Днепропетровское государственное предприятие «ПО «Южный машиностроительный завод» сообщило об успешном размещении на международных рынках капитала своих облигаций с 5-летним сроком погашения на сумму $107,5 млн. Лид-менеджером размещения облигаций выступил банк JPMorgan. В подписке приняли участие 26 инвесторов европейских стран, в том числе и те, кто до этого никогда не имел дела с Украиной, передает "Деловая столица".
Специалисты считают, что заимствование не в последнюю очередь удалось благодаря более чем благоприятной для «Южмаша» конъюнктуре на рынке космических пусков. Размещение совпало по времени с беспроблемным, 11-м по счету морским стартом ракеты-носителя «Зенит-3SL» с бразильским космическим аппаратом Telstar 14/ Estrela do Sul 1 — 11 января, а также подписанием в Москве 16 января соглашения о реализации проекта Land Launch («Наземный старт») с участием консорциума Sea Launch и российско-украинской компании «Международные космические услуги». В дополнение к Sea Launch модернизированные ракетоносители «Зенит-3SLB» будут запускать со стартовой площадки на космодроме «Байконур».
Как известно, предшественник «Зенита» — двухступенчатая ракета-носитель среднего класса 11К77 стартовала впервые в 1985 г. именно с «Байконура», где теперь потребуется незначительное дооснащение сооружений и наземного оборудования. Для консорциума Sea Launch этот проект выгоден тем, что можно запускать более крупные космические аппараты, чем позволяют возможности платформы «Одиссей» в Тихом океане. В связи с этим Sea Launch согласился получать только комиссию за привлечение клиентов для «Наземного старта».
Стоит отметить, что участие «Южмаша» и ГКБ «Южное» в «Наземном старте» довольно существенно: к тому паю — 15%, которым украинские предприятия владели в консорциуме Sea Launch (5% — ГКБ «Южное» и 10% — «Южмаш»), теперь прибавится 50% долевого участия в российско-украинской компании «Международные космические услуги» (по 25% — каждому из указанных украинских предприятий). Конструкторское бюро транспортного машиностроения и Центр наземной космической инфраструктуры при «Росавиакосмосе» владеют другой половиной акций СП. Не исключено, что ракетоносители «Зенит-3SLB» существенно потеснят на рынке космических пусков европейские носители Ariane.
Отчасти это предположение подтвердилось готовностью Европейского космического агентства форсировать совместные с «Росавиакосмосом» старты носителей «Союз» с космодрома «Куру» во французской Гвиане. В то же время президент консорциума Sea Launch Джим Мейзер заявил о заинтересованности, по меньшей мере, шести крупных заказчиков (Alcatel, Boeing, а также некоторые операторы связи) именно в «Наземном старте».
Первые контракты могут быть подписаны в феврале нынешнего года. По мнению генерального конструктора ГКБ «Южное» Станислава Конюхова, первый «Наземный старт» может состояться уже в четвертом квартале 2005 г.
Все это довольно позитивно сказалось на размещении облигаций «Южмаша» за рубежом. Тем более что не за горами и реализация еще одного масштабного проекта. Напомним, что в соответствии с украинско-бразильскими соглашениями до 30 декабря 2006 г. должен быть испытан и введен в эксплуатацию экваториальный космический ракетный комплекс «Циклон-4» на бразильском космодроме «Алкантара», на который украинская и бразильская стороны имеют равные права собственности.
Среди основных участников СП — «Южмаш», ГКБ «Южное» и бразильская госкомпания «Инфраэро». Общая стоимость проекта — $180 млн, которые рассчитывают окупить уже за четыре года эксплуатации космодрома. Ежегодно с «Алкантары» планируется осуществлять 5–10 запусков, и, согласно предварительной информации, первый пробный пуск намечен на 2005 г.