожники ремонтируют трассы за счет Дорожного фонда, а он наполняется из акцизного сбора, ввозной пошлины на нефтепродукты, импортные машины и шины. Пока в фонд поступает половина этих налогов. С 2019 года на трассы направят 75%, в 2020 году – 100% средств. Для сравнения, в этом году в фонде будет 33 млрд гривен. В 2020 – 75,9 млрд грн.
60% средств из Фонда идет на дороги государственного значения, за которые отвечает "Укравтодор". 35% – на трассы местного значения. Местные власти сами решают, какие дороги лучше отремонтировать в первую очередь. Еще 5% из Фонда идут на финансирование мер безопасности на дорогах.
Всего до 2022 года на дороги потратят 300 млрд грн, говорит премьер-министр Владимир Гройсман. Этой суммы хватит, чтобы отремонтировать более 50% дорог, считает он.
В Европе треть новых дорог – цементобетонные. В Украине таких трасс – 1,4%. При этом для строительства и ремонта асфальтобетонных дорог нужен битум. Украина его импортирует из Беларуси и России, хотя материалы для цементобетонного дорожного покрытия производятся в Украине.
По стоимости бетонные дороги не дороже асфальтных. Но обслуживать их на 40% дешевле. Новой асфальтной дороге нужен профилактический ремонт, еще через шесть – капитальный. Бетонную дорогу нужно ремонтировать только через 20 лет.
На дороге Киев-Ковель-Ягодин уже есть 150 км из цементобетона. Еще 24 км – по маршруту Киев-Чоп. С 2003 года этот участок ни разу не ремонтировали – в этом нет потребности.
К тому же, такие дороги выдерживают больший вес, чем асфальт. А в темное время суток цементобетон лучше отражает свет, тогда как асфальтобетон его поглощает. По устойчивости и сцеплению с дорогой бетон также более стабильный материал, чем асфальт. К слову, взлетные полосы аэродромов делают из цементобетонна, а нагрузки там выше, чем на автодорогах.
Дело в том, что дороги после капитального ремонта сдаются в эксплуатацию – их принимает госкомиссия. Госконтроля после текущего среднего ремонта нет – качество работы проверяет заказчик, например, областная служба автодорог.
При этом дорога после ремонта участками прочнее не становится. Большинство трасс в Украине построили в 60-90-х годах по старым нормативам. Они рассчитаны на нагрузку в 7,5 тонны на ось, сегодня же норматив нагрузки в Украине – 11,5 тонны.
От ямочного ремонта планируют отказаться в 2020 году. Такой ремонт относиться к аварийному. Но в Украине большинство дорог ремонтируют ямочным ремонтом. Отказаться от ямочного ремонта – одна из задач "Укравтодора". Но пока не хватает денег на полноценный ремонт, латание ям позволяет обеспечивать безопасность на дорогах.
От текущего среднего ремонта в Украине планировали отказаться раньше, с введением нового классификатора в 2018 году. Но, как и полный запуск Дорожного фонда, решение отложили до 2020-го.
Платная дорога обычно короче на 50-100 км из одного пункта в другой, и на автобане разрешается более высокая скорость движения.
При этом концессионная дорога может строиться только параллельно существующей бесплатной альтернативе. Законодательно в Украине разрешено строить дороги частным инвесторам.
Строительство платной дороги выгодно, если по маршруту в сутки проходит не меньше 20 тыс. автомобилей. Такой трафик есть только возле городов-миллионников.
Концессионные дороги – это небольшие трассы, поскольку их строительство дорогое. Например, в Украине сейчас рассматривают два варианта платных дорог: Киев-Белая Церковь и Львов-Краковец. По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, платные дороги в Украине начнут строить не раньше 2019 года. Примерная стоимость проезда по платной трассе будет 4,5 евро.
Автор: Виталий Андроник
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |