А в представителях гражданского общества традиционно виделись агенты криминала. Мол, они дестабилизируют обстановку в местах лишения свободы.
Но, как отметил на пресс-конференции в ИА «Мост Днепр» начальник сектора по связям со СМИ и общественностью управления Государственной пенитенциарной службы Украины в Днепропетровской области, подполковник внутренней службы Ярослав Костюченко, несмотря на то, что пенитенциарная система традиционно закрытая и проблема общественного контроля всегда здесь стояла остро, сегодня двери тюрем и колоний Днепропетровщины хоть и не настежь, но максимально открыты как для наблюдательных комиссий администраций, так и для представителей общественных и правозащитных организаций.
— И в Уголовно-исполнительном кодексе Украины, и в постановлениях Кабмина закреплено право общественного контроля над учреждениями пенитенциарной службы. Но, к сожалению, четко не прописан правовой статус, который разрешает правозащитным организациям смотреть все, что им хочется, — подчеркивает Ярослав Костюченко. — Мы же вынуждены действовать в рамках существующего жесткого правового поля. Поэтому, когда у них нет прав, а у нас есть обязанности, у общественников создается впечатление, что мы ущемляем их права. Это не так. По его словам, в конце 2011 года при областном управлении пенитенциарной службы был сформирован общественный совет. К сожалению, на призыв принять участие в его работе многочисленные общественные организации региона отреагировали слабо. Откликнулись только те правозащитники, которые и так уже давно плодотворно работали с пенитенциарной системой. Увы, некоторые правозащитники ищут в тюрьмах и колониях только сенсации.
— Так было в прошлом году во время известных событий в участке максимального уровня безопасности днепропетровской 89-й колонии. Тогда члены Харьковской правозащитной организации с определенными предубеждениями хотели попасть на территорию учреждения. Сразу после этих событий семь организаций захотели, чтобы их включили в общественный совет, но как только все стихло все они пропали. Потом оказалось, что все эти организации были зарегистрированы в один день. А таких, которые бы постоянно заботились о заключенных, очень мало, — признается подполковник внутренней службы.
Объясняется это тем, что общественных и правозащитных организаций в стране множество, и, как правило, все они кому-то принадлежат. Поэтому, интересуясь жизнью за колючей проволокой, их члены относятся к увиденному предвзято, в интересах своих «хозяев». — И потому почти каждый контакт с такими активистами или начинается, или заканчивается скандалом, — отмечает Ярослав Костюченко. — Все знают о деятельности харьковской и донецкой правозащитных групп. И когда они приезжают и интересуются положением дел в учреждениях нашего региона, то возникает вопрос: где днепропетровская правозащитная группа? Мы готовы с ней сотрудничать и работать.
Председатель общественного совета при Государственной пенитенциарной службе Украины в Днепропетровской области Ирина Герасимова отметила, что у общественного совета хорошо налажено сотрудничество с областным управлением Государственной пенитенциарной службы Украины. Планом работы предусмотрены прием членами общественного совета осужденных по личным вопросам, добиваться улучшения работы и выполнения прав администрации учреждений по исполнению наказаний и т.п.
— Я с 2004 года директор благотворительного фонда, который помогает наркозависимым. Ни для кого не секрет, что в тюрьмах и колониях таких людей много. К сожалению, часто люди, которые за совершенные преступления попадают в места лишения свободы, для многих там становятся пострадавшими. За ними начинают наблюдать, что они едят, где спят, как себя ведут. Меня это огорчает и как мать, и как женщину, и как гражданина Украины, — призналась Ирина Герасимова.
По ее словам, положительные результаты роботы возможны лишь при условии совместных усилий представителей общественности и работников пенитенциарной службы. Ведь работа в общественном контроле тоже требует дополнительной подготовки. Многим гражданским инспекторам необходимо рассказывать в том числе и как лучше общаться с различными категориями осужденных, давать психологические советы.
— В нашей системе, к сожалению, есть много мест, где необходимо усиленно работать. Мы ничего не скрываем. Но там, где механизм налажен, есть возможность работать, наши сотрудники добросовестно трудятся, — заверил Ярослав Костюченко.
Автор: Анатолий Будяшевский
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |