Об оползнях, подтоплениях и прочих техногенных катастрофах мы вспоминаем лишь в момент очередной беды или печальной даты. Так было и с известной топольской трагедией, с обвалами грунта в Аптекарской балке, в Комсомольском парке. Ликвидировали и, как говорится, забыли до очередного ЧП. Но данная ситуация – не из разряда тех, когда «само рассосется». Активизация новых оползней (на Евпаторийском путепроводе, по ул.Казакова и т.д.) лишний раз подтверждает: наш город постепенно проваливается под землю. Особенно оползнями поражена правобережная часть мегаполиса. Скрытые разрушительные процессы в земле продолжают идти, грозят новыми катастрофами, о последствиях которых обычные горожане даже не могут подумать.
Не с Тополя всё начиналось
Оползневая беда Днепропетровска началась отнюдь не 6 июня 1997 года, когда на всю Украину прогремел Тополь. Та трагедия, а также чрезвычайные происшествия в Аптекарской, Рыбальской, Красноповстанческой балках (где тоже под землю уходили строения, дома) – лишь верхушка давно зреющих в недрах города беды. Беды, которая незримо ежегодно увеличивается. В конце 1980-х годов специалисты отмечали в городе 17 оползневых участков, сейчас – свыше ста. Два десятка из них – самые горящие, требующие безотлагательных мер. Но эти меры почти не принимаются.
Оползень – это не шальной метеорит из космоса, не случайность, а итог деятельности людей. Расплата за нашу бесхозяйственность, за варварское отношение к балкам, коммуникациям, жилому фонду. Отчасти Днепропетровску не повезло и с геологией. Правобережная часть города сплошь соткана из холмов и аж 36 балок. Треть территории города – это просадочные лёссовые грунты. Эти породы земли в своем естественном, сухом состоянии надежны. Построенные на них дома 150-летней давности служат нам и поныне. Но стоит лёссовым грунтам начать впитывать в себя влагу (из текущей канализации, прорванных ливневок и т.д.) - здесь, считайте, закладывается мина замедленного действия. Впитав в себя достаточно жидкости, лёссовый грунт становится похож на пластилин, потихоньку «ползет»...
Какова же нынешняя ситуация в самых оползнеопасных районах?
Адреса беды
Проведенный рейд показал следующую картину.
1. Тополь. Напомним, здесь в 97-м году под землю ушли 9-этажный жилой дом, школа, два детсада, были деформированы окружающие дома (из двух жильцы давно отселены) и коммуникации. Если, по оценкам специалистов, до 1997 года для предотвращения трагедии требовалось 7 миллионов гривень, то за последние 12 лет уже израсходованы 125 миллионов, а до решения проблемы ой как далеко! Дома с жильцами продолжают проседать, противооползневые сооружения не завершены. Активизировались процессы в прилегающей к Тополям балке Встречной – на Евпаторийском путепроводе (о чем мы недавно писали), на улицах Ермоловой, Подвойской. Для решения вопроса требуется более 50 миллионов грн.
2. Рыбальская балка (улицы Титова, Нахимова, Вакуленчука, пр.Кирова). Отсюда из-за активизации оползней в свое время пришлось срочно отселять два высотных дома, закрывать школы №№ 75 и 22. Комплекс работ по улицам Гавриленко, Нахимова был выполнен, школы вернули в строй и, казалось, проблема решена... Ничего подобного! За последние годы разрушительные процессы активизировались.
3. Сокол, Тоннельная балка, ул.Космическая. То, что в один страшный день могут «ухнуть» планируемый под Евро-2012 зоопарк и деловой центр в Тоннельной балке, - это еще не самая страшная перспектива. Гораздо ужасней, что под по-прежнему проседающими здесь грунтами пролегает гигантский водопровод с резервуаром воды. Если это рукотворное озеро прорвется из-за оползня – смоет, не дай Бог, Сокол и всю Победу. Стоимость общих работ оценивается в 20-25 млн.
4. Красноповстанческая балка, пр.Гагарина, улицы Героев Сталинграда, Сирко, Казакова и т.д. Недавно мы в рубрике «Город будущего» рассказывали о перспективах этого огромного участка города – застройке с помощью инвесторов. Похоже, лишь такие планы могут спасти эту давнюю оползнеопасную часть города. В ней новые ЧП фиксируются почти ежегодно. Вот и в окрестностях ул.Казакова начали трещать, проседать дома.
5. Аптекарская балка между улицами Рабочей и Новоорловской практически вся занята частным сектором, где регулярно дают утечки линии водопровода, канализации. Десятки тысяч живущих в балке людей – на мине замедленного действия. Она периодически срабатывает. В 1978-м оползень «съел» часть автопредприятия, расположенного на склонах балки. Уже в наше время из-за просадок и обвалов грунта пришлось отселить несколько жилых домов. Объем работ оценивается в 10 млн.грн.
6. Диевка. «Проснувшийся» оползень на склоне Диевской балки в перспективе грозит не только снести участки частной и дачной застройки, но и разрушить участок железной дороги в районе ул.Комиссаровской. На противостояние ему требуется более 8 миллионов гривен.
7. Критическим специалисты называют повышение уровня грунтовых вод в зоне жилмассивов Победа, Красный Камень, Коммунар, Парус, Фрунзенский. Оползни на этих равнинных территориях невозможны, но подступающая к фундаментам и подвалам вода грозит самыми трагическими последствиями.
Пока гром не грянет – власть не перекрестится
Защитой Днепропетровска от оползней вот уже более тридцати лет занимаются специалисты городского управления инженерной защиты города. Но они, по большому счету, похожи на борцов с ветряными мельницами, на которых к тому же вместо доспехов одет дырявый тришкин кафтан.
Некогда для противостояния этой проблеме в нашем городе была система наблюдательных скважин, через которые отслеживали уровень поднятия грунтовых вод. В наше время оползни не предупреждают, а занимаются расхлёбыванием их последствий. По словам начальника управления Юрия Березы, впервые за долгие годы проводится полный мониторинг оползнеопасных зон города с конкретными предложениями. Важность профилактики в оползневом вопросе невозможно переоценить.
Точно так же немыслимо эффективно бороться с этой проблемой, пока не будут устранены ее первопричины. Первенствуют среди них утечки из водонесущих коммуникаций. Следующие места в «хит-параде» причин занимают самовольная или непродуманная застройка склонов балок, разрытие этих склонов в поисках металлолома, песка, глины, земли.
Подайте на ликвидацию оползневой беды!
Давайте будем реалистами. Первопричины оползневых проблем город в одночасье не устранит. «Убитое» коммунальное хозяйство не в состоянии за год-два поменять свои изношенные коммуникации. Хаотичная застройка с исходящими от нее проблемами тоже мгновенно не исчезнет.
Но если беду невозможно предупредить, то можно ли ее «заморозить» на стадии созревания? Юрий Береза убежден, что это так. Противооползневым управлением давно разработаны проекты решения для каждой из оползневых точек города. Разумеется, все эти мероприятия должны финансироваться.
- Ежегодное выделение 50 миллионов гривен на протяжении пяти лет могло бы избавить Днепропетровск от проблемы оползней, - говорит Береза. - Но выделение средств для ликвидации этой беды происходит по крохам. Были государственные программы (в которых, в частности, предусматривалось выделение в минувшем году десяти миллионов гривен на Тополь), городская программа, предусматривавшая по 35 миллионов в год. Но, к огромному сожалению, они так и не заработали. В реальности на борьбу с оползнями не выделялось и одного процента необходимых средств.
Неизвестно, дойдут ли в реальности на борьбу с этой бедой и 2,2 млн.грн., заложенных в городской бюджет текущего года. Они предназначены на ликвидацию процессов во Встречной балке, которая тянется от ул.Шинной до Тополей. Кризис – вещь непредсказуемая.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
В центре города по ул. Гопнер провалена плитка в районе магазино авто аудио.
Провалена плитка в сквере Ленина, там где фонтан возле памятника чернобыльцам.
И хоть бы что. Зато по ул.Космической опять поменяли целый асфальт. Ответить | С цитатой
"Если это рукотворное озеро прорвется из-за оползня – смоет, не дай Бог, Сокол и всю Победу"
Это ж как может смыть Сокол озеро из тоннельной балки, ведь Сокол находится выше балки? Вода течёт в другом направлении, если мне память не изменяет. Ответить | С цитатой