Вы правильно догадались: наконец-то представилась возможность более или менее предметно поговорить о долгожданной реконструкции и перестройке центра Днепропетровска. Нашим гидом по будущей новостройке стал главный архитектор города Игорь Богданов.
Оказывается, вопрос реконструкции развязки предмостового узла - от площади Ленина, улиц Миронова и Коцюбинского до набережной и въезда на Новый мост - рассматривался городскими властями еще в 60-х годах ушедшего столетия. В этой связи на углу улиц Глинки и Миронова построили жилой дом, вызывавший у горожан недоумение своей необычной формой, напоминавшей утюг. Но то была отнюдь не прихоть архитекторов - образно говоря, тогда этим домом заложили первый кирпич в формирование будущего бульвара. Но в силу каких-то причин этому не суждено было сбыться. В конце 80-х идея снова начала муссироваться городскими властями, но тогдашнее аховое экономическое положение страны не позволило его осуществить. Забвение длилось более десяти лет.
Свет в конце тоннеля замаячил лишь в 2001 году, когда по инициативе городского головы и депутатов горсовета Днепропетровская организация Союза архитекторов провела конкурс на лучшую концепцию реконструкции предмостового узла. Победивший проект совместил в себе все лучшее из разработанного прежде. В него вошли: здание, которое будет служить своеобразными воротами при съезде с Нового моста и зрительно направлять вектор основного движения к центру города; предмостовая площадь с удобными для пассажиров посадочными автоплатформами левобережного направления, объектами торговли, обслуживания, общепита, культурными заведениями. «Реализация этого проекта - сейчас основная задача»,- подчеркнул Игорь Богданов.
Однако это лишь маленькая толика из громадья перестроечных планов центра. По утверждению главного архитектора Днепропетровска, участок, прилегающий к улице Коцюбинского, отдается под строительство большого общественно-торгового центра с магазинами, кинотеатром, гостиницей, ресторанами, кафе. На месте снесенного рынка на Миронова и далее к набережной будет разбит просторный бульвар с цветочными клумбами, фонарями, лавочками. Предусмотрены и многоместные автостоянки, которые должны в какой-то степени решить извечную проблему парковки автомобилей в центральной части города. Изменят свой внешний облик площадь Ленина и прилегающий к ней проспект К. Маркса. Продумывается оптимальный вариант транспортной развязки на левый берег. Да, относительно судьбы старых зданий по Миронова, Глинки, Московской и Коцюбинского. Господин Богданов констатировал, что снесут только развалюхи, на месте которых построят новые дома, остальные же будут реконструировать и придавать им презентабельный вид.
Теперь о самом интересном и таинственном, о подводной, вернее, подземной части перестроечного айсберга. Сразу скажем: под центральной частью Днепропетровска, на глубине 4-5 метров, построят целый подземный город, подобие метрограду в Киеве. Со своей культурно-торгово-общепитовской инфрастуктурой. Однозначно решен вопрос о строительстве и там крупного торгового комплекса. Но самое главное - урбанистка подземного царства предусматривает прямую пешеходную связь с будущей станцией второй очереди метрополитена и проспектом К. Маркса. На вопрос, будет ли днепропетровский вариант многоуровневой реконструкции центра напоминать архитектурную безвкусицу столичного майдана Незалежности, который сами киевляне саркастически обозвали «застывшей музыкой Поплавского», главный архитектор недвусмысленно намекнул, дескать, в Днепропетровске достаточно талантливых архитекторов, чтобы не повторить многие недоработки их киевских коллег...
- Начало строительства запланировано на будущий год,- подытоживает Игорь Богданов. - Сейчас же в горсовете и среди архитекторов идет нормальная работа по нахождению лучшего и наиболее оптимального варианта проекта как в общем, так и в частности. Главное - сделан первый шаг в поэтапной реализации реконструкции центра - площадка бывшего базара на Миронова свободна, можно приступать к гидрогеологическим изысканиям.
Евгений ЕВТУШЕНКО. "Наше місто". № 154 от 18.10.2003