Но вместо конспектов пришлось взять в руки винтовку. Он решил пойти на фронт добровольцем. Но в военкомате посоветовали подождать, пока исполнится 18 лет. Вскоре его мобилизовали и направили в Харьковское танковое училище. С тех пор вся его жизнь была связана с танками.
Немцы подступали к Харькову. Поэтому училище перевели в глубокий тыл в Узбекистан, в Самарканд. Шел уже 1942 год. Как только дождались танков, всех курсантов отправили в Горький. Григорию достался танк Т-70. Молодой лейтенант теперь уже был командиром экипажа, а механиком у него была девушка Валя Смирнова, что не очень было по душе командиру. Но дивчина отлично справлялась со своими обязанностями.
Только один раз она сплоховала, заправив танк вместо бензина водой. Неисправность устраняли сами. Через некоторое время 86-ю отдельную танковую бригаду направили в Подмосковье, а оттуда — на Воронежский фронт. Нужно было переправиться через реку Воронеж на противоположную сторону через мост, который уже заминировали, танкисты не хотели рисковать. Тогда Григорий махнул рукой — будь, что будет, и повел свой Т-70 на мост, перед этим высадив девушку. Танк прошел. Он весил 7 тонн, так что мост выдержал. Но как быть с Т-34, который весит в два раза больше? Танкисты заколебались. Рискнул командир бригады, который сам сел за рычаги. Таким образом, переправились все танки.
Большие бои велись под Харьковом. Немцы рвались в город. Много машин остались без горючего. Поступил приказ двигаться в город к тракторному заводу. Те танки, которые не заправлены, пришлось подорвать.
И вдруг Бережненко услышал сильный удар по танку. Снаряды пролетали как-то мимо, а в машину ударилась болванка, разорвав девушку на части. Он же даже не был ранен. Бригада потеряла много танков. Их отправили в Курскую область, где в Мантурово была сформирована 86-я бригада, а за танками пришлось ехать в Нижний Тагил. Теперь уже Бережненко получил Т-34.
И снова фронт. Теперь уже 3-й Белорусский, а после — 1-й Прибалтийский. И так бросали с одного фронта на другой. Под Витебском пришлось участвовать в разведке боем. Для танкистов это верная смерть. Послали 10 танков, вернулось три. Механиком после гибели девушки стал танкист Нишкуренко. С ним Григорий Бережненко встретится уже после войны на киевском вокзале. Трудно было узнать того лихого парня, который водил танк в бой. Он нуждался в помощи. Ведь в то время ветеранам никто не помогал выжить. Григорий Харитонович часть своих отпускных (он ехал в отпуск на родину) дал однополчанину. Больше они не виделись.
Запомнился Бережненко эпизод, когда они стояли в лощине, где без конца рвались снаряды. Но они не попадали в цель. А тут рядом с его танком разорвалась мина. Танкисты как раз собрались на обед. Григорий полез в танк за водой. Это его спасло. Все остальные погибли или были ранены.
Наверное, есть Бог на свете, раз он остался жив. Вообще Бережненко четырежды горел в танке и все время спасался. Имеет ранение и две контузии. Отлежится в санбате и снова в бой. Он сам иногда удивляется, что выдержал этот ад. Может быть, это крестьянская закалка, которую дали ему отец с матерью — колхозники, труженики, сумевшие в трудное время воспитать троих детей. Гриша был старшим, младших уже нет, а он живет и радуется жизни.
Как тогда, когда брали высоту в Шауляе. Не могли войти в город. Атаки за атаками. Их танки передали пехоте. И все же высота была взята. Но тут на мине подорвался его танк, разбита гусеница. Пришлось долго решать, что делать дальше. В танк постучал капитан и пригласил к командующему. Он похвалил танкистов за храбрость и мужество при взятии высоты и наградил Бережненко орденом Отечественной войны І степени. Это была самая дорогая для него награда. А еще генерал Петровский дал ему 10 суток отпуска домой, где ждала его мама. Эту радость трудно передать. Ведь еще идет война, а он — отпускник.
Тяжелые бои велись в Восточной Пруссии за город Кенигсберг. Штурмом брали каждый квадратный метр. Фашисты для обороны укрепили 12 дотов. Как-то, сидя в танке, Бережненко услышал радио Москвы, где передавали, что Кенигсберг взят нашими войсками. А на самом деле бои за него длились еще два дня. В этом городе Григорий Харитонович стоял до 1947 года. Он участвовал в Параде Победы на Красной площади в Москве. Был награжден орденом Отечественной войны ІІ степени, двумя орденами Отечественной войны І степени, двумя орденами Красной Звезды за Кенигсберг, медалями.
Позже была служба в Потсдаме, в Закавказском военном округе в Шамхоре. Учился в бронетанковой академии в Москве, затем служил в Гвардейском в Днепропетровске, снова в Германии — в должности начальника штаба танкового полка и заместителя командира полка. Участвовал в чешских событиях. После ухода в отставку полковник Бережненко трудился на разных участках народного хозяйства.
А еще он любит порыбачить. Эта любовь осталась у него с самого детства, когда с отцом ходил на рыбалку на речку Псел. Любит посидеть с удочкой на Днепре. И гордится своим уловом карасика, леща, окунька. Тогда обязательно жена Алла Степановна устраивает рыбный день, где собирается вся семья. Любят этот обед дочка Лариса, зять Алексей, внук Андрей. Жаль только, что сын Сергей, тоже полковник запаса, танкист, не может присутствовать на этих обедах, потому что живет в Алма-Ате. Не виделись с ним семь лет.
В этом году Григорию Харитоновичу исполнилось 90 лет. Мы желаем ему доброго здоровья и еще как можно дольше радоваться жизни.
Автор: Светлана Пелых
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |