|«« | «« | »» | »»| |
Городской сайт продолжает раскрывать интересные факты из биографии известных людей, связанных с нашим городом.
Сегодня наш рассказ – о великом поэте Александре Сергеевиче Пушкине в Екатеринославе.
Ровно 200 лет назад, в мае 1820 года, поэт 10 дней находился в городе на Днепре . Но был здесь отнюдь не по собственной воле, а по делам «служебной надобности».
В советское время эта тема была в числе любимых у историков, краеведов и писателей. Сегодня эта тема изрядно подзабылась. 200 лет – прекрасный повод освежить в памяти пребывание Пушкина в Екатеринославе.
Как попал Александр Пушкин в Екатеринослав? Чем он занимался в губернском городе и с кем он общался? Какие объекты в городе посетил поэт? Чем запомнился Екатеринослав и как он отразился в творчестве Пушкина? Что напоминает сегодня о Пушкине в нашем городе?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Как попал Александр Сергеевич Пушкин в Екатеринослав? Традиционно считается, что Екатеринослав – первый пункт «южной ссылки» поэта, - рассказывает Максим Кавун. - К 1820 году молодой поэт имел довольно противоречивую репутацию. Стремясь удалить Пушкина из столицы, правительство распорядилось выслать его на юг под негласный надзор.
Однако отъезд Пушкина из столицы на юг был оформлен в виде «чиновника по особым поручениям» коллегии иностранных дел.
Таким образом, если и считать это ссылкой, то в мягкой форме. Скорее, это была служебная командировка.
Интриги пребыванию Пушкина в Екатеринославе добавляло то, к кому, собственно, он ехал. Это был Иван Инзов – личность загадочная и легендарная. Генерал-от-инфантерии Иван Никитич Инзов родился в 1768 году. Его происхождение окутано легендами. По слухам, он был незаконным сыном тогдашнего наследника престола великого князя Павла Петровича, в будущем – императора Павла І (Таким образом, он мог приходиться сводным братом тоже будущему императору Александру I ).
С 1818 г. Инзов занимал пост Главного попечителя и Председателя Попечительного Комитета о колонистах Южной России. Это был специальный государственный орган по делам иностранных колонистов в южном крае. Штаб-квартира Попечительного комитета находилась в Екатеринославе, где в это время проживал и сам Инзов. С 1820 года Инзов был назначен еще и наместником Бессарабской области (сейчас - Молдова и часть областей Украины).
В истории Российской империи генерал Инзов известен не столько своей военной и административной деятельностью, но, прежде всего, гуманным отношением к А.С. Пушкину во время южной ссылки поэта. Пушкин официально был направлен на Юг именно под начальство Инзова.
Но старик-генерал, снисходительно воспринимавший действия молодого поэта, отпустил его в путешествие с генералом Раевским и его детьми на Кавказ. А затем оказывал поэту негласное покровительство. Он «понял свою задачу сохранить России вверенный его попечению драгоценный талант».
Благодаря влиянию и связям И.Н. Инзова, Пушкин в Екатеринославе чувствовал себя вполне комфортно. Пребывание его в городе никак не походило на будни ссыльного.
В марте 1820 года Пушкин заканчивал поэму «Руслан и Людмила». А уже в мае очутился в пыльном степном Екатеринославе. Известный придворный историк Н.М. Карамзин писал 19 апреля 1820 года И.И. Дмитриеву:
«Над здешним поэтом Пушкиным если не тучи, то по крайней мере облако и громоносное. Служа под знаменем либералистов, он написал и распустил стихи на вольность, эпиграммы на властителей и проч. и проч. Это узнала полиция… Опасаются следствий».
За Пушкина ходатайствовали при дворе многие видные персоны: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, П.Я. Чаадаев, Е.А. Энгельгардт, И.А. Каподистрия и другие. В результате формой наказания Пушкину стала именно «служебная командировка» на юг.
Вот текст подорожной, выданной А.С. Пушкину 5 мая 1820 года № 2295:
«По указу Его Величества Государя Императора Александра Павловича Самодержца Всероссийского… Показатель сего, Ведомства Государственной Коллегии иностранных дел Коллежский секретарь Александр Пушкин, отправлен по надобностям службы к Главному Попечителю Колонистов Южного края России, г. Генералу-Лейтенанту Инзову».
Как видим, официально Пушкин числился, говоря современным языком, в министерстве иностранных дел и направлялся по делам службы. 6 мая 1820 года Пушкин выехал из Санкт-Петербурга на юг. Его путь лежал через Лугу, Витебск, Могилев, Киев, Кременчуг, Мишурин Рог. Путь до Екатеринослава лежал по почтовому тракту, через Верхнеднепровск, Сухачевку, Диевку, Новые Кайдаки.
17 (или 18) мая 1820 года Пушкин приехал в Екатеринослав. Точная дата до сих пор остается неизвестной.
Екатеринослав тогда представлял собой небольшой губернский город, но с аграрным колоритом. Население города составляло от 6 до 8 тысяч человек, если считать с рабочими Екатеринославской суконной фабрики. В городе имелось 20-30 каменных зданий и около 600 деревянных домов.
В качестве описания города обычно приводят цитату из «Воспоминаний» Андрея Фадеева, служившего в том же Комитете колонистов (отец Елены Ган и дедушка Елены Блаватской):
«Екатеринослав тогда представлял… более вид какой-то голландской колонии, нежели губернского города. Одна главная улица тянулась на несколько верст, шириной шагов двести, так что изобиловала простором не только для садов и огородов, но даже и для пастбищ скота на улице, чем жители пользовались без малейшего стеснения…».
Таким увидел Екатеринослав и А. С. Пушкин.
Где же он поселился в городе?
Вопрос этот представляет собой историческую загадку. В 1887 году в газете «Екатеринославский юбилейный листок» была помещена заметка о том, что Пушкин якобы поселился в постоялом дворе купца Тихова «и даже, говорят, на двери дома им было написано какое-то стихотворение».
Эта информация – часть городского фольклора, до сих пор ничем не подтвержденная. Дом купца Тихова располагался в современной топографии по адресу: ул. Липинского (Ширшова), 4. В советское время, в 1976 году, на доме (построенном на месте постоялого двора Тихова) была установлена красивая памятная доска с барельефом поэта, пером и чернильницей.
В прошлом, 2019 году «сталинку», где находилась эта памятная доска, снесли, а памятная доска Пушкину исчезла… Об этом писал Городской сайт.
Первым делом Александр Пушкин явился к генералу Инзову. Он посетил дом Комитета о колонистах. Канцелярия помещалась в одноэтажном (на тот момент) здании по главному проспекту. Это одно из старейших зданий нашего города. Сейчас здесь размещается музей «Литературное Приднепровье» - филиал исторического музея имени Д.И. Яворницкого (проспект Яворницкого, 64).
Первым делом Пушкин вручил генералу Инзову два письма. В одном сообщалось о назначении Инзова наместником Бессарабской области, в другом – характеристика на Пушкина и рекомендации по поведению с ним. Второе письмо, автором которого был статс-секретарь по иностранным делам И.А. Каподистрия, очень характерно:
«Несколько поэтических пиес, в особенности же ода на вольность, обратили на Пушкина внимание правительства… Удалив его на некоторое время из Петербурга, доставив ему занятие и окружив его добрыми примерами, можно сделать из него прекрасного слугу государству или, по крайней мере, писателя первой величины…. Соблаговолите просветить его неопытность…».
Инзов тепло принял молодого поэта в Екатеринославе. 21 мая 1820 года в ответном письме И.А. Каподистрии генерал пишет:
«С Пушкиным я не успел еще короче познакомиться, но замечаю, однакож, что не испорченность сердца, но по молодости необузданная нравственностию пылкость ума причиною его погрешностей».
Пушкин находился в Екатеринославе 10 дней. Генерал Инзов совершенно не обременял Пушкина во время его короткого пребывания в нашем городе.
До конца XIX века называли одно место, где якобы жил Пушкин – постоялый двор купца Тихова (на месте дома по современной улице Липинского, 4). Сейчас же считается, что какую-то часть своего времени Пушкин провел именно в Мандрыковке.
Мандрыковка – слобода, основанная раньше Екатеринослава под восточным склоном главного городского холма. Деревянные и глинобитные домики Мандрыковки располагались вдоль русла Днепра. В XIX веке Мандрыковка считалась предместьем Екатеринослава. Частично свой колорит древняя Мандрыковка сохранила и в наше время.
Еще в 1899 году были опубликованы воспоминания современников Пушкина, где утверждалось, что в 1820 г. Пушкин жил в Мандрыковке, в домике некоего Краконини, напротив усадьбы, принадлежавшей после князю Гирею.
Этот домик (вероятно, глиняная хата) не дожил и до 1890-х годов. Его разобрал еще в 40-х годах XIX века новый владелец, П.А. Кулабухов. В 1887 году екатеринославский фотограф Иванов решил сфотографировать «домик Пушкина», но увидел только место, где тот находился.
Чем же мог заниматься Пушкин в глухом предместье? На этот счет существуют разные мнения. Возможно, он хотел как можно меньше соприкасаться с атмосферой «службы» и с «высшим обществом» провинциального губернского города. А может быть, хотел пожить среди простого народа, найти мотивы для новых произведений.
Предоставим слово очевидцу. Доктор Евстафий Рудыковский, сопровождавший семью Раевских в качестве военного врача на Кавказ, пишет:
«Едва я, по приезде в Екатеринослав расположился после дурной дороги на отдых, ко мне, запыхавшись, вбегает младший сын генерала: «Доктор! Я нашел здесь моего друга; он болен, ему нужна скорая помощь, поспешите со мной!» Нечего делать: пошли. Приходим в гадкую избенку, и там, на дощатом диване сидит молодой человек, небритый, бледный и худой. «Вы нездоровы?» — спросил я у незнакомца.
— «Да, доктор, немножко пошалил, купался; кажется, простудился».
Осмотревши тщательно больного, я нашел, что у него была лихорадка. На столе перед ним лежала бумага.
— «Чем вы тут занимаетесь?».
— «Пишу стихи».
Нашел, думал я, и время, и место. Посоветовавши ему на ночь напиться чего-нибудь теплого, я оставил его до другого дня».
Упоминание о «гадкой избенке», в принципе, не противоречит сообщениям о том, что Пушкин жил в Мандрыковке. В справочной книге «Весь Екатеринослав» за 1913 г. имеется адрес «Кулабухова П. Мандрыковка, 39». Потомки Кулабуховых и в начале ХХ века владели местом, где, возможно, в 1820 году жил Пушкин. В советское время на этой территории располагался завод медицинского оборудования.
Интересно, что еще в 1937 году, когда отмечалось столетие со дня смерти Пушкина, поселок Мандрыковка был официально переименован в «поселок имени Пушкина». Однако новое название не прижилось, а вскоре исчезло из городской топонимики вообще...
Точно установлено, что короткое пребывание в Екатеринославе все-таки оставило след в творчестве поэта. В городе находилась тюрьма (острог), из которого во время пребывания Пушкина в городе бежали два брата-арестанта, переплыли Днепр и спаслись на песчаной косе. Этот случай в Екатеринославе послужил поводом для написания Пушкиным поэмы «Братья-разбойники».
11 ноября 1823 года, уже будучи в Одессе, Пушкин написал письмо П.А. Вяземскому о поэме «Братья-разбойники»:
«Вот тебе и «Разбойники». Истинное происшествие подало мне повод написать этот отрывок. В 1820 году, в бытность мою в Екатеринославле, два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись. Их отдых на островке, потопление одного из стражей мною не выдуманы».
На роль острога, откуда бежали заключенные, претендуют две локации.
Первая, главная локация – это екатеринославский острог. Главная тюрьма города во времена Пушкина располагалась на месте… оперного театра.
В самом конце 1790-х годов западная окраина Екатеринослава была облюбована тюремщиками. Здесь был построен деревянный острог, который затем носил название «Тюремный замок». Его автором был екатеринославский губернский, а позднее придворный архитектор Вильям Гесте, который позднее разработал генеральный план Екатеринослава 1817 года. Острог представлял собой одно-двухэтажное приземистое сооружение казарменного типа. В истории города этот острог вошел не только как первая тюрьма, а своей связью с личностью А.С. Пушкина. В 1820 году, будучи в Екатеринославе, поэт застал случай, когда два арестанта сбежали из острога, переплыли в кандалах Днепр.
Исследователи в XX веке выдвинули мысль, что «Братья-разбойники» – это два брата Засориных, занимавшихся подпольной деятельностью против царского правительства. Еще в начале XX века в городе укрепилась мысль, что арестанты бежали именно из острога на месте будущего сквера.
В календаре-ежегоднике «Приднепровье» на 1909 год говорилось:
«Из этого тюремного замка, во время пребывания Пушкина в Екатеринославе, в начале 1820-х г., был совершен двумя арестантами замечательный побег, послуживший сюжетом для поэмы «Братья-Разбойники».
Больше первый «Тюремный замок» ничем знаменит не был. Он «прожил» до 1840-х годов, когда был снесен за ветхостью. На месте острога устроили Качельную площадь – парк аттракционов для простых жителей Екатеринослава. Затем на месте площади располагался Детский парк имени Войцеховича, а в 1974 году было построено здание оперного театра.
В 1984 году в книге «Далече от брегов Невы…» краевед и пушкинист Виктор Яковлевич Рогов высказал другое мнение, что острог, виденный Пушкиным, мог находиться и на Мандрыковке. Он ссылался на воспоминания старожилов, опубликованные в 1899 году в местной газете «Приднепровский край». Основной довод – ширина русла Днепра здесь была небольшая, а затем располагались острова, прежде всего, гигантский остров Воронцовский. В этих условиях переплыть реку и затеряться среди зарослей было намного легче, чем в центральной части города. Но эта версия не имеет каких-либо документальных подтверждений.
Главный острог Екатеринослава также находился вблизи Днепра. А в тот момент в разные годы река меняла русло, разделялась на несколько песчаных отмелей. Это хорошо видно на планах Екатеринослава. Поэтому обе локации могут претендовать на звание увековеченных Пушкиным.
Через неделю пребывания в Екатеринославе Пушкин заболел, и был отпущен добросердечным Инзовым на Юг вместе с семьей генерала Раевского.
24 (или 25) мая 1820 года Пушкин, искупавшись в Днепре, заболел лихорадкой. 26 мая в Екатеринослав приехала семья генерала Раевского, добрые знакомые поэта. Генерал Николай Раевский – герой войны 1812 года, его сын Николай, дочери – Мария и Софья, врач Е.П. Рудыковский, англичанка-гувернантка и два человека из прислуги.
26 мая Пушкин лежал больной в «хате», где и произошел случай с врачом, описанный выше. На второй день у него по-прежнему наблюдался озноб. Тогда генерал Инзов дал согласие отпустить Пушкина с семьей генерала Раевского, путь которых лежал на Кавказ.
Иван Никитич Инзов прекрасно понимал, как он рискует, и все-таки принял решение не задерживать далее Пушкина в Екатеринославе. После отъезда Пушкина он написал письмо в Петербург почтдиректору К.Я. Булгакову, где дал характеристику поэту:
«Расстроенное его здоровье… и неприятное положение, в коем он по молодости находится, потребовали с одной стороны помочи, а с другой безвредной рассеянности, а потому отпустил я его с генералом Раевским».
Таким образом, благодаря «безвредной рассеянности» генерала Ивана Инзова, Пушкин не задержался в Екатеринославе. Думается, это самым благоприятным образом повлияло на личность поэта. Степной климат и гнетущее состояние местного провинциального общества могли не самым лучшим образом сказаться на жизни и творчестве Александра Пушкина.
Дата выезда Александра Пушкина из Екатеринослава документально до сих пор не подтверждена. Краевед Виктор Рогов, основываясь на анализе писем и мемуаров, настаивал на дате 28 мая:
«При тогдашних средствах передвижения путешественники не могли выехать из Екатеринослава позже 28 мая».
В 1846 году, уже после смерти Пушкина, наш город связала с ним еще одна нить – тогда на Соборной площади был установлен памятник Екатерины II . Статуя - так называемая «медная бабушка», которая была частью приданого супруги Пушкина, Натальи Николаевны Гончаровой. Статуя неоднократно упоминалась Пушкиным в его письмах. Но это тема отдельного рассказа…
Уже в конце XIX века интеллигенция Екатеринослава делала все возможное, чтобы увековечить связь между Пушкиным и городом. В 1899 году Военная улица была переименована в Пушкинский проспект.
В 1901 году установлен памятник Пушкину работы скульптора Ильи Гинцбурга и архитектора Георгия Панафутина. В советское время появились памятные доски на зданиях по проспекту Яворницкого, 64 и по ул. Ширшова, 4 (ныне Липинского). Были изданы два очерка о пребывании Пушкина в Екатеринославе – Юрия Немченко в 1959 году и Виктора Рогова в 1984 году.
Визит Александра Сергеевича Пушкина в Екатеринослав – одно из самых ярких событий истории города первой половины XIX века.
Но пребывание Пушкина в Екатеринославе в 1820 году и сегодня детально не исследовано. Осталось много загадок – и места, где жил поэт, и датировка пребывания, и круг его общения в городе, и другие вопросы. Здесь есть над чем еще работать будущим исследователям», - завершает Максим Кавун.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |