Или как делать искусственное дыхание не с того конца.
Рада в пожарном порядке рассматривает несколько налоговых законопроектов, которые приведут к существенному ухудшению предпринимательского климата, ударят по украинскому малому и среднему бизнесу. Это делается под лозунгами «детенизации», «выполнения международных обязательств Украины», и — хотя не озвучивается вслух — необходимости провести непопулярные реформы, пока есть поддержка в парламенте.
Обещание премьера Алексея Гончарука провести глубокую налоговую реформу в 2020 году на этом фоне звучит как притча про ишака и падишаха: бездумно голосующие за безумные инициативы главы налогового комитета Рады Данилы Гетьманцева имеют все шансы не досидеть в парламенте до нормальной налоговой реформы.
Результатом принятия гетьманцевского пакета будет усиление коррупции, резкий рост недовольства самозанятых, дополнительный отток экономически активного населения за границу и полная остановка инвестиционной активности значительной части среднего бизнеса.
Украина, безусловно, нуждается в повышении эффективности налоговой системы. Разнобой ставок, неравные условия конкуренции из-за необлагаемого налогами теневого импорта, привилегированное положение налогоплательщиков-олигархов — все это угнетает инвестиционную среду и является одним из ключевых факторов нашей бедности. Напомню, Украина сегодня — беднейшая страна Европы по ВВП на душу населения и одновременно самая экономически несвободная (12 сентября это подтвердит свежий рэнкинг «Экономическая свобода в мире» канадского Института Фрезера).
Налоговая реформа, безусловно, подразумевает и жесткое выполнение новых, более справедливых правил. Однако без шагов навстречу бизнесу, без снижения номинальных ставок все сугубо фискальные шаги будут справедливо восприниматься украинцами как триумф бюрократии, нарушение общественного договора и обман доверия.
Рассуждения про либертарианство и чистый либерализм, которые можно услышать из уст Гетьманцева, не более чем шумовая завеса. Он либо полностью лишен экономического мышления, либо — как налоговый консультант — заинтересован в максимальном усложнении правил игры для дальнейшего извлечения ренты из налогового хаоса. Вместо того чтобы балансировать меры, ужесточающие администрирование, стимулирующими мерами (снижение ставок налогов, налоговая амнистия и т.п.) «фракция консультантов» заложила в налоговые законопроекты все то, чего только желает душа налоговика-коррупционера.
Грузия славится жесткой борьбой с уклонением от уплаты налогов. Однако мерам, которые Украине предлагается принять сейчас, в Грузии предшествовали: налоговая амнистия; снижение ставок и сокращение числа налогов; решительная зачистка правоохранительных органов, посадки ключевых коррупционеров и жесточайшее преследование воров в законе, возомнивших себя источником власти.
Ни одно из этих условий в Украине не соблюдено. Вместо того, чтобы наращивать политический капитал президента, пришедшего к власти с программой освобождения украинцев от коррупционеров, бюрократов и прочей бестолочи, непонятно откуда всплывшие налоговые консультанты его щедро тратят.
Жесткая борьба с налоговыми правонарушениями стала одним из ключевых факторов, приведших к поражению Саакашвили в Грузии. Но он хотя бы провел глубокие освобождающие реформы. В Украине ничего подобного пока нет. Иллюзия, царящая в верхушке правительства: «зато мы не берем взяток», и поэтому, мол, люди с пониманием воспримут любое закручивание гаек, является ни чем иным как глупейшим самообманом. Бытовая коррупция цветет и пахнет, люди ежедневно сталкиваются с вымогательством полицейских и прочих мелких бюрократов, а на инвективы в адрес топ-коррупционеров украинцам начихать — пока они сталкиваются постоянно с тотальной коррупцией на низовом уровне.
Резюме: фискальные инициативы Слуги народа, а конкретно — Данилы Гетьманцева — грубейшая политическая (ведущая к кризису доверия к президенту и новой власти) и экономическая ошибка. Чтобы начать быстро развиваться, Украине нужна радикальная стимулирующая реформа налоговой системы, а не торжество азаровщины, лишенное какой бы то ни было логики, кроме логики хапка.
Вот несколько отзывов на фискальное творчество «с поля».
Консультант «большой четверки»: «Если принять в таком виде и начать реально применять в указанные сроки — „волна народного гнева смоет“. Возможно, надеются на то, что „суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения“. Если второе — значит будет риск избирательного отношения властей (чьи-то нарушения будут видеть, а чьи-то — не заметят)».
Из заявления Союза украинских предпринимателей: «Представники СУП підкреслили, що через бажання уряду та парламенту приймати зміни швидко, ці законопроекти можуть призвести до трагічних для українського бізнесу наслідків і стати черговим стимулом піти „в тінь“. Незважаючи на задекларований партією „Слуга народу“ курс на ліберальні реформи, наразі бізнес побачив великий блок ініціатив, які можуть повернути „до темних часів“: замість ліберальних стимулів для розвитку влада дбає про фіскалізацію».
Из обращения Европейской бизнес-ассоциации, насчитавшей 13 подводных не камней, а скал или даже гор в законопроекте 1210: «Експерти Асоціації висловлюють своє застереження щодо недоцільності прийняття законопроекту в такому вигляді та у надзвичайно стислі строки, що пропонуються у зв’язку із невідкладним статусом законопроекту. Асоціація повністю підтримує заяву прем'єр-міністра України про те, що податкова реформа має розпочатися навесні 2020 року, а зміни до податкового законодавства повинні вступити в силу з 2021 року».
Возникает справедливый вопрос, что делать со всем этим безобразием. Я вижу четыре шага, которые подведут черту под административным восторгом граждан, случайно оказавшихся в правящей партии.
1. Остановить изменение налоговых правил до разработки концепции и стратегии глубокой налоговой реформы. Президент должен ветировать законопроекты из гетьманцевского пакета, если они будут приняты Радой.
2. Поручить премьеру в сжатые сроки разработать концепцию налоговой реформы, предусматривающей поэтапное снижение фискальной нагрузки до уровня 33-35% ВВП (сопоставимый с уровнем нагрузки в быстро развивающихся странах).
3. Публично заявить о позиции президента: Украине нужна настоящая налоговая реформа, со снижением номинальных ставок и выравниванием правил игры, а не ямочный ремонт на минном поле.
4. Укрепить Данилом Гетьманцевым парламентский комитет по вопросам молодежи и спорта.
Автор: Владимир Федорин
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |