Пригрозили наказать, а получилось, премировали
Если бы ей в те прежние годы предсказали, что когда-нибудь она расстанется с этими полями, севооборотами, чистыми парами, тому бы она рассмеялась прямо в лицо. Да разве добра от добра ищут? Она — агроном известного на Луганщине совхоза «Индустрия» и, к слову сказать, очень даже на хорошем счету.
— Послали меня как-то подменить заболевшего бригадира на самое отстающее совхозное отделение, в село Красный Кут, — рассказывает Татьяна Ивановна. — А там земли не паханные, а засеянные все в рябчиках — так называются пустые места, плешь. Очень редкие были всходы. Понимаю, что норма высева не соблюдается — семена попросту разворовываются самими механизаторами. Если завезли для посева пять мешков зерна, то один обязательно продадут на выпивку. Как тут не быть изреженным посевам! Да и на урожае все скажется.
С утра до ночи проводила агроном в поле, пока сеяли. Сама на сеялке стояла, контролируя, чтобы все семена в почву легли. То поле, что годами стояло непаханным, два раза вдоль и поперек плоскорезами обработали. Трактористы отговаривали: зряшная, мол, затея, только затраты понесем немалые. На своем настояла. Овес на том поле посеяли. Стали ждать всходов. А они только кое-где пробиваюся.
— Хожу, переживаю, все на тот овес поглядываю, — продолжает моя собеседница. — И вдруг узнаю: с проверкой райкомовской к нам едут. Не понимаю, почему начальство не лучшее отделение показывает, а самое отстающее. Вот приезжает прямо на поле с невзошедшим овсом сам второй секретарь райкома. «Если на этом поле ничего не вырастет, — говорит, — с вас все затраты вычтутся или вы будете привлечены к уголовной ответствености». Но небеса сжалились надо мной. Буквально через день-два пошли дожди, и наш овес так раскустился, так заколосился — ну прямо волны на море.
Собрали они тогда по 16 центнеров овса с гектара — самый лучший результат по совхозу. А как гордились этой победой механизаторы! На День колхозника им вручили чуть ли не впервые денежные премии и большущий каравай.
Но вскоре их ждало расставание с дотошной агрономшей. Татьяна к мужу переезжает на его родину, в Павлоградский район, где надеялась устроиться на работу по своей специальности. Думала, что с этим проблем не будет. К тому же покажет свое удостоверение лектора — много приходилось по селам ездить, выступать на фермах и в тракторных бригадах. Но начальника районного управления сельского хозяйства Вадима Жорника мало интересовали все имеющиеся творческие и организаторские способности сидящей напротив него женщины.
— Ничего не могу вам предложить. Еще не знаем, что будет с нашими кадрами. Время сейчас непростое, село реформируется.
Экскурсовод — профессия номер два
Работая в совхозе, Татьяна использовала любую возможность, чтобы отправиться куда-нибудь по туристической путевке. Она проявляла большой интерес к историческому прошлому той или иной местности, посещала старинные кладбища, храмы, монастыри. На экскурсиях всегда удивлялась, откуда экскурсоводы черпают так много интересного, и где вообще учат на экскурсоводов.
Однажды ей попалось на глаза объявление в одной из местных газет о том, что в городе Красный Луч идет набор на трехмесячные курсы экскурсоводов. А курсы те — в 25 километрах от села, в котором Татьяна жила и работала. Однако это не стало помехой для ее целеустремленной натуры. Занятия проводились по субботам и воскресеньям, и это ее вполне устраивало.
Когда на новом месте не получилось устроиться на работу агрономом, пришлось вспомнить о свидетельстве об окончании курсов экскурсоводов. В Павлоградское экскурсбюро взяли внештатным сотрудником, что, конечно же, не предполагало сколько-нибудь малой прочности для семейного бюджета.
Но Татьяна Ивановна с благодарностью вспоминает обо всех перепитиях свого трудового пути:
— Проводила экскурсии по городу, району, возила учащихся в Днепропетровск, Запорожье, Полтаву. Радовалась, когда видела, что детям интересно то, что я рассказываю. А потом случайно узнаю, что городскому музею нужен научный сотрудник сельскохозяйственного направления. Пришла, взяли. До меня там агрономов не было.
Все бы ничего, да ставка младшего научного сотрудника всего105 рублей. Это против 180—200, получаемых ею в совхозе. Но долго раздумывать не приходилось. Выбора просто не было. А тем временем с прежнего места работы пришла подмога — 300 рублей совхозной тринадцатой зарплаты. Сумма казалась просто запредельной и была сразу же потрачена на нужные семье вещи.
В небольших, тесноватых комнатках музея она писала истории сел, исследовала происхождение их названий, описывала быт и народные традиции. И, конечно, много ездила.
— У нас ведь здесь очень интересные вещи наблюдаются. Рядом, по соседству, находятся два села, даже, бывает, одного сельсовета, а одно из них русское, другое украинское. Например, украинская Каховка и русская Новая Дача. И различие я наблюдала во многих деталях. Скажем, в технике вышивки: в украинских селах вышивают крестиком, в русских — гладью.
Уникальные они люди, называемые скучным словосочетанием «музейные работники». Но они работают так, что вполне могут служить примером, истово, не ожидая ни наград, ни даже просто доброго слова, «пашут» во имя истории. Когда ей, молодому тогда еще специалисту, предложили помочь в создании сельского музея в пригородном Богуславе, она с радостью согласилась. Татьяна Ивановна вспоминает:
— И вот едем мы с председателем колхоза и инициатором создания музея Иваном Константиновичем Белобородой в Днепропетровск, проезжаем мимо полей, я что-то там комментирую. Он удивленно меня спрашивает: «А откуда вы все это знаете?» — «Так я — агроном по профессии».
Ответ смутил Белобороду. Девушка, мол, не специалист в музейном деле. Откуда ей знать, как разместить экспонаты и все такое прочее. Сомнения не оправдались. Музей открыли уже зимой, а через год он получил звание народного. Татьяна Ивановна и сейчас может рассказать о многих экспонатах сельского музея Богуслава.
Ей жаль, что в сутках только 24 часа
Сегодня она — директор Павлоградского историко-краеведческого музея, размещающегося в старинном одноэтажном здании. Экспонатам тесновато, поэтому многое хранится в запасниках. Жизнь музеев сегодня далеко не сытая, приходится искать деньги и на ремонты, и на текущие расходы. Но тем не менее музей отапливается, в выставочном зале демонстрируют свои работы местные народне умельцы. Проходят научно-практические конференции, на которых работники музея посвящают присутствующих в свои исследования, открывают много до сих пор неизвестного. И им бы хотелось, чтобы с этим еще могли ознакомиться люди, как можно больше людей.
Весной этого года павлоградские хранители древностей пригласили горожан на экскурсию «Ночь в музее». Действо развернулось в 6-ти экспозиционных залах. Посетители увидели, как выглядел город в разное время. По словам очевидцев феерического зрелища, они явственно ощутили атмосферу тех лет. Прошелся по залу, бряцая саблей, основатель города Матвей Хижняк, гуляка-гусар задул свечи, чтобы нагнать на посетителей страху.
Можно с уверенностью сказать, что под руководством Татьяны Ведмидь музей все больше и больше становится центром культурной и духовной жизни города. Именно в этих стенах 20 лет тому назад был создан женский клуб «Зоряна», который впоследствии трансформировался в творческое объединение «Кольори», известное за пределами нашей области.
Многочисленные свидетельства, почетные дипломы не умещаются на стенах крохотного директорского кабинета. На этом своеобразном иконостасе на самом видном месте расположена благодарность международного культурного фонда «Наследие», Почетный знак «За заслуги перед городом Павлоград» ІІ степени и ее особая гордость — благословенная грамота митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Хозяйка кабинета разрешила себе маленькую слабость — иметь перед газами то, что дороже всего. Остальные награды, а их около ста, хранятся в папках.
У нее очень много идей. Одна из них воплощена совсем недавно: в крохотном музейном дворике появился мини-ландшафтный парк «Дыхание скифских степей». Еще очень хочется выиграть грант на создание экспозиции обычаев древнего украинского быта.
Вот только жаль, что в сутках всего лишь 24 часа. Покоя Татьяне Ведмидь совсем не хочется.
Автор: Валентина Кордюкова
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
И никакой тебе толерантности. Спасибо автору! Ответить | С цитатой