|«« | «« | »» | »»| |
Городской сайт каждый год раскрывает исторические тайны празднования Нового Года.
Мы уже рассказывали об особенностях празднования Нового Года в Екатеринославе, об истории традиции Городской Елки в Днепре, и даже об истории новогодних питейных традиций в нашем городе.
А сегодня мы расскажем о том, как зеленая красавица елка стала привычным и желанным Новогодним деревом.
Что символизировала раньше елка в европейской мифологии? Как она стала Рождественским, а потом Новогодним деревом? Где в Европе впервые стали ставить елки? Как елка превратилась в общепризнанный символ Нового Года? Когда елка пришла на берега Днепра как праздничное дерево?
Об этом нам расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Елка много столетий была Рождественским деревом в Европе, - рассказывает Максим Кавун. - И только на рубеже XIX – XX веков она стала прочно ассоциироваться именно с Новым Годом.
Растительный декор издавна использовался в празднествах. В Библии нет упоминаний о том, какое дерево наряжали на празднование Рождества Христова. Однако мы находим в Новом Завете сведения, что при Входе Господнем в Иерусалим Иисуса встречали с пальмовыми ветвями. Поэтому именно пальма стала символом жизни и победы над смертью в христианстве.
И сегодня в некоторых теплых странах пальма – важный праздничный символ. Например, в штате Флорида в США растет Рождественская пальма – отдельный вид дерева. Её плоды ярко-красного цвета созревают как раз к декабрю. Пальма как праздничное дерево используется и на Гавайских островах.
- Так что если у вас в доме стоит пальма, которую надоело поливать, её вполне можно нарядить, украсить и использовать как праздничное дерево – отмечает Максим Эдуардович. - Это будет исторически правильно. Пальма как праздничный символ – намного старше привычной елки.
У древних германцев ель была символом смерти и никак не могла быть праздничным деревом. Существует древняя германская легенда о том, как это дерево прошло свою символическую «перезагрузку».
Святой Бонифаций (жил в VIII веке), апостол Германских земель, яростно боролся с язычеством и доказывал превосходство христианства. Он посягнул на самое святое – срубил священное дерево Одина (Тора), главного бога скандинавского пантеона. Это был огромный дуб. Существуют две версии – якобы из пня дуба проросла пихта, или под его кроной обнаружилось маленькое хвойное деревце. Тогда Святой Бонифаций будто бы молвил:
«Пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества».
В Европе до сих пор ожесточенно спорят о том, в каком городе впервые стали устанавливать елку на городских площадях. В частности, об этом спорят две столицы стран Балтии – Рига и Таллинн. Каждый город считает, что первенство принадлежит ему. Исторические сведения расплывчаты – в XV веке в обоих городах фиксируются большие елки на Рождество, вокруг которых устраивали гуляния с танцами. Бременские хроники XVI века также фиксируют украшение елок «бумажными цветами, крендельками, финиками, орехами и яблоками» на Рождество.
Прежде чем прийти в город и в дома жителей, Рождественская ель оставалась в лесу. Во время христианизации Германии языческие обряды постепенно принимали христианское наполнение. Елку стали наряжать к празднику Рождества. В Германии в позднее Средневековье предпочитали украшать растущую в лесу елку с помощью кусочков ткани и восковых свечей. Ель не рубили, а приходили к ней и проводили различные обряды.
Ель воспринималась как символ «мирового дерева». Вечнозеленого древа, растущего в Эдемском саду. Уже потом, в XVIII веке ель стали устанавливать в доме.
Интересно, что распространенная версия приписывает чудесное превращение елки Мартину Лютеру . Основатель лютеранства якобы установил елку в своем доме на Рождество. Лютер считал ель символом Древа жизни в Эдемском саду. Ель – вечнозеленый символ непрерывности жизни.
В Российской империи елка как праздничный символ появилась в 1699 году. Это была прихоть царя Петра I. Знаменитый указ 1700 года о переносе летоисчисления от сотворения мира на Рождество Христова и о праздновании Нового Года с 1 сентября на 1 января, «по примеру всех христианских народов», предписывал пускать ракеты, зажигать огни. Особо приказывалось украсить столицу, Санкт-Петербург, хвоей:
«По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе».
А «людям скудным», то есть бедным, предлагалось:
«Каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоять тому украшению января в первый день».
Стоит отметить, что указ Петра I предписывал украшения из хвои (не цельные деревья!) устанавливать не в помещении, а на фасадных частях — на воротах, крышах трактиров, на улицах и дорогах. Таким образом, ель вошла в городскую культуру, но пока еще с формальной стороны. Частью интерьера в XVIII веке она пока еще не стала.
Интересно, что после смерти Петра I в 1725 году обычай украшения хвоей был отброшен на долгое время. Елками по традиции украшали лишь… кабаки. Хвойные деревья красовались на крышах и воротах круглый год, лишь в декабре их заменяли новыми. Так родилось выражение «Елки-палки».
Таким образом, впервые в Российской империи елка пришла в столицу – Санкт-Петербург. А уже оттуда распространилась по территории провинции, вплоть до Екатеринослава. Примечательно, что первые рождественские елки появились в Петербурге только в начале XIX века. Их стали устанавливать в домах живших там немцев.
Первая официальная елка – тоже «подарок» немки. Это была елка, устроенная Николаем I по просьбе его жены, императрицы Александры Федоровны. Она была урожденная прусская принцесса Шарлотта. 24 декабря 1817 года была установлена домашняя рождественская ёлка в личных покоях императорской семьи в Москве. А в 1818 году подобная елка появилась в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге.
Вот в Аничковом дворце елка и «прописалась». На Рождество 1828 года императрица Александра Федоровна в Большой столовой дворца открыла «детскую елку» для пяти своих детей и племянниц. На больших столах стояли небольшие елочки. Они были украшены яблоками, конфетами и орехами, рядом лежали подарки.
И все равно дворцовые елки, да елки в домах немцев, погоду не делали. Только в 1840-х годах маятник сильно качнулся. Интересно, что русские классики этого времени (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов) не упоминают елку вообще в описаниях праздников.
Только в середине 1840-х годов «елочный ажиотаж» захватил столицу, а затем и крупные города. Историки связывают эту моду еще и с популярностью произведений немецких писателей, особенно Гофмана – «Щелкунчик» и «Повелитель блох» были очень популярны.
Организованная продажа елок в Петербурге началась как раз в 1840-х годах. Крестьяне торговали ими у Гостиного двора. Причем первые елки стоили неимоверно дорого.
Дальше произошел отход от немецкой традиции. Немцы люди педантичные, ставили маленькие елочки, в основном настольные (похожие на советские пластмассовые). Наши люди (от Петербурга до Одессы) сразу стали устраивать соревнования: у кого елка больше, пышнее, богаче и наряднее украшена. В это же время возникает традиция украшать съестными припасами: конфетами, печеньем. В особо богатых домах на елках встречались и ювелирные украшения.
Первая ёлка в общественном месте была установлена в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала. Она стояла прямо в зале вокзала и «одной стороной… прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги».
По этому образцу общественные елки стали размещать в зданиях дворянских, офицерских и купеческих собраний, клубах и театрах. Но очень долго эта «забава» была столичной. В провинции елка проникала плохо, здесь долго сохранялись традиции Святок, с гаданиями и переодеваниями.
Во второй половине XIX века елочная традиция крепко вошла в городскую культуру Российской империи. «Елка» как слово, обозначающее дерево, получила второе значение. «Елка» стало названием мероприятия. Устройство «елок» стало возможностью показать свою зажиточность. При этом подарки под елкой или на самой елке символизировали «сладость духовных даров». Они символизировали историю, когда волхвы принесли Младенцу Иисусу «плоды земные». Образ Рождественского дерева сохранился и в том, что ёлка увенчивалась Вифлеемской звездой. В праздничном обряде была занята вся семья.
На рубеже XIX – XX веков название «Рождественское дерево» значительно уступает названию «елка». Праздник елки начинался на Рождество, но продолжался на Новый Год. Постепенно елка переместилась с Рождества на Новый Год.
В начале XX века елочная традиция победила. Интересно, что на данном этапе основным противником елки стала… православная церковь. Она выступала против использования елки на празднествах как иноземного и к тому же языческого обычая. Святейший синод до 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях.
Ну а что же происходило с елками в Екатеринославе?
Как отмечали Новый Год в Екатеринославе в первое столетие его истории, остается практически неизвестным. Источников по этому поводу не сохранилось. Зато особенности празднования в начале XX века можно восстановить по сохранившимся подшивкам екатеринославской прессы.
Главная особенность новогодних торжеств до революции – Новый Год следовал за Рождеством (25 декабря), а не предварял его (как сейчас, 7 января по новому стилю). В начале XX века Новый Год не считался главным праздником. Сто лет назад, когда еще господствовало религиозное мышление, екатеринославцы основное внимание уделяли празднику Рождества Христова. Оба праздника прекрасно уживались друг с другом, предоставляя жителям целую неделю новогодних торжеств. А затихали празднования, как и сейчас, 6 января (19 января по новому стилю), когда праздновали Крещение.
Несмотря на обилие чисто развлекательных мероприятий, на первое место ставилось духовное начало. Молебны по случаю наступления Нового Года обязательно проходили во всех храмах Екатеринослава.
Современного понятия «губернаторской елки» в Екатеринославе не существовало, но главная елка устраивалась в старейшем здании города, Потемкинском дворце (ныне ДК студентов), где тогда располагалось Дворянское собрание. Здесь проходили «Новогодние взаимныя поздравления», которые возглавлял губернатор. Обязательно принимали участие вице-губернатор, губернский предводитель дворянства и вся верхушка чиновничества и местной аристократии.
Ну а в целом, богатейший город Екатеринослав, символ «железной лихорадки», привык встречать Новый год с большим размахом. Обеспеченные жители предпочитали беззаботно проводить вечер 31 декабря в многочисленных театрах, ресторанах и клубах. В самых престижных из них (например, Английском клубе) тоже устанавливались елки.
В последние годы существования Российской империи, в связи с началом Первой Мировой войны, главную елку города пришлось отменить.
В условиях Первой Мировой войны Екатеринослав, привыкший к беззаботной и пышной жизни, вынужден был изменить церемониал празднований. Главным новшеством встречи Новых 1915-1917 годов стало устройство елок в госпиталях и приютах для детей сирот-воинов.
По сохранившейся информации за конец 1914 г., главной по значению стала «елка для раненых в Дворянском лазарете», которую открыли 25 декабря в 4 часа дня. Лазарет находился в самом Потемкинском дворце, и именно эта елка заменила традиционное пышное празднование. Открыл елку губернский предводитель дворянства, по совместительству председатель местного отделения Красного Креста, князь Н.П. Урусов с супругой. На следующий день, 26 декабря, им же была открыта елка для раненых в главном госпитале Красного Креста. Губернское земство устроило елку для раненых в Губернской земской больнице (ныне областная больница имени Мечникова).
Вскоре пришла революция 1917 года. Затем пришли большевики. Первые годы по инерции традиция устройства «елки» сохранялась. Однако в 1920-е годы пришло «елкоборчество». Начиная с 1925 года, советская власть начала плановую борьбу с православными праздниками. При этом елка была объявлена символом Рождества и «поповским деревом». Это был абсурд, однако официально закрепленный идеологически.
В этот исторический период никаких данных об установке елок в Екатеринославе и, с 1926 года, Днепропетровске – не сохранилось.
Однако советская власть нуждалась в новых идеологических обрядах. В середине 1930-х годов возникла идея возродить елку в новом качестве, поменяв ее идеологическую сущность. Символом этой новой сущности в том числе стала и красная звезда, которая теперь увенчивала верхушку главного новогоднего дерева.
Согласно мемуарам Н.С. Хрущева, идею «вернуть елку» подал тогдашний руководитель Украины Павел Постышев (вскоре, правда, он будет расстрелян).
Постышев будто бы обратился к И.В. Сталину с предложением возродить елку и сформировать обрядность Новогоднего праздника. Сталин дал добро. Постышев написал заметку в главную газету «Правда». Она была опубликована, и вскоре по всей стране начали устраивать «елки».
В 1937 году впервые на Кремлевской елке появились знакомые нам теперь канонические Дед Мороз и Снегурочка. Возник лозунг:
«Новогодняя ёлка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране».
Перед войной советская елка прочно вошла в культуру и быт.
В послевоенный период елки стали массово ставить в домах советских граждан. Возникают елочные базары. Елки ставили во Дворцах культуры и театрах. Каноном Новогоднего вечера стал праздник, показанный в фильме «Карнавальная ночь» 1956 года.
Вифлеемскую звезду на вершине елки заменила Красная звезда. А вместо фигурок ангелочков массово производились игрушки – самолеты, ракеты, космонавты и даже кукуруза.
В 1930–1950-х гг. активно развивалась традиция коллективных празднеств вечером 31 декабря, устраивавшихся во Дворцах культуры и клубах. Ель считалась здесь главным элементом. Для этой цели подбирали внушительных размеров натуральные деревья.
Такая традиция нашла воплощение и в Днепропетровске. Почти полвека, с 1940-х гг. и до конца 1980-х гг., местные газеты целую неделю перед праздником на последней странице печатали «правила пожарной безопасности при устройстве и проведении новогодней ёлки».
Послевоенные 10-15 лет - эпоха проводимых с размахом Новогодних балов. В Днепропетровске местами балов служили лучшие театрально-концертные здания города. Например, 31 декабря 1950 г. в театрах имени Шевченко и имени Горького проводился «Большой Новогодний бал», вход начинался в 23 часа.
С 1960-х гг. традиция проведения Новогодних балов в театрах и Дворцах культуры постепенно угасает. В 1970–1980-х гг. они перепрофилируются в основном на новогодние утренники для детей. Возникает традиция устраивать «главную елку» города на открытом пространстве, требовавшая новой эстетики. Найти натуральное дерево, видное на расстоянии нескольких кварталов, сложно. Возникла технология: главную ель высотой около 25 метров мастерили из веток, нанизанных на металлический каркас, вращающийся вокруг оси. По этой схеме городскую елку устраивают и сейчас. С 1970-х годов декорированные елки стали устанавливать на главных аллеях городских парков – имени Чкалова, Шевченко, Хмельницкого, Гагарина, Дубинина, Севастопольского и других.
В эти же годы широкое распространение получает традиция устанавливать елки в семьях обычных горожан.
В начале 1970-х главную елку Днепропетровска начали устанавливать на главной площади города, в конце 70-х ее перенесли в парк Чкалова (сейчас – Глобы). Ну, а в наше время в городе Днепр торжественно открывают две «главные елки»: в парке Глобы – «главную детскую», на центральной площади – «главную» для всех горожан.
Сейчас, в эпоху отказа от всего советского, елка никуда не делась. Она так и не вернула себе идеологию «чисто» Рождественского дерева. Сейчас многие украшают елку разными звездами – по желанию. Игрушки также на любой вкус – у кого советские, у кого – поновее.
Во всем мире традиция установки Новогодних елок представлена максимально широко. Очень известна елка Папы Римского в Риме на площади Святого Петра. По традиции каждый год ёлку Святому Престолу дарит одно из европейских государств. Эта традиция была введена папой Иоанном Павлом II в 1982 году. После окончания праздников древесина от этой елки используется на сувениры, которые продаются для оказания помощи малоимущим.
Главная елка Британии – возводится с 1946 года в Лондоне на Трафальгарской площади. Она имеет высоту 20 метров. Эту ёлку присылает королевская семья Норвегии в знак благодарности за освобождение страны от немецкой оккупации во время Второй мировой войны.
В США самая известная елка не определена. Есть елка в Белом Доме – резиденции президента. А в Нью-Йорке с 1931 года ёлка устанавливается перед Рокфеллер-центром. Её зажигание транслируется на всю страну. Эту елку увенчивает хрустальная звезда с кристаллами Swarovski.
В Латинской Америке самая интересная – плавучая ёлка в Рио-де-Жанейро на озере Лагоа. Её высота 85 метров, а вес металлических конструкций — 530 тонн.
Самая большая рождественская ёлка в мире была сооружена в 2009 году в Мехико. Её высота 110,35 метра (высота 40-этажного здания), диаметр — 35 метров, общий вес её металлических конструкций и украшений — 330 тонн. А самая дорогая ёлка была установлена в 2010 году в Абу-Даби. Она была украшена золотыми и серебряными шарами и ювелирными изделиями с камнями на общую сумму 11,5 миллионов долларов.
***
Елка вот уже больше века стала самым традиционным символом Рождественских и Новогодних праздников. За последнее тысячелетие это «языческое» хвойное дерево кардинально изменило свою символику. Сначала для европейских стран, а затем и в целом мире. Новогодняя красавица – всегда желанная гостья в большинстве домов», - завершает Максим Кавун.
Напомним, Городской сайт уже рассказывал об истории появления Новогодних героев, Деда Мороза и Снегурочки.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |