Рай Божий на Самаре
Известно, что в конце XIV — начале XV века на Самаре в чаще дубового непроходимого леса, на обширной уединенной равнине уже существовала церковь со звонницей. При церкви был устроен шпиталь (богадельня). Враги не оставляли в покое славянскую землю и в один из набегов уничтожили церковь. Пока одни из казаков гнали врагов со своей земли, другие уже усердно работали в самарских лесах и скоро устроили на месте разрушенной новую деревянную войсковую церковь со звонницей и шпиталем при ней и выписали из Киева неженатых священников-иеромонахов с богослужебными книгами и церковными принадлежностями.
Положение православного храма на Самаре и по географическому расположению самой местности, и по материальным удобствам во всех отношениях было выгодное и счастливое — народ благоговел к Самаре как к первой казацкой святыне. В 1602 году при Самарской церкви по счастливой мысли отца-настоятеля, понявшего дух и сердечное настроение казачества, образовался Самарский Пустынно-Николаевский монастырь.
Сюда, как в единственную молитвенную обитель, благоговейно сходились со всех сторон казаки и в простоте сердца молились и учились всему святому и душеспасительному. Оставляя все житейские скорби и печали свои, получали сердечное успокоение и утешение, выходили отсюда в мир, на дело со свежими и обновленными силами, с бодрым духом и просветленным взглядом, укрепленные и умудренные во спасение. «Се рай Божий на земле, — так везде и повсюду в полном восторге сердца выражались казаки о Самарском Пустынно-Николаевском войсковом монастыре, указывая тем на высокую святость и благотворность нравственного влияния его на души и сердца казачества. — Се настоящая Палестина наша, се истинный войсковой Иерусалим!»
В 1654 году, после присоединения казаков к православному русскому царству, война, разгоревшаяся между Россией и Польшей, тяжело отозвалась для всего Запорожья, в том числе и Самарского монастыря, — все постройки в нем после разграбления предали огню. Но уже в апреле 1672 года в возобновленной обители торжественно был освящен вновь отстроенный храм.
Святое покровительство
По окончании русско-турецкой войны (1681 г.) для монастыря настал период благоденствия. Расквартированные в Самаре казаки и военные регулярной армии жертвовали значительные суммы в пользу монастыря. На территории обители были построены новые помещения, мельницы, устроены пасеки, мастерские по изготовлению свечей.
В 1688 году монахи этого монастыря поддержали запорожских казаков, которые были против строительства Новобогородицкой крепости (она могла бы быть использована в качестве плацдарма для казней казаков), и стрельцы князя В. В. Голицына учинили в монастыре погром, предав пыткам монахов.
В 1690 году монастырь постигло еще одно несчастье: почти все его население и большая часть жителей погибли от эпидемии, после которой монастырское имущество, в том числе и архив, было уничтожено.
Еще не один раз монастырь будет уничтожаться и не один раз восставать из пепла. Так, в очередной раз монастырь был разрушен во время восстания Мазепы: запорожцы, отступая в Олешки, забрали часть монастырского имущества с собой, а часть оставили. Управление монастырем было поручено архимандриту Азово-Предтеченского монастыря Осипу. Однако в 1711 году монастырь был в очередной раз разрушен татарами.
В 1720 году монастырь был восстановлен по инициативе и на средства полковника Д. П. Апостола, будущего гетмана, и его сына П. Д. Апостола. Они пригласили из Киево-Межигорского монастыря иеромонаха Иоанна, который был поставлен настоятелем.
В 1736 году на Самарчуке произошло крупное сражение между татарами и запорожцами. Татары окружили обитель, но взять ее приступом не решились. Под утро осажденные казаки увидели над монастырем лик, похожий на Святителя Николая. Необъяснимое чувство повлекло их на молитву в храм. И тут казаки увидели второе чудо — сияние вокруг Самарской иконы Божией Матери, заступницы своей. Радость и отвага наполнили их сердца, они вышли навстречу супостатам и победили. Божия Матерь и Святитель Николай не раз еще спасали казаков и монастырскую братию в лихую годину.
Религиозный центр Запорожья
В 1739 году монастырь был полностью обновлен и вернул себе значение религиозного центра Запорожья. В то время при монастыре существовали школы и больницы, а численность крестьян, вотчинников и прислуживающих, которые работали на монастырь, достигала 500 человек. Монастырю принадлежали слобода Черненная, четыре хутора, озеро Соленое и речка Протовча, мельницы и пасеки, в общей сложности 18698 десятин земли. В обители принимали постриг, умерли и были похоронены многие запорожские старшины: кошевой атаман Филипп Федоров, военный толкователь Иван Швыдкий, военный писарь Дмитрий Романовский, военный судья Моисей Сухой и другие.
После уничтожения Запорожской Сечи в 1780 году монастырь приписан к Киево-Межгородскому монастырю, а в 1791 году его сделали загородной резиденцией екатеринославских архиереев.
В 1787 году по инициативе известного Кирилла Николаевича Тарловского, которого прозвали «дикий поп», вместо старого деревянного собора был построен новый каменный Николаевский собор с приделами в честь Святителя Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и во имя святых мучеников Кирика и Иулиты. В 1815 году сооружена трапезная Преображенская церковь, в 1838 году — храм святого Георгия Победоносца. В 1828 году к Николаевскому собору пристроены архиерейский дом и колокольня. За колокол весом в 169 пудов 22 фунта, приобретенный в XVIII веке, запорожские казаки выложили огромную по тем временам сумму — 8320 рублей 90 копеек.
Долгое время в монастыре сохранялись иконы Божией Матери «Самарская» и Святителя Николая, а также 4 запорожских креста. К сожалению, сегодня судьба всех этих реликвий неизвестна.
«Справочная книга Екатеринославской епархии за 1908 год» сохранила до нашего времени следующие сведения: «Когда основан монастырь, неизвестно, но по некоторым данным видно, что в 1700 году уже существовал.
Возвратить былое величие
Вплоть до 1917 года исторические сведения о монастыре весьма отрывочные. Известно лишь, что во время Первой мировой войны монастырь был действующим.
К середине 20-х годов XX века монастырь начали заселять инвалидами гражданской войны. Из года в год их число увеличивалось, и в 1930 году обитель закрыли и передали под дом инвалидов. А после Великой Отечественной войны на территории монастыря был организован дом для одиноких престарелых металлургов. А в 1960-е годы — интернат для девочек с психическими заболеваниями.
В 1994 году было принято решение о создании на территории интерната женского монастыря. Возрождать мужской, по понятным причинам, было невозможно. Но Божиим промыслом было предначертано возвратить монастырю его назначение. Насельницы во главе с игуменьей Мариной были переведены на восстановление Свято-Тихвинского женского монастыря в Днепропетровск. А на исконной территории Самарского Свято-Николаевского пустынного монастыря началось возрождение мужской обители.
В 2001 году высокопреосвященнейший архиепископ Ириней благословил иеромонаха Досифея (Савелова), служившего здесь настоятелем Свято-Николаевского храма, быть наместником и заниматься восстановлением разрушенного монастырского хозяйства.
Адрес: 51200, г. Новомосковск, ул. Монастырская, 1.
Телефон 8 (05693) 2-23-94.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |