Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вт, 24 декабря 2024
20:16

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Люди Днепра: Архитектор Петр Фетисов

|«« «« »» »»|

Городской сайт продолжает знакомить с малоизвестными страницами истории и архитектуры нашего города.

Мы уже подробно рассказывали о таких выдающихся архитекторах, как Дмитрий Скоробогатов, Александр Красносельский, Георгий Панафутин, Дмитрий Щербаков и других.

20 июня исполняется 145 лет со дня рождения Петра Павловича Фетисова. Его фамилия совершенно ничего не скажет сейчас жителям города. Однако если упомянуть «Украинский дом» (или, называя здание официально, гранд-отель «Украина»), то, конечно, каждый житель города поймет, о чем речь. Архитектор Петр Фетисов – автор проекта одного из самых знаменитых зданий нашего города.

Сегодня наш рассказ – о биографии и творчестве архитектора.

Как связан архитектор Петр Фетисов с нашим городом? Почему биография архитектора похожа на авантюрный роман? Какую «вторую жизнь» и где вел архитектор? В каких городах он проявил себя? Как он проектировал «Украинский дом» в Екатеринославе? Как сложилась судьба талантливого зодчего и где он похоронен?

На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д. Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Архитектор «Украинского дома» был востребован в столицах

«Говоря о современном «Гранд-отеле «Украина», построенном более ста лет назад как «Украинский дом», чаще всего вспоминают имена его владельца, миллионера Владимира Хренникова, и историка Дмитрия Яворницкого, которые определили совершенно необычный для тогдашнего Екатеринослава архитектурный образ здания, - рассказывает Максим Кавун. - Гораздо менее известна фамилия архитектора, который взялся воплотить оригинальный идейный замысел. Петербургский зодчий Петр Фетисов был приглашен заказчиком и сумел талантливо соединить архитектурные новации и национально-патриотические взгляды владельца.

Биография П.П. Фетисова, как и многих других архитекторов XIX-XX веков, исследована довольно скромно. Жизненные и художественные горизонты Петра Фетисова пролегли очень широко: из Санкт-Петербурга через Екатеринослав к берегам Адриатики…

Петр Павлович Фетисов родился 8 (20 по новому стилю) июня 1877 г. в Москве. Происходил из купеческой семьи. После окончания реального училища он получил фундаментальное высшее образование, причем в наиболее авторитетных заведениях такого рода в тогдашней империи. В 1901 г. окончил Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге (ведущее высшее учебное заведение архитектурного профиля).

В 1902-1907 годах Петр Фетисов учился и окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств, получил звание художника-архитектора за проект «Зал третейского суда». Учился П.П. Фетисов в мастерской Леонтия Бенуа (1856–1928) – знаменитого архитектора и педагога, главы Общества архитекторов-художников, редактора журнала «Зодчий», представителя известной династии. Петр Фетисов является одним из плеяды учеников Леонтия Бенуа, среди которых известные архитекторы первой половины XX века – Владимир Гельфрейх, Федор Лидваль, Лев Руднев, Иван Фомин, Владимир Щуко, Алексей Щусев и другие.

Петр Фетисов начал трудовой путь в Москве, при городской управе. В 1902–1903 годах работал внештатным техником Строительного отделения Московского губернского правления.

Впоследствии архитектор переехал в Санкт-Петербург, где его карьера сложилась весьма успешно. Он успел стать профессором Института гражданских инженеров политехнического института, Женских политехнических курсов и Школы императорского общества поощрения художников. Такой послужной список говорит о незаурядном таланте архитектора. Однако развернутый список зданий Фетисова практически неизвестен, что не может не удивлять. Известно, что архитектор проявил себя в нескольких стилях: модерн, неорусский стиль, классицизм.

Вторая жизнь зодчего – военный переводчик и разведчик

Наряду с архитектурной карьерой, в биографии Петра Фетисова существует пласт, который недавно вообще не был известен даже специалистам.

Дело в том, что П.П. Фетисов сделал успешную военную карьеру, причем факты указывают на то, что он являлся военным разведчиком. Петр Фетисов питал особый интерес к культуре Востока. К тому же он был полиглотом – знал не только французский и немецкий языки, но и восточные языки – санскрит, татарский и фарси.

Все это в комплексе создало «вторую жизнь» архитектора. В 1900-1902 годах он работал военным переводчиком, а в 1908-1909 годах работал преподавателем иностранных языков в Санкт-Петербургском политехническом институте.

Дальше – еще интереснее. Петр Фетисов много путешествовал по Европе и странам Востока – Япония, Китай, Индия, Цейлон (Шри-Ланка). Он отдельно занимался архитектурой Востока. Специализацию по истории искусства он прошел в Лондоне, в Британском музее, а по археологии – в Мюнхене.

Петр Фетисов в дальнейшем объединил эти две «ветви» своих интересов. В 1913 г. Петр Фетисов организовал архитектурную экспедицию в Среднюю Азию, которая по сложности условий проведения скорее напоминала военную экспедицию. Позже он совершил экспедицию в Хиву, Иран, Афганистан и Индию. Неплохой «послужной список» для профессора архитектуры столичных вузов…

Самый выгодный заказ архитектор получил из Екатеринослава

В начале XX века Петр Фетисов – признанный архитектор в Санкт-Петербурге. Но как его фигура оказалась связана с нашим городом?

Ирония судьбы в том, что именно в нашем городе архитектору удалось создать свой известнейший объект.

В 1910 г. петербургский зодчий получил возможность проявить свой талант и профессиональное мастерство в далеком Екатеринославе. Фетисов, известный как автор проектов крупных доходных домов в Петербурге, каким-то образом обратил внимание екатеринославского миллионера Владимира Хренникова (1875-1936), инженера-технолога, наследника крупного капитала. Архитектор выполнил эскиз доходного дома по заказу владельца, сам Хренников разработал технические характеристики проекта. Архитектурное решение фасадов разработал Петр Фетисов с участием еще одного петербургского архитектора, поляка по происхождению, Людомира-Флавиана Хойновского (1880-1915).

Основные параметры определял заказчик – Владимир Хренников. Он хотел видеть не просто доходный дом, а в хорошем смысле архитектурную провокацию, призванную пропагандировать украинское национальное возрождение, и, в частности, историю запорожского казачества. Идеологом строительства стал выдающийся историк, ведущий исследователь запорожского казачества Дмитрий Яворницкий (1855–1940).

Доходный дом Хренникова стал памятником былой казацкой славы и замаскированным идеологическим манифестом. А реализовал эту задачу архитектурными методами модный архитектор из Петербурга Петр Фетисов. Проектные материалы П.П. Фетисова позже опубликовал известный исследователь архитектуры В.В. Чепелик.

«Украинский дом» – шедевр украинского модерна

Здание было заложено 30 октября 1910 года, а полностью закончено в 1913 году.

Четырехэтажный доходный дом, с дорогими квартирами, рядом помещений для магазинов и театральным залом, разместился на углу Екатерининского проспекта (ныне Яворницкого) и улицы Первозвановской (современный адрес – ул. Короленко, 2). Архитектура «дома Хренникова» была настолько оригинальна и необычна, что здание многие десятилетия подряд вызвало неоднозначную реакцию жителей и специалистов по архитектуре.

Огромный для тогдашнего Екатеринослава «Украинский дом» решен в формах украинского модерна и считается одним из лучших образцов этого стиля в Украине. Одним из главных образцов дома Хренникова в Екатеринославе стал Дом губернского земства в Полтаве. Прообразом башен здания стала церковь Покрова в Новой Запорожской Сечи.

Фасады «Украинского дома» стали действительно талантливой стилизацией. Здесь объединились элементы украинского барокко и народного деревянного зодчества, правда, главным образом - Правобережной и Западной Украины. Главная башня напоминала силуэт традиционной украинской деревянной церкви. Шестиугольные окна и решения крыш взяты из деревянных домов Правобережной Украины. Оформление окон на уровне третьего этажа имеет аналогию с архитектурой Львова и других западноукраинских городов.

Особым украшением стали майоликовые панно, сюжеты которых также взяты из народного творчества. Завершение башни, поднимавшейся над всем окружающим пространством, изображало казака и турка, сошедшихся в смертельном поединке.

Реквизированный в советское время у миллионера Хренникова, «Украинский дом» в дальнейшем пережил многих владельцев – Театр юного зрителя, Художественный музей, Дом учителя, а во время войны даже кинотеатр «только для немцев».

Здание, к сожалению, не дошло до нас в своем первоначальном виде.

В 1943 году здание полностью сгорело. Впоследствии было восстановлено по проекту архитектора В.А. Зуева. Боковые башни так и не восстановили, а центральную башню воспроизвели в упрощенном виде. Правда, добавили новый оригинальный компонент – на верхнем ярусе поместили огромные часы, которых не было в первоначальном варианте. Почти семьдесят лет в здании находится гостиница, с 1996 года – «Гранд-отель «Украина».

Храм-памятник в Киеве: от него осталась только коробка

После Екатеринослава начался новый виток творчества П.П. Фетисова. В частности он активно проявил себя в Киеве. В 1916 года в киевском районе Зверинец начали возводить храм-памятник Николая Чудотворца на Братском кладбище, где с 1915 года хоронили солдат Первой Мировой войны. Храм был торжественно заложен 12 июня 1916 года в присутствии императрицы Марии Федоровны, матери императора Николая II.

Эскиз проекта выполнил П.П. Фетисов. Подробный проект храма разработали известный киевский архитектор Валериан Рыков и ученик Рыкова, художник, в дальнейшем знаменитый художник-постановщик кинофильмов Иосиф Шпинель. Величественный храм был спроектирован в «неорусском» стиле, с элементами модерна, в традициях русской архитектуры XVI-XVII веков. Его высокая палатка напоминала известную церковь середины XVI века в селе Коломенском. Храм почти завершили строительством до 1917 года.

После революции и краха империи строительство заморозили, однако коробку здания сохранили. В июне 1918 г. здание пострадало от взрыва пороховых складов на Зверинце. Корпус бывшего храма сохранился до сих пор: коробка и недостроенный купол с кокошниками. Сейчас неоконченный шедевр Фетисова занимает... Институт прочности Национальной Академии наук Украины.

После начала Первой Мировой войны «вторая жизнь» архитектора Фетисова снова проявила себя вовсю. Петр Фетисов отправился на фронт добровольцем, участвовал в боях на территории Галичины, дважды был ранен. Есть информация, что он некоторое время был переводчиком при миссии стран Антанты на Юго-Западном фронте.

Интересно отметить, что П.П. Фетисов, наряду с архитектурным проектированием, проявил интерес к художественному творчеству. Он стал автором многих рисунков памятников старины, которые охватывали очень широкую географию путешествий зодчего – от территории России и Украины до Средней Азии. В 1915 г. в архитектурной периодике были напечатаны его рисунки достопримечательностей Киева, Ярославля, Нижнего Новгорода, Москвы. В том же году по его рисункам начат выпуск серии открыток «Храмы Волыни». Впоследствии, в эмиграции, эта грань творчества будет продолжена в серии зарисовок Старого Загреба...

После революции: «белоэмигрант» и британский разведчик

В 1917 г. Фетисов вернулся в Киев, снова стал преподавать в Киевском археологическом институте и Киевской высшей художественной школе. Но жизнь архитектора, как и миллионы других, кардинально изменила революция 1917 года и крах монархии.

Как сложилась судьба Петра Фетисова после революции? Снова «вторая жизнь» и военная служба… Он сделал свой выбор в пользу «белого движения», присоединился к Добровольческой армии генерала Деникина.

Но в 1918 году Фетисов уже находится в Закавказье, где служит… британской короне. Он служил в составе британской военной миссии в Закавказье и Второй британской индийской армии. Там заболел малярией и был эвакуирован в греческий город Салоники. Эти факты ярко свидетельствуют, что наряду с талантом архитектора, Петр Фетисов имел талант военного разведчика и переводчика, который помог ему выжить в то непростое время.

Находясь в Греции и не имея возможности вернуться на родину, «белоэмигрант» Петр Фетисов сделал последний большой выбор, определивший последний этап его жизни и творчества. К сожалению, или к счастью, он окончательно выбрал эмиграцию и повторил судьбу многих тысяч представителей творческой интеллигенции. Свое убежище Фетисов нашел… на берегах Адриатики. После выздоровления из Греции Петр Фетисов переехал в Королевство СХС.

Последнее пристанище архитектор нашел на берегах Адриатики

В 1918 г. образовалось новое государство – Королевство Сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. называлось Югославия). Правящая династия Карагеоргиевичей, проводила в 1920-1930-е годы политику по обустройству «белоэмигрантов» из Российской империи, учитывая как тесные отношения обоих государств во время Первой Мировой войны, так и традиционные тесные культурные отношения славянских народов.

Петру Фетисову удалось ощутить на себе признаки этой политики. Он, как и большинство эмигрантов, получил статус беженца и фактический вид на жительство, позволявший вполне комфортно продолжать творческую деятельность.

Известно, что в 1921 г. Фетисов первоначально находился в Белграде – столице Королевства СХС. В дальнейшем он уехал в город Загреб (ныне столицу Хорватии). Именно город Загреб стал последней «творческой станцией» талантливого архитектора. Здесь были оценены его таланты преподавателя и архитектора. В Загребе Фетисов нашел преподавательскую работу по специальности на техническом факультете Королевской высшей технической школы (ныне Загребский университет). Став преподавателем кафедры теории и истории искусства, он читал лекции по своей любимой проблематике – курсы «Архитектура античного мира» и «История античного искусства». В 1921 г. Фетисов получил звание доцента, в 1922 г. – ассоциированного профессора.

Наряду с преподавательской работой, в 1920-е годы Петр Фетисов снова активно проявил себя как действующий архитектор. Несмотря на комфортный характер его деятельности, были и определенные специфические проблемы. Иностранцы, даже «белоэмигранты», не могли получить лицензию архитектора. Поэтому Фетисов определенным образом отошел в тень, работая с известными хорватскими архитекторами. В частности, он был приглашен в архитектурное бюро известного местного зодчего Игнята Фишера (1870-1948), и стал там одним из главных сотрудников.

Последние шедевры – в столице Хорватии

В этот период Фетисов творчески проявил себя в неоклассицизме. 1920-е годы были как раз временем расцвета этого стиля. В неоклассической стилистике застраивались в это время центры городов Белграда и Загреба. Интересно, что в этом смысле судьбу Петра Фетисова можно сравнить с судьбой другого, более известного архитектора, Николая Краснова (наиболее известная его работа – Ливадийский дворец). Краснов также стал «белоэмигрантом», также осел в Югославии, но стал придворным зодчим династии Карагеоргиевичей, автором проекта многих зданий в Белграде и его окрестностях (в том числе здание парламента – Скупщины).

Петр Фетисов придворным зодчим не стал и не имел такого намерения, но также достаточно комфортно продолжил творческую деятельность. Если работы Краснова стали заметным вкладом в архитектурный образ Белграда, то работы Фетисова стали известными объектами центра Загреба.

В частности, Петр Фетисов является автором проектов фасадных частей нескольких построек, которые считаются образцовыми для архитектурного образа Загреба 1920-х годов. Это гостиница «Эспланада», Дом Югославского банка, Дом строительной индустрии, ряд банков и жилых домов.

Отель «Эспланада» – до сих пор наиболее фешенебельный отель города и региона, предназначенный в свое время для размещения пассажиров знаменитого «Восточного экспресса». В этом здании останавливались Елизавета II, Ричард Никсон, Леонид Брежнев и другие известные исторические деятели.

Дом Югославского банка (ныне здесь находится главная хорватская страховая компания) расположен на площади Бана Елачича, главной площади Загреба. Величественное здание в стиле неоклассицизм имеет монументальный силуэт и хорошо продуманный декор, в частности, шесть скульптур. Дом фабрики «Нашице» на площади Марулича, спроектированный в неоклассицизме, также имеет цельный архитектурный образ.

Интересно, что в течение 1920-х годов П.П. Фетисов снова проявил себя и на поприще живописи – он создал серию замечательных рисунков в открытках «Старый Загреб». Зодчий зарисовал старые храмы, фортификационные сооружения, узкие улочки и творчески зафиксировал ауру старого города.

5 ноября 1926 года Петр Фетисов внезапно скончался в Загребе от кровоизлияния в мозг. Архитектор похоронен на главном кладбище хорватской столицы Мирогой. В некоторых современных публикациях утверждается, что могила сохранилась, но ее изображение нам не удалось найти.

***

Фамилия Петра Фетисова до недавнего времени была известна только узкому кругу специалистов. Только недавно появилось несколько публикаций, которые проливают свет хотя бы на факты жизни выдающегося зодчего. Памятью о выдающемся архитекторе Петре Фетисове в нашем городе стал «Украинский дом», который больше века украшает центральную часть Днепра», - завершает Максим Кавун.

Gorod.dp.ua на Facebook.

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет дворцу культуры «Шинник»

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте