Смерть нашла Шубу в стрелковом тире элитного спортивного комплекса областного центра, где Владимир Васильевич вместе с другом-врачом якобы должен был пристреливать новое оружие — карабин Зауэр-202 Тейк Даун.
Невзирая на большой опыт работы, обширные знакомства и связи в самых различных кругах, Шуба имел немало врагов, и ЧП сразу же обросло слухами о неслучайности происшествия. Однако следствие, проверив ряд версий, сосредоточилось на одной, ключевой, а именно — что смерть наступила в результате неосторожного обращения с оружием. Зауэр был оснащен специальным приспособлением под названием шнеллер. Система, предназначенная для более меткого попадания, способствует мягкому, как говорят стрелки, сухому спуску. Правила предупреждают, что при включенном шнеллере ни в коем случае нельзя совершать резких движений, от которых может произойти несанкционированный выстрел. По версии следствия, карабин в руках Шубы был со взведенным шнеллером, и это погубило прокурора. Следственный эксперимент показал, что даже с самых низких высот при включенном шнеллере происходит выстрел.
Дело, возбужденное по статье Уголовного кодекса «Убийство по неосторожности», вскоре было прекращено по ст. 6, пункта 1 УПК Украины — «Отсутствие события преступления». Не изменилось ли за истекший год мнение прокуроров и следователей о причинах гибели Шубы? Не возникло ли сомнений в том, что это был именно несчастный случай, а не имитация под него? Не осталось ли у следствия «белых пятен» по прошествии этого года?
«Дело прекращено и следствие по нему не возобновлялось, — ответил «Сегодня» Вячеслав Перч, возглавлявший следственно-оперативную группу. — Для меня в этом деле не осталось открытых вопросов. Мы проверили все выдвинутые версии и убедились в том, что смерть наступила вследствие неосторожного обращения с оружием».
Но мы опять обращаемся к этой трагедии. Вновь открывшиеся обстоятельства, о которых в эксклюзивном интервью «Сегодня» впервые рассказала вдова Владимира Шубы, некоторые другие важные подробности заставляют нас усомниться в официальной версии ЧП.
«НАС ПЫТАЛИСЬ УБЕДИТЬ, ЧТО У МУЖА СЛУЧИЛСЯ ИНФАРКТ»
Ирина Константиновна, вдова Владимира Шубы, с трудом согласилась на эту беседу. Женщина целый год хранила молчание, напрочь отказываясь делать какие-либо заявления прессе. «На нашу семью еще до похорон вылили столько грязи в Интернете. Все это время я думала лишь об одном — как мне прожить без него», — объясняет она свое молчание сейчас. Встретились мы с ней в ее рабочем кабинете, в здании областного хозяйственного суда, где Ирина Константиновна работает заместителем председателя. Ее рабочее место напоминает кабинет погибшего супруга — та же аскетичность и подчеркнутая скромность. Никаких дорогих канцелярских принадлежностей, мраморных пресс-папье, золотых шариковых ручек и кожаных кресел, что так нравятся иным ее коллегам по судейскому цеху.
МУЖ НА ОХОТЕ БЫЛ РЕДКО. По ее словам, она до сих пор без слез не может вспоминать тот роковой день. «Когда я ехала в тир, уже зная, что там произошло, по дороге думала только об одном — как бы не умереть. Владимир Васильевич был очень внимательным и обходительным мужем и отцом. Очень любил семью, гордился сыном, которого воспитал всесторонне развитым человеком, привил любовь к литературе, говорил, что его сын просто обязан на слух различать произведения известных композиторов», — начинает вспоминать Ирина Константиновна. Первые дни после смерти, признается, прошли просто как в тумане. Никто не мог толком объяснить, что же стало истинной причиной гибели. «Человек, который в момент трагедии был вместе с ним, — доктор Днепропетровской областной больницы Ярослав Борисович Соколенко — пытался убедить нас, что у мужа случился инфаркт. Но потом, конечно же, стало ясно, что это было неправдой. У Владимира Васильевича вообще было всегда отменное здоровье. Все, кто его знал, могут это подтвердить. К тому же, буквально за месяц до случившегося, он прошел полное медицинское обследование.
Он никогда не злоупотреблял спиртным, не курил. Каждый день перед работой вставал в шесть утра и играл в теннис. Очень любил ходить пешком, а по лестницам вообще любил взбегать, перепрыгивая через несколько ступенек», — рассказывает жена. Не верит она сейчас и в то, что супруг мог неосторожно выронить ружье. К тому же, она опровергает общепринятое мнение, что дома у них была большая коллекция охотничьего оружия, а сам Владимир Шуба был заядлым охотником. «Охоту он любил, это правда. Однако выбраться для него туда было очень непросто. Владимир Васильевич был постоянно занят на работе. Да и суббота была у него рабочей. Поэтому, если и удавалось выбраться, то это было очень редко», — рассказывает Ирина Константиновна. Злополучного карабина, пуля из которого оборвала жизнь мужа, дома она никогда тоже не видела. Удивляет ее еще и то обстоятельство, что пристрелять карабин Владимир Васильевич выбрался в тот тир, где раньше никогда не бывал. С другой стороны, Ирина Константиновна говорит, что ее супруг был очень смелым человеком и ничего и никого не боялся, а его любимой фразой, чтобы успокоить жену, были слова — «Ирочка, меня может переехать только танк!»
ДЕЛО НЕ ЗАКРЫТО? Практически сенсационное признание сделала наша собеседница под конец беседы. Одно из главных доказательств того, что смерть ее супруга — отнюдь не случайность, кроется в материалах уголовного дела. «Отпечатки пальцев моего мужа на том ружье не обнаружены!» — заявляет она и тут же добавляет, что все это есть в материалах уголовного дела. Кроме того, по словам Ирины Шубы, и она, и члены ее семьи до сих пор уверены, что расследование обстоятельств гибели Владимира Шубы, все еще продолжается. «По состоянию на 12 октября ни я, ни члены моей семьи не были уведомлены в обратном. Нам не сказали, что дело закрыто!» — говорит она и добавляет, что верит, что в ГПУ установят истинные обстоятельства гибели прокурора.
ГОД С БУДУЩЕЙ ЖЕНОЙ НА «ВЫ» И ЧЕМОДАНОМ КНИГ
Семья и сотрудники Владимира Шубы говорят, что покойный прокурор Днепропетровской области не был чьим-то ставленником или «выскочкой». «В органах он работал с 1973 года и был настоящим профессионалом, к своей должности поднялся по всем ступеням прокурорской работы. Вырос в обычной рабочей семье — отец работал шофером, а мама была рабочей», — говорит Ирина Шуба. В юности будущий прокурор учился в музыкальной школе по классу баяна. Раньше, чтобы поступить на юридический факультет, нужен был хоть какой-то рабочий стаж. Именно здесь старшекласснику Шубе и пригодились музыкальные способности — этот самый стаж Владимир Васильевич нарабатывал, играя на утренниках в детских садиках и получая за это 30 рублей в месяц. И этот стаж помог ему стать студентом вуза. Женился Владимир Шуба в 22 года, после 4-х лет знакомства с будущей женой.
«Мы целый год обращались друг к другу исключительно на «Вы», — вспоминает Ирина Константиновна. Сначала молодой семье жилось непросто. «У нас не было кровати, спали мы на полу, пока родители не подарили нам диван. Потом купили холодильник «Минск», который прослужил нам больше 10 лет. С ним мы постоянно переезжали на новые места жительства. У Володи было много книг. По службе он много разъезжал по Украине и всегда при нем был чемодан, забитый книгами», — рассказывает Ирина Шуба. Когда молодожены переехали в Черниговскую область, семья часто гуляла по лесу, а Владимир быстро научился разбираться в ягодах и грибах. «Мы делали очень много ягодной консервации», — говорит вдова. О том, что Шуба в совершенстве владел оружием говорит тот факт, что стрелять из ружья он научился в 16 лет. «Хотя я бы сказала, что он больше любил рыбалку, чем охоту», — говорит вдова погибшего Ирина Константиновна.
НЕКОТОРЫХ ЕГО ШУТКИ БРОСАЛИ В ХОЛОДНЫЙ ПОТ
Нынешний прокурор области Михаил Косюта признался нам, что впервые с Владимиром Шубой встретился, когда последнего назначили прокурором Крыма. До этого их дороги не пересекались. «Его трагическая смерть вырвала из жизни одного из лучших прокуроров Украины. Мы обязательно помянем Владимира Васильевича. Съездим на могилу, сходим в церковь. Все будет по-христиански», — говорит Михаил Косюта. Чуть менее года назад он возглавил коллектив, с которым работал Владимир Васильевич. Свои кадры, признается нынешний хозяин здания на проспекте Карла Маркса, не привел. Говорит, что и в этом коллективе достаточно профессионалов. «Этот коллектив создал сам Шуба», — говорит первый заместитель прокурора Александр Котенок, который работал замом еще при Владимире Шубе.
«Он руководил здесь всем. Гордился даже этим зданием. Ведь здесь еще при Романовых был губернский суд. Владимир Васильевич чтил это. При нем начался ремонт, которым он руководил лично», — говорит первый зам. По словам сотрудников прокуратуры, нередко Владимир Шуба помогал ремонтникам. «Однажды крыша зала заседаний начала протекать. Так мне рассказывали что Владимир Васильевич сам кинулся к тазикам и бегал тут с ними. В садике за зданием садил деревья. Прямо в чистой рубашке и с лопатой. А в кабинете и окна протирал — не вызывал по мелочам уборщиц», — рассказывает начальник отдела поддержки гособвинения Ольга Чернобривец. Все сотрудники прокуратуры помнят Владимира Шубу жестким и принципиальным человеком. Все в прокуратуре от водителей и секретарей до самого начальника работали дотемна. Даже в субботу. Здесь не ходили барышни в брюках, не говоря уже о мини-юбках. Только в субботу разрешал одеваться неофициально — мог сам в свитере и джинсах прийти. Не любил прокурор пышного убранства — отказался от евроремонта в кабинете. Оставил большой стол, деревянные панели и сейф с документами. «Говорил, что он не барышня, а так, мол, уважать больше будут», — рассказала нам одна из сотрудниц.
По словам следователей, на резонансные убийства прокурор выезжал лично и руководил следственной группой. Давал указания и экспертам. «Я не знаю области юриспруденции, где прокурор не разбирался бы», — говорит начальник следственного отдела Сергей Капустян. «Нередко он знал о деле больше, чем сами следователи, направлял куда «копать». Видел людей насквозь. Задавал такие вопросы, которые ставили в тупик недобросовестных следователей. На коллегиях любил шутить. Правда, некоторых эти шутки могли бросать в холодный пот. Перед смертью он как-то «подобрел». Стал не такой эмоциональный, может предчувствовал что-то», — вспоминает следователь по особо важным делам Петр Орешин.
ПРОКУРОРСКИЙ СТУЛ В НАСЛЕДСТВО
Старшего помощника областного прокурора Светлану Черную называли правой рукой Владимира Шубы. «Поверить в то, что это была случайность, ни я, ни многие мои коллеги никак не можем», — говорит она сейчас. 15 октября 2008 года около полудня ей на телефон один за другим стали сыпаться звонки от журналистов, уже знавших о несчастье. «Вы с ума сошли! Я только полчаса назад вышла из его кабинета. Жив-здоров. В отпуск собирается», — отвечала она. Тем временем два заместителя прокурора области Йожеф Орос и Александр Котенок уже были в курсе случившегося. «У меня до сих пор ноги подкашиваются, когда я вспоминаю как мне Орос сообщил об этом», — говорит Светлана Николаевна. Сегодня она продолжает работать с новым прокурором. Однако на все вопросы, касающиеся расследования обстоятельств гибели шефа, старается отвечать максимально сдержанно, отсылая в ГПУ. С Владимиром Шубой она проработала 9 лет. «Мне в наследство от Владимира Васильевича остался стул, на котором он сидел в кабинете за рабочим столом. Вот, посмотрите, разве вы видели прокурора, который сидел бы на таком обычном жестком стуле. После смерти Шубы его хотели выбросить, но я успела его забрать», — рассказывает Светлана Николаевна. И стул из кабинета прокурора переехал в кабинет старшего помощника. «Я сижу на нем уже год и считаю, что он меня оберегает и помогает в работе».
НА КАРЛА МАРКСА И В ТИРЕ ЕГО ВИДЯТ НОЧЬЮ?
В здании областной прокуратуры на проспекте Карла Маркса имя Владимира Шубы произносят с трепетом. Тут не найдешь сотрудника, который бы не отзывался о бывшем начальнике плохо. Правда... сейчас к его имени добавилась еще и мистика. Поговаривают, что после гибели Шубы в прокуратуре области по ночам происходят странные вещи. Один из охранников признался нам, что как-то ночью он заметил в здании какие-то светящиеся шары. «Мне показалось, что они спустились по ступенькам со второго этажа, я сначала опешил и даже испугался, а потом хотел подойти поближе и посмотреть, но они исчезли», — вспоминает мужчина и добавляет, что теперь дежурить по ночам в здании прокуратуры области ему не очень комфортно. Естественно, имя свое называть он отказывается, говорит, боится, что осмеют. Однако привидение видели и несколько других его коллег. О призраке слышала и охрана тира, где погиб Владимир Васильевич. «У нас никто не любит ночные дежурства. Никого в здании нет, а датчики движения иногда срабатывают. Техники не раз проверяли, говорят, что все исправно, а почему срабатывают — неизвестно», — разоткровенничался Виктор, охраняющий тир «Беркут». «Я ни в какие привидения не верю. Но если бы верил, то ни чуть не удивился бы. Шуба был очень энергичной и сильной духом личностью, все всегда держал под контролем. Я бы объяснил это тем, что он многое не успел сделать при жизни и теперь приходит по ночам и пытается завершить начатое», — поделился с «Сегодня» начальник следственного отдела прокуратуры области Сергей Капустян.
ГОРОД ПОСЛЕ ШУБЫ
При жизни Владимира Шубу называли «хозяином Днепропетровщины». Говорили, что ни один серьезный вопрос в области, в том числе и по переделу собственности и земельных участков, не решался без его участия. И врагов у него, в связи с этим, было немало. В свое время по городу даже развесили плакаты: «Пришла весна, время снимать Шубу». После 15 октября все эксперты в один голос заявили — начнется передел собственности, будут криминальные разборки, город окунется в хаос. Сейчас, спустя год, эксперты более сдержанны в оценках. Единственное, что очевидно — молодая поросль бизнесменов, имеющая влияние в горсовете, начала делить землю в городе без оглядки на авторитетного прокурора. «Его смерть (Шубы. — Авт.) уж очень органично вписалась в цепочку непонятных и загадочных происшествий — гибель видного местного бизнесмена Леонида Котляра от взрыва собственного катера (в катере Котляра сработало взрывное устройство.
По неофициальной информации у хозяина одного из самых фешенебельных в стране отеля-ресторана «Хутор» хотели отобрать его бизнес. — Ред.), потом пожар в архиве горуправления земельных ресурсов, который начался сразу в двух местах. Далее и сама загадочная смерть Владимира Шубы. Затем взрыв в казино «Метро Джек Пот», пожар на Славянском рынке, который начался аккурат возле пульта противопожарной безопасности на рынке. Сюда же можно добавить и вчерашнюю гибель бизнесмена Вячеслава Брагинского... Все это говорит о том, что Днепропетровск становится похожим на глухую провинцию образца начала «лихих» 90-х годов, где характерные «пацаны» делят районы города.
Ясно одно — в этом городе жить и вести бизнес далеко небезопасно — криминал ведет открытый и демонстративный передел земли и собственности», — говорит политолог и директор информагентства «Приднепровье» Владислав Романов. А вот политолог Юрий Райхель считает, что Шуба не мог влиять на происходящее. «Корень всего этого зла сосредоточен не в человеке, а в системе. Систему создают люди и становятся ее пленниками, а белую ворону стая не терпит. Вчера был один прокурор — завтра будет другой, но взрывы и убийства продолжаются. Обратите внимание, что в городе уже 10 лет делят имущество Павла Лазаренко, который надолго заточен в Сан-Франциско», — говорит политолог.
Автор: Александр Ильченко, Максим Мирошниченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
А те, кто пишет всякие мерзости здесь - забыли, что об ушедших говорят или хорошо, или ничего.
Мое мнение такое - всех лучших людей, способных что-либо изменить, уже нет с нами. Ответить | С цитатой
Макс Курочкин, убитый в Киеве прямо на ступеньках Печерского суда, Воробьев, убитый возле кинотеатра в Днепроптеровске, его охрана , расстрелянная в Конча-Заспе.
Котляр, владелец ресторана "Хуторок" взорвавшийся в собственном катере,несчастный прокурор Шуба, поехавший "пострелять" в рабочее время, вот теперь Брагинский.
не говоря уже о цепочке поистине страшных несчастных случаев: оползень на Тополе, взрыв на Мандрыковской, унесший жизни 23 человек, пожар в зале игровых автоматов, пожар на Славянском рынке, чудом не повлекший жертвы(по крайней мере по официальной версии).
недавнее убийство прокурора в Киеве, не говоря уже о покойном министре Кравченко, выстрелившем себе 2 раза в голову, и министре транспорта Кирпе.
и это, конечно, далеко не полный список...
исходя из реалий жизни нет сомнений, что он будет продолжен...кто следующий, господа? Ответить | С цитатой
И непонятно, что какое-то "тайное" следствие продолжается? Ответить | С цитатой