Несмотря на спешку с началом строительства, окончание постройки Дома Хренникова пришлось на конец 1913-го года, а 13 — чертова дюжина. Поэтому строительство было приостановлено и завершено в начале 1914 года.
В среду, 1 января 1914 года местная газета «Южная заря» вышла со следующим извещением: «В самом непродолжительном времени состоится открытие кинематографического театра под названием «Паласъ» во вновь выстроенном по проспекту украинском доме В. Н. Хренникова. Управляющий С. И. Добрынин».
Театр «Палас»
Реклама обещала демонстрировать в «Паласе» «исключительно монопольные картины последних выпусков изысканных сюжетов».
Уже 3-го и 4-го января 1914 года екатеринославцев ждала «грандиозная программа картин». Накануне Рождества зрители увидели «Ночь перед Рождеством», «роскошную картину по повести Н. В. Гоголя в четырех больших частях длиною 3500 аршин». Эта картина сопровождалась музыкой из украинской оперы «Запорожец за Дунаем».
В первые дни 1914 года в новооткрытом «Паласе» также шла захватывающая драма в двух частях «Под маской шута» длиной 2000 аршин, разыгранная лучшими силами известной фабрики «Итала». Гомерический хохот обещала вызвать картина «Водяная дуэль». А «Хроника «Гомон» обещала сообщать «текущие новости мира».
Таким образом, семья екатеринославских «биографов» пополнилась еще одним синематографом, то бишь кинотеатром. Так звонко заявил о себе Дом Хренникова.
Однако век «Паласа» оказался недолгим. Летом 1915 года его капитально перестроили, и в сентябре того же года там открылся театр «Интимный».
Театр «Интимный»
Столичный журнал «Театр и искусство» в августе 1915 года писал: «Екатеринослав. Главный администратор театров Ф. П. Дедикова А. Б. Дукельский пригласил на зимний сезон 1915-16 года в театр «Палас» (специально для этого перестроенный и отремонтированный) оперетто-фарсовую труппу А. О. Варягина. Сезон в «Паласе» начнется 5 сентября. Приглашен также на гастроли в тот же театр балет Чистякова».
Артистка Ольга Павловна Грекова-Дашковская в книге об оперетте «Солнечный жанр» вспоминала Варягшина в Одессе: «Вскоре вся труппа съехалась, и начались репетиции. Главным режиссером и ведущим героем был Александр Осипович Варягин. Открывали сезон опереттой «Тайны гарема» В. Валентинова.
Увидев меня в театре на репетиции, Варягин взял меня в спектакль, я изображала арапчонка в первом акте. Так состоялось мое «крещение»!»
До Екатеринослава театр Варягина летом 1915-го гастролировал в соседнем Харькове. В начале осени « варяги» приехали в Екатеринослав.
В октябре 1915 года главным режиссером Интимного театра в Екатеринославе (труппа А. О. Варягина) состоял Михаил Иванович Рассудов.
В разгаре была Первая мировая война. Молодых актеров забрали на фронт. Многие театральные помещения стали использовать под лазареты. В городе наблюдался большой наплыв беженцев. Все это наложило отпечаток на театральную жизнь города. Да и у украинского дома были не только поклонники.
«Нынешний театральный сезон сложился очень печально для города Екатеринослава, — писал современник осенью 1915 года. — У нас нет драмы, нет оперы и нет даже оперетки. Здесь сыграли роль, по-видимому, сведения о том, что Зимний Театр (ныне на его месте театр им. Горького. — Авт.) будет взят под лазарет. Пока театр не взят и в нем подвизается малорусская труппа Колесниченко, перекочевавшая в него из летнего театра.
Драму и оперетку, по-видимому, пытается заменить Интимный театр под управлением Варягина и режиссерством Рассудова, приютившийся в доме Хренникова, где раньше находился кинематограф «Палас». Маленькая жалкая сцена, расписные и узорчатые потолки и стены, крайне неудобный вестибюль, какая-то нелепая галерея рядом с ложами, несуразные колонны, раскрашенные под дуб, — все это не дает никакой иллюзии Интимного театра, а скорее напоминает плохенький, серенький театрик самой глухой провинции. Даже завсегдатаи синематографа не мирились с этим зданием, наводящим тоску и уныние своим видом.
Дирекция Варягина оповестила о том, что в Интимном театре будет фарс, легкая комедия и оперетка. Труппа набрана из фарсовых и опереточных актеров. Спектакли проходят, как в театрах миниатюр, в две смены. А по праздникам — и в три, начиная с 6.30 часов вечера. Ставятся одноактные фарсы, легкие комедии с пением, а оперетки перекраиваются из трех актов в один. Шли спектакли с участием отдельных куплетистов и исполнительниц цыганских романсов. В труппе имеются хорошие актеры: Рассудов, Ленский и сам Варягин, выступающий в последние дни опереточный актер Гудара и госпожи Стрельская, Раздольская, Беатова. Еще в труппе есть г-н Вили-де-Вилльо, Медведев и г-жа Асина. Были спектакли с большим уклоном в сторону раздевания. Очень слабы вторые персонажи. Я бы скорее назвал этот театр не «Интимным театром», а «Театром-Винигрет», где есть и фарсовый, и мюзик-холльный, и опереточный жанр, но нет настоящего театра.
Театр, однако, посещается, так как некоторые сценки, при той или иной комбинации актеров, проходят очень недурно. Мне пришлось смотреть «Мотор любви», перекроенный в один акт, какой-то итальянский фарс (с итальянского ли?) «Его Превосходительство флиртует». Эта сценка с участием Стрельской и Гудара прошла очень живо и мило. Еще недурно спет был романс г. Вилли-де-Вилльо. Остальное было скучновато. Дирекция Варягина обещает ряд опереток с участием новых приглашенных актеров.
…В городе много приезжего люда и везде полно».
Кстати, один из упомянутых артистов оперетты Иван Васильевич Гудар-Васильев после революции оказался в эмиграции и умер в сентябре 1943 года в Панчево, Югославия.
Такую картинку осени 1915 года нарисовал один из местных любителей театра.
Наше кино
Кстати, ситуацию с театром можно было объяснить тем, что в 1915—1916 годах руководитель Интимного театра режиссер Варягин принялся снимать в Екатеринославе военно-патриотические кинофильмы! Для этого он привлек в качестве оператора пионера украинского кино, нашего земляка Даниила Сахненко.
Дело шло споро. Выпускало эти фильмы товарищество «Щетинин и K’». Вот фильмы, снятые А. Варягиным в нашем городе в 1915 году: «Геройский подвиг сестры милосердия Риммы Ивановой» (выпуск 11 октября 1915 года), «Геройский подвиг телефониста Григория Манухи», «На поле брани» и самая крупная постановка — «Во славу русского оружия» (1450 метров, выпуск 26 декабря 1915).
Картину «Богдан Хмельницкий» (сценарист и режиссер А. Варягин) также выпустила в 1915-м в Екатеринославе киностудия Ф. Щетинина. Кинолента стала экранизацией одноименной исторической пьесы Михаила Старицкого. В съемках фильма принимали участие актеры украинской труппы под руководством Никиты Кучеренко и М. Зориной.
1 октября 1916 года товарищество Щетинина выпустило драму в четырех частях «Умер бедняга в больнице военной». Это была вторая экранизация народной песни. Демонстрировалась как кинодекламация. Это единственный кинофильм (его продолжительность минут 18), который довелось посмотреть автору материала. Натурные съемки велись предположительно в Самарском лесу.
Режиссер этого и других фильмов Александр Варягин после революции выехал в эмиграцию и умер в Берлине.
Автор: Николай Чабан
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |