Тренинг по поиску и спасению людей в природной среде собрал в Новокодакском парке немало собачников и просто зрителей. Но главное – профессионалов: руководителя днепровской волонтерской группы «Поиск пропавших детей» Елену Жовтобрюх, Павлоградский поисково-спасательный кинологический отряд «Антарес» в полном составе вместе с руководителем, участниками и их четырехлапыми партнерами. Ну и, конечно, автора идеи тренинга, инициатора программы создания в Днепре площадок для выгула «Місто щасливих собак», кинолога и спортсменку Екатерину Головачеву с ее знаменитой овчаркой Хельгой.
Днепряне не только смогли увидеть, как работают настоящие поисковые собаки, но и стали непосредственными участниками этих поисков. Как ни прятались вызвавшиеся смельчаки, оказалось, что от этих собак действительно нигде не скроешься. Самое удивительное, что для поисков им не нужны ни следы, ни вещи с запахом «пропажи». Эти четырехлапые асы ищут людей по звуку дыхания, по биению сердца.
Лариса до сих пор помнит свой первый поиск: «За четыре года до создания «Антареса» я с собакой вышла на поиск пропавшего на дачах пожилого человека. Хотя поначалу отказалась, чтобы не давать человеку напрасной надежды: «Моя собака спортивная, мы никогда не работали по реальному следу. Я ничем не могу вам помочь». Но мужчина очень просил: «Вы ничего не потеряете, а я, скорее всего, уже потерял отца. Просто попробуйте, сделайте хоть что-то». Я согласилась.
Бельгийский тервюрен Антарес (дома – просто Чока) сразу взяла след, показала направление к воде и дала четкий знак, что след завершен. У Ларисы тогда еще не было к ее действиям доверия, и она не приняла это во внимание. После четырех часов безуспешных поисков все же вернулись на то место, что показала собака, и решили вызвать водолазов. Пропавшего нашли в воде, предчувствия его сына подтвердились. В этой ситуации для спасателей главным стало уже то, что погибшего нашли в течение первых двух суток. Обычно в таких случаях человека могут искать годами.
Чтобы выиграть несколько минут, пошла по более короткому пути в стороне от тротуара. И хотя хорошо знала дорогу, часто здесь ходила, в этот раз не повезло – споткнулась на той самой куче мусора и буквально съехала по нему в открытый колодец. Три дня без воды и еды, только маленький пакетик сока и упаковка чипсов. Хорошо, хоть оделась тепло. И вдруг сверху — звонкий лай и человеческие голоса!
Для того чтобы найти человека, Спарки не нужны ни вещи, ни следы. Она обыскивает заданное инструктором направление и, прислушиваясь к недоступным нашему уху звукам, находит малейшие отголоски человеческого дыхания, биения сердца.
Сможет собака работать поисковиком или нет – опытному инструктору понятно в три-четыре месяца, когда щенок уже делает что-то осознанно. Лариса взяла Спарки, когда ей было три месяца, и она сразу была мотивирована к активной работе. Сейчас собаке шесть лет, и она буквально любит весь мир, что позволяет использовать ее и в поисках детей, и в реабилитационной терапии. Спарки — нежная, ласковая, абсолютно диванная собака. Любит, устроившись под боком, понежиться, пообниматься.
Вообще абсолютное доверие к человеку – главное условие участия собаки в поисках пропавших. Она не должна испугать человека и сама не должна испугаться, как бы он себя ни вел. Один из обязательных навыков – безропотное подчинение любому незнакомому человеку, если он хочет дотронуться, взять на руки. По опыту отряда «Антарес», безусловное доверие собак ко всем людям — в то же время и единственное их уязвимое место. А значит, ставит под угрозу при неадекватном поведении человека, как это бывает, к сожалению, не только в стрессовых ситуациях.
— До этого наши собаки не имели специальных навыков, чтобы искать мертвые тела, они были обучены поиску только живых, — рассказала Лариса. — Четвероногих с такими навыками в Украине в то время не было. Но однажды мы поняли, что собаки находились рядом с телом, но не умели показать нам, что его нашли.Во время волонтерской поездки в Марьинку Лариса познакомилась с координаторами гуманитарного проекта ВСУ «Эвакуация-200». С тех пор уже третий год подряд в зоне АТО проводятся мероприятия по эксгумации и эвакуации тел погибших военнослужащих. В этой работе активно участвует Лариса со своей Спарки. Шпуня, как ее называют дома, – до сих пор единственная в Украине собака, имеющая навыки розыска тел на глубине до двух метров.
За время работы «Антареса» его инструкторы подготовили около 20 собак, из них 15 — международного класса Б. Сегодня в команде «Антареса» семь аттестованных по международному уровню собак разных пород. Лариса была награждена медалью «За содействие Вооруженным силам Украины». А вот спортивные медали ее уже давно не интересуют. Достаточно было лишь однажды испытать на себе, что такое поиски пропавшего человека, когда его родные ждут ответа как приговора.
Автор: Инна Внукова. Фото Владимира Федорищева.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |