Во время войны важно не только суметь заработать деньги, но и правильно их потратить. Ведь купить ряд товаров, таких, например, как бензин, в Украине достаточно сложно. Да и валютные правила меняются чуть ли не еженедельно.
"Сегодня" вместе с экспертами разбирались в новшествах и прогнозах на ближайшее время.
20 мая НБУ снова изменил правила для валютного рынка. Одновременно он уменьшил до 50 тыс. грн лимит на снятие валюты за рубежом с гривневых карт и разрешил банкам устанавливать коммерческие курсы для конвертации гривны в валюту при оплате картой за рубежом.
"Национальный банк Украины также с 21 мая 2022 снял ограничения на установление курса, по которому банки списывают со счетов клиентов средства в гривне, если клиенты рассчитываются гривневыми картами за рубежом или снимают с карточек наличную валюту", – сообщили в НБУ.
По словам представителей НБУ, это позволит сблизить реальный обменный курс и курс конвертации, а также это минимизирует "карточный туризм".
"По имеющимся данным, значительная часть операций с гривневыми картами за рубежом – это снятие наличных с банкоматов. Заметная часть этой наличности потом возвращается в Украину и попадает на нелегальный наличный рынок. То есть де-факто дефицитные валютные ресурсы могут тратиться на неприоритетные для военного времени потребности, что сейчас крайне важно минимизировать", – заявили в НБУ.
При этом экспортеры должны будут продавать валютную выручку по фиксированному курсу 29,25 грн за доллар. Эксперты говорят, что это еще больше будет давить на валютный рынок.
"Дополнительная нагрузка ляжет на экспортеров, которые могут продавать только по фиксированному, а покупать – по рыночному, спред между которыми будет болезненным. Это приведет к тому, что бизнес начнет искать схемы и выводить бизнес из Украины", – поясняет старший экономист Центра экономической стратегии Юрий Гайдай.
По его словам, это также приведет к уменьшению покупательской способности беженцев за границей, которые рассчитываются гривневыми картами. Также пострадают айтишники.
"То же самое с ИТ-специалистами. Правда, у большинства работников ИТ есть пространство для маневра – заводить в Украину только столько, сколько нужно, оставляя остаток за границей. И это еще один сигнал: играешь максимально в белую, заводишь всю выручку в Украину – будешь страдать за всех", – говорит Юрий Гайдай.
Пока что ни один из банков не анонсировал продление кредитных каникул после окончания мая. Если все останется как есть, то уже с 1 июня в украинские банки возвращаются стандартные условия обслуживания кредитных карт.
"До 1 июня в ПриватБанке действуют кредитные каникулы. Это льготные условия договора, когда клиенты могут не вносить обязательный ежемесячный платеж. Банк за это не будет штрафовать, а будет списывать только процент за пользование кредитными средствами. Про условия использования средств в июне мы сообщим отдельно", – заявили в ПриватБанке.
Похожая ситуация и в других крупных украинских банках – кредитные каникулы действуют до 1 июня, что будет потом, в финучреждениях не сообщают.
Пошла уже пятая неделя с тех пор, как чиновники обещают, что на следующей неделе проблема дефицита топлива будет решена. Между тем, купить топливо даже по 51-58 грн за литр на заправках очень сложно. В очереди за бензином нужно провести несколько часов и если повезет, то удастся заправить заветные 20 литров.
Между тем, есть и такие АЗС, которые продают бензин по 70-75 грн. Обычно там нет очередей и заливать можно любое количество литров.
Некоторые АЗС заливают топливо только по талонам. Соответственно в сети начали продавать талоны в эти сети – цены от 60 до 75 грн за литр.
Если вы готовы купить бензин самовывозом, то на сайтах объявлений его продают по 68-75 грн за литр. Продавцы уверяют, что это топливо с брендовых заправок, но проверить это, как вы понимаете, невозможно.
Ну а если поискать по сайтам объявлений, то можно найти топливо с доставкой. Самое дорогое, которое мы видели, стоило 2400 грн за 20 литровую канистру. То есть, литр обходился в 120 гривень.
Эксперты и участники рынка говорят, что пока что спрос все еще превышает предложение, поэтому бензина на заправках не видно. Улучшение на рынке может произойти в начале июня, когда нарастят поставки из Европы. При этом дефицит, по разным оценкам, может наблюдаться от трех до шести месяцев.
Автор: Андрей Гаценко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |