В одном из недавних номеров «Днепра вечернего» - за 22 февраля 2012 года - был опубликован материал «Дом с секретом», в котором мы рассказали о судьбе разведчика Евгения Березняка – легендарного Майора Вихря, которого очень многое связывает с Днепропетровском. На прошлой неделе в редакции раздался звонок: Валентина Шмелькова – дочь Евгения Степановича – рассказала нам, что газету с той публикацией отцу выслали по почте его днепропетровские друзья (уже много лет он живет в Киеве). Статья Майору Вихрю понравилась - хотя сам он уже, к сожалению, почти ничего не видит, его глазами «работает» верная подруга, супруга Екатерина Кузьминична.
Самые яркие воспоминания – днепропетровское подполье
Напомним, что 24 февраля Евгению Березняку исполнилось 98 лет (кстати, хотя все справочники, согласно паспорту бывшего разведчика, датой рождения называют 25 февраля, родился он именно 24-го – так что принимает поздравления два дня подряд). Хотя и с опозданием, но зато лично присоединилась к ним и «Вечерка»: набрав киевский номер Евгения Степановича, мы первым делом задали вопрос по поводу самочувствия.
- Чувствую себя по паспорту! - с юмором ответил Майор Вихрь.
- И все же нагрузка у меня не уменьшилась – несмотря на то, что паспорт показывает такую высоту, - признался Евгений Березняк. - Я продолжаю систематически общаться с военной разведкой, поскольку являюсь почетным слушателем дипломатической военной службы. Недавно уже почти закончил вторую книгу, которую из-за проблем со зрением не пишу сам, а наговариваю. Два года назад уже была издана первая книга под названием «Евгений Березняк рассказывает», а сейчас готовится ее второе издание – дополненное. Мой рассказ записывает журналистка, и, думаю, ко Дню Победы эта книга увидит свет. Там обязательно будет много воспоминаний и о Днепропетровске. Ведь здесь я родился, был в подполье, во время оккупации работал в немецкой фирме «Украинель». А еще два года отучился в Днепропетровском горном институте – успел получить специальность горного мастера. С этим вузом поддерживаю связи и сегодня – особенно тесная дружба у меня сложилась с профессором Виктором Пушкиным, недавно я ему послал трехтомник моих педагогических работ. Да и сам я, кстати, являюсь Почетным профессором Национального горного университета.
Самые яркие воспоминания о Днепропетровске связаны, конечно, с подпольем. Квартиры здесь я часто менял: жил в семье Редькиных на ул. Парижской Коммуны, 2-а (именно об этом доме шла речь в вечернянском материале. - Авт.), а также на проспекте Карла Маркса, 44, на Исполкомовской, 18, на Каретной, 5 (сейчас – ул. Челюскина. - Авт.). Ну а родился на первой Чечеловке.
Недавно Евгений Березняк был назван в числе почти стопроцентных кандидатов на присвоение звания Почетного жителя Днепропетровска – осталось только дождаться решения сессии горсовета. Евгений Степанович прокомментировал это так:
- Городские власти имеют такое намерение давно, но что-то опаздывают... Я ведь Почетный гражданин Киева, Кракова и даже, представьте себе, Новомосковска – только потому, что там родилась моя радистка Ася Жукова. Кстати, я получил очень теплое поздравление с днем рождения и с Днем защитника Отечества от председателя Днепропетровской облгосадминистрации Александра Вилкула. Телевизор я смотреть уже не могу – слушаю радио, чтобы быть в курсе событий в Украине. Мне это необходимо: я ведь еще являюсь консультантом-советником комитета по образованию Верховной Рады. У меня часто бывают гости: из Российского и Польского посольств, недавно приезжали делегации школьников из Полтавы и Нижнего Новгорода. Живу я недалеко от Киево-Печерской лавры, и мы с женой в хорошую погоду часто выходим погулять по окрестностям. Желаю моим землякам днепропетровцам всего самого лучшего!
Майор Вихрь хорошо готовит рыбу
После разговора с Евгением Березняком я отправилась в гости к его дочери – Валентине Шевельковой. Она живет на жилмассиве Солнечный, по соседству с сыном Олегом и его семьей. Олег работает директором по управлению качеством на Днепропетровском стрелочном заводе, у него есть дочь Юлия и сын Юрий, которые уже тоже обзавелись своими семьями и потомством. По словам Валентины Евгеньевны, каждый из членов их большого и дружного семейства унаследовал какую-то черту характера Майора Вихря. Олег Викторович такой же целеустремленный, как Березняк, Юлия так же любит учиться, а Юрий – так же хорошо готовит (особенно удается Евгению Степановичу фаршированная рыба).
- В последний раз папа был в Днепропетровске в 2000-м году, - рассказала Валентина Евгеньевна. - Я сейчас тоже по состоянию здоровья редко бываю в Киеве – все-таки уже 77... Женился папа очень рано: с моей мамой, Ефимией Николаевной, они познакомились в школе. Папа был учителем, а мама – секретарем.С отцом они были одногодками. Знаю, что в Петропавловском районе в год, когда я родилась - 1934-м, его назначили на должность инспектора народного образования. А ведь ему тогда было всего двадцать лет! Помню, как перед войной мы переехали жить во Львов – он мне казался просто сказочным городом, особенно зимой. Когда начали звучать первые взрывы, папа отправил нас в эвакуацию. К счастью, мы попали не в первый эшелон, который разбомбили, а во второй... Вернулись мы с мамой в Веселое, а папа остался во Львове. Но вскоре тоже приехал к нам и сразу занялся подпольной деятельностью. Помню пишущую машинку, на которой он печатал листовки, – мне сказали, что на ней будут печатать буквари... Папа прятал ее в маленьком сарайчике – дверь туда была настолько маленькая, что во время обыска крупный немец просто не пролез туда... И все же тогда его арестовали, правда, вскоре отпустили...
Как вспоминает Евгений Степанович в своей книге «Евгений Березняк рассказывает», в веселовской полиции ему тогда предложили сотрудничество, и он стал подумывать о том, чтобы легализоваться и продолжить работу в подполье. Однако потом все же решил возвращаться в Днепропетровск.
В жизни Березняка часто бывало так, что спасали его верные и преданные ему женщины, и это неудивительно: Валентина Евгеньевна утверждает, что отец был в молодости очень интересным мужчиной, да и фотографии подтверждают это. В той же книге есть глава под названием «Спасительница Муся», где Майор Вихрь вспоминает, как во время оккупации он шел по проспекту Карла Маркса со своей машинисткой Мусей Блудовой, которая печатала листовки. У Евгения Степановича случайно возникла стычка в немцем, он уже было потянулся за пистолетом, как тут Муся сделала вид, что поскользнулась, и упала на Березняка сверху: «Она не дала мне вытащить оружие и спасла мне жизнь...». Не выдала разведчика во время допроса и его радистка Ольга Комар (настоящее имя – Елизавета Вологодская). Березняк прятался на чердаке в куче сена и все слышал. Если бы фашисты нашли его – погибли бы оба...
- После войны отец все никак не возвращался домой, - вспоминает Валентина Евгеньевна. - Маме лишь приходили письма: «Ваш муж жив, находится в длительной командировке». А потом отец прислал письмо, где сообщил, что в семью он не вернется... Я никогда не осуждала его – наверное, потому что всегда чувствовала его заботу. Мама плакала, соседи советовали ей: езжай во Львов, возвращай его! Но она никуда не поехала. Зачем? Тем более, что в 1945 году Елизавета родила от моего отца сыночка Василия. А после того, как я окончила 7 классов, родители приняли решение, что я поеду учиться дальше во Львов. Школу я заканчивала там – мы жили в роскошной квартире возле Высокого Замка, с видом на парк. Сейчас эта квартира принадлежит Василию – я недавно там была. Отношения с Елизаветой у меня сложились отличные – ее, кстати, называли Олей, как и в подполье. Она много рассказывала мне о войне, а как-то обронила: «Твой отец со мной жить не будет...». И вскоре они развелись, а умерла Елизавета два года назад. Третьей супругой отца стала Екатерина Кузьминична – они тоже, как и мои родители, работали вместе по линии образования. И с ней у нас сложились отличные отношения.. А у отца появился второй сын – Виктор, который живет сейчас в Киеве. Моя мама позже вышла замуж второй раз.
Те три года жизни во Львове Валентина Евгеньевна с теплотой вспоминает до сих пор. Помнит, как нянчила маленького Ваську, как ей влетело однажды от отца, когда она ушла без спроса на поздний киносеанс. Училась Валя хорошо, а после окончания школы ее родители решили, что она вернется поближе к матери – в Днепропетровск. Тут она закончила химико-технологический институт, тут вышла замуж...
- У папы – отличное чувство юмора, он просто не может жить без шутки! - улыбается Валентина Евгеньевна, которая стопроцентно унаследовала это качество от отца. - Наверное, благодаря этому он и живет так долго...
Автор: Юлианна Кокошко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
---
"Папа прятал ее в маленьком сарайчике – дверь туда была настолько маленькая, что во время обыска крупный немец просто не пролез туда... И все же тогда его арестовали, правда, вскоре отпустили..."(Прикольно, да? Скажите, НКВД хоть кого-то выпускал?! из своих!)
---
"Майор Вихрь вспоминает, как во время оккупации он шел по проспекту Карла Маркса со своей машинисткой Мусей Блудовой, которая печатала листовки. У Евгения Степановича случайно возникла стычка в немцем, он уже было потянулся за пистолетом" (Опять же, представляете, остался жив и невредим. Блудова спасла. Что-то подобное возможно было в отношении НКВДиста в мирное время?!) Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2