Этот храм был снесен более 50 лет назад, а о нм напоминают лишь несколько чудом уцелевших фотографий.
Только историки и старожилы города помнят о том, что на улице Европейской (до недавнего времени – Миронова, до Октябрьского переворота – Железной) было культовое сооружение необычной архитектуры в мавританском стиле.
Это была Екатеринославская караимская кенасса, которая была построена в конце 1880-х годов.
Напоминанием о самом загадочном храме города остались лишь несколько фотографий. На основании публикаций известного днепровского историка Валентина Старостина об истории кенассы и караимов в Екатеринославе напомнил исследователь нашего города Владимир Егоров:
«Можно без преувеличения сказать, что Екатеринославская караимская кенасса является самым загадочным культовым сооружением старого Екатеринослава (Днепра).
Находясь в самом сердце города этот храм, несмотря на свой достаточно эффектный облик, на удивление не попал ни в одну из серий старинных екатеринославских открыток. На сегодняшний день известна только одна единственная старинная фотография караимской кенассы, опубликованная в 1910 году в ежегоднике «Приднепровье». Не многочисленны и данные историков и краеведов об этой жемчужине мавританского стиля в нашем городе. Только хронология, которую мы и попытаемся здесь объединить в одно целое, - рассказывает сообщество “Екатеринославъ – Днепропетровск”.
Караимы – тюркская народность, исповедующая религию, которую считают ответвлением иудаизма. Кенасса – молитвенный дом караимов (до 1911 года назывался синагогой). Габбай – должностное лицо в караимской общине, синагоге или кенассе, ведающее организационными и денежными делами. Газзан – караимский священнослужитель, совершающий богослужение в кенассе, обладающий знанием древнееврейского или караимского языков.
В Екатеринославе караимы осели в начале XIX века. Первое название современной улицы Вячеслава Липинского (до недавнего времени – ул. Ширшова) – Караимская улица. Она начала застраиваться в 1790-х годах, и первыми ее жителями были караимы, которые быстро заняли позиции в сфере бизнеса. Как писала в 1887 году газета «Екатеринославский юбилейный листок», «почти все караимы… принадлежат к зажиточному классу общества, а некоторые из них ведут очень обширную торговлю табаком, бакалейными и мануфактурными товарами».Например, караимская династия Джигитов владела большой табачной фабрикой. Караимы пользовались значительно большими правами, чем евреи-иудеи. В Екатеринославе того времени существовало и караимское кладбище, занимавшее часть участка еврейского кладбища.
По данным историка и краеведа Валентина Старостина, на 1869 год участок на Железной улице (до недавнего времени ул. Миронова, нынешняя ул. Европейская), уже принадлежал караимской общине Екатеринослава. Строительство каменного здания кенассы началось 6 мая 1887 года. В 1896 году при кенассе было открыто караимское религиозное училище. В 1913 году уже работало училище при детском приюте Благотворительного общества и Общество пособия нуждающимся караимам. В 1910-х годах на территории участка Караимским обществом был выстроен трехэтажный жилой дом в стиле модерн.
Как мы можем видеть на фотографии 1910 года, двухэтажное здание кенассы построенное в мавританском стиле, размещалось в глубине участка и выходило главным фасадом на Железную улицу. Перед храмом было сооружено кованное на каменных столбах ограждение с парадным входом, пройдя через который верующие оказывались в небольшом палисаднике. Сегодня можно только предполагать, насколько эффектно смотрелась бы вся эта архитектурная композиция, которая вне всяких сомнений, в свое время являлась украшением центральной и многолюдной части Екатеринослава. На еще одной сохранившейся фотографии, датированной 1969 годом, запечатлено здание бывшей кенассы уже в стадии сноса.
Богослужения в караимской кенассе проводились по субботам, караимским религиозным праздникам и в «высокоторжественные дни». Газзан вел прием ежедневно. Сохранилась информация, что 20 февраля 1913 года в кенассе была отслужена поминальная служба по всем умершим государям из Дома Романовых. А на следующий день, 21 февраля 1913 года, отслужен благодарственный молебен в честь празднования 300-летия Дома Романовых. История сохранила сведения и о правлении караимской кенассы. На протяжении 29 лет, с 1882 по 1911 годы, обязанности газзана исполнял Самуил (Пигит 1849—1911) — караимский законоучитель, проповедник и писатель, автор сборника проповедей и стихотворений «Иггерет Нидхе Шемуэль». В 1913 году его должность временно занимали: инженер А.О. Леви и купец Моисей Эль (ранее занимал должности попечителя караимского религиозного училища; товарища габбая караимской кенассы). Доходный дом купца Эля, по улице Челюскинцев, 12, отлично сохранился и хорошо знаком всем жителям нашего города.
В октябре 1911 года из кенассы были похищены ценные предметы культа: «5 серебряных верхних украшений свитков закона, 18 серебряных лампад, 2 серебряных подсвечника, 1 серебряный канделябр, серебряные графин, бокал и указатель»
В 1930 году, с объявлением массового наступления на религию и церковь, Екатеринославская караимская кенасса была закрыта. С 1926 года жилой дом на участке уже занимал жилищный кооператив. В последующие два десятилетия по адресу улица Железная, 4, размещались конторы: в 1936 году – «Радгосппостачання», городской профком «Днепропищеторга», в 1942 году при немецкой оккупации здесь работала столовая, в 1951 году – контора и склад «Сортоовощ». Ныне на её месте находится правое крыло здания Облпотребсоюза.
Вот уже более пятидесяти лет назад канул в лету очередной храм старого Екатеринослава. Ценнейший и совершенно нетипичный для нашего города и региона, образец мавританского стиля в архитектуре.
…От себя добавлю следующее. В ДИСИ моим однокурсником был Володя Лукьянченко, родом из города Керчи. Володя несколько раз говорил, что он караим. Я в то время не интересовался, кто такие караимы. А вот теперь, когда публикую этот материал, вспомнил его слова и могу сказать, что был лично знаком с представителем этого народа.
Справка: по данным переписи населения Российской империи 1897 года, в Керчи насчитывалось 31383 жителя, из них 2 % составляли караимы».
Репродукции со страницы Владимира Егорова
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
В Гірничому інституті, ще з 30-х років працював професор Танатар. Він був караїмом. Німці не вбивали караїмівмпід час 2СВ, але пограбували його унікальну бібліотеку. Ответить | С цитатой