|«« | «« | »» | »»| |
19 сентября исполнилось ровно 70 лет с того дня, как в нашем городе был открыт «Областной ипподром». Теперь он не существует, и не многие помнят место, где он находился. До этого места скачек и бегов существовали и в старом Екатеринославе, причем последовательно в двух местах.
Городской сайт решил рассказать о том, как развивался спортивный и игровой интерес к лошадям в нашем городе.
Когда возникли скачки в Екатеринославе? В каком месте они проходили? Когда был основан первый ипподром в нашем городе? Где он располагался, как был устроен? Как проходило открытие, чьи лошади принимал участие? Какова история ипподрома в Днепропетровске? Как открывали его после войны, и сколько лет он существовал?
На эти вопросы постарается ответить давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Скачки в Екатеринославе возникли только в первой половине XIX века, - рассказывает Максим Кавун. - До этого времени молодому городу особенно не было дела до такого вида развлечений. Жизнь была сложной, город медленно становился на ноги. В истории провинциального Екатеринослава хватало примитивных развлечений – ярмарки, вертеп, заезжие театральные труппы. Для размаха, с которым обычно проводятся скачки, поначалу не хватало ни финансов, ни фантазии.
Однако ближе к середине XIX века Екатеринослав все-таки созрел для скачек. В 1829 году в городе было учреждено «Общество скакового и рысистого бега». С тех пор ежегодные скачки были приурочены к Петропавловской ярмарке 29 июня, самой роскошной в Екатеринославе (всего в городе проходило ежегодно от 4 до 6 ярмарок). Сохранились сведения, что «еще крымские татарские мурзы приводили в Екатеринослав на состязания своих степных скакунов».
Скачки проводились в пустынной местности к юго-западу от тогдашнего центра Екатеринослава. Сейчас трудно представить, что город заканчивался на линии проспекта Пушкина. Скачки проводились в разных местах, от линии проспекта Поля (бывший Кирова) до Цыганской площади (сейчас - начало улицы Рабочей).
Скачки вошли не только в историю города, но и в топонимию! Улица, где проходили скачки, впоследствии получила название Скаковой. Затем с 1913 года улица называлась Романовской, в советское время была переименована в Свердлова, а с 2015 г. – это улица Антоновича.
Самое яркое упоминание о скачках в Екатеринославе находим в «Воспоминаниях Порфирия Яненко» . Они были опубликованы в газете «Екатеринославский юбилейный листок» в 1887 году. Автор описывает свою жизнь в Екатеринославе с 1840-х годов.
Вот как описывает Порфирий Яненко тему скачек:
«Противоположная сторона Скаковой улицы, до Цыганской площади, на которой предположено устроить церковь [церковь внизу ул. Рабочей – примечание Максима Кавуна], еще долго представляла сплошную степь с выгонной городской землей. Эта открытая местность каждому известна и замечательна тем, что здесь ежегодно на Петра и Павла, при крепостном еще праве и богатстве помещиков, устраивались скачки с призами от государственного коннозаводства. Сюда являлся весь мир, вся знать и аристократия не только местные, но и со всех стран приезжавшие на ярмарку, здесь масса была богачей коннозаводчиков, любителей и ценителей лошадей; особенно были известны призополучатели помещики: Евецкий, Герсеванов, Богданович и Нечаев».
Названные фамилий помещиков – это древние и уважаемые дворянские роды Екатеринославщины. Скачки сопровождались весельем и загулом, употреблением в большом количестве горячительных напитков. Порфирий Яненко продолжает:
«Мне кажется, что если бы выпитое после скачек шампанское вылить на место, где были скачки, то, в виду наклонений этой местности к городу, залило бы город. Впоследствии и эта замечательная пустыня по настоянию губернатора графа Сиверса была продана под постройки… и так составилась застроенная Скаковая и Елисаветградская улицы».
Это современные улицы Антоновича и Савченко. Сейчас в этой довольно унылой местности ничего не напоминает о скачках и загулах помещиков Екатеринослава.
Прошло несколько десятилетий… Отменили крепостное право (в 1861 году), начали исчезать «старосветские» помещики, а интерес к скачкам и бегам сохранялся. В 1911 году был торжественно открыт новый Екатеринославский ипподром.
Новое место для бегов и скачек выбрали на западной окраине города – приблизительно в километре на юг от современного тупика 4-го трамвая. Город заканчивался в этом месте. Дальше начиналась голая степь. От тупика трамвайной линии были устроены конные линейки. Ипподром соседствовал с конным рынком.
Тема скачек и бегов широко освещалась в екатеринославской печати. Открытие ипподрома тоже попало в местную прессу. К счастью, часть материалов сохранилась.
6 мая 1911 года состоялось торжественное открытие ипподрома. Газета «Русская правда» писала:
«6 мая состоялось открытие ипподрома екат. общества поощрения коннозаводства. На площадке ипподрома, при большом количестве членов и почетных гостей, причтом Троицкой церкви при 5 священниках, 2 диаконах и хоре певчих, было отслужено молебствие с водосвятием, по окончании котораго оркестром 34-й артиллер. бригады был исполнен гимн «Коль славен». Затем вице-президент общества А.К. Бабушкин разрезал протянутую чрез рысистый и скаковой круги голубую ленту и объявил ипподром открытым. После этого по данному звонку по кругу продефилировали в полной упряжи рысаки заводовладельцев А.К. Бабушкина, И.И. Карюка и Фальца. За ними следом проскакали разных мастей скакуны гг. Алтунджи, князя Урусова, князя Малтиева и А.И. Думбадзе.
После этого почетные гости, члены общества и духовенство проследовали во внутреннее помещение, где были приглашены к накрытым столам. Начались тосты, и первый из них, провозглашенный А.К. Бабушкиным, за драгоценное здоровье Государя Императора, был покрыт звуками гимна «Боже царя храни» и долго несмолкаемыми криками «Ура».
Дальше прозвучало много речей – выступали священник Д. Страховский, командир Феодосийского полка полковник В.П. Тальгрен и другие. Была даже послана телеграмма императору Николаю II с выражением верноподданнических чувств, на которую затем был получен ответ!
Газета завершила:
«Вообще торжество открытия ипподрома прошло интересно и оживленно. Устроен ипподром очень хорошо, трибуны для зрителей отделаны удобно. Мест нумерованных до 600, входных до 3.000 и 20 лож».
В том году газеты уже часто печатали объявления о скачках. Объявление в газете «Русская Правда» гласило:
«Екатеринославский «Ипподром».
(Казанская улица, за новой церковью Вознесения).
Бега и скачки 18 и 22 мая. Начало в 1 ч. 30 м. дня.
Предварительная продажа билетов в магазинах: Толстикова и А.И. Ефанова, а в день бегов – в кассах ипподрома».
Екатеринославский ипподром был крупным интересным сооружением. Рассчитан на 3000 зрителей. В том числе были устроены отдельные трибуны на 600 мест, 20 отдельных лож, павильон для судей, конюшни для лошадей и эстрада. Интересно, что архитектором ипподрома был Дмитрий Степанович Скоробогатов (1862-1939) – городской архитектор Екатеринослава. О его жизни и творениях Городской сайт уже подробно рассказывал.
Желающие принять участие в соревнованиях направлялись по адресу: улица Каретная, дом Бабушкина (современная улица Челюскина, дом № 8). Купеческая династия Бабушкиных занималась коневодством. Род владел крупным хозяйством в селе Константиново Поле Верхнеднепровского уезда. Здесь конезавод рысистых лошадей основал в 1870 году Константин Лукич Бабушкин. В 1910-х годах хозяйство выставляло на соревнования до 7 лошадей. А.К. Бабушкин был награжден орденом святой Анны III-й степени.
В 1910-х годах тема бегов и скачек переживала свой расцвет. В этот период президентом Общества скакового и рысистого бега (которое стало называться Екатеринославское общество поощрения коннозаводства) был лично губернатор В.В. Якунин. Лучшими скаковыми лошадьми считались лошади губернского предводителя дворянства князя Н.П. Урусова. Кроме «бабушкинских» лошадей, в соревнованиях принимали участие лошади лучших местных конезаводов Н.П. Урусова, А.Д. Гуреева, Н.П. Любинского и других.
Прошла революция, две войны, во время которых было не до скачек… Радикально сменилась власть, весь социально-экономический уклад… Несмотря на то, что к середине XX века автомобили вытеснили гужевой транспорт, в городе сохранялся спортивный и азартный интерес к конезаводству и скачкам. И вот через пять лет после освобождения города, в 1948 году, в городе появился новый «Областной ипподром».
Расположился послевоенный советский ипподром практически на старом месте, где в 1911 г. звучало «Боже, царя храни» и служили молебен! Ипподром располагался на месте кварталов, прилегающих к Сурско-Литовскому шоссе (ныне проспект Б. Хмельницкого) и улице Школьной (ныне Гавриленко). Позднее рядом с этим местом были построены областной онкологический диспансер и 16-я городская больница.
18 сентября 1948 года газета «Днепровская правда» посвятила отдельную статью предстоящему событию:
«Открывается областной ипподром.
Областной ипподром готов. Там, где за городской чертой Днепропетровска начинается Запорожское шоссе, построены новые конюшни, навесы, скаковые и беговые дорожки. Трибуны ожидают зрителей. Завтра их впервые заполнят любители конно-спортивных состязаний.
В конюшнях стоят готовые продемонстрировать свою выучку и породистые качества 65 рысистых и скаковых лошадей, свезенные сюда из 52 колхозов и 4 совхозов области. Вот красавец рысак «Кустарник» – гордость колхоза «Прогресс» Петропавловского района; лучший в Васильковском районе рысак «Балет»; известный в области по своей силе и стремительному бегу «Непобедимый». Отдельно стоят скакуны из Покровского, Пятихатского и Новомосковского районов.
Завтра в час дня начнется первый заезд на приз открытия, в котором примет участие четверка лучших рысистых лошадей. Затем будет разыгран приз облисполкома для рысаков и исполкома горсовета – для верховых лошадей.
Конно-спортивные состязания будут происходить каждое воскресенье, вплоть до 31 октября».
За несколько лет ипподром обрел большую популярность. Каждый сезон газеты выходили с подробными изложениями скачек. Вот, например, что писала «Днепровская правда от 22 августа 1950 года:
«В минувшее воскресенье на областном ипподроме состоялось открытие сезона испытаний племенных лошадей, выращенных в колхозах и совхозах Днепропетровщины. Трибуны ипподрома заполнили зрители, многие из них прибыли из районов.
Ровно в два часа дня началась выводка рысистых и верховых лошадей, затем был дан старт первой скачке на приз открытия сезона. В ней участвовала четверка чистокровных верховых двухлеток… Во втором заезде на приз «Вступительный» для лошадей породы орловских рысаков победа досталась жеребцу «Вихрь» (наездник Е. Петров) из колхоза «Червона нива» Синельниковского района».
Ипподром активно действовал в 1950-е и в начале 1960-х годов. Сезон начинался обычно в августе, и заканчивался в октябре.
Яркие интересные воспоминания об этом периоде оставили краеведы Г.Н. Кудря-Лясковская и Н.А. Лясковский в своей книге «Лики старого города. Записки старожилов» (2015):
«И много было их на улицах города – мы с детства привыкли к лошадкам, деловито цокающим копытами по мостовой или смирно ожидающим у тротуара или во дворе, пока идет погрузка-разгрузка или вернется отлучившийся зачем-либо извозчик. А возили по городу на лошадях самые разные вещи – мебель, например, уголь, дрова, картошку….
Можно бы вспомнить и о старом Днепропетровском ипподроме… Тогда это была городская окраина, до которой, впрочем, из центра города нетрудно было дойти пешком.
Ипподром был популярен не только среди знатоков конного спорта и азартных игроков на тотализаторе. Простые граждане тоже приходили и с удовольствием наблюдали за разнообразными состязаниями грациозных лошадок, отдавая должное как лошадкам, так и мастерству наездников-жокеев».
Ипподром просуществовал практически до начала брежневской эпохи. Газета «Днепровская правда» 16 августа 1960 года писала:
«В минувшее воскресенье многие днепропетровцы заполнили трибуны ипподрома. Здесь состоялось открытие сезона конно-спортивных состязаний.
Дается старт для рысистых двухлеток. Дистанция 1.600 метров. Первой приходит к финишу лошадь «Трубач» (наездник И. Пащенко), принадлежащая колхозу «Украина» Павлоградского района. Разыгрывается приз в ознаменование Дня строителя. Хорошо провел скачку юный жокей, Ю. Коваленко на лошади «Шумной» колхоза имени Куйбышева Никопольского района… Большой интерес вызвали скачки с препятствиями среднего класса («конкур-иппик»). За 1 минуту 45 секунд наездник должен преодолеть 10 препятствий… С большим напряжением следили многочисленные зрители за шесто-скачкой, в которой участвовали лошади-двухлетки верховой породы… Конно-спортивные состязания на областном ипподроме будут проводиться каждое воскресенье».
В шестидесятые годы XX века город сильно продвинулся до так называемой «Развилки», и кварталы бывшей степи быстро застроили ряды жилых «хрущевок». Теперь только старожилы помнят, что здесь больше полувека назад находился ипподром, территория которого ушла под застройку. Создавать ипподром на новом месте советская власть не посчитала целесообразным, сделав акцент на развитии конноспортивных школ.
***
В XX веке место лошади прочно занял автомобиль. В XIX – начале XX веков лошади были основным средством передвижения. Лошадь была популярна в массовой культуре. Сейчас же тема лошадей представляет исключительно спортивный интерес. В Днепре действует несколько конноспортивных клубов и имеющая огромные традиции и воспитавшая целую плеяду чемпионов страны, призеров европейских, мировых первенств конноспортивная школа олимпийского резерва на улице Передовой, 775-а.
Свою историю она ведет с 1962 года, когда была детско-юношеской спортивной секцией при ипподроме. Так что, в определенном смысле, ее можно считать продолжательницей истории ипподрома. За 56 лет работы наша конноспортивная школа олимпийского резерва стала одной из лучших в Украине dneprhorses.wordpress.com
Конный спорт в последнее время снова начинает быть модным и популярным. Но такой популярности, как сто и сто пятьдесят лет назад, «лошадиная тема», конечно, не имеет. Эта яркая страница в истории нашего города осталась в прошлом», - завершает Максим Кавун.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |