Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 21 декабря 2024
16:02

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Днепропетровские театры: с чего все начиналось?

|«« «« »» »»|

27 марта все поклонники Мельпомены отмечают Международный день театра. Но что мы знаем об истории днепропетровских театров? Проведя большую работу в архивах, мы решили восполнить этот пробел.

Парадоксально, но факт: до революции с театральным искусством жители Екатеринослава были знакомы лишь благодаря гастрольным труппам. Несмотря на губернский статус нашего города, в нем не было ни своего постоянного театра, ни драматической или оперной труппы. Но в городе часто гастролировали приезжие трупп, привозимые предприимчивыми антрепренерами. Порой в Екатеринослав приезжали и известные артисты столичного Александринского, московского Малого и других известных в империи театров, лучшие оперные труппы.

С театром жители Екатеринослава познакомились еще в 1830-х годах, когда на Ярмарочной площади (находившейся в ту эпоху чуть выше нынешней улицы Дзержинского) антрепренер странствующей театральной труппы И.Ф.Штейн построил деревянный театр и начал привозить на ярмарки и дворянские выборы (бывшие большим событием местного масштаба) незатейливые постановки. Актеры и обслуживающий персонал проживал и столовался по квартирам горожан. Публика посещала театр Штейна весьма охотно, особенно когда давали «зрелищные» драмы «Русалка» или «Паша Сибирячка». Из актрис наибольшей популярностью пользовались Громова и Петрова, из актеров – Пилони. Когда же из самого Петербурга привозили столичную премьершу Федорову, театр ломился от публики.

Дошедшие до нас скупые сведения о ранней истории екатеринославского театра рисуют патриархально-провинциальные нравы, господствовавшие в среде местных обывателей и заезжих «служителей Мельпомены». Антрепренер был единственным вершителем судеб артистов, он же подыскивал доходные пьесы, закупал доски и ткани для декораций, примитивную бутафорию и реквизит, возил труппу бесконечными и утомительными дорогами из города в город. Во время таких разъездов в 1834 году Штейн с труппой решил окончательно обосноваться в Киеве. Печальным был конец и помещения первого городского театра: деревянный сарай был уничтожен пролетевшим над городом ураганом...

Прошел не один год, пока в городе не создали первый каменный театр. Местный купец А. И. Луцкий один из своих недостроенных домов по улице Гостиной (нынче – улица Гопнер) по подсказке губернатора в 1847 году переоборудовал в театр (здание не сохранилось – на его месте жилые дома). Почти сорок лет театр Луцкого принимал приезжие труппы. Но не только мелких гастролеров видела екатринославская публика. С огромным успехом в городе проходили спектакли знаменитого московского комического актера Василия Живокини, завоевавшего всероссийскую славу ролями Добчинского в «Ревизоре», Кочкарева в «Женитьбе», Репетилова в «Горе от ума». Наибольший фурор у публики вызывали роли Живокини в бесчисленных комедиях и водевилях – зрители любили легкие жанры.

Добавим, что не только российских гастролеров знал театр Луцкого. В памяти зрителей надолго остались гастроли венского балета, певцов-итальянцев Финоки и Вискетти. Увы и ах, но в 1880-х годах каменный театр в городе исчез: Луцкому оказалось выгодней перестроить здание под жилье. Но театралы города (добавим, что такими могли себя считать лишь несколько сотен горожан – для простых людей театр был недоступной забавой) горевали недолго. Вскоре на углу Озерной площади и Городского сада, в районе старого цирка по ул.Шмидта, был воздвигнут деревянный театр с громким названием «Шато-де-флер» («Замок цветов»). В моду вошли постановки украинских театральных трупп. Так, например, в 1885 году в Екатеринославе триумфально прошли 40-дневные (!) гастроли труппы М.Л.Кропивницкого, зрители вдоволь насладились «Наталкой Полтавкой» и «Запорожцем за Дунаем», «Сватанням на Гончаривци», пьесами самого Кропивницкого «Доки сонце зийде», «Глитай або ж павук» и другими. Труппы Кропивницкого, Саксаганского, Карпенко-Карого с неизменным успехом гастролировали в нашем городе в 1889, 1890, 1896 годах, в эти годы приезжали сюда и лучшие артисты Петербурга и Москвы.


Театральную публику зазывали броскими афишами
Но совершенно новый импульс театральная жизнь Екатеринослава получила после постройки в 1907 году Зимнего театра (современный театр Горького). Хотя постоянной театральной труппы в городе по-прежнему не было, гастроли приезжих мастеров сцены стали регулярным явлением, а большой зал театра мог вместить уже не только состоятельную публику. Для богатых театралов предназначался партер, ложи и бельэтаж. На первом и втором ярусах размещалась публика попроще. А вот третий, самый верхний ярус, предназначался для студентов, бедных ремесленников, которым по силам было выложить 20-30 копеек за стоячее место (были тогда в театрах и такие!). С солидным Зимним театром некоторое время пытался конкурировать деревянный летний театр «Аполло» на углу центрального проспекта и улицы Мостовой. Но уж слишком низкопробные в нем были постановки...

Не изменилась эта ситуация и сразу после революции. Помещений, в которых можно было давать театральные постановки, в городе хватало, но при этом не было ни одной оперной или драматической труппы. Любители Мельпомены довольствовались гастролями приезжих трупп. Когда наш город посещали заезжие знаменитости, в зале не было где яблоку упасть. И, забегая чуточку наперед, отметим: именно два таких гастрольных визита привели к появлению в нашем городе своих театров.

Первыми гастролями в пережившем революционную разруху Екатеринославе стал приезд Первого государственного украинского театра, который был создан в 1919 году в Киеве. Его основной миссией стали гастроли по украинским городам, где театр стремился пропагандировать публике проверенную временем классику и новое искусство. Первым комиссаром театра стал Александр Довженко, а первым заведующим литературной частью – Павло Тычина. Екатеринославской публике прославленные мастера сцены Борисоглебская, Ужвий, Марьяненко, Бучма и другие актеры представили пьесы отечественной и западноевропейской классики – «Лесную песню» и «Каменный властелин» Леси Украинки, «Гайдамаки» Тараса Шевченко, «Ревизор» Гоголя, «Северные богатыри» Ибсена, «Ткачи» Гауптмана.

Крупным событием весны-лета 1925 года стали гастроли в Екатеринославе Московского театра революции и МХАТА. Нашим землякам впервые выпала возможность познакомиться с игрой великих мастеров театра В.Качалова, И.Москвина, О.Книппер-Чеховой, Л.Леонидова в их лучших репертуарных спектаклях. Билеты на гастроли москвичей в зале Городского (бывшего Зимнего) театра им.Луначарского были раскуплены задолго до гастролей. В студенческих кассах молодежь едва не дралась за дешевые билеты на галерку. Театр революции привез свои лучшие постановки первых лет – «Озеро Люль» Файко, «Воздушный пирог» Ромашова, «Стеньку Разина» Каменского. Но кульминацией гастролей стали мхатовские «На дне», «Царь Федор Иоаннович», «На всякого мудреца довольно простоты», «На дне». Зал вибрировал от восторженных криков «Браво», а сцена утопала в букетах цветов. Эти гастроли не только запомнились надолго, но и разожгли у горожан настоящий интерес к театральному искусству. Все острее ощущалось отсутствие в городе собственного театра…

Одним из центром гастрольной жизни был концертный зал «Солей», который был построен при гостинице «Бристоль» примерно на месте современного памятника Полю на пр.Карла Маркса. В 1925 году «Солей» переименовали в театр «Спартак», а в 1934-м (возможно, подражая фильму «Веселые ребята») – в «Мюзик-холл». Сцену использовали для выступления приезжих артистов и постановки собственных музыкальных комедий. Поэтому со временем горожане стали называть мюзик-холл театром оперетты. А в 1937 году это заведение наименовали уже официально театром филармонии и эстрады. К началу войны здание театра заметно обветшало. Его собирались реконструировать, но не успели. А в годы оккупации «Солей»-«Спартак»-«Мюзик-холл» был разрушен. Его развалины убрали и построили дом с башенкой на крыше.

Но театральный вакуум требовал наполнения все настойчивей. Именно гастроли в нашем городе Первого государственного украинского театра (в 1921 году) и московского МХАТа (в 1925-м) привели к созданию в Днепропетровске двух первых и постоянных театров.

