|«« | «« | »» | »»| |
Городской сайт продолжает раскрывать малоизвестные страницы истории Днепра. 12 октября исполняется 120 лет со времени открытия первого вуза города – Екатеринославского высшего горного училища, а ныне Национального университета «Днепровская политехника».
К сожалению, в последнюю неделю название этого вуза на слуху у всей Украины из-за совсем других, печальных событий – аварийной ситуации с его общежитием №2 на перекрестке проспектов Яворницкого и Гагарина…
Совсем недавно Городской сайт рассказал увлекательную историю строительства главного корпуса этого вуза на проспекте Яворницкого.
А сейчас, в канун юбилея мы предлагаем рассказ об истории возникновения самого университета «Днепровская политехника».
Когда и как появилась идея первого технического вуза в Екатеринославе? Сколько времени прошло от зарождения идеи до ее реализации? Когда был основан первый вуз? Кто приложил основные усилия для этого? Откуда черпались первые научно-педагогические кадры?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«В 1899 году в Екатеринославе наконец-то появилось свое высшее учебное заведение – Екатеринославское высшее горное училище (ЕВГУ), - рассказывает Максим Кавун. - Правда, не общеуниверситетского, а технического профиля, что отвечало потребностям и задачам развития края в этот период. Напомним, что рождение вуза припало на период «индустриального бума», когда край, называемый в публицистике «Новая Америка», покрылся сетью железных дорог и промышленных предприятий.
По иронии судьбы, место для расположения корпусов ЕВГУ было выбрано прямо на вершине Соборной горы, неподалеку от Преображенского собора. Здесь еще в конце XVIII века предполагалось сооружение корпусов Екатеринославского университета . Как мы знаем, еще в 1784 году (235 лет назад) Екатерина II утвердила указ о создании Екатеринославского университета с «академией музыкальной». Этот проект так и не был реализован. Однако больше ста лет спустя именно в этой местности начал жизнь первый вуз Екатеринослава.
В 1896 году общественность Екатеринослава и губернии начала ходатайствовать об открытии в городе высшего учебного заведения. 26 января 1896 года частное совещание членов Городской Управы, Городской Думы и представителей промышленности высказалось за создание Екатеринославского горного института. 17 апреля 1896 года Екатеринославская Городская дума единогласно постановила:
«Возбудить ходатайство об основании Высшего горного учебного заведения в Екатеринославе, ассигновав для этой цели 200.000 руб., и отвести безвозмездно участок городской земли».
25 октября 1896 года состоялся Съезд горнопромышленников Юга России в г. Харькове, который также высказался за открытие высшего горного учебного заведения в Екатеринославе.
Юридически горный вуз под названием «Высшее Горное училище» был основан летом 1899 года. 4 (16 по новому стилю) июня 1899 года Государственный Совет Российской империи получила «Высочайше утвержденное положение об открытии высшего горного училища в г. Екатеринослав». В нем говорилось, в частности:
«…2. Поручить Министру земледелия и Государственных имуществ открыть первый курс означенного учебного заведения в сентябре 1899 г.».
Так и произошло…
Екатеринославское высшее горное училище (ЕВГУ) было официально открыто 30 сентября (12 октября по новому стилю) 1899 года. Это фактическая дата основания вуза. Существует также версия, что это происходило на день позже – 13 октября. В любом случае, вуз начал свою работу. По конкурсу на первый курс были приняты всего 77 человек.
Это было первое высшее учебное заведение в городе, готовившее специалистов для горнопромышленной отрасли всего Юга Российской империи. Первым директором училища был назначен горный инженер С.Н. Сучков (1899-1908 годы), а вторым директором был профессор геологии Н.И. Лебедев .
Церемония открытия училища проходила в главном здании Екатеринослава – Потемкинском дворце (сейчас – Дворец культуры студентов ДНУ им. Олеся Гончара). Естественно, почти сразу встал вопрос о постройке собственных корпусов. За неимением помещений сначала занятия училища проводились в самом Потемкинском дворце.
Еще в 1898 году Городская Дума Екатеринослава 28 октября бесплатно выделила участок для Горного училища на юго-западной стороне Соборной площади. Училище планировалось разместить между Соборной площадью, улицами Лагерной (просп. Гагарина), Полицейской (Шевченко) и Кирпичной (Гончара) на участке площадью 9310 кв. сажен (около 20000 кв. метров).
Торжественная церемония закладки комплекса Горного училища состоялась через год, 19 августа 1900 года. Был даже устроен специальный завтрак по этому поводу. На этом завтраке министр земледелия и государственного имущества Российской Империи А.С. Ермолов сказал, что
«…в истории открытия горного училища с особенной ясностью выступает инициатива местных деятелей…».
Инициатива, которая породила первое высшее учебное заведение города, обусловила трудности его становления. Это, в частности, сказалось в нелегком процессе строительства учебных корпусов.
Государство практически отказалось финансировать это нелегкое дело. Екатеринославское земство выделило 30 тысяч рублей, - однако, это было лишь 10% от необходимого.
Еще 50 тысяч рублей на строительство корпусов внес лично Мина Копылов - один из богатейших людей Екатеринослава, миллионер, владелец промышленных предприятий и влиятельной газеты «Приднепровский край».
Первые корпуса Екатеринославского высшего горного училища построили в 1900–1901 гг. в юго-западной части огромного пространства Соборной площади. Фасадом на Соборную площадь выходил только главный корпус.
Специальный «Комитет для сбора пожертвований и устройства зданий Екатеринославского высшего горного училища» решил не проводить архитектурный конкурс, а поручить проектирование знаменитому харьковскому зодчему, академику архитектуры А.Н. Бекетову. Курировала строительство зданий училища специальная строительная комиссия из членов «Комитета», которую возглавлял директор училища С.М. Сучков.
А.Н. Бекетов завершил свой проект к январю 1900 г. в модном тогда и набиравшем силу стиле модерн. В первую очередь планировалось построить главный учебный корпус и учебный корпус для химического отделения. Уже в процессе обсуждения проекта оказалось, что он является слишком дорогостоящим. В итоге объем главного корпуса урезали сначала до 5/7 (отказались от помещений церкви, музея, конференц-зала и ряда других), а после уточнения стоимости - даже до 2/5 от начального проекта.
Главный и химический корпуса ЕВГУ были построены всего за один год. В сентябре 1901 г. был введен в эксплуатацию химический корпус, а чуть позже – часть главного корпуса высшего горного училища.
Таким образом, в начале 1900-х годов в юго-западной части Соборной площади сформировался обширный комплекс учебных корпусов ЕВГУ. При этом в 1900-х гг. на Соборную площадь выходила только торцевая часть главного корпуса.
Высшее горное училище изначально имело два отделения – горное и заводское. Однако их учебные планы мало отличались между собой (только количеством учебных часов в дисциплинах).
Интересно, что согласно «Положению о ЕВГУ» учебный план включал 23 дисциплины. Их список поражает своей разносторонностью: богословие, высшая математика, аналитическая механика, строительная механика, прикладная механика, горнозаводская механика, физика, химия, электромеханика, минералогия, геология и наука о месторождениях, геодезия, горное искусство, обогащение руд и каменного угля, маркшейдерское искусство, строительное искусство, металлургия, технология металлов, черчение и начертательная геометрия, счетоводство и горнозаводское хозяйство, технические переводы с иностранных языков, оказание помощи при несчастных случаях.
Учебный процесс на первых порах обеспечивали всего… 13 преподавателей. Из них только 2 ординарных профессора (В.В. Курилов и Д.М. Синцов), 1 экстраординарный профессор (С.К. Соболевский). Все другие научных званий не имели и были инженерами-практиками, что, конечно, не умаляет их заслуг в становлении вуза.
Кроме учебных лабораторий, в короткий срок была создана необходимая инфраструктура. Были сформированы библиотека, минералогический музей, химическая, механическая и пробирная лаборатории, кабинеты по каждой дисциплине.
Почти сразу же после основания училища местная интеллигенция и чиновники начали усиленно хлопотать о повышении статуса учебного заведения и квалификации его выпускников. Местные организации просили расширения учебных курсов и получения диплома не техника (как было изначально), а инженера. В марте 1902 года прошение ЕВГУ было рассмотрено на Горном ученом комитете и передано для обсуждения в разные высшие законодательные инстанции Российской империи.
На удивление быстро было принято соответствующее решение. 12 (25) мая 1903 года император Николай II утвердил соответствующее решение (постановление) Государственного Совета. Отныне срок обучения в ЕВГУ составлял 4 года, а выпускникам присваивалось звание инженера. Поэтому выпуска техников в ЕВГУ так и не произошло!
Проблем в развития училища на раннем этапе было довольно много. В 1909 году, через 10 лет после основания училища, в нем преподавали только 9 профессоров. Рудничные и металлургические инженеры, которых выпускали в училище, имели не все права. Дело в том, что после выпуска они получали XII класс в Табели о рангах (действующая тогда система должностных рангов), в то время как выпускники вузов получали сразу гораздо более высокий X класс.
Годовое финансирование вуза в тот период составляло 104.150 рублей. Для сравнения – главный горный вуз империи – Горный институт в Санкт-Петербурге имел финансирование 188.255 рублей в год. Также досаждала текучка кадров – сменилось 35 человек преподавателей за 10 лет.
Снизу созрела инициатива – преобразовать ЕВГУ в Екатеринославский Горный институт. С прошениями об этом выступили общественные организации, Общество инженеров, которые закончили ЕВГУ, и само училище. Осенью 1911 года учебный отдел Министерства торговли и промышленности разработал проект специального закона по этому вопросу. Еще один законопроект подготовила комиссия по народному образованию Государственной Думы.
18 февраля 1912 года в докладе комиссии Государственной Думы говорилось о том, что вузу для нормального развития необходимо для 18 кафедр 18 профессорских ставок. Также говорилось об увеличении набора до 700-800 человек. Шла речь и об увеличении финансирования строительства корпусов и лабораторий училища.
Наконец, 7 (19) мая 1912 года Государственная Дума Российской Империи после длительного обсуждения приняла Закон о преобразовании ЕВГУ в Екатеринославский горный институт имени императора Петра Великого (ЕГИ). 17 (30) июня того же года закон утвердил император Николай ІІ.
Первым ректором института стал профессор геологии Николай Иосифович Лебедев. С 1 июля 1912 года отменялось старое положение об ЕВГУ, устанавливался новый штат преподавателей и сотрудников. Из Государственного казначейства выделялись 1.125.370 рублей на достройку корпусов вуза. В 1912 году в институте работали уже 44 преподавателя, из них 14 профессоров.
Первый круг преподавателей училища, а затем института составили, в первую очередь, выпускники Горного института в Петербурге. Это Я.И. Грдина, В.А. Гуськов, С.А. Заборовский, Л.Л. Иванов, Н.И. Лебедев, П.М. Леонтовский, В.М. Маковский, Л.В. Писаржевский, М.М. Протодьяконов, П.Г. Рубин, А.М. Терпигорев, М.М. Федоров, С.Б. Шарбе.
С первого года существование училище и институт вели активнейшую научную деятельность. С 1905 года начали издаваться «Известия Екатеринославского высшего горного училища» (затем с 1912 года – института). До 1917 года вышло 23 выпуска «Известий». Было опубликовано около 500 научных работ, в том числе монографий и учебников.
Стали формироваться отдельные научные школы и направления. Например, Ярослав Грдина стал одним из основателей кибернетики, А.Н. Терпигорев – основателем школы горного искусства, В.А. Гуськов – школы обогащения полезных ископаемых, П.Н. Леонтовский – школы маркшейдеров, Н.И. Лебедев – школы геологов, П.Г. Рубин – металлургов, Л.В. Писаржевский – электронной химии.
Повышение статуса учебного заведения до Горного института повлекло необходимость расширения материально-технической базы, и, как следствие – очередную реконструкцию его корпусов.
Государство на этот раз гарантировало надлежащее финансирование строительных работ. Как уже говорилось, из бюджета выделили огромную сумму: 1.125.370 руб. на достройку комплекса и на возведение жилого дома для профессоров.
Новый проект комплекса поручили разработать архитекторам братьям Бернардацци. По этому проекту, планировалось существенно реконструировать главный учебный корпус. Фасады главного корпуса ЕГИ должны были быть полностью изменены в стиле неоклассицизма. Здание должны были украсить мощный шестиколонный портик главного входа (со стороны Проспекта) и четырёхколонный портик со стороны Полтавской (Олеся Гончара) улицы. Главный корпус был намного больше по размерам – имел высоту в 3,5 этажа. С восточной стороны планировалось достроить дополнительное крыло в два этажа с башней для проведения астрономических исследований.
В апреле 1914 года начались строительные работы. Но завершению реконструкции комплекса помешала Первая мировая война, начавшаяся 1 августа 1914 г. Здание главного корпуса завершили вчерне: выложили стены, установили перекрытия, уложили кровлю, частично выполнили внешнюю обработку фасадов, застеклили окна.
Долгая эпопея со строительством главного корпуса горного института завершилась уже в советский период. В 1924 г. отмечался 25-летний юбилей горного института. Новая власть начала осознавать, что необходимо сохранить огромный интеллектуально-образовательный потенциал института, используя его в новых условиях. В 1924 г. в здании главного корпуса наконец-то завершили внутренние работы, также был открыт парадный вход со стороны проспекта К. Маркса (ныне Яворницкого).
Интересно, что разрушительные в целом для города годы революции и войны не помешали развитию вуза. Институт прочно стал на ноги. В 1918 году он пополнился двумя новыми отделениями – маркшейдерским и геологоразведочным. В 1921 году создан новый механический факультет с двумя отделениями – горнозаводским и электромеханическим . Был открыт даже рабочий факультет (рабфак), который возглавил профессор В.М. Маковский.
К своему 25-летнему юбилею Горный институт в 1924 году имел несколько корпусов, 35 кабинетов и лабораторий, 2 библиотеки. В это время в институте работали уже 69 преподавателей. Институт имел 3 факультета – горный (с горным и геологическим отделениями), металлургический и горно-механический (с отделениями механическим и электротехническим). В 1926 году на металлургическом факультете было создано химико-технологическое отделение для подготовки инженеров-коксохимиков.
Как нетрудно догадаться по перечню факультетов в 1920-е годы, часть из них вскоре обрели собственный статус. Горный институт стал не просто первым вузом нашего города. Он стал колыбелью, из которой вышли еще несколько высших учебных заведений.
17 апреля 1930 года согласно приказу Высшего Совета народного хозяйства Советского Союза на базе ДГИ были созданы еще два отраслевые вуза:
«На базі металургійного факультету і заводського відділення факультету гірничо-заводської механіки організувати Дніпропетровський металургійний інститут… На базі хімічного факультету створити хімічний інститут зі спеціальностями: вуглехімічна і мінеральна технологія…».
Фактически с 1930-х годов Горный институт готовил кадры уже только для горной промышленность и для геологоразведочных работ. В 1932 году вместо отделений появились факультеты: горный, электромеханический и геолого-маркшейдерский.
Вторая Мировая война сильно ударила по развитию вуза, как и всего города, и страны. Вуз некоторое время находился в Свердловске (Екатеринбурге) и Караганде. В 1943 году институт возвратился в родной Днепропетровск.
Здание главного корпуса было сожжено и частично разрушено во время Второй Мировой войны. Ужасную картину разрушений главного корпуса демонстрирует акт об убытках, причиненных Днепропетровскому горному институту имени Артема, составленный 21 января 1944 г.:
«Институт обладал колоссальнейшим учебным корпусом, в стенах которого были сосредоточены ценнейшие музеи, библиотеки, лаборатории, учебные кабинеты, предметные аудитории, комнаты для занятий и специальные мастерские. С приходом фашистов в августе 1941 г. главный корпус института и студенческое общежитие были заняты [воинскими] частями и полицией. В 1942 г. главный корпус был занят под лазарет. Оборудование института было свалено во дворе и в подвалы и систематически расхищалось и уничтожалось. Перед отступлением 23 сентября 1943 г. здание института и студенческое общежитие фашистами были подожжены. Пожаром было уничтожено все, что до этого уцелело в этих зданиях».
Уже к 1951 году основная база корпусов ДГИ была восстановлена. 21 ноября 1949 года Горный институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени (на тот момент высокая награда). К 50-летнему юбилею институт насчитывал 165 профессоров, доцентов и преподавателей, 34 кафедры, 22 лаборатории, 25 кабинетов. На 4-х факультетах по 9 специальностям обучались 1942 студента…
Добрым словом следует упомянуть ректоров Горного института после войны, которые всеми силами содействовали новому становлению института. Это П.Г. Нестеренко , который возглавлял его почти 25 лет, А.А. Ренгевич (1963-1972), В.Н. Потураев (1972-1973), В.И. Онищенко (1973-1982).
С сентября 1982 года по сегодняшний день (37 лет!) вуз возглавляет ректор Геннадий Григорьевич Пивняк. Под его руководством из института он превратился в академию (1993 г.), университет (2002 г.) и, наконец, Национальный технический университет «Днепровская политехника». Вуз пережил все бури последних десятилетий и остается примером успешного и стабильного развития», - завершает Максим Кавун.
… А п одробнее узнать об истории первого вуза нашего города вы можете, посетив Народный музей истории НТУ «Днепровская политехника» имени Александра Поля. Он расположен в главном корпусе по адресу: проспект Яворницкого, 19, 3 этаж.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
НАШЕ МІСТО НАЗИВАЄТЬСЯ Д Н І П Р О згідно постанови ВР.
НІЯКИХ "перекладів" в постанові НЕМА!!
"днєєппрр" то річка в болотах фєдєрастії Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2