Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 11 мая 2024
17:27

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Днепропетровскому трамваю — 115 лет

Днепропетровскому трамваю — 115 лет
Вагон трамвая на бульваре Екатерининского проспекта. Фото около 1900 г.
26 июня исполнилось 115 лет с момента открытия трамвайного движения в Екатеринославе. Город на Днепре стал третьим «трамвайным городом» в Российской империи. Первый маршрут трамвая тогда прошел от железнодорожного вокзала по Екатерининскому проспекту до Соборной (Октябрьской) площади.

ПОЧЕМУ НА ГЛАВНОМ БУЛЬВАРЕ

Весь период существования Екатеринослава его главной артерией, на которой была сосредоточена экономическая и общественная жизнь, был Екатерининский (К.Маркса) проспект. Естественно, уже в период обсуждения проектов строительства трамвая проспект выбрали для расположения его первой линии. Договор о строительстве подписали 14 июня 1895 г. Городская Управа и представители Франко-Бельгийского акционерного общества. Весной 1896 г. были начаты работы по строительству трамвайных линий. При этом первую линию с самого начала планировали расположить посреди роскошных бульваров.

19 февраля 1898 г. на заседании императорского Русского технического общества в Санкт-Петербурге слушали доклад руководителя строительства трамвая в Екатеринославе инженера А. Когана. В нем так определялась топография первой линии: «Ввиду значительной ширины улицы городское управление вполне целесообразно решило отвести под дорогу полосу, по которой не происходит ни пешеходного, ни экипажного движения, а именно полосу между бульварами в более широкой части улицы… и по сторонам центрального бульвара в менее широкой части проспекта».

В том же докладе описывались границы первой линии: «Линия эта начинается у самого вокзала дороги… и выходит на Екатерининский проспект… Затем, пройдя проспект, путь выходит на обширную Соборную [ныне Октябрьскую] площадь… опоясывает всю площадь в один путь с разъездами против Потемкинского сада [ныне парк Шевченко] и в конце, вблизи которого расположены казармы и летние лагерные помещения войск… Длина этой линии от вокзала до конца Соборной площади 6078 м, причем на протяжении более 4 км путь двойной».

Эксплуатацией «бельгийского» трамвая ведало АО «Анонимное общество «Электрические трамваи Екатеринослава». Первая линия называлась «Вокзал – Соборная». От этой линии, как от ствола дерева, отходили три боковые ветки. Первая – от пароходной пристани у железнодорожного моста по улице Провиантской (Пастера). Вторая ветка отходила от проспекта по Торговой (Ширшова) улице, заканчиваясь на Иорданской площади (район Нового моста). Третья ветка проходила по Александровской (Артема) и Базарной (Чкалова) улицам. Таким образом, первоначально трамвай имел три маршрута: «Вокзал – Соборная», «Вокзал – Иорданская» и «Пристань – Базарная».

ТРЕТИЙ В РОССИИ

Изначально на первой линии трамвая были положены обычные железнодорожные рельсы. Ширина колеи составляла 1 метр. Рейки укладывали на дубовые шпалы длиной от 1600 до 1800 миллиметров. Центральная станция трамвая строилась на Озерной площади. В субботу, 14 (26) июня 1897 г., состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Екатеринославе. Был жаркий солнечный безветренный день. На протяжении всей линии «Вокзал – Соборная» толпился народ. В 14 часов к трамвайному парку на Озерную площадь прибыл губернатор Батюшков с супругой и другие представители местной элиты. Гости расположились в шести вагонах зеленого цвета немецкого производства, богато украшенных разнообразными флажками, цветами, шарами и лентами. Жена губернатора перерезала красную ленту на воротах станции. Первый трамвай в сопровождении звуков оркестра и возгласов «Ура!» выехал на площадь. Все вагоны затем торжественно проехали по проспекту до конечной остановки и обратно.

Екатеринослав стал третьим городом в Российской империи, после Киева (1892) и Нижнего Новгорода (1895), где было открыто движение электрического трамвая.

«ДОЛГОИГРАЮЩИЙ» ПЕРВЫЙ МАРШРУТ

Первый маршрут трамвая по главному проспекту в дальнейшем существовал всегда. За исключением 1918–1920 гг. и 1943 г., когда движение временно прекращалось из-за боевых действий и разрухи. В 1934 г. именно на маршруте №1 были начаты работы по перешивке узкоколейных линий на ширококолейные. Тогда маршрут №1 заканчивался уже возле Лагерного (Нагорного) рынка. Еще с 1912 г. колея была продлена дальше по Лагерной улице (просп. Гагарина), до бывших Артиллерийских лагерей. По этой колее поворачивали трамваи с ул. Чкалова и Чернышевского. В 1934 г. колею продлили до транспортного института (ДИИТа), куда первоначально ходил трамвай №7.

В 1940 г. на маршруте №1 «Вокзал – проспект К. Маркса – Октябрьская пл. – Лагерный рынок» работало 15 поездов. И только уже после войны конечной остановкой первого маршрута также стал ДИИТ.

Первый маршрут трамвая длиной 15,6 км - самый «древний», остается главным и самым популярным в Днепропетровске. Пока ему не грозит уничтожение, как, например, случилось с киевским трамваем, который убрали с Крещатика. Наш маршрут трамвая №1 может быть ликвидирован только после завершения строительства первой линии метро, хотя этот вопрос спорный. А пока этого не случилось, первый маршрут ежедневно функционирует, как и 115 лет назад.

Gorod.dp.ua на Facebook.

Читайте также:


cahbe  (03.07.12 16:26): Так там всем трамваям по 115 лет ... Ответить | С цитатой
777  (03.07.12 13:46): Ты не лекарь, ты дятел тоскливый, наводишь, понимаеш, тоску-печаль на людей, и без того убитых этой долбаной жизнью! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Лекарь  (03.07.12 11:22): Если достроят метро, уберут трамвай,то чтоб доехать от Дзержинского до Горького надо:
1.Подняться по прекрасному бульвару до Горного - 10мин
2.Спуститься на 60м вниз - 5мин
3.Подождать 15 мин поезда
4.Доехать до вокзала - 10мин
5.Вернуться по не менее прекрасному бульвару до Горькоко - 10 мин
Итого: 50мин
Классно !
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 3
LOKI  (03.07.12 09:42): Спасибо всем респондентам за хорошие, добрые слова в адрес днепропетровского трамвая!
Какие вы все хорошие и добрые, когда ТРЕЗВЫЕ! Как сказали классики - "Трамвай построить - не ишака купить!", так что трамвай таки построили, а ишаков, как вы сами видите, у нас своих шо гуталина! Даешь - молодежь, постройте свой, настоящий, удобный, дешевый трамвай для города, вот тогда и погуторим на завалинке, кто есть who, и чьи в лесу шишки!
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
ололо  (03.07.12 09:06): http://czechfolks.com/plus/wp-content/uploads/2010/05/Obr.-0 4-Tram+15T-Design-nízkopodlažní-t ramvaje-Škoda-15T-ForCity.jpg нынешние "чехи" конечно красавцы, а поездка в них одно удовольствие, но Днепру такое не надо, этому городу милее транспорт стран-изгоев. Ответить | С цитатой
юшан  (03.07.12 07:45): Ну конечно, горожанин, ты прав. Убрать трамваи, убрать троллейбусы. Оставить одни скотовозки. И будет город не позорный. Ответить | С цитатой
горожанин  (03.07.12 07:16): позор а не трамваи и мое мнение так лутче их совсем убрать чем так позорить город Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Небайдужий  (03.07.12 00:52): Місто закупить ще 20 115-річних вагонів чеського виробництва і німецького експлуатування!.. Ответить | С цитатой
язва  (02.07.12 23:59): Радует стабильность днепропетровского бугеля. Шо на открытие импортная техника закупалась, шо при совке - у чехов, шо и сегодня в бундесе бэу приобретается. ( см. статью в этом же разделе)
По всему видно - высокоразвитый у нас промышленно-машиностроительный городок.
И градоначальство стабильненько на протяжении всея имперской истории полюбляет разрэзать красные ленточки.
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
Историк  (02.07.12 23:04): Максим Эдуардович, спасибо за статью! Шоб вы жили как наш трамвай - 115 лет и дальше! Ответить | С цитатой
1 2
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
150
новых лифтов планируется установить в Днепре в 2024 году.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте