|«« | «« | »» | »»| |
Отголоски «кровавого воскресенья»
Революционное бурление в Екатеринославе началось отнюдь не в 1917 году. Буквально через неделю после «кровавого воскресенья» (случившегося в Петербурге 9 января 1905 года) забастовали рабочие Брянского завода, поддержанные рабочими других предприятий. Весной и летом по городу прокатилась еще одна волна стачек, в которой к рабочим уже присоединялись и солдаты. А 20 июня 1905 года состоялась многолюдная демонстрация в поддержку восставших матросов броненосца «Потемкин». Демонстрация была поддержана 10 тысячами заводских рабочих, против которых бросили казаков и усиленные наряды полиции. Основные силы демонстрантов были разогнаны в районе перекрестка нынешних пр.Карла Маркса и ул.Пастера. Не обошлось без раненных и погибших. В память об этих событиях на стене теперь уже бывшего хлебзавода установлена мемориальная табличка. Но на нее никто не обращает внимания – здесь все спешат по базарным делам.
Но основной всплеск революционных событий 1905 года пришелся на октябрь, когда наш город поддержал общероссийскую стачку. «В Екатеринославе забастовали все заводы, трамваи, железная дорога, бунтовщики строят баррикады», - депеши такого содержания летели из нашей губернии в Петербург 10 октября 1905 года. Действительно, это была практически общегородская политическая забастовка, когда закрылись все лавки и магазины, школы и больницы, в городе погасло электричество. Многотысячная демонстрация преимущественно из железнодорожных рабочих направлялась к центру города по Пушкинскому проспекту. Но митингующие были встречены стрельбой в районе нынешнего перекрестка проспекта Пушкина и ул.Философской, десятки людей были ранены и убиты. Об этом до сих пор напоминает мемориал на этом перекрестке.
А тем временем на Первой Чечеловке (современный проспект Калинина) рабочие Брянского завода уже вовсю строили баррикады. Когда утром 11октября солнце осветило Брянскую площадь (на ее месте сейчас – ДК Ильича), на ней уже колыхалось людское море. До собравшихся дошла весть о расстреле демонстрантов на проспекте Пушкина. Люди начали валить телеграфные столбы, протягивать через улицу проволоку, рассыпать битое стекло. Всего было построено шесть баррикад, возле которых развернулось настоящее сражение. « Чечеловская республика» (как ее назвали позже) смогла сопротивляться казакам и полиции до вечера – ценой жизни 22 своих защитников. В память об этих событиях в районе дома №45 по пр.Калинина установлена мемориальная стела.
А тем временем баррикады выросли и по улице Кудашевской (современная Баррикадная). Их в поддержку «Чечеловской республики» возводили митингующие студенты горного училища и предприятий нагорной части города. Против митингующих бросили расквартированный неподалеку Симферопольский полк. Силы были неравны – через два часа баррикада пала. О ней напоминает мемориальная табличка на доме №5 по ул.Баррикадной – кстати, во дворе этого дома перевязывали раненных защитников баррикады. Сегодня табличка едва заметна из-за вывески ресторана. Большинство на нее просто не обращает никакого внимания.
В вихрях 1917-20 годов
В революционные годы у нашего города оказалась уникальная судьба. Вихри этой эпохи настолько закружили Екатеринослав, что власть в городе, по подсчетам историков, переменялась до двадцати раз. «Красные» и «белые», немцы и австро-венгры, махновцы, деникинцы, петлюровцы, григорьевцы, гайдамаки поочередно захватывали город. Нередко бывало и так, что в одно и то же время город был поделен между представителями нескольких враждующих лагерей. Но, по понятным причинам, в современном Днепропетровске увековечена память только об установлении ленинской, большевистской власти. А эта власть в Днепропетровске устанавливалась трижды: в конце декабря 1917 года, 27 января 1919 и уже окончательно – 30 декабря 1919 года.
Практически весь декабря 1917 у большевиков ушел на подготовку революционного восстания. Штаб, руководивший его подготовкой, размещался в знаменитом «Доме губернатора». Но сейчас на этом здании (в котором размещается банк) ничто не напоминает об этих событиях. А вот большинство в городской Думе принадлежало сторонникам Центральной Рады – гайдамакам. Неизвестно, насколько бы еще затянулась подготовка к восстанию, если бы не анекдотическая история с выкраденным у гайдамаком броневиком. Этот эпизод стал детонатором местной революции. Благодаря мощному подкреплению и вовремя подвезенному оружию, большевики поэтапно сумели выбить противников с городских окраин. Штаб гайдамаков расположился в почтамте, оттуда совершались неоднократные вылазки к Дому губернатора. Но 28 декабря наступил перелом в этом противостоянии, на следующий день сторонники Центральной Рады в почтамте капитулировали. Об этом и поныне напоминает мемориальная табличка на почтамте.
Революционной историей опален и соседний отель «Астория». В январе-феврале 1918 года в этой гостинице располагался губернский революционный комитет, здесь же происходила запись добровольцев в Красную Армию, которая пыталась (увы, неудачно) дать отпор рвущимся к городу немецко-австрийским войскам. Об этом напоминает мемориальная доска у входа в отель. Пережила гостиница еще одних гостей. Когда город был захвачен отрядами Нестора Махно, «Батька» со своим штабом квартировал в гостинице и даже, по легенде, на скакуне подымался на третий этаж. Несколько лет назад табличку с портретом атамана тоже установили на фасаде отеля.
Об установления власти большевиков в Екатеринославе есть напоминание и на русском драматическом театре имени Горького – бюсты Г.К.Орджоникидзе, М.И Калинина, К.Е.Ворошилова на восточной стороне здания. Городской зимний театр 4 января 1918 года принимал пленум Екатеринославского Совета рабочих и солдатских депутатов, на котором выступал Орджоникидзе. 17-19 марта 1918 года в театре проходил экстренный съезд 2-го Украинского (!) съезда Советов, который избрал ЦИК республики и правительство Советской Украины. Кстати, этот съезд объявил Украину независимой советской республикой, которая органично связана советской Россией, и призвал к беспощадной борьбе с немецкими оккупантами. А в декабре 1920 театр торжественно встречал воинов Первой Конной армии, героев гражданской войны Климента Ворошилова и Семена Буденного. Именно здесь Климент Ефремович, пораженный разрухой в нашем городе, произнес знаменитое: «Быть может, во всей Украине нет более разрушенного города, чем Екатеринослав»
В советское время тот факт, что большевистскую власть в Екатеринославе пришлось устанавливать трижды, не афишировался. Поэтому мемориальными знаками отмечены прежде всего места, связанные с «первым пришествием» большевиков. Но все же есть память о последующих установлениях советской власти. На доме №3 по улице Карла Либкнехта мемориальная табличка напоминает о том, что именно здесь размещался штаб Первой Конной, которая способствовала окончательному установлению власти большевиков в Екатеринославе. А сами командармы Ворошилов и Буденный располагались в доме напротив под №6. Кстати, Первая Конная не только «наводила новые порядки». Конноармейцы приняли огромное участие в восстановлении из пепла разрушенного города.
И еще одно напоминание о тех бурных годах стоит напротив ДК Ильича. Это бронеплатформа, входившая в состав бронепоезда, который был построен рабочими Брянки. В годы гражданской войны бронепоезд под командованием Дыбенко громил в нашей губернии иностранных интервентов и белогвардейцев. В боях он был сильно поврежден, его уже собирались отправить на переплавку. Но в 1932году, к 15-летию Октября, рабочие электросварочного цеха Петровки бережно восстановили платформу, которая и замерла на вечном пьедестале. Слава Богу, охотники за металлом пока до нее не добрались. Хотя и заметно, что некоторых деталей на бронеплатформе уже не хватает. Свинтили, заразы…
А вот памятник Ивану Бабушкину, как уже сообщал наш сайт, на днях исчез целиком. Бюст организатора Екатеринославского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» был установлен перед домом-музеем И.В.Бабушкина, торжественно открытого в 1967 году. Увы, уже лет 15 бывший музей не работает, в нем живут обычные люди. А памятник неоднократно подвергался надругательствам и даже один раз исчезал. Тогда его, правда, нашли.
Есть в Днепропетровске и еще один дом-музей, прямо связанный с Октябрьской революцией. Это тоже открытый накануне 50-летия Октября мемориальный дом-музей Григория Ивановича Петровского, чей жизненный путь был тесно связан с нашим краем, здесь начиналась его рабочая и партийная деятельность. Напомним, что именно в честь Петровского в 1926 г. прежний город Екатеринослав был переименован в Днепропетровск. Находится дом-музей в поселке Кайдаки по ул. Жовтенят, 29. Именно здесь Григорий Иванович проживал и вел подпольную работу в 1906-08 годах. К сожалению, та хата, в которой и жил Петровский, не сохранилась. Здание нынешнего дома-музея было выстроено в 1967 году заводом Петровского с максимальной достоверностью внутренних интерьеров. После распада СССР этот дом-музей тоже долгое время был закрыт. Но в 2010 его работу возобновили. Правда, большая часть экспозиции посвящена не видному революционеру, а казацким традициям нашего края. Обычные посетители в музей приходят редко – в основном его посещают организованные группы туристов из других регионов, а порой даже из-за рубежа.
Каждый волен сам определять, как относиться к памятникам, посвященным бурным революционным годам. В любом случае, они напоминают нам о нашей общей истории. И варварски их уничтожать (а тем более – красть ради копеек за сдачу в металлолом) – это за гранью человечности.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |