В районе Днепропетровского аэропорта располагается военный городок № 45, строительство которого началось с двухэтажных «сталинок», по словам старожилов, возведенных пленными немцами в начале 50-х годов, когда здесь базировались военные соединения, обслуживающие самые современные по тем временам истребители-перехватчики.
А в 70-е годы здесь были поставлены на боевое дежурство самолеты МИГ-25, защищающие важнейший экономический район Украины – Приднепровье. Население военного городка увеличивалось, росла его инфраструктура. В те годы государство ничего не жалело для военных. Но в середине 90-х годов в городке настал «судный день». Министерство обороны с легкой руки П.Лазаренко передало его в ведение облсовета, который, в свою очередь, закрепил городок за Днепропетровским районом, превратив его в пгт. Авиаторский. Забыв при этом о жителях городка, которые по-прежнему «проживают», согласно прописке в паспортах, в Бабушкинском районе города Днепропетровска! Здесь они регистрируют акты гражданского состояния, здесь голосуют на выборах.
У семи нянек дитя, как известно, без глаз
На первый взгляд, ничего страшного, кроме изменения статуса городка не произошло. А на самом деле это отмежевание Днепропетровска привело к тому, что о городке, с его тремя тысячами жителей просто забыли. Как однажды сказала бывший губернатор Н.Деева, принимая представителей общественности городка: «Вы нигде – вас нет». Наверное, поэтому на ремонт и обслуживание жилого фонда и различных систем жизнеобеспечения городка в течение почти десяти лет райсоветом не выделялось ни копейки. Получается, что правая рука дала, а левая об этом не знает: по документам сегодня военный городок территориально находится в ведении Днепропетровского облсовета, а административно подчинен Бабушкинскому районному совету. И ни тот, ни другой не хотят отвечать за то, что за последние годы значительно уменьшились основные фонды городка: разобраны и распроданы гостиница, столовая, медпункт, котельные с дорогостоящим оборудованием. Разрушены канализация и система водоснабжения. Из 22 жилых домов 6 официально признаны аварийными.
Территориальный комитет, пока ему давали возможность, не раз бил тревогу, обращаясь с письмами в различные инстанции – от районного до Верховного Совета. Но никаких мер по исправлению существующего положения предпринято не было. Мало того, мозолившему глаза теркому решили просто закрыть рот: в 2002 г . Бабушкинский райсовет приостановил полномочие территориального комитета на основании того, что «аналогичные функции здесь исполняют действующие квартальные комитеты» (цитата из решения райсовета). Но в городке никогда не существовало никаких квартальных комитетов, и райсовет, утверждающий эти комитеты, не мог об этом не знать!
В итоге райсовет для принятия такого судьбоносного решения, не сочтя нужным посоветоваться с жителями, распускает им же созданный в 1999 году территориальный комитет, а о создании заявленных квартальных комитетов благополучно «забывает». И в последние годы в городке не было никакого органа, чьи бы претензии и нужды признавались властями области. Претензии же эти сводятся к определению однозначной территориальной и административной принадлежности городка, что предполагает образование администрации городка, пусть небольшой, но знающей нужды и запросы жителей.
Неоднократные коллективные письма жителей в обл-, горсоветы, в Верховную Раду недвусмысленно выражали желание жителей городка «остаться в городе». Судите сами – от городка до районной поликлиники и остальных официальных служб 5- 7 км , с передачей же людей в область все отодвигается на расстояние в 40 км . Но ВР спускает письма горожан в облсовет, а там, похоже, свои соображения относительно городка, которые претворяет в жизнь созданное им здесь «для управления имуществом и поддержания жилого фонда» после расформирования авиаполка коммунальное предприятие ДОЖКП «Аэродром».
Но о второй части задачи руководители ДОЖКП предпочитают не вспоминать, посвятив себя только приятной первой. Поэтому за годы деятельности этого предприятия городок утратил всю социальную инфраструктуру. Клуб превращен в склад, нет амбулаторного пункта (если это «пгт», то почему?), никогда не ремонтировались дороги, которые в последнее время заканчивают разбивать большегрузные фуры, потянувшиеся потоком через «спальный» район к вновь открываемым здесь фирмам. Совершенно нет наружного освещения, и школьники зимой находят дорогу домой наощупь, если не повезет попасть в свет от фар проезжающих машин. Кстати, ни одного дорожного знака в районе школы тоже нет, хотя рядом проходит оживленная трасса и, как вы правильно догадались, тоже без единого фонаря. Нет ни одного медицинского пункта.
Тьмутаракань под боком у мегаполиса
Где еще в Украине можно найти населенный пункт, в котором хозяин – начальник ЖЭКа? Но облсовету, похоже, было выгодно такое положение городка. Раз в ведении только земля и основные фонды, а за людей отвечает Бабушкинский райсовет, можно без зазрения совести сдавать здесь помещения под вредные производства. Так было тогда, когда здесь разместили предприятие по очистке бывших в употреблении труб сухим пескоструйным способом и пыль и продукты очистки разлетались по всему городку. Так есть и сейчас, когда здесь работает предприятие по производству крысиного яда, а ДОЖКП вывозит бытовые и промышленные отходы в ближайшую балку, устроив несанкционированную свалку в 700 м от жилых домов, и время от времени устраивает там аутодафе отходам и веселую жизнь жителям, которые задыхаются от вони и дыма.
Сегодня здесь живут, в основном, военные пенсионеры, заслуги которых перед СССР «новая» Украина не признает. Пенсия – довольно средняя, как у всех. Что не позволяет прибавляться иномаркам в городке, поэтому единственная связь с цивилизацией – с Днепропетровском – только через маршрутки. Транспортная проблема – одна из острейших в городке. Жители неоднократно собирали подписи и куда только не писали. И город не молчит – соответствующие распоряжения регулярно принимаются комиссиями разных уровней. Только вот выполнять их никто не собирается.
Поэтому бездействие властей позволяет маршрутным такси № 60 и № 109 – единственной связи городка с Днепропетровском – ездить, как им заблагорассудится, невзирая на утвержденные тарифы и расписание. И многочисленным студентам, живущим здесь, после 19 часов очень проблематично уехать из города домой. От ж/м Тополь, довольно хорошо обеспеченного маршрутками, до «Авиаторского» всего 4 км . Но эти километры превращаются в темное время суток (напомню, что зимой это с 16 часов дня) в непреодолимую пропасть, т.к. дорога здесь идет по совершенно пустынным полям. Поэтому жители городка, не имеющие ни одного культурного учреждения, не имеют и возможности посещать театры и кинотеатры Днепропетровска. Ведь перерывы в движении указанных маршруток после 19.00 составляют иногда до 1,5 (!) часов, а после 20.30 вообще прекращаются. Это при том, что на противоположной конечной остановке маршруток на Привокзальной площади нет скамеек, и люди часами стоят в очереди, боясь отойти хоть на минуту и пропустить последнюю маршрутку.
Путаница в названиях мешает приходить сюда почте и не только. Как правильно называется городок, никто не знает. Для одних он – пгт. «Авиаторский», для других – поселок «Аэродром», а некоторые по старинке называют его «Аэропортом», ведь разницу между аэродромом и аэропортом знает только человек, близкий к авиации. К чему это может привести – судите сами: буря, разразившаяся в конце июня 2007 г ., привела к человеческой трагедии в городке. В результате сильных порывов ветра ветви никогда не обрезавшихся более чем пятидесятилетних деревьев, падая на землю, оборвали не только провода линии электропередачи, но и жизнь 24-летнего молодого человека, который от полученного электрического удара скончался на месте. Отсутствие хозяина, ответственного за городок, отсутствие определенного статуса и общепринятого названия городка привело к тому, что на место происшествия после телефонных вызовов местных жителей в течение четырех (!) часов – с 21 часа до 1 часа ночи – отказывались выезжать городские службы милиции и скорой помощи!
Милиция и «скорая» потом дружно оправдывались тем, что вызов был из «Аэропорта», и они, бедные, 4 часа искали городок. Хотя люди звонили с места происшествия не раз и не два. На происшествие никак не отреагировали власти. Никакие – ни районные, ни городские, ни областные. Нет городка – нет и чрезвычайной ситуации, нет выводов и работы по поддержанию здесь цивилизации. Электричество починили, и о городке благополучно опять забыли. А трагедии могло бы и не быть, если бы коммунальное предприятие ДОЖКП «Аэродром» вело бы хоть какие-нибудь работы по поддержанию территории поселка в том виде, который обеспечивает безопасное проживание его жителей. Но зачем суетиться и работать? Спрашивать-то некому.
Указы нам не указы
Новоалександровский сельсовет еще в декабре 2005 г . принял решение о передаче пгт. Авиаторский Днепропетровску. Есть и решение Днепропетровского горсовета от 7 февраля 2007 г . о согласии городок принять. С возложением ответственности за решение всех возникающих при передаче городка проблем на постоянную комиссию горсовета по вопросам земельных отношений под руководством Лупандина, на заместителя городского головы Афанасьева и управляющего делами исполкома Квитку. И.о. начальника юридического управления обладминистрации Печилина еще в январе 2007 г . письменно заверила территориальный комитет городка, что «вопрос о передаче городка Днепропетровску планируется включить в повестку заседания областной администрации». И обладминистрация, «добитая»-таки полулегальным теркомом, в мае 2007 г . образовала комиссию для решения вопросов бюджетного финансирования и проблем городка под председательством Н.И.Волосянко. Комиссия в начале своего существования приняла решение собираться раз в 10 дней, но, позаседав дважды, канула в лету.
Между тем, путаница в статусе «авиаторцев» продолжается. В свое время коммунальные тарифы для городка утвердил горисполком. Тем не менее, если в Днепропетровске в прошлом году был произведен перерасчет по теплоснабжению в связи с теплой зимой, городок почему-то «выпал» из-под опеки. В «Облтеплоэнерго» отказались делать перерасчеты для жителей городка, утверждая, что горсовет им не указ. Обращение актива городка в областную прокуратуру дважды не дало никаких результатов, кроме смеха сквозь слезы: прокуратура первое обращение отправила в Красногвардейский р-н, второе – в Жовтневый! Где они успешно «потерялись» за неимением в этих районах пгт с указанным названием.
Зато не теряются «правители» городка, которым вдруг захотелось создать свое, отдельное, «государство в государстве». Некто Виктор Михайлович Гаевой с несколькими товарищами захотел стать «владычицей морскою», и без всякого согласования с «авиаторцами» вышел в облсовет с инициативой создания нового поселкового совета. Это вызвало в городке бурю негодования и активизацию действий протеста с созданием инициативной группы, которая добилась созыва чрезвычайного совещания в облсовете по вопросу определения статуса городка.
Лед тронулся?
24 марта 2009 года на этом «судьбоносном» совещании было, наконец, принято принципиальное решение о передаче «Авиаторского» городу Днепропетровску. Было также дано задание определения границ присоединяемых земель институту землеустройства. Хотя этот вопрос имеет шансы стать камнем преткновения в решении проблемы: часть из 28,2 га земель пгт «Авиаторское» за годы неразберихи оказались проданными коммерческим структурам. Сегодня областной властью предлагается провести общественные слушания на предмет желания «буквально всех жителей городка присоединиться к Днепропетровску» с подписанием легитимного протокола слушаний.
Жители городка обратились ко мне и попросили помочь в решении проблемы своего статуса, — рассказал Михаил Царев, председатель постоянной комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Днепропетровской области, один из инициаторов созыва совещания. – Стратегическое решение сегодня принято. А тактические действия – за органами исполнительной власти. В настоящее время ДОЖКП «Аэродром» находится на стадии банкротства, и населению городка придется предпринимать активные меры по созданию собственного ЖЭКа или инициативной группы (ОСМД), которая будет готова взять на себя все вопросы по организации обслуживания населения.
Автор: Елена Непокора
Через эту дорогу дети бегают в школу |
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
По поводу военного городка, его территориальной принадлежности и подчинении необходимо задать вопрос областным и городским чиновникам, чтобы военный городок вместе с его жителями также не превратился в еще один городок призрак как г. Припять. Ответить | С цитатой
Гаевой пусть занимается организацией " Корень", которую
доверили ему возглавить, а делами городка занимается законно избранный терком. Ответить | С цитатой