К 1927-му году Первый украинский театр, которому уже было присвоено имя Шевченко, немало поколесил по областям, городам и селам Украины. Труппа устала от этой кочевой жизни и хотела постоянной прописки и стабильности. И как нельзя кстати пришлось приглашение переехать в Днепропетровск, что и было сделано осенью того же года. С самого начала театр и расположился по нынешнему адресу, в театрально-концертном зале бывшего Английского клуба. Днепропетровцы с восторгом встретили новость о «своем» театре, на весь репертуар зал был переполнен. Основу же афиш составляли актуальные для той эпохи постановки – «Гибель эскадры», «Правда», «Оптимистическая трагедия», «Первая Конная». Ставили «шевченковцы» украинскую и зарубежную классику. Зрители той эпохи запомнили мастерство ведущих актеров театра Маринича, Хорошуна, Заднепровского, Верменича, Овчаренко и других мастеров сцены.

В том же году группой артистов московского МХАТа был создан и Днепропетровский театр имени Горького – один из первых русских театров Украины. Во главе творческого коллектива стал артист и режиссер Малого театра В.Ермолов-Бороздин и артисты А.Головина, Г.Полежаев, Н.Покровский и другие. Премьерной работой нового театра, который расположился в бывшем Клубе общественного собрания (сейчас – областная филармония на ул.Ленина), стал спектакль «Любовь Яровая» по пьесе К.Тренева. В довоенном репертуаре доминировали постановки по пьесам советских драматургов – «Бронепоезд 14-69», «Огненный мост», «Кремлевские куранты», большой успех выпал на долю спектакля «Гибель эскадры» по пьесе Корнейчука. А одним из любимых молодежью спектаклей стал «Как закалялась сталь» по роману Островского. Продолжая классические традиции МХАТа, наши «горьковчане» до войны успешно ставили спектакли по пьесам Гоголя, Грибоедова, Чехова, Толстого. Большим успехом у ценителей мирового театрального наследия пользовались постановки по пьесам Шекспира, Шиллера, Мольера, Бомарше, Гольдони. Так что даже в ту эпоху афиша нашего театра Горького отличалась завидным разнообразием.

А тем временем в Городском театре имени Луначарского (сейчас – театр им.Горького) свой труппы не было. Наконец, в 1931 году здесь на постоянной основе начал работать Государственный театр оперы и балета. Собственно говоря, еще в ноябре 1927 года в этом же здании прошла первая постановка «рабочей оперы» - «Пиковая дама». Его художественным руководителем был назначен народный артист УССР М.Стефанович, балетмейтером – народный артист СССР П.Вирский, который позже возглавил ансамбль народного танца Украины. В составе труппы оперного был оркестр из пятидесяти человек, хор и балет насчитывали по 70 человек каждый. В них солировали маститый деятели сцены – С.Вермель, Л.Бронзов, Н.Бойкиня и наш прославленный земляк, народный артист Иван Паторжинский. В дни представлений гасли в зале огни плафонов и люстр, взмахивал дирижерской палочкой Владимир Йориш, гремела увертюра, и зрители переносились в мир арий, балетов, музыки. На этой сцене Чайковский, Россини, Верди, Пуччини мирно соседствовали с балетами «Красный мак» Глиера, «Тихим Доном» Дзержинского, «Паном Кагельским» Вериковского. На афишах в ведущих партиях рядом с фамилиями местных исполнителей (тенор Канзбург, баритон Бронзов, сопрано Вермель) появлялись известные всей стране имена Марии Литвиненко-Вольгемут или нашего славного земляка Ивана Паторжинского, который даже в зените своей всесоюзной славы никогда не считал зазорным побывать и выступить в родном городе. В годы войны здание театра Горького было почти полностью разрушено. А оперный театр в городе перестал существовать до 1974 года, когда для него было построено новое здание. После восстановления театра им.Горького в нем в 1956 году сначала расположился Дом культуры строителей, а уже в 1958 – русский драматический театр.

Своя постоянная театральная труппа появилась и в «Украинском доме» - нынешней гостинице «Украина». Театральные традиции в этом здании были заложены и до революции, когда здесь существовал «Интимный театр», где выступали главным образом эстрадные артисты. А в 1930 году здесь был торжественно открыт Театр юного зрителя. ТЮЗ проработал в этом здании до самого начала войны и пользовался огромным успехом у юных жителей города, которым артисты ТЮЗа щедро дарили мир сказок и преданий, переносили их в мир сильных и мудрых героев, всегда побеждавших зло. А в 1939 году городскую детвору порадовали еще одним подарком: в Днепропетровске начал свою работу и театр кукол.

Gorod.dp.ua на Facebook.

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
7
новых региональных полигонов бытовых отходов будут построены в регионе к 2027 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